Учебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических занятий по теме: доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве для студентов Международно-правового факультета,


НазваниеУчебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических занятий по теме: доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве для студентов Международно-правового факультета,
страница1/11
Дата публикации12.03.2013
Размер0.91 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

КАФЕДРА ЧАСТНОГО ПРАВА

Виноградова Е.А., Лукьянова И.Н.

КУРС: «Гражданское процессуальное право. Арбитражное процессуальное право».


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для подготовки и проведения практических занятий по теме:

ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ


Рекомендовано кафедрой частного права ВАВТ

Протокол заседания кафедры №14 от 30 июня 2006 г.
Москва

2007

^ ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

КАФЕДРА ЧАСТНОГО ПРАВА

Виноградова Е.А.

Ответственный редактор,

автор методических рекомендаций

Лукьянова И.Н.

Составитель,

автор методических

рекомендаций

КУРС: «Гражданское процессуальное право. Арбитражное процессуальное право».

^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для подготовки и проведения практических занятий по теме:

ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ
Для студентов Международно-правового факультета,

для слушателей в/о Международного коммерческого факультета и слушателей Факультета повышения квалификации
Рекомендовано кафедрой частного права ВАВТ

Протокол заседания кафедры №14 от 30 июня 2006 г.

Москва

2007

Авторы:

Виноградова Е.А.,

кандидат юридических наук, доцент

Лукьянова И.Н.

кандидат юридических наук
Виноградова Е.А., Лукьянова И.Н.
^ ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ (ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО; АРБИТРАЖНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО). УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ ВАВТ / Е.А.Виноградова, Н.А.Штанкова, ГО УВПО Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. – М.:ВАВТ, 2006 г. 65 с.
Курс «Гражданское процессуальное право; арбитражное процессуальное право» изучается в ВАВТ студентами Международно-правового факультета, слушателями в/о Международного коммерческого факультета и слушателями Факультета повышения квалификации.
Основной целью курса является приобретение студентами и слушателями теоретических знаний о целях, задачах, основных принципах, институтах, понятиях и категориях гражданского процессуального права, их особенностях в современном арбитражном процессуальном праве, а также формирование навыков самостоятельного анализа и применения в практической деятельности основных концептуальных положений с учетом их возможной эволюции в будущем.

Закреплению теоретических знаний студентами призвана способствовать самостоятельная подготовка студентами и слушателями к практическим занятиям с использованием учебно-методических пособий.

Структура и содержание настоящего пособия, как и других учебно-методических пособий по курсу «Гражданское процессуальное право; арбитражное процессуальное право» определены таким образом, чтобы способствовать уяснению основных теоретических и законодательных положений по изучаемой теме, их практического значения в контексте движения судебного дела от момента его возбуждения до его окончания на основе вынесения окончательного исполнимого судебного решения (либо прекращения производства по делу без вынесения судебного решения); приобретению основных навыков по самостоятельному применению теоретических и законодательных положений при анализе конкретных правовых ситуаций, в основе которых материал современной судебной арбитражной практики, отражающей основные сформировавшиеся подходы, а также актуальные проблемы правоприменения.

При составлении заданий, за основу принимались типичные правовые ситуации из сформированной судебной практики, а также правовые ситуации, отражающие новые вопросы, не имеющие пока единообразного решения в современной правоприменительной практике. Принципиальное значение для подготовки студентов и слушателей к практической деятельности имеет включение в учебное пособие заданий и использованием, по общему правилу, оригинальных текстов (извлечений из текстов) судебных актов по конкретным делам.

Предполагается, что при выполнении заданий студенты и слушатели будут учиться применять самостоятельно подобранные в соответствии с включенным в учебно-методическое пособие списком основные, относящиеся к теме занятия нормативные акты и имеющие принципиальное значение постановления, иные материалы: Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека, высших судебных органов в Российской Федерации.

Последний раздел учебно-методического пособия: «Материалы для чтения и обсуждения» включает извлечения из наиболее авторитетных монографических работ и учебных курсов и/или извлечения из имеющих принципиальное значение нормативных и судебных актов, руководящих разъяснений и информационных материалов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

© ГО УВПО ВАВТ Минэкономразвития России, 2007.


  1. Цель и задачи занятия:

В результате повторения лекционного материала, изучения учебной литературы, самостоятельной подготовки к аудиторному практическому занятию и активной работы в аудитории при проведении практического занятия по теме «Доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве» студенты:

    • уясняют основные теоретические и законодательные положения по изучаемой теме, одновременно применяя знания, приобретенные при изучении тем, предшествующих обращению к теме «Доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве, курса «Гражданского процессуального права»;

    • учатся объяснять практическое назначение теоретических и законодательных положений, изучаемых в рамках темы «Доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве», в контексте движения судебного дела от момента его возбуждения до его завершения вынесением окончательного исполнимого судебного решения (либо прекращения производства по делу с вынесением об этом определения по указанным в процессуальном законе основаниям);

    • приобретают основные навыки по самостоятельному применению теоретических и законодательных положений, в рамках темы «Доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве», при анализе конкретных правовых ситуаций, в основе которых материал современной судебной практики, отражающей основные сформировавшиеся подходы, а также актуальные проблемы правоприменения.

Предполагается, что выполнение студентами в соответствии с данными методическими рекомендациями всех включенных в это учебное пособие заданий, позволит:

  • научиться формировать предмет доказывания по конкретному делу;

  • правильно определять в конкретном деле, какая сторона несет бремя доказывания каждого факта, а также, какие факты не требуют доказывания;

  • приобрести практические навыки по оценке судебных доказательств с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и достаточности, а также по использованию прав лиц, участвующих в деле, при представлении доказательств;

  • правильно определять, в форме какого именно средства доказывания должны быть представлены те или иные сведения.




  1. Методические рекомендации.


Тему «Доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве» студенты изучают в первом семестре учебного года. Теоретические основы данной темы тесно связаны с положениями, изученными ранее в рамках тем «Принципы гражданского процессуального права», «Участники гражданского процессуального права», «Иск в гражданском процессуальном праве». Прежде чем приступить к подготовке к занятию по теме «Доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве», следует вспомнить, каково содержание принципов диспозитивности, равноправия и состязательности, в чем заключается требование беспристрастности суда, какими правами обладают лица, участвующие в деле. Большинство заданий невозможно будет решить, не понимая, что такое предмет, основание и содержание иска.

В рамках изучаемой темы студенты знакомятся с понятиями судебного доказывания, предмета доказывания, судебных доказательств, правилами представления и оценки отдельных видов доказательств.

При подготовке к практическому занятию студентам, во-первых, рекомендуется сначала внимательно прочитать лекционный материал и самостоятельно изучить те главы учебника, которые относятся к теме «Доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве». В учебнике «Гражданское процессуальное право», под редакцией профессора М.С. Шакарян, тема «Доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве» представлена в главе 10 «Судебные доказательства».

При подготовке к практическому занятию студенты могут обращаться к дополнительной литературе. Наиболее значительные и авторитетные учебные и научные издания по теме приведены в разделе «Рекомендуемая учебная литература» настоящего пособия.

Основным, кодифицированным нормативным правовым актом в области гражданского процессуального права, является Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Применительно к изучаемой теме, основной акцент следует сделать на уяснении положений главы 6 «Доказательства и доказывание», а также статей 12, 35, 162, 163, 170, 171, 174, 175-188, 249 этого кодекса.

При подготовке к практическому занятию студентам необходимо обратиться к следующим, обязательным для применения, документам и материалам Верховного Суда Российской Федерации:

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении". П.3, 6-9;

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. N 2 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству". П.15-20, 22;

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. N 3 "О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде первой инстанции". П.7, 8, 10, 11, 17, 19, 20;

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия". П.10.

Тексты перечисленных и иных, включенных в список основных, рекомендуемых для изучения, нормативных актов и имеющих принципиальное значение постановлений, иных материалов высших судебных органов в Российской Федерации, в настоящее учебное пособие не включены. Эти документы есть в доступных и широко применяемых юристами-практиками информационных базах данных, таких как «Консультант Плюс», «Гарант» и других. Систематическая самостоятельная работа с этими базами данных, обращение к которым предполагается при подготовке к каждому практическому занятию, имеет целью сформировать у студентов устойчивые навыки поиска необходимых для практической работы материалов.

Закреплению теоретических знаний студентами будет способствовать выполнение заданий, помешенных в практической части учебно-методического пособия. Эта часть состоит из задач, при составлении которых за основу принимались типичные правовые ситуации из сформированной судебной практики, а также правовые ситуации, отражающие новые вопросы, не имеющие пока единообразного решения в правоприменительной практике.

Задачи и правовые ситуации подобраны таким образом, чтобы в них затрагивались основные вопросы изучаемой темы:

  • Предмет доказывания (задача 1, 2, 3, 4, 6, 7);

  • Судебные доказательства ( задачи 1, 2, 5, 7);

  • Относимость и допустимость доказательств (задачи 1, 2, 3);

  • Бремя доказывания (задачи 1, 2, 3, 4, 5, 6);

  • Преюдициальные факты (задача 3);

  • Оценка доказательств (задача 2).

Прежде чем приступить к решению заданий, рекомендуется ознакомиться с последним разделом учебно-методического пособия «Материалы для чтения и обсуждения», в котором приведены фрагменты из дореволюционной и современной литературы, а также извлечения из постановлений Пленума Верховного суда РФ, решений ЕСПЧ, которые необходимы при решении заданий и подготовке ответов на вопросы к занятию.

Одной из задач курса является формирование мировоззрения современного юриста, понимающего причины и суть изменений в организации судебной системы и в гражданском процессе, а также способного определять перспективы развития гражданского процессуального права. С этой целью, авторы включили в последний раздел пособия материал «О развитии теории доказательств», в котором прослеживается эволюция формирования понятие доказательств, перечень средств доказывания, основные правила их получения со второй половины XIX века по настоящее время.

При выполнении практических заданий особое внимание следует уделить определению предмета доказывания. Именно с этого следует начинать решение большинства заданий. Чтобы развить практический навык формирования предмета доказывания, который имеет в юридической практике судебного юриста ключевое значение, рекомендуется в письменном виде (например, в виде таблицы) определить перечень фактов, которые требует доказать норма(ы) права, составляющая(ие) основание иска, а затем выполнять дальнейшие задания (возле каждого факта указывать, на какой стороне лежит бремя доказывания и (или) какие докзательства его подтверждают).

ПРИМЕР.
Определим пределы доказывания на примере задания 1 по теме «Доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве»:
В пределы доказывания включаются факты предмета доказывания, то есть обстоятельства, составляющие основание иска, а также процессуальные факты и доказательственные факты.

^ Для того, чтобы определить предмет доказывания, следует, прежде всего, квалифицировать правоотношения, сложившиеся между Ковалевой Л.П. и Губаревым В.К.

Так как Губарев В.К. получил денежные средства от Ковалевой Л.П. на определенный срок и обязался их возвратить, к отношениям между ними применима ст.807 ГК РФ, то есть между ними заключен договор займа. Соответственно, их отношения регулируются §1 главы 42 ГК.

Согласно ч.1 ст.810 ГК заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. Таким образом, Ковалева Л.П. имеет право на возврат 50 000 рублей, переданных Губареву взаймы. Так как Губарев не исполнил свое обязательство возвратить сумму займа в согласованный срок, ч.1 ст.11 ГК позволяет Ковалевой Л.П. защищать свое нарушенное право на возврат сумы займа в судебном порядке. Исходя из перечня способов защиты гражданских прав, перечисленных в ст.12 ГК, Ковалева Л.П. вправе требовать присуждения Губарева В.К. к исполнению обязанности в натуре, то есть взыскания с него суммы невозвращенного займа.

^ Итак, Ковалева Л.П. вправе предъявить в суд иск о взыскании с Губарева В.К. 50 000 рублей невозвращенного займа.

Основание данного иска составляют обстоятельства, которым ч.1 ст.807 и ч.1 810 ГК придают значение юридических фактов, а именно:


п.п.

Норма права

Юридический факт или состав

Обстоятельство дела

1

Ч.1 ст.807 ГК

По договору займа займодавец передает деньги заемщику, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег.

2 февраля 2003 г. Ковалева Л.П. передала Губареву В.К. 50000 рублей, а Губарев В.К. обязался возвратить Ковалевой Л.П. эту же сумму. Между сторонами заключен договор займа.

2

Ч.1 ст.810 ГК

Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму.

^ К моменту обращении Ковалевой к адвокату Губарев В.К. не возвратил ей сумму займа.

3

Ч.1 ст.810 ГК

Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму в срок, предусмотренный договором займа.

Договором между Ковалевой и Губаревым первоначально был предусмотрен срок возврата займа 31.12.2003., а 4.04.2004. этот срок был продлен до 4.04.2005. К моменту обращения Ковалевой к адвокату, срок возврата займа истек.


Доказательственный факт (4), который может быть включен в пределы доказывания по данному делу, в случае оспаривания Губаревым того факта, что деньги получил он, состоит в том, что деньги по договору займа 02.02.2003. получил Губарев как физическое лицо, а не ООО «ПОТОК», от имени которого он действовал.
Процессуальный факт, который может быть включен в пределы доказывания в данном деле в случае оспаривания Губарева своего статуса надлежащего ответчика:


п.п.

Норма права

Юридический факт или состав

Обстоятельство дела

5

Ч.1 ст.38 ГПК
П.3) ч.2 ст.131 ГПК


Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.

В исковом заявлении должны быть указаны наименование ответчика, его место жительства.

^ В исковом заявлении в качестве истца указывается Ковалева Л.П., а в качестве ответчика – Губарев В.К.


6

Ч.1 ст.41 ГПК

Суд может допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.

2 февраля 2003 г. Ковалева Л.П. передала Губареву В.К. 50000 рублей, о чем Губарев выдал ей квитанцию от ООО «ПОТОК», генеральным директором которого он являлся. 4.04.04. Губарев подписал с Ковалевой договор о том, что он 02.02.2003. г. получил от Ковалевой Л.П. деньги в размере 50 000 руб., которые он обязуется возвратить через год и уплатить 15% годовых за пользование этими деньгами. Ковалева передала деньги единожды. В договоре от 4.04.2004. Губарев, выступая в качестве физического лица, подтвердил, что именно он получил взаймы от Ковалевой 02.02.2004 г. 50000 рублей. Таким образом, именно Губарев является надлежащим ответчиком по иску.


Таким образом, в предмет доказывания по рассматриваемому иску должны быть включены три обстоятельства основания иска, один доказательственный факт и два процессуальных факта.

Самыми важными элементами обучения, объединяющими теоретическую и практическую части учебного процесса, являются:

  • самостоятельная подготовка студентами ответов на вопросы, поставленные в конце каждой из задач и правовых ситуаций;

  • обсуждение в аудитории разных вариантов ответов на эти вопросы;

  • формирование собственной аргументированной позиции по поставленным вопросам и ее публичное представление во время аудиторного практического занятия.



  1. Теоретическая часть.


Введение в тему.

Основная задача суда при рассмотрении дела по существу состоит в том, чтобы установить обоснованность требований, предъявляемых истцом к ответчику, то есть проверить:

  • обоснованность искового требования (исковых требований): существовали ли в действительности фактические обстоятельства (основание иска), на которые ссылается истец в обоснование иска,

  • правильность определения нормы права, - правового основания иска;

  • соответствие требуемого способа защиты - установленным в законе.

Фактическое основание, то есть составляющие основание иска фактические обстоятельства (фактический состав) формируется на основании утверждений сторон о существовании тех или иных фактических обстоятельств, на которых основаны их требования/возражения. Такие фактические обстоятельства должны быть подтверждены делающей утверждающей об их существовании стороной (лицом, участвующим в деле) перед судом. Сторона, участвующее в деле лицо, должны убедить суд в существовании таких фактических обстоятельств, иными словами, в том, что они действительно имели место. Убедить суд можно, только представив доказательства в подтверждение существования фактических обстоятельств, включенных в основание иска/основание возражений против иска.

Доказывание представляет собой деятельность лиц, участвующих в деле, и суда по представлению, исследованию и оценке доказательств.

Один из наиболее важных вопросов в гражданском процессе состоит в том, какие именно факты следует доказывать в конкретном деле. В науке гражданского процессуального права выделяют понятия «предмет доказывания» и «пределы доказывания».

Круг фактов, подлежащих доказыванию в определенном деле, составляет предмет доказывания. В предмет доказывания включаются юридические факты основания иска и возражений против него, на которые указывает норма материального права (Клейнман А.Ф.).

Однако, как правило, в каждом определенном деле приходится доказывать более широкий круг фактов. Для обозначения всей совокупности фактов, подлежащих доказыванию, употребляется термин «пределы доказывания». В пределы доказывания включаются:

1) юридические факты материально-правового характера, то есть факты, включаемые в предмет доказывания;

2) доказательственные факты, то есть факты, из которых может быть выведен юридический факт предмета доказывания. Например, по делам о признании записи отцовства недействительной истец может ссылаться на доказательственный факт длительного отсутствия его в месте проживания ответчицы, в связи с чем исключается вывод об отцовстве (алиби);

3) факты, имеющие процессуальное значение1.

Определяя относимость доказательств, следует помнить, что доказательство может считаться относимым только тогда, когда оно подтверждает одно из обстоятельств, включенных в пределы доказывания.
Для правильного осуществления доказательственной деятельности, необходимо знать, какие обстоятельства, не требуют доказывания.

Во-первых, к таким обстоятельствам, процессуальный закон относит преюдициальные обстоятельств, т.е. обстоятельств, установленные ранее вступившим в законную силу решением суда, а потому не требующие повторного доказывания в деле, в котором участвуют те же лица.

Напомним, что часть 2 ст.61 ГПК к преюдициальным обстоятельствам относит обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» разъяснил, что под судебным постановлением, указанным в части 2 статьи 61 ГПК РФ, понимается любое судебное постановление, которое согласно части 1 статьи 13 ГПК РФ принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда), а под решением арбитражного суда - судебный акт, предусмотренный статьей 15 АПК.

Согласно положениям ГПК (2002) и АПК (2002) не требуют доказывания в гражданском процессе:

  • обстоятельства, установленные любым судебным постановлением суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу;

  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела в арбитражном суде, не требуют доказывания при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции, только если они зафиксированы в решении арбитражного суда.

Обстоятельства, установленные в определении арбитражного суда, не имеют преюдициального значения при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции и требуют доказывания по общим правилам.
В некоторых случаях встает вопрос о том, имеют ли преюдициальную силу обстоятельства дела, зафиксированные в мотивировочной части судебных определений. Так, если определением суда прекращено производство по делу в связи с заключением сторонами мирового соглашения, являются ли преюдициальными обстоятельства, указанные судом в мотивировочной части определения суда о прекращении производства по делу? Сможет ли сторона по делу, в котором было заключено мировое соглашение, оспаривать обстоятельства, зафиксированные в мотивировочной части такого определения, при рассмотрении другого дела? Например, если в результате аварии водопровода были затоплены несколько квартир, будет ли признание ответчиком своей вины, зафиксированное в определении о прекращении производства по делу в связи с заключением мирового соглашения с владельцем одной из квартир, иметь преюдициальное значение при рассмотрении спора с владельцем другой затопленной квартиры? При разработке мирового соглашения такой вопрос может стать основным препятствием к его заключению.
Еще одну категорию фактов, согласно ч.2 ст.68 ГПК, не требующих доказывания, составляют признанные стороной обстоятельства, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.

В соответствии со ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В этом состоит общее правило распределения обязанности по доказыванию (распределение бремени доказывания). Согласно ч.1 ст.57 ГПК доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Суд не обязан собирать и представлять доказательства в подтверждение обстоятельств, имеющих значение для дела. Это означает, что суд по своей инициативе, без ходатайства лица, участвующего в деле, не может вызвать свидетеля, истребовать письменное или вещественное доказательство, аудио-, видеозапись. Однако у суда сохранилось право по собственной инициативе назначить экспертизу при возникновении вопросов, требующих специальных знаний (ч.1 ст.79 ГПК), а также направлять судебные поручения и назначать осмотр письменных или вещественных доказательств (ст.58, 63 ГПК).

Участие суда в доказывании в современном гражданском и арбитражном процессе сводится, в основном, к осуществлению руководства процессом доказывания и оказанию содействия в получении доказательств. Суд во время подготовки дела к судебному разбирательству определяет пределы доказывания, распределяет бремя доказывания (ч.2 ст.56 ГПК). Кроме того, суд предварительно оценивает достаточность доказательств и при их недостаточности предлагает сторонам предоставить дополнительные доказательства (п.2) ч.1 150 ГПК). Если лица, участвующие в деле, не могут самостоятельно получить доказательства, суд по их ходатайству вправе истребовать необходимое доказательство от лица, у которого оно находится (ст.57 ГПК).

Только в исключительных случаях, определенных специальными нормами ГПК, суд вправе по своей инициативе собирать доказательства. Так, согласно ч.1 ст.79 ГПК суд может назначить экспертизу, не дожидаясь инициативы стороны о получении такого доказательства.

Это полномочие суда было сохранено как соответствующее современной ситуации, когда большинство тяжущихся в судах общей юрисдикции не могут позволить себе обратиться за квалифицированной юридической помощью и представляют свои интересы лично. В случаях, когда для разрешения какого-либо вопроса необходимы специальные познания в области науки, ремесла или техники, такие тяжущиеся могут просто не знать, что им следует ходатайствовать о назначении экспертизы.

При изучении понятия бремени доказывания следует принять во внимание, что из общего правила распределения бремени доказывания в ГПК установлены определенные исключения.

Так, для дел из публичных правоотношений установлено особое правило распределения бремени доказывания.

Согласно ст.249 ГПК, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), а также их законности возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических занятий по теме: доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве для студентов Международно-правового факультета, iconМетодическое пособие содержит материал для двух семинарских занятий:...
Вам направляется электронная копия учебно-методического пособия по теме Доказывание и доказательства в гражданском процессуальном...
Учебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических занятий по теме: доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве для студентов Международно-правового факультета, iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических занятий по теме: доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве для студентов Международно-правового факультета, iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по биологической химии
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и медико-профиоактического факультетов медицинских вузов, выполняющих...
Учебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических занятий по теме: доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве для студентов Международно-правового факультета, iconУчебно-методическое пособие для студентов геологического факультета
Палеоструктурный анализ. Учебно-методическое пособие для студентов геологического факультета / Перм ун-т : Сост. В. П. Ожгибесов....
Учебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических занятий по теме: доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве для студентов Международно-правового факультета, icon1. Понятие
Учебно-методическое пособие предназначено для закрепления теоретических знаний, полученных студентами во время лекционных занятий...
Учебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических занятий по теме: доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве для студентов Международно-правового факультета, iconУчебно-методическое пособие по изучению курса «Уголовно-процессуальное право рф: Общая часть»
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по изучению Общей части уголовного процесса. В него...
Учебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических занятий по теме: доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве для студентов Международно-правового факультета, iconМетодическое пособие для студентов по теме «общая рецептура. Основные...
Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов всех отделений при подготовке и проведении теоретического и практического...
Учебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических занятий по теме: доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве для студентов Международно-правового факультета, iconКурс “Гражданское процессуальное право. Арбитражное процессуальное право”
Целью выполнения практических заданий на этом семинаре является выработка практических навыков по применению теоретических знаний...
Учебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических занятий по теме: доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве для студентов Международно-правового факультета, iconУчебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки
З17 История: Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки. – Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 2011. –...
Учебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических занятий по теме: доказывание и доказательства в гражданском процессуальном праве для студентов Международно-правового факультета, iconУчебно-методическое пособие для организации и проведения тренингов социальной компетентности
Кибирев А. А., Веревкина Т. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница