Введение в учебный курс «Мировая политика и международные отношения» Мировая политика и международные отношения как процесс, как деятельность, как наука и учебная


Скачать 117.72 Kb.
НазваниеВведение в учебный курс «Мировая политика и международные отношения» Мировая политика и международные отношения как процесс, как деятельность, как наука и учебная
Дата публикации04.06.2013
Размер117.72 Kb.
ТипУчебный курс
userdocs.ru > Право > Учебный курс
Введение в учебный курс «Мировая политика и международные отношения»


  1. Мировая политика и международные отношения как процесс, как деятельность, как наука и учебная дисциплина

2. Уровни анализа, данные и методы исследования мировой политики и международных отношений



  1. «Мировая политика и международные отношения» как процесс, как деятельность, как наука и учебная дисциплина


«Мировая политика и международные отношения» относительно новая учебная дисциплина. На сегодняшний день определение предметной области «Мировой политики и международных отношений» (что изучает «Мировая политика и международные отношения») выглядит наиболее запутанным и дискуссионным.

Чаще всего «Мировую политику и международные отношения» рассматривают как две самостоятельные научные, теоретические и прикладные сферы, неразрывно связанные друг с другом. Поэтому целесообразно расчленить «Мировую политику и международные отношения» на две составляющие, чтобы затем на основе их анализа и синтеза получить представление об их предметной области.

^ По содержанию «мировую политику» в России рассматривают как процесс, как деятельность, как науку и учебную дисциплину.

  1. В отечественной политической науке под мировой политикой в ряде случаев понимают процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

Под мировой политикой нередко понимается совокупная деятельность основных субъектов международных отношений, в основе которой лежит их стремление обеспечить реализацию своих экономических, социальных, культурных и других интересов при помощи дипломатических, военно-стратегических, финансово-экономических, информационно-идеологических и других средств.

  1. Мировая политика рассматривается и как научная и учебная дисциплина, которая изучает теорию и практику, закономерности взаимодействия государств, межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций и других участников мирового политического процесса.


Нет однозначного понимания и категории «международные отношения». Последние, которые подобно «мировой политике», также рассматриваются как процесс, как деятельность, как предмет познания.
Международные отношения как процесс и деятельность:

Отношения, складывающиеся между государствами, принято называть международным отношениями. Международные отношения есть ничто иное как совокупность политических, экономических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, гуманитарных, культурных и иных связей и взаимоотношений, которые возникают между государствами, действующих на мировой арене.

Достаточно широкое определение международным отношениям даёт Иноземцев: «Международные отношения — это совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами, между основными классами, основными социально-экономическими и политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т. е. между народами в целом».

Арон Раймон — социальный политолог, француз, выдвинул следующее определение международных отношений: «Международные отношения — это отношения между политическими единицами».

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого, центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма (полицентризм — наличие в системе международных отношений нескольких наиболее сильных государств или блоков, взаимоотношения которых определяют развитие мировой политики) и полииерархии (когда каждое государство может иметь два и более подчиняющихся государств). Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

В международных отношениях выделяют уровни. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют различные силы на таких уровнях, как глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем. Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.

Международные отношения как предмет и научная дисциплина: Международные отношения — самостоятельная дисциплина в сфере политических наук, занимающаяся исследованием межгосударственных взаимодействий, а также реализацией национальных интересов государств в мировом масштабе.

Хотелось бы привести ещё одно определение: «^ Международные отношения наука, которая пытается описать мировые политические процессы, как отношения между политическими единицами в изменяющемся мире с тенденцией пересечения границ при сохранении суверенитета.

^ ОТЛИЧИЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Во-первых, до сих пор такое отличие, как считает ряд исследователей, довольно условно, и оба понятия нередко в политической литературе используются в качестве синонимов, хотя для нас они представляют самостоятельные объекты познания.

Во-вторых, при изучении международных отношений внимание преимущественно концентрируется на взаимоотношениях государств. Центральным предметом исследований международных отношений были (и в значительной степени остаются) суверенные государства, которые, согласно метафоре А. Уолферса, сталкиваются на мировой арене наподобие бильярдных шаров.

В мировой политике изучается более широкий круг акторов и проблем (государства, правительственные и неправительственные организации, регионы, транснациональные корпорации, индивиды). «Очевидно, что предмет исследования мировой политики гораздо обширнее, разнороднее и сложнее, чем тот, которым занимаются традиционные международные отношения», — читаем мы в одной из научных публикаций.

В-третьих, в большинстве современных исследований международные отношения выступают как часть мировой политики. Мировая политика рассматривается как ядро, как база международных отношений.

В-четвёртых, ещё одно из принципиальных отличий мировой политики как научного направления от международных отношений заключается в том, что мировая политика исторически возникла позже международных отношений.

Исходя из вышеизложенного, после выяснения сути мировой политики и международных отношений, их особенностей и отличительных черт можно теперь дать определение предмета «Мировой политики и международных отношений»: «Мировая политика и международные отношения» есть самостоятельная учебная и научная дисциплина изучающая теорию и практику, закономерности взаимодействия, сотрудничества, как отдельных государств, так и межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций, регионов, индивидов, и других участников мирового политического процесса в экономической, политической, правовой, дипломатической, военной, гуманитарной, культурной и иных сферах.

^ 2. Уровни анализа, данные и методы исследования в мировой политике и международных отношений

Как уже было отмечено, мировая политика и международные отношения охватывают очень широкий круг проблем и участников международного общения и взаимодействия. Перед исследователем всегда стоит вопрос: как объяснить то или иное мировое явление или событие, обусловленное целым рядом факторов, имеющее к тому же множество аспектов? В связи с этим возникает методологический вопрос о том, как выявлять причинно-следственные связи, дать глубокий и содержательный анализ мировой политике, международным отношениям, явлениям и событиям, входящих в мировой процесс.

В качестве иллюстрации к только что сказанному, воспользуемся примером англичанина Барри Бузана, кото­рый пишет, что причины начала Второй мировой войны можно искать и в стремлении к реваншу Германии, и в слабости Фран­ции, и в личностных особенностях Сталина или Гитлера, и в не­стабильности системы международных отношений конца 1930-х годов в целом. Иными словами, объяснение любому событию в международной жизни может быть найдено на уровне и отдельных политических деятелей, и государств, и всей мировой системы.

В конце 1950-х гг. под влиянием сциентизма (от лат. scientia — наука; «сциентизм» — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества) в международных исследованиях возникла идея о необходимости ввести понятие уровней анализа.

Термин «уровни анализа» стал широко использоваться благодаря статье американ­ского исследователя Дж. Д. Сингера «Проблема уров­ней анализа в международных отношениях», опубликованной в 1961 г. Он вы­делил два уровня анализа — международную систему в целом и уровень отдельного государства.

Естественно, что данный методологический подход к поиску закономерностей развития мировой политики международных отношений все эти годы совершенствовался.

^ В настоящее время, как правило, различают и используют три уровня анализа:

уровень индивида;

уровень отдельного государства;

глобальный уровень.

Первый уровень — уровень индивида, предполагает анализ индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в политический процесс на мировой арене. Большинство исследований в этой области ведется в рамках поли­тической психологии, где нередко выделяются два подуровня: по­литической элиты и масс.

На втором уровне ― отдельных государств ― исследуются, напри­мер, процессы принятия политических решений, но уже с точки зрения не психологических особенностей того или иного индивида, а того, каков в той или иной стране механизм принятия политических решений решений в сфере международной жизни.

Так, в исследованиях американского автора Р.Н. Лебоу обнаружено, что давление внутреннего фактора может заставлять политических де­ятелей основывать свое видение внешней политики на предполо­жениях и ожиданиях, которые далеки от действительности. Как показали другие исследования, важным также оказывается то, ка­кую роль в принятии решения международного характера играют военные и гражданские лица. Данный уровень анализа предполагает рассмотрение экономических, военных, внут­риполитических и других вопросов, которые обусловливают формиро­вание внешнеполитического курса и влияют на общемировые процессы.

Глобальный уровень анализа мировой политики и международных отношений является, пожалуй, наиболее слож­ным. Он предполагает изучение как взаимодействий государств, так и негосударственных участников мировой политической сис­темы. Выявляется роль отдельных структурных элементов в формирова­нии и функционировании этой системы, исследуются вопро­сы сотрудничества и конкуренции различных акторов, определя­ются тенденции развития самой системы.

Другими важными компонен­тами проводимых международных исследований являются данные и выбор метода.

Принято различать первичные и вторичные данные. К первич­ным обычно относят такие, как заявления и выступления полити­ческих деятелей, официальные документы и прочие источники информации: статистические данные, исторические факты и т.п. К вторичным данным принадлежат материалы, основанные на первичных данных и отраженные в научных публикациях.

Методы исследования (приёмы, способы познания), используемые в мировой политике, а также в междуна­родных отношениях подразделяют на две большие группы: каче­ственные и количественные.

Качественные методы: историко-социологический, наблюдение, сравнение, изучение документов и т.п.

Качественные методы предполагают использование аналитических процедур для изучения тех или иных фактов, про­цессов и т.п. Ранее эти методы ча­сто назывались историко-описательными, предполагающими обра­щение к историческому знанию, а также интуитивно-логическими, т.е. ориентированными на научный труд в виде эссе. Сегодня они довольно широко используются при изучении мировой полити­ки и международных отношениий.

^ Количественные методы появились в международных исследо­ваниях позднее качественных (по этой причине ученых, которые пользовались ими, называли модернистами) и предназначались для выявления тех или иных числовых параметров. Их применение было особенно популярно в 1960-е годы. В то время к исследованию об­щественных наук и международных отношений, в частности, было привлечено много математиков: тогда казалось, что такой подход позволит избежать субъективизма в исследовании.

Особое внимание исследователи, которые используют количе­ственные методы, обращают на такой критерий, как валидность, т.е. определение того, действительно ли метод позволяет получить ту информацию, которая необходима. Еще одним значимым пара­метром при выборе метода является его надежность. Она предпо­лагает, что и при использовании этого метода другим исследова­телем будут получены аналогичные результаты.

Базовые методики качественного анализа: контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование. Их ещё называют экспликативными методами.

Наиболее распространен среди количественных методов иссле­дования контент-анализ (анализ содержания), а также и ивент-анализ (анализ событий).

Первый, введенный американским поли­тологом Г. Лассуэлом, представляет собой изучение текста с точки зрения частоты появления в нем тех или иных клю­чевых слов и словосочетаний. Например, проанализировав таким образом ста­тьи, опубликованные в одной из газет, Г. Лассуэл показал ее про­фашистскую ориентацию, что послужило поводом для судебного разбирательства вопроса о закрытии газеты.

^ При использовании контент-анализа важен правильный вы­бор ключевых слов. Ограничение на использование контент-ана­лиза накладывает проблема контекста. Если статья, выступление, документ и тому подобные тексты написаны на так называемыо эзо­повом языке, где значимы не столько сами слова, сколько кон­текст, то они сложно поддаются исследованию с помощью кон­тент-анализа.

Ивент-анализ ориентирован на выявление частоты появления определенных событий. Как и в случае с контент-анализом, пер­воначально определяют критерии, по которым учитываются и клас­сифицируются события. Иными словами, выявляются некие ана­логи «ключевых слов», характеризующие частоту, интенсивность, продолжительность события (например, конфликтных отношений). Далее определяют динамику развития процесса. Используя ивент-анализ, можно, в частности, проследить динамику уступок на пере­говорах, определить, с какой скоростью они делаются, кто из участ­ников первым идет на компромиссные решения и т.п. Метод ивент-анализа получил развитие в работах Э. Азара, Л. Блюмфильда, а также некоторых других авторов и предполагает создание довольно большого банка событийных данных.

Менее распространено, по сравнению с предыдущими мето­дами, когнитивное картирование. Этот метод использовался в рабо­тах О. Холсти, P. Аксельрода и др. В его осно­ве лежат представления когнитивных психологов, согласно кото­рым для понимания поведения крайне важно знать, как человек воспринимает и организует полученную информацию. В междуна­родных исследованиях данный метод ориентирован на изучение так называемой «естественной логики», прежде всего политичес­ких деятелей. Суть заключается в том, что на основании текстов выступлений выявляются ключевые категории, которые использу­ет тот или иной политик, и между ними определяются причинно-следственные связи. Так, американские исследователи М. Бонэм и М. Шапиро, проанализировав тексты выступлений политических деятелей, сделали прогноз относительно их поведения в ближневосточном конфликте.

Количественные методы довольно трудоемки. Это с самого на­чала ограничивало их применение. Внимание к количественным методам вновь было привлечено в связи с широким внедрением компьютерной техники, позволяющей до определенной степени решить проблему трудоемкости работ и дать быструю количествен­ную оценку. Например, компьютерная обработка текста позволяет оперативно проводить контент-анализ. Одновременно исследова­тели стали больше внимания обращать на проблему интерпрета­ции полученных данных.

Тем временем в русле качественных методов стали внедряться процедуры, предусматривающие некие формализованные момен­ты, но с точки зрения не столько количественных оценок, сколь­ко организации исследования. При его проведении в ряде случае стали учитываться требования, предъявляемые к организации ра­боты, формулированию, обоснованию гипотезы, что типично для естественных наук.

Развитие получили также ситуационные анализы, представляю­щие собой семинары экспертов, на которых делается анализ ситу­ации, выявляются ключевые моменты, а также составляются прогнозы относительно возможных сценариев дальнейшего развития. Ситуационные анализы нашли широкое распространение, осо­бенно в научно-практических организациях и учреждениях.

Кроме того, стали использоваться и такие аналитические про­цедуры, как анализ конкретных ситуаций (англ.: case study). Они предусматривают применение теоретических положений при ис­следовании конкретных событий на мировой арене. Все это сдела­ло понятия «логико-описательного» и «историко-интуитивного» подходов устаревшими.

В настоящее время дихотомия методов «количественные — ка­чественные» в целом в международных исследованиях снята. Соот­ветственно и разделение исследователей на модернистов и тради­ционалистов также осталось в прошлом. На данный факт обраща­ют внимание многие авторы, в том числе российские. Например, П.А. Цыганков справедливо указывает на неправомерность проти­вопоставления количественных и качественных методов, которые не только не исключают, а, напротив, дополняют друг друга.

Преимущества и недостатки различных методов, необходимость их сочетания и относительность.
Сделаем следующие выводы по лекции:
1. Мировая политика и международные отношения могут рассматриваться как процесс, как деятельность, как наука и учебная дисциплина.

2. «Мировая политика и международные отношения» есть самостоятельная учебная и научная дисциплина изучающая теорию и практику, закономерности взаимодействия, сотрудничества, как отдельных государств, так и межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций, регионов, индивидов, и других участников мирового политического процесса в экономической, политической, правовой, дипломатической, военной, гуманитарной, культурной и иных сферах.

3. «Мировая политика и международные отношения» предполагает использование различных уровней анализа, данных и методов исследования.





Похожие:

Введение в учебный курс «Мировая политика и международные отношения» Мировая политика и международные отношения как процесс, как деятельность, как наука и учебная iconВопросы тмо
Соотношение категорий «международные отношения», «международная политика», «мировая политика»
Введение в учебный курс «Мировая политика и международные отношения» Мировая политика и международные отношения как процесс, как деятельность, как наука и учебная iconСовременные международные отношения и мировая политика учебник
Европы отсутствуют теоретические исследования в сфере мировой политики. Напротив
Введение в учебный курс «Мировая политика и международные отношения» Мировая политика и международные отношения как процесс, как деятельность, как наука и учебная iconФормирование дисциплины «Мировая политика»
В западной науке несколько понятий были синонимичны: постмеждународная политика, глобальная политика, мировая политика, мо. В РФ...
Введение в учебный курс «Мировая политика и международные отношения» Мировая политика и международные отношения как процесс, как деятельность, как наука и учебная iconТематика контрольных работ по дисциплине «Мировая экономика и международные...

Введение в учебный курс «Мировая политика и международные отношения» Мировая политика и международные отношения как процесс, как деятельность, как наука и учебная iconО. В. Сафронова // Мировая экономика и международные отношения в...
Сафронова, О. В. Постпозитивистский «большой спор» и его значение для развития науки о международных отношениях / О. В. Сафронова...
Введение в учебный курс «Мировая политика и международные отношения» Мировая политика и международные отношения как процесс, как деятельность, как наука и учебная iconВопросы к экзамену по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»
Факторы, предопределяющие единение и дезинтеграцию стран на постсоветском пространстве
Введение в учебный курс «Мировая политика и международные отношения» Мировая политика и международные отношения как процесс, как деятельность, как наука и учебная iconМеждународные отношения в Новое время
Международные отношения второй половины XIX в.: соперничество национальных государств
Введение в учебный курс «Мировая политика и международные отношения» Мировая политика и международные отношения как процесс, как деятельность, как наука и учебная iconУчебник «международные экономические отношения»
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности...
Введение в учебный курс «Мировая политика и международные отношения» Мировая политика и международные отношения как процесс, как деятельность, как наука и учебная iconПолитика сущность и роль в развитии общества
Политика — это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти...
Введение в учебный курс «Мировая политика и международные отношения» Мировая политика и международные отношения как процесс, как деятельность, как наука и учебная iconМировая 9 политика
Мировая политика — область, которая развивается особенно бурными темпами. Появление новых тенденций требует быстрого отражения в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница