Урок №9 тема: механизм (аппарат) государства


Скачать 187.5 Kb.
НазваниеУрок №9 тема: механизм (аппарат) государства
Дата публикации05.06.2013
Размер187.5 Kb.
ТипУрок
userdocs.ru > Право > Урок


Урок № 9

ТЕМА: МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА

Государственный аппарат

Механизм государства

Механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. В юридической науке существует мнение, согласно которому понятия “механизм государства” и “государственный аппарат” не тождественны: под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность, а в понятие “механизм государства” включается и “аппарат принуждения” (вооруженные силы, полиция и др.). Подобное разделение неправомерно: в каждодневной государственной деятельности невозможно искусственное расчленение государственных органов на аппарат принуждения и аппарат управления.

Деятельность любого государственного аппарата строится в соответствии с определенными принципами, под которыми понимаются основные идеи, определяющие подходы к формированию и функционированию государственных органов. В демократических государствах (в том числе и в России) к таковым относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;

2) принцип разделения властей, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц;

3) принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства;

4) принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата;

5) принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов;

6) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения важнейших вопросов государственной жизни;

7) принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

^ Модели государственного аппарата

Современная юридическая наука выдвигает три основные модели построения государственного аппарата:

1) централизованно-сегментарную, при которой органами государственной власти считаются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической стабильности в стране;

2) моноцефальную (от лат. “моно” - один, “цефалс” - голова), при которой вся система государственных органов едина. Во главе этой системы стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею нижестоящие органы, которые, как правило, назначаются вышестоящими. Подобная система государственных органов носит жестко иерархический характер, предельно персонифицирована и пирамидальна по своему построению. Местные органы власти представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства. Моноцефальная модель государственного механизма характерна для антидемократических режимов, так как хорошо приспособлена для осуществления централизованного контроля за обществом. Она складывается обычно в условиях политической нестабильности в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов;

3) монотеократическую, при которой сочетается единовластие главы государства, подкрепленное религиозными догмами, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствуют разделение властей и парламентаризм. Эта модель характерна для государств, провозгласивших ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).

^ Государственные органы

Государственный аппарат состоит из различных по порядку формирования, структуре и роли в осуществлении власти государственных органов. Государственный орган - это составная часть механизма государства (физическое лицо или организация), наделенная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства. Таким образом, государственный орган:

1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;

2) наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;

3) образуется и действует на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию. ^ Компетенция государственного органа - это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности. Кроме того, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения.

Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах. Первой формой является издание нормативно-правовых актов. Вторая форма - это принятие актов применения права. Третья форма представляет собой организационную деятельность государственного органа.

^ Виды государственных органов

Органы государства различают по нескольким критериям:

1) по срокам полномочий все государственные органы делятся на временные и постоянные. Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока. Например, к временным органам в России в 1917-1918 гг. относились Временное правительство и Учредительное собрание;

2) по месту в иерархии государственные органы подразделяются на высшие и местные. В федерациях помимо них существуют еще и органы власти субъектов федерации. Примером высшего органа власти в Российской Федерации является Государственная Дума Федерального Собрания РФ; примером органа власти субъекта федерации является правительство Москвы; примером местного органа власти - мэр Владивостока;

3) по характеру осуществления компетенции различают коллегиальные и единоначальные государственные органы. К первым относится Верховный суд Российской Федерации, ко вторым - Генеральный прокурор РФ;

4) по порядку формирования государственные органы бывают первичными, т. е. избираемыми непосредственно населением, и производными, которые формируются первичными. Примером первичных органов может служить Московская городская дума, производных - Федеральная служба безопасности РФ;

5) по правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел) государственные органы;

6) в соответствии с принципом разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Несмотря на многообразие государственных органов все они составляют единый властный механизм, посредством которого реализуются функции государства.

^ Государственная служба

Основным средством практической реализации задач и функций государства является государственная служба, под которой понимается профессиональная деятельность конкретных людей по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эти люди называются государственными служащими.

Государственный служащий - это лицо, находящееся на государственной службе, исполняющее обязанности, предусмотренные занимаемой государственной должностью, и получающее за свою деятельность заработную плату из бюджета государства.

Государственного служащего характеризуют следующие признаки:

1) государственный служащий действует при исполнении своих служебных полномочий по поручению государства и от его имени;

2) государственный служащий занимает государственную должность, учрежденную государством;

3) формы и нормы оплаты труда государственного служащего устанавливаются государством.

Понятие государственной службы в России стало складываться в XVIII в. В 1722 г. Петр I принял “Табель о рангах”, которая вводила в обиход 14 рангов государственной службы: в военной службе - от прапорщика до генерал-фельдмаршала, во флоте - от “артиллерии констапеля” до генерал-адмирала, в гражданской -от коллежского регистратора до канцлера. Самым высшим чином был 1-й ранг, или “класс”, а самым низшим - 14-й класс. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства. Таким образом, в основу продвижения по служебной лестнице вместо “породы” и “знатности” были положены пригодность к службе и личные способности. До 1906 г. правом поступления на государственную службу без ограничений обладали только дворяне. Только низшие и немногие средние должности могли занимать разночинцы. Женщины получили право занимать государственные должности только в XX в.

В современной России прохождение государственной службы регламентируется Законом “Об основах государственной службы РФ”. Согласно этому закону, все государственные должности в Российской Федерации подразделяются на три основные группы:

1) политико-судебные (категория А);

2) патронатные, т. е. должности, необходимые для обеспечения деятельности лиц, занимающих должности категории А (категория Б);

3) административные - должности, которые устанавливаются самими государственными органами и служат для осуществления их полномочий (категория В).

К государственной службе относится деятельность категорий Б и В. Лица категории А не являются государственными служащими; они замещают свои должности и являются должностными лицами.

В юридической науке существуют и иные классификации государственных служащих, из которых наиболее распространенными являются следующие:

  • по роду их деятельности;

  • по объему их должностных полномочий.

По роду деятельности все государственные служащие подразделяются на служащих в государственном аппарате и на военнослужащих.

По объему служебных полномочий различают: руководителей, специалистов (основной состав), вспомогательный персонал.

Основными условиями поступления на государственную службу в Российской Федерации являются:

  • наличие гражданства Российской Федерации;

  • достижение 18-летнего возраста;

  • владение государственным (т. е. русским) языком;

  • отсутствие ограничений для занятия данной государственной должности.

Все государственные служащие обязаны действовать исключительно в пределах своих служебных полномочий. Неисполнение или ненадлежащее исполнение ими должностных обязанностей влечет за собой юридическую ответственность.

^ Виды властей

Теория разделения властей

Принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены еще античными мыслителями, в частности Аристотелем. В наиболее полном виде ее сформулировал в 1784 г. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали использовать как идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры. История показывает, что опасность последней является постоянной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает государство.

Теория разделения властей, как она была изложена Монтескье, предполагает раздельное функционирование трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и другая сторона проблемы: с точки зрения обеспечения демократии целесообразно распределить три эти направления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему “сдержек и противовесов”. Ее механизм раскрывает таблица, приведенная на с. 52, в которой представлены основные формы и правовые институты взаимного контроля трех ветвей власти.

Таким образом, разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Таблица

^ Система “сдержек и противовесов”

Ветви власти

Законодательная

Исполнительная

Судебная

Законодательная

 

 

Право роспуска парламента у главы государства

Право вето у главы государства на законы, принятые парламентом

Возможность издания указов, конкретизирующих и дополняющих законы

Право законодательной инициативы у президента и правительства

Признание неконституционными законов, принимаемых парламентом

Судебная ответственность депутатов

 

 

Исполнительная

Законодательное регулирование деятельности исполнительной власти

Вотум недоверия парламента правительству

Возможность выражения импичмента президенту

Запросы и обращения парламентариев к должностным лицам исполнительной власти по вопросам текущей политики

Парламентские слушания

 

 

Признание несоответствующими законам актов исполнительной власти

Судебная ответственность чиновников за должностные преступления

 

 

Судебная

Законодательное регулирование судоустройства и судопроизводства

Амнистия

Назначение (выборы) судей

Назначение судей главой государства

Право помилования у главы государства

 

 

 

 

^ Законодательная власть

Ведущее место в системе разделения властей занимает законодательная ветвь власти. Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.

Законодательная власть - это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть депутатам и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.

В различных государствах законодательные органы называют по-разному: в Российской Федерации - Федеральное Собрание, в США - Конгресс, в Великобритании - Парламент, во Франции -Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский Парламент (от франц. parler - говорить), поэтому часто законодательный орган называют парламентом.

Парламенты могут быть одно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя палата отражает интересы субъектов федерации и формируется на основе равного их представительства. Кроме того, срок полномочий верхней палаты зачастую более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз и обычно она формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Во многих странах досрочному роспуску подлежат только нижние палаты парламента. Поэтому верхние палаты становятся своеобразным “заслоном” на пути поспешных и популистских законопроектов, принятых нижними палатами.

Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых - предварительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий.

Помимо исключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. Парламент участвует в формировании многих высших органов государственной власти. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации. Депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (императивный мандат).

Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.

^ Исполнительная власть

Исполнительная власть - это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов, которые призваны осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность.

Исполнительная деятельность этих органов состоит в том, что именно они являются непосредственными исполнителями требований, содержащихся в законах и актах вышестоящих органов. Распорядительная деятельность этих органов состоит в том, что они принимают практические меры по реализации указанных выше требований, организуют исполнение законов и распоряжений гражданами и общественными организациями, а также нижестоящими органами исполнительной власти.

Всю свою деятельность эти органы обязаны осуществлять в строгом соответствии с законодательством и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению. Поэтому деятельность исполнительных органов государства называют подзаконной, а издаваемые ими юридические акты - подзаконными актами.

Исполнительная власть реализуется государством через президента и правительство, их органы на местах. За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания законодательной власти) может, не уходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (его нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.

Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его членов к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.

^ Судебная власть

Особое место в системе разделения властей занимает судебная власть, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Но, осуществляя государственную власть в особой форме - форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержание преступников). Правосудием называется деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством. Под судоустройством понимается совокупность норм, устанавливающих задачи и принципы организации, структуру судов.

Судоустройство в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

1) осуществление правосудия только судом;

2) образование судов на началах выборности;

3) независимость суда и подчинение его только закону;

4) неприкосновенность судей и их несменяемость;

5) коллегиальность суда.

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии:

профессиональный судья (судьи) и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей различают два типа судов - суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных) и суд шеффенов. В состав суда присяжных входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели (как правило, двенадцать). Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими совместно.

Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. В основе судопроизводства в демократическом государстве лежат принципы законности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности и гласности судебного разбирательства, непрерывности судебного разбирательства, устности судебного разбирательства, состязательности, ведения на национальном языке.

Особой разновидностью судов являются конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, т.е. проверка соответствия законов и иных нормативных актов Конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных государствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами.

Конституционный надзор может осуществляться:

  • всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);

  • Верховным судом (Австралия, Канада, Индия);

  • специальным Конституционным судом, для которого конституционный надзор - главная и единственная функция (Россия, Австрия, ФРГ);

  • особым органом несудебного характера (Франция).

В некоторых странах Конституционный суд выполняет и функции верховного судебного органа. В других - судебную систему возглавляет самостоятельный Верховный суд.

Все суды, в соответствии с правовой сферой, на которую распространяются их полномочия, подразделяют на суды общей, специальной и административной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет особую специфику (например, арбитражный суд).

Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ таких судов нет).

^ Система разделения властей сегодня

Классический вариант теории разделения властей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к президентской власти в республиках смешанного и парламентарного типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства.

В качестве самостоятельной группы органов государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением законов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчиняются только Генеральному прокурору.

Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь власти - средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решений в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

Сегодня степень реализации теории разделения властей, равно как и особенности этого процесса, во многом зависит от формы правления, существующей в том или ином государстве. Республики в большей степени тяготеют к воплощению данного принципа, нежели парламентарные монархии. Оказывает влияние на реализацию концепции разделения властей и форма государственного устройства: если в унитарном государстве разделение властей существует лишь “по горизонтали” (т. е. между центральными органами государства), то в федерации власть разделяется еще и “по вертикали” (т. е. между федеральными органами и органами субъектов федерации). Важную роль играет и такой фактор, как политико-правовой режим. Современные демократические режимы, как правило, закрепляют принцип разделения властей законодательно и строят в соответствии с ним свою систему государственных органов. В то же время режимы антидемократические хотя на словах декларируют свою приверженность теории разделения властей, но в реальной действительности ее не реализуют.

^ Словарь занятия

Государственный язык - определяемый конституцией или иными законодательными актами язык той или иной нации в государстве, которому официально придается правовой статус в определенных сферах языкового общения.

Амнистия - акт компетентного государственного органа, влекущий благоприятные уголовно-правовые последствия для определенных категорий лиц либо для всех лиц, совершивших преступления определенных видов.

Импичмент - отрешение президента от должности за совершение тяжкого преступления.

Вопросы и задания

1. Что такое государственный орган, каковы его признаки?

2. Что такое государственный аппарат?

3. Каковы принципы организации и деятельности государственного аппарата в демократическом государстве?

4. Какие существуют классификации государственных органов?

5. Приведите примеры государственных органов Российской Федерации каждого вида.

6. Что такое компетенция государственного органа?

7. Что такое государственная служба? Какие виды государственных служащих вы знаете?

8. Почему в соответствии с теорией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти занимает власть законодательная? Выскажите свое мнение о том, правильно ли распределять власти по значимости, как это обычно делается: законодательная, исполнительная, судебная?

9. Первоначально численность депутатов в палатах парламента (особенно в нижней) зависела от численности населения страны. С ростом численности населения увеличивалось и число членов парламента. Однако в настоящее время почти во всех странах мира численность членов палат парламента составляет фиксированную величину. Как вы думаете, почему большинство государств ввело ограничение численности палат фиксированным числом членов?

10. В чем состоит назначение исполнительных органов государства?

11. Почему между правительствами и парламентами часто возникают трения и конфликты?

12. В чем заключается задача органов прокуратуры?

13. В чем состоит основное назначение судебной власти? Какие виды судов вы знаете?

14. Чем должны руководствоваться в своей деятельности судьи?

15. На каких принципах основано правосудие в демократическом государстве?

16. Как вы думаете, почему не допускается заочное рассмотрение уголовных дел?

17. Расскажите о системе “сдержек и противовесов”. Для чего она необходима?


Похожие:

Урок №9 тема: механизм (аппарат) государства iconУрок №6 тема: функции государства
Функциями государства называют основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие...
Урок №9 тема: механизм (аппарат) государства iconУрок №7 тема: форма государства
Содержание государства как политической организации современного общества может быть выражено в разных формах. Внутренняя структура...
Урок №9 тема: механизм (аппарат) государства iconТема общее понятие налогов и налогвая политика государства, 2 час
Основные направления налоговой политики государства. Налоговый механизм, его состав и структура
Урок №9 тема: механизм (аппарат) государства iconУрок №3 тема: сущность государства
При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов,...
Урок №9 тема: механизм (аппарат) государства iconУрок №1 тема: Введение
Определение теории государства и права как науки. Цель, объект и предмет исследования
Урок №9 тема: механизм (аппарат) государства iconУрок №4 тема: теории происхождения государства
Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку...
Урок №9 тема: механизм (аппарат) государства icon1. Основы теории государства и права Предмет и методология правоведения. Структура курса
Понятие, признаки и функции государства. Основные теории происхождения государства. Форма государства. Государственный механизм....
Урок №9 тема: механизм (аппарат) государства iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №9 тема: механизм (аппарат) государства iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №9 тема: механизм (аппарат) государства iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница