Курсовая работа по экономики отрасли на тему «государственные и муниципальные унитарные предприятия»


Скачать 144.98 Kb.
НазваниеКурсовая работа по экономики отрасли на тему «государственные и муниципальные унитарные предприятия»
Дата публикации13.03.2013
Размер144.98 Kb.
ТипКурсовая
userdocs.ru > Право > Курсовая
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ) 

АЛТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКИ ОТРАСЛИ
НА ТЕМУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Выполнил студент гр.________

Злобин Р.А._______________

«_______»_____________2012 г.
Проверил преподаватель

Ильиных Т.П.________________

«_________»___________2012 г.

Оценка______________________

СЛАВГОРОД 2012

Оглавление

Оглавление


Введение 3

Список использованной литературы: 16

Заключение. 17



Введение




Коммерческая деятельность в рыночной экономике осуществляют не только отдельные предприниматели и их объединения, но и государство в лице своих органов и специализированных предприятий, которые имеют статус юридического лица. Предпринимательскую деятельность государственные структуры осуществляют на двух уровнях: верхнем – общегосударственном (федеральном) и нижнем – местном (региональном и муниципальном).

На верхнем уровне функционируют, например, такие организации, как Центральные банки или министерства финансов. Центральные банки выступают агентами и дилерами правительства в операциях купли-продажи иностранной валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов, регулируют денежную массу в обращении; министерства финансов выступают на отечественных и зарубежных финансовых рынках в роли заемщиков денежных средств, вступая в конкурентную борьбу с частными институтами. Таким образом, государство осуществляет предпринимательскую деятельность на макроуровне, решая задачи глобального масштаба.

Функционирование государства на местном уровне осуществляется чаще всего в трех основных направлениях:

  • Во-первых, в наиболее прибыльных областях предпринимательской деятельности с целью пополнения городского бюджета (или бюджета области или края);




  • Во-вторых, в сфере действия естественных монополий (тепло-, водо- и газоснабжения, электроэнергетики, связи) во избежание неоправданного завышения тарифов этих организаций на свои услуги;

  • В-третьих, в малорентабельных и капиталоемких отраслях производства, в которые частный сектор инвестирует средства неохотно.


Реализуется государственная предпринимательская деятельность путем создания предприятий на базе государственной или городской (муниципальной) собственности. Такие предприятия получили название унитарных (от фр. Unitaire – единый; единый собственник). Таким образом, унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям и паям, в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия находится в государственной или городской собственности и передается такому предприятию в оперативное управление или на правах хозяйственного ведения.

В связи с актуальностью выбранной темы, целью курсовой работы является исследование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также осуществление практических расчетов показателей деятельности условной фирмы.

Цель работы обуславливает следующие задачи:

-рассмотреть виды унитарных предприятий;

-исследовать принципы создания, ликвидации и реорганизации унитарных предприятий;

- произвести экономические расчеты по варианту курсового проекта.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия


    1. Понятие и виды унитарных предприятий



В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 113-115) унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом. Это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Функционирует унитарное предприятие на основании устава, составленного при его создании. Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо сведений характерных для юридического лица, ещё и сведения о предмете и целях деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Имущество государственного унитарного предприятия находится соответственно в государственной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения оперативного управления. [1]

Существуют 2 вида УП: УП, основанные на праве хозяйственного ведения; УП, основанные на праве оперативного управления.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе. [8]

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя. [3]

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

  • излишнее имущество;

  • неиспользованное имущество;

  • используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления. [6]

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что унитарным предприятием признаётся коммерческая организация не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имуществом, это имущество находится в государственной собственности; функционирует на основании устава. Существует 2 вида унитарных предприятий: на праве оперативного управления (казённые) и на праве хозяйственного ведения. Также унитарное предприятие это единственная коммерческая организация наделенная гражданскими правами и обязанностями.



    1. Создание, реорганизация и ликвидация унитарных предприятий



Учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Об этом сказано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Решение об учреждении такого предприятия принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Муниципальные унитарные предприятия создаются в распорядительном порядке в случаях:

— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое требуется для обеспечения безопасности Российской Федерации;

— необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, утверждения устава унитарного предприятия, заключения контракта с его руководителем, устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно статье 12 Закона № 161-ФЗ, уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий соблюдение интересов кредиторов такого предприятия. А из норм статьи 8 этого закона следует, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для оценки имущества необходимо привлечь независимого оценщика. [9]

Согласно статье 29 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, Законом об унитарных предприятиях и иными федеральными законами. Реорганизация унитарного предприятия по решению иных органов может быть признана недействительной (Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2005 года по делу №А19-20100/03-23-4-Ф02-3218/05-С2). [7]
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» решение о реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством Российской Федерации.

Проект решения Правительства Российской Федерации о реорганизации предприятия должен предусматривать цели, предмет и виды его деятельности.

Проект указанного решения вносится в Правительство Российской Федерации федеральным министерством, федеральным агентством или федеральной службой, руководство деятельностью, которое осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации; [4]

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

  • слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

  • присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

  • разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

  • выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;




  • преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных Законом об унитарных предприятиях или иными федеральными законами случаях.


Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Ликвидация унитарного предприятия.

1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

3. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

4. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.

5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.

6. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами. [10]

Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод: учредителем унитарного предприятия является муниципальное образование или уполномоченный орган местного самоуправления. Создаётся унитарное предприятие с определенными целями и предметом его деятельности, а также в определенном распорядительном порядке в определенных случаях.

Реорганизация может быть произведена в нескольких формах: слияния, распределения, образования, выделения и разделения. Ликвидация также производится по определённым причинам и в определённом законом порядке.



    1. Управление унитарным предприятием



Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

1) принимает решение о создании унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; [10]

Права собственника имущества, указанные в первых двух подпунктах пункта 1 статьи 20 представляются очевидными - по меньшей мере, они логично вытекают из норм, записанных в других статьях Закона об унитарных предприятиях. Вместе с тем, обратим внимание на то, что права руководства унитарного предприятия ограничены и в принятии решений об участии в некоммерческих объединениях — то есть при осуществлении отношений, которые вряд ли могут оказать какое-либо непосредственное влияние на финансовые показатели его деятельности. [3]

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; [10]

Реализация этого права на практике, прежде всего, означает, что собственник имущества может (и должен) устанавливать перечень показателей финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, а также контролировать их выполнение. По существу, такое положение более характерно для предприятий, действующих в рамках плановой экономики (административной системы). Однако, по-видимому, у разработчиков закона имелись достаточно веские основания для введения нерыночных методов управления.

На федеральном уровне состав плана финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий пока не утвержден. После принятия Закона об унитарных предприятиях такая мера представляется вполне рациональной. Не менее эффективной может оказаться разработка типовых планов или программ деятельности унитарных предприятий на отраслевом уровне. Подчеркнем, что речь идет не о бизнес-планировании (основной целью которого является рационализация использования ресурсов и достижение максимальной рентабельности), а именно о планировании деятельности (аналог техпромфинплана), целью которого является централизованное установление основных показателей, определение необходимых видов ресурсов и частичное наделение ими. [2]

4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

Положения данного пункта представляются недостаточно точными: из текста непонятно, кем разрабатывается проект устава - собственником имущества или руководством создаваемого предприятия; в общем случае руководитель унитарного предприятия может быть назначен и назначается до начала формирования уставного капитала. Также не вполне понятно, какова процедура внесения изменений в устав унитарного предприятия - предоставлено ли право разработки и внесения таких изменений исключительно собственнику имущества, или руководитель унитарного предприятия имеет право (или обязан) разрабатывать и представлять на утверждение проект изменений в устав, исходя из финансового состояния предприятия и изменений законодательной и нормативной базы.

5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия; [5]

Порядок реорганизации и ликвидации унитарного предприятия установлен отдельными статьями Закона об унитарных предприятиях. Что же касается права формирования уставного фонда (а в названии статьи 20 речь идет именно о правах), то это, скорее, обязанность, так как никто иной формировать уставный фонд унитарных предприятий не может.

7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;.

17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации. [10]

Собственник имущества казенного предприятия помимо указанных правомочий, вправе:

  • изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

  • доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

  • утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. [6]

Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод о том, что основные решения в управлении унитарным предприятием принимает собственник имущества унитарного предприятия, например он может принимать решения о ликвидации, реорганизации, об использовании имущества унитарного предприятия, о различного рода проверках и многое другое.
^

Список использованной литературы:


1. Елизаров Ю. Ф. Экономика организаций. -М.: - Экзамен,2006.-248 с.

2. Котельникова Е.А., Экономика фирмы. –М.: Эксмо, 2009. -160 с.

3. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия.-М.: ИНФРА-М, 2006.-415с.

4. Градов А.П. Национальная экономика. - Градов А.П.,2005. -240с.

5. В.Я.Поздняков, С.В.Казаков Экономика отрасли. –М.: ИНФРА-М, 2010. – 309с.

6. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы).-М.: ИНФРА-М, 2007. — 601 с.

7. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия.- М.: Юнити-Дана, 2007 - 670 с.

8. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/unitarnoe-predpriyatie.html - энциклопедия экономиста

9.http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/202842.html - Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.

10. http://base.garant.ru/12128965/5/ - информационно-правовой портал

Заключение.


Похожие:

Курсовая работа по экономики отрасли на тему «государственные и муниципальные унитарные предприятия» iconКурсовая работа по экономики отрасли (предприятия) на тему: «Сущность,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...
Курсовая работа по экономики отрасли на тему «государственные и муниципальные унитарные предприятия» iconКурсовая работа по экономики отрасли (предприятия) на тему: «Классификация...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...
Курсовая работа по экономики отрасли на тему «государственные и муниципальные унитарные предприятия» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли» на тему «Производственная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...
Курсовая работа по экономики отрасли на тему «государственные и муниципальные унитарные предприятия» iconКурсовая работа по экономики отрасли на тему: «основные функции и...
...
Курсовая работа по экономики отрасли на тему «государственные и муниципальные унитарные предприятия» iconКурсовая работа по экономики отрасли на тему: «Сущность, классификация...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...
Курсовая работа по экономики отрасли на тему «государственные и муниципальные унитарные предприятия» iconКурсовая работа по экономики организации (предприятия) на тему «производственные...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...
Курсовая работа по экономики отрасли на тему «государственные и муниципальные унитарные предприятия» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли» Тема «Инвестиционная...

Курсовая работа по экономики отрасли на тему «государственные и муниципальные унитарные предприятия» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли» на тему «производственные...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...
Курсовая работа по экономики отрасли на тему «государственные и муниципальные унитарные предприятия» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
...
Курсовая работа по экономики отрасли на тему «государственные и муниципальные унитарные предприятия» iconКурсовая работа по экономики отрасли на тему: «Показатели использования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница