Учебное пособие 032700 «Филология»


НазваниеУчебное пособие 032700 «Филология»
страница1/9
Дата публикации05.06.2013
Размер1.54 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

В.С. Белозеров

________________

(подпись)

«__»____________2011 г.
История зарубежной литературы

Средних веков и эпохи Возрождения

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

032700 – «Филология»

Филолог

Квалификация выпускника – бакалавр

Объем занятий 72 часа

Изучается в _2 семестре

Разработана:

«__»_________2011 г.

Согласована:

Декан ФФЖ А.А. Серебряков

/____________/

«____»___________2011 г.

Зав. кафедрой В.М. Головко

/__________/

«____»___________2011 г.

Рекомендовано УМК ФФЖ

«___»___________2011 г.

Протокол №_____

Председатель УМК___________

Ставрополь, 2011

^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

^ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Я.В. Погребная
История зарубежной литературы

Средних веков и эпохи Возрождения
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

032700 – «Филология»

Филолог

Квалификация выпускника – бакалавр


Ставрополь

2011


Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета
История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. Конспекты лекций: Учебное пособие / Авт.-сост. Я. В. Погребная. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. – 130 с.
Пособие содержит конспекты лекций по истории зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. Лекционный курс выстраивается в строгом соответствии с принципом историзма, тематика лекций отвечает основному теоретическому и фактическому содержанию дисциплины. Конспекты лекций, представленные в пособии, снабжены методологическим аппаратом и библиографией по темам, а также заданиями, предназначенными для письменного выполнения студентами.

Предназначено для бакалавров, обучающихся по специальности 032700 «Филология» очной и заочной форм обучения и соответствует Государственным образовательным стандартам III поколения.
Автор-составитель

д-р филол. наук, проф. Я.В. Погребная

Рецензент

доктор филологических наук, проф. В.М. Головко


Ставропольский государственный университет, 2011


^ Пояснительная записка

Базовая историко-литературная учебная дисциплина «История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения» предполагает изучение культур во многом противоположных, противоречащих друг другу. Средневековье прочно ассоциируется в истории культуры с устремленными ввысь шпилями готического собора, закованным в тяжелые доспехи рыцарем, Крестовыми походами, песнями трубадуров о любви к недосягаемой прекрасной даме, дымом костров, сжигающих еретиков и ведьм. Мир средневековья замкнут, заключен в пределах рыцарского замка с поднятым подвесным мостом или ограничен соборной решеткой, стенами города, затворяющего на ночь свои ворота, забором вокруг последнего крестьянского дома в деревне, примыкающей к замку. Не менее строго и определенно ограничена и свобода человеческой личности, закрепленной за определенным сословием с предписанными ему нормами поведения.

И вдруг на смену замкнутости и регламентированности Средневековья приходят простор и свобода: вместо полутьмы собора – полные света и воздуха зеленые поля, по которым совершает уединенные прогулки Ф. Петрарка, прозванный современниками «гражданином рощ», вместо тесноты и огороженности открывается ширь океанских просторов, по которым к неведомым берегам Нового света устремляются корабли Колумба, уверенного в том, что мир до конца не открыт и не познан и где-то обязательно ждут отважного мореплавателя таинственные, неизведанные земли. Смирение сменяется дерзостью, страх перед неизвестным – смелым научным и нравственным поиском, рыцарь, безмолвно и безнадежно влюбленный в недоступную даму, и монах, молящий небеса о спасении души, сменяются отчаянным Дон-Жуаном и дерзновенным доктором Фаустом, готовым заключить договор с Сатаной.

^ Цель данного учебного пособия – сформировать у студентов представление о литературном процессе каждой культурно-исторической эпохи так, чтобы показать закономерности его развития, преемственные связи между античностью и Средневековьем, с одной стороны, и Средневековьем и Ренессансом – с другой. При этом важно проследить и специфически литературные и общекультурные связи. Не менее важно показать саморазвитие культуры и литературы в пределах каждой отдельно взятой эпохи, как в рамках эволюции жанра, творческого метода, художественного или стилистического приема, так и в пределах развития творческой индивидуальности отдельных писателей и поэтов. Изучаемый материал стимулирует студентов к сравнению, к поискам объяснения существующей контрастности, а, следовательно, к обращению к смежным с литературой областям знания – философии, религии, науке, к другим видам искусств. Таким образом, у студентов складывается относительно полное представление о картине мира, свойственной каждой из изучаемых в течение курса культур, вырабатывается понимание того, что существуют универсальные категории культуры, определяясь по отношению к которым, каждая новая эпоха в истории человечества вырабатывает свою неповторимость.

Необходимо особо подчеркнуть то обстоятельство, что несмотря на ряд новых учебных пособий и учебников (О.И. Федотов «История западноевропейской литературы средних веков. Учебник-хрестоматия» – М., 2010; Шайтанов «История зарубежной литературы. Средние века» – М., 2001, «История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения» – М., 2001; А.А. Бурцев История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения. – М., 2008) базовым фундаментальным учебником был и остается учебник под редакцией М.П. Алексеева, В.М. Жирмунского, С.С. Мокульского и С.С. Смирнова История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения. Изд. 4-ое. – М., 1987. Предлагаемые вниманию студентов конспекты лекций составлены в соответствии именно с этим учебником. Данное учебное пособие не заменяет основного базового учебника по данной учебной дисциплине, а преследует цель систематизации и актуализации наиболее важных для освоения тем, понятий. Учебное пособие носит проблемный характер, стимулируя студентов к размышлению над фактическим материалом, направлено на развитие способности осмысливать и классифицировать материал.

Студентам следует прочитать и осмыслить целый ряд художественных произведений, сыгравших колоссальную роль в дальнейшем развитии культуры, ставших на долгие века недосягаемыми образцами философской глубины и эстетического совершенства для многих поколении художников. Это и «Божественная комедия» Данте Алигьери, и «Дон Кихот» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, и сонеты Ф. Петрарки, и шедевры Шекспира. Поэтому важно помочь студентам полнее и глубже осознать эстетическое и философское значение этих произведений, показать их всемирно-историческое значение, наметить перспективы для дальнейшего изучения мировой литературы.

Помимо обширного фактического материала студентам необходимо овладеть набором теоретических понятий, таких, как «архетип», «хронотоп», «сонет», кроме того, и такими специфическими понятиями, как «компендий», «вассал», «куртуазность», «вагант», которые связаны с культурной спецификой каждой эпохи.

Данная историко-литературная дисциплина изучается студентами-первокурсниками, поэтому важно, чтобы студенты овладели не только необходимыми, согласно программе, фактическими знаниями, но и приобрели новые конкретные навыки анализа художественных текстов, овладели новыми методами и приемами литературоведческого анализа. Студенты должны уметь выделить этапы развития творческой индивидуальности писателя, объяснить, чем обусловлены перемены в мировоззрении художника, показать преемственные связи между разными периодами творческой эволюции художника, получить представление об особенностях идиостиля писателя, о месте, которое занимает его творчество в развитии данного художественного метода, направления, определенного периода в становлении и развитии национальной литературы и мирового литературного процесса в целом.

Определенная сложность в освоении данного курса состоит в том, что студенты изучают художественные переводы, а не оригинальные тексты. Поэтому студенты познакомятся с основными положениями теории художественного перевода, а на практических занятиях будут сравнивать разные художественные переводы одного текста, например – описание художественного перевода, а на практических занятиях будут сравнивать разные художественные переводы одною текста, например – описание последнего боя героя в «Песни о Роланде» в переводах А. Сиповича и Ю. Корнеева, или монолог Гамлета «Быть пли не быть» в переводах Б. Пастернака и М. Лозинского. Часть хорошо успевающих студентов в течение семестра будут работать над рефератами по темам, предполагающим сравнение различных переводов одного художественного текста.

Изучение дисциплины осуществляется на лекционных и практических занятия, кроме того, некоторые темы выносятся в качестве зачетных и сдаются индивидуально во время контролируемой самостоятельной работы студентов. В течение семестра студенты дважды выполняют контрольные работы по карточкам с индивидуальными заданиями.

Для студентов заочного отделения филологического факультета лекционный материал подается более сжато и концентрированно, ведущую роль приобретаю тематические обзоры, а на практических занятиях преимущественное внимание уделяется освоению конкретных путей и методов анализа художественного текста, при этом значительная часть теоретического материала также излагается на практических занятиях.

В течение семестра студентами-заочниками выполняется контрольная работа, обеспечивающая им допуск к экзамену. По контрольной работе выставляется зачет. Темы контрольных работ ориентированы главным образом на конкретный анализ текста художественного произведения. К темам даются примерный библиографический список и краткие рекомендации по содержанию и объема работы. Подробные рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов-заочников будут изложены в отдельном методическом пособии, выступающем дополнением к настоящему.

Библиографический список текстов художественных произведений, а также список текстов, рекомендованных для заучивания наизусть, приводятся после каждой темы лекционных и семинарских занятии или зачетных собеседований в ходе контролируемой самостоятельной работы студентов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Учебное пособие 032700 «Филология» iconУчебное пособие Учебно-методическое пособие
На умк по дисциплине базового образовательного модуля бакалаврита по направлению 032700 «Филология» «История зарубежной литературы...
Учебное пособие 032700 «Филология» iconУчебно-методическое пособие 032700 «Филология»
История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения: Учебно-методическое пособие / Авт. Я. В. Погребная. – Ставрополь:...
Учебное пособие 032700 «Филология» iconРасписание зимней сессии студентов II курс озо отделения переводоведения...
«Отечественная филология: Русский язык и литература, татарский язык и литература», срок обучения 5 лет
Учебное пособие 032700 «Филология» iconЛитература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие...
Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века», специальности 021700 — филология, 021800 — лингвистика и межкультурная...
Учебное пособие 032700 «Филология» iconПрограмма 032700 «Филология»
История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения: Программа / Авт сост. Я. В. Погребная. – Ставрополь: Изд-во сгу,...
Учебное пособие 032700 «Филология» iconУчебное пособие по математике Датировано: июнь 2012 Важная информация...
Это учебное пособие создано для подготовки студентов к академическому квалификационному тесту по математике. Ответы прилагаются в...
Учебное пособие 032700 «Филология» iconУчебное пособие. Таганрог: Изд-во трту
Данное учебное пособие является электронной версией работы
Учебное пособие 032700 «Филология» iconУчебное пособие для студентов специальностей «Биология»
М молекулярная генетика. Сборник заданий и тестов: Учебное пособие. Мн.: Бгу, 2003. – 87 с.: ил
Учебное пособие 032700 «Филология» iconУчебное пособие Ростов-на-Дону 2009 удк ббк п
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей и аспирантов экономических специальностей
Учебное пособие 032700 «Филология» iconI : Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница