Учебно-методическое пособие 032700 «Филология»


НазваниеУчебно-методическое пособие 032700 «Филология»
страница1/15
Дата публикации05.06.2013
Размер2.76 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

В.С. Белозеров

________________

(подпись)

«__»____________2011 г.


История зарубежной литературы

Средних веков и эпохи Возрождения
Учебно-методическое пособие

032700 – «Филология»

Филолог

Квалификация выпускника – бакалавр

Объем занятий 72 часа

Изучается в _2 семестре

Разработана:

«__»_________2011 г.

Согласована:

Декан ФФЖ А.А. Серебряков

/____________/

«____»___________2011 г.

Зав. кафедрой В.М. Головко

/__________/

«____»___________2011 г.

Рекомендовано УМК ФФЖ

«___»___________2011 г.

Протокол №_____

Председатель УМК___________

Ставрополь, 2011


^ ИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

^ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Я.В. ПОГРЕБНАЯ
История зарубежной литературы

Средних веков и эпохи Возрождения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
032700 – «Филология»

Филолог

Квалификация выпускника – бакалавр

Ставрополь

2011

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного университета


История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения: Учебно-методическое пособие / Авт. Я.В. Погребная. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. – 155 с.

Пособие включает содержание практических занятий, материалы для подготовки, библиографию, методические рекомендации, вопросы и задания для письменных работ.

Предназначено для бакалавров по специальности 032700 «Филология» всех форм обучения и соответствует Государственным образовательным стандартам III поколения.
Автор

докт. филол. наук, проф. Я.В. Погребная
Рецензент

Докт. филол. наук, проф. В.М. Головко

Издательство Ставропольского

государственного университета, 2011

^ ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели освоения дисциплины «История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения» следующие:

- обеспечить комплексное освоение бакалавром содержания учебной дисциплины, в первую очередь, предусмотренных программой художественных произведений, входящих в изучаемый историко-литературный период;

- способствовать приобретению и активному применению бакалаврами-филологами знаний по теории литературы;

- сформировать умение свободно владеть фактами истории зарубежной литературы;

- развить навыки анализа и интерпретации прочитанных художественных произведений, а также навыки осуществления научных исследований в области зарубежной филологии с применением полученных теоретических и практических знаний.

^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения»:

Историко-литературная дисциплина «История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения» направлена на формирование у студентов как универсальных, общекультурных, так и профессиональных и научно-исследовательских компетенций.

Изучение данной историко-литературной дисциплины имеет своим результатом формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

- владеть культурой мышления; способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознавать социальную значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

б) профессиональных (ПК):

- способности демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения, способности применять полученные знания в области теории и истории литературы изучаемого периода (ПК-1);

-владеть базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- приобрести способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, филологического анализа, интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

- приобрести способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулированием аргументированных заключений и выводов (ПК-6);

- владеть базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (реферата, доклада, контрольной работы, презентации (ПК-7);

- владеть навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами устного, письменного и виртуального (размещения в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).

Дисциплина изучается во 2 семестре, на ее изучение отводится 45 аудиторных часов.

^ Форма итогового контроля – зачет.

Данное учебно-методическое пособие состоит из пояснительной записки, планов практических занятий, содержащих, в свою очередь, вопросы для обсуждения, материалы для подготовки, методические рекомендации, список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов, задания для контроля владения компетенциями и инновационные творческие задания. Практические занятия выступают важным и неотъемлемым видом работы студента при освоении дисциплины «История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения». Темы практических занятий не дублируют лекционные, их выбор продиктован необходимостью дополнения и развития основных проблем, поднятых на лекционных занятиях. В центре внимания на практических занятиях находится конкретное художественное произведение, а целью выступает его целостный литературоведческий анализ.

Практические занятия выступают необходимым компонентом познавательной деятельности студента в процессе освоения данной историко-литературной учебной дисциплины. Принцип организации учебной деятельности студентов на практических занятиях состоит в определенном выборе объекта и предмета исследования, отчетливой постановке учебных целей и задач, последовательной реализации определенной формы занятия, а также в выборе основного метода исследования и актуализации определенных видов познавательной деятельности. Объектом анализа на всех практических занятиях выступает определенное художественное произведение, репрезентирующего часть жанровой или историко-литературной парадигмы. Например, ««Песнь о Роланде» как героический эпос Зрелого Средневековья» или же « «Гамлет» У. Шекспира как трагедия Нового времени». Сам предмет анализа конкретизируется темой практического занятия и эволюционирует по мере развития аналитического диалога на практическом занятии от одного вопроса к другому.

Структура практического занятия определяется спецификой объекта и предмета анализа и включает обоснование цели занятия, мотивацию конкретной формы занятия (семинар, круглый стол, научно-практическая конференция, ролевая игра) примерный план анализа художественного произведения, то есть примерный перечень вопросов для обсуждения, материалы для подготовки, предлагающие некоторую версию прочтения произведения, а также систематизирующие исторические сведения и факты, методические рекомендации для правильной организации подготовки к занятию и его проведению, задания для контроля владения компетенциями, список учебной и научной литературы, инновационные творческие задания.

Целью практических занятий выступает не только и не столько проверка знаний студентов, сколько расширение их литературоведческого кругозора, обучение конкретным методам и приемам анализа художественного текста, направленным на осознание целостности художественного произведения, осмысления фундаментальных проблем специфики жанра и метода, места и роли того или иного литературного произведения в национальном и мировом литературном процессе. Студентам необходимо научиться сопоставлять типологически родственные художественные явления, сочетать историко-литературный метод анализа текста с историко-генетическим, стремиться обогащать и углублять знания в области теории литературы, ориентируясь на взаимодополнение традиционных и новейших методов исследования и анализа художественного произведения.

Основной формой практических занятий выступает семинар. Содержанием семинара выступает обсуждение предложенных вопросов, дискуссия по предложенным заранее вопросам, возможны отдельные монологические вкрапления в виде заранее подготовленных сообщений или рефератов.

Основное и, пожалуй, главное и принципиальное требование к студентам: при подготовке к практическим занятиям в первую очередь необходимо самостоятельно прочитать и постараться осмыслить содержание художественного произведения, а лишь потом спроецировать свое понимание содержания произведения на историко-литературный и литературоведческий контекст. Чтение художественных произведений выступает основным видом самостоятельной работы студентов по историко-литературным дисциплинам, результаты чтения находят отражение как в читательском дневнике, который студент ведет самостоятельно и представляет во время индивидуальных собеседований, так во время анализа произведения на практических и семинарских занятиях.

^ Вопросы, выносимые для обсуждения на практических занятиях, носят как репродуктивный характер, так и обобщенно аналитический. Первый блок вопросов задается дробно, в форме блиц-опроса. Эквивалентом блиц-опроса может быть краткое тестирование в специально оборудованной аудитории. Сами вопросы строятся таким образом, чтобы дать на них можно было абсолютно конкретный и точный ответ, который носил бы исчерпывающий характер, не предполагал полемики или вариантов ответа и был лаконичен. Эти вопросы задаются всей группе и помогают установить степень фактической подготовки к занятиям, а именно: степень освоенности содержания художественного произведения и способности в нем ориентироваться, степень владения фактическим и конкретным историко-литературным материалом.

^ Аналитические, эвристические вопросы направлены на формирование продуктивного знания и ориентированы на получение монологических ответов и связаны с актуализацией интерактивных методов обучения. Эти вопросы направлены как на выявление художественных особенностей произведения, так и на сравнение различных исследовательских концепцией, например, концепции книжного или же фольклорного генезиса лирики провансальских трубадуров.

В систему анализа произведения могут помимо групповой познавательной деятельности могут включаться монологические вкрапления: студент выступает с заранее подготовленным сообщением или рефератом по предложенной теме или проблеме и отвечает на вопросы преподавателя и группы.

Дополнительным элементом в структуре семинарского занятия может выступать презентация того или художественного направления или явления (например, «Средневековое рыцарство» или «Испания времен Дон Кихота») с использованием компьютерной и проекционной техники в программе «Power Point», творческих работ (эссе, переводов, очерков, сочинений).

Согласно требованиям ФГОС III поколения, 20% практических занятий должны носить инновационный, интерактивный характер. Такие практические занятия проводятся в форме занятия-дикуссии («Рыцарская лирика. Поэзия провансальских трубадуров»), круглого стола («Поэзия вагантов и ее место в литературном процессе Средневековья»), турнира ораторов (««Декамерон» Дж. Боккаччо. Проблемы художественного единства), интеллектуальной дуэли («Возрождение в Испании. Особенности построения сюжета в романе М. Сервантеса «Дон Кихот»).

Необходимо добиваться ссылок на конкретные монографические и энциклопедические источники при озвучивании и анализе того или иного положения. Работа с художественным произведением должна сочетать элементы пересказа с прямым цитированием. Принимая во внимание переводной характер анализируемых текстов, возможно, привести цитаты из разных переводов, предлагающих различную лингвистическую транскрипцию одного и того же эпизода текста, например, надписи на вратах Ада в «Божественной комедии» Данте в переводах М. Лозинского и А. Илюшина. В случае значимости концепции того или иного перевода или же полемичности в историко-литературном процессе, например, маршаковских переводов сонетов Шекспира, целесообразно предложить подготовить сообщение, посвященное специально этой проблеме.

Ведущим методом анализа художественного произведения на практических занятиях выступает фундаментальный, академический историко-литературный метод. Однако при необходимости, определяемый спецификой самого объекта и предмета анализа, может актуализироваться сравнительно-исторический, например, для определения типологических признаков героических эпосов Зрелого средневековья при анализе «Песни о Роланде», или историко-генетического при определении происхождения сюжета о безумном Гамлете, или же историко-функционального, например, при анализе театральный или кинематографических интерпретаций шекспировского «Гамлета».

Целью семинарского занятия, независимо от формы его организации, является последовательное формирование соответствующих компетенций (общекультурных и профессиональных), Поэтому завершается практическое занятие блоком ответов на обобщающие контрольные вопросы и выполнением итоговых заданий, направленных на осуществление контроля за процессом формирования компетенций. Ответы на вопросы такого характера и выполнение подобных заданий требует активизации познавательной деятельности, концептуальных обобщений и выводов. Вместе с тем, выполняя эти задания, студент способствует переходу знания репродуктивного в новое продуктивное качество.

Все практические занятия заканчиваются инновационным творческим заданием. Едва ли целесообразно выполнять это задание заранее, поскольку оно должно обобщать результаты работы над анализом художественного произведения в группе. Это задание выполняется самостоятельно, индивидуально или в конце текущего практического занятия, или же к следующему занятию и сдается до его начала. Выполнение такого задания отвечает концепции персонифицированного обучения и способствует формированию профессиональных исследовательских компетенций.

Таким образом, в течение практического занятия актуализируются как групповые, так и индивидуальные формы познавательной деятельности, как репродуктивная, так и продуктивная области знания. Такая организация практического занятия способствует формированию как универсальных, так и профессиональных компетенций, а также создает потенциал для развития компетенций научно-исследовательских, и, таким образом, в полной мере отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Дисциплина «История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин по направлению подготовки 032700 – «Филология» с квалификацией выпускника «Бакалавр».
Тематический план

Всего по плану на освоение дисциплины отводится 72 часа, из них аудиторных – 34, лекционных -12, практических – 22, общая трудоемкость дисциплины – 1 зачетная единица.

Раздел дисциплины

Се-

местр

Неде

ля

семе-

стра

Виды учебной деятельности

Формы текущего контроля

Формы промежуточной аттестации










Лек

ции

Практичес

Кие

СРС




2







«Песни Старшей Эдды» как памятник архаического средневекового эпоса

2

3




2




Обсуждение вопросов семинара

Героический эпос периода Зрелого Средневековья. «Песнь о Роланде» в системе типологических признаков героических эпосов Зрелого Средневековья.

2

4




2




Обсуждение вопросов семинара, составление комментария и сопоставительного проекта

Рыцарская лирика. Поэзия провансальских трубадуров.

2

5




2




Занятие-дискуссия. Обсуждение вопросов семинара, составление очерка, интервью с представителем эпохи, презентации в программе «Power Point»

Поэзия вагантов и ее место в литературном процессе Средневековья

2

6




2




Круглый стол Обсуждение вопросов семинара, составление сводного проекта, обобщающей схемы, путеводителя

Французские фаблио: типология, герои, сюжеты

2

7




2




Обсуждение вопросов семинара, составление презентации в программе «Power Point», путеводителя по фаблио

Творчество Данте Алигьери как явление переходное от Средневековья к Возрождению; «Божественная комедия» как произведение, формирующее гуманистическую этику и ренессансную концепцию человека.

2

8




2




Обсуждение вопросов семинара, составление путеводителя по «Божественной Комедии», презентации в программе «Power Point»

Творчество Ф. Петрарки

2

10




2




Обсуждение вопросов семинара, составление биографической таблицы, критико-биографического очерка, анализа сонета

«Декамерон» Дж. Боккаччо. Проблемы художественного единства.

2

10




2




Турнир ораторов по вопросам для обсуждения, презентации в программе «Power Point», театральная постановка одной из новелл «Декамерона»

Литературная утопия Возрождения. Роман Т. Мора «Утопия» в системе формирующейся жанровой традиции

2

13




2




Дискуссия по вопросам семинара, составление очерка и путевых заметок

Возрождение в Испании. Особенности построения сюжета в романе М. Сервантеса «Дон Кихот»

2

14




2




Интеллектуальная дуэль по вопросам для обсуждения, сочинение научной статьи и презентации в программе «Power Point»

«Гамлет» У. Шекспира: проблема соответствия человека и эпохи

2

15




2




Обсуждение вопросов семинара, составление презентации в программе «Power Point», театральная постановка фрагмента одной из пьес Шекспира

Итого:










22








^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЕ 1.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Учебно-методическое пособие 032700 «Филология» iconУчебное пособие Учебно-методическое пособие
На умк по дисциплине базового образовательного модуля бакалаврита по направлению 032700 «Филология» «История зарубежной литературы...
Учебно-методическое пособие 032700 «Филология» iconУчебно-методическое пособие для студентов
Г 61 Головко В. М. Этико-философские доминанты эстетического мира И. С. Тургенева. Учебно-методическое пособие для студентов направления...
Учебно-методическое пособие 032700 «Филология» iconУчебно-методическое пособие
Свободное Дыхание: Учебно-методическое пособие / С. В. Васильев; Ивановская государственная медицинская академия Иваново, 1996. с....
Учебно-методическое пособие 032700 «Филология» iconУчебное пособие 032700 «Филология»
История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. Конспекты лекций: Учебное пособие / Авт сост. Я. В. Погребная. –...
Учебно-методическое пособие 032700 «Филология» iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие 032700 «Филология» iconОбразовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое...
Учебно-методическое пособие предназначено для использования в целях повышения квалификации работников сферы государственной молодежной...
Учебно-методическое пособие 032700 «Филология» iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с
Учебно-методическое пособие 032700 «Филология» iconУчебно-методическое пособие очерчивает основной круг вопросов, исследуемых...
Волкова В. В. Имиджелогия. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: СевКавгту, 2005. – 168 с
Учебно-методическое пособие 032700 «Филология» iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие 032700 «Филология» iconКафедра государственного, муниципального управления и социологии...
Политология: учебно-методическое пособие для вузов / А. Г. Воржецов, Е. В. Храмова [и др.] / под ред. А. Г. Воржецова, Е. В. Храмовой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница