Урок №12 тема: правовое государство


Скачать 78.24 Kb.
НазваниеУрок №12 тема: правовое государство
Дата публикации05.06.2013
Размер78.24 Kb.
ТипУрок
userdocs.ru > Право > Урок


Урок № 12

ТЕМА: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Зарождение и развитие идеи правового государства

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах Ш. Монтескье и И. Канта. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Ими же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и в свою очередь назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны власти. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Так, например, фашистская Германия объявляла себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и тем не менее представляла собой типичный тоталитарный режим, основанный на насилии и произволе.

Значительный интерес к теории правового государства проявляли и российские правоведы конца XIX - начала XX вв. Тогда перед Россией стояла задача перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах свободы и равенства.

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление различных ветвей друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Коркунова, можно достичь тремя путями:

  • разделением функций между различными органами;

  • совместным осуществлением одной и той же функции несколькими органами (например, двумя палатами парламента);

  • выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.

Но этого для обеспечения режима законности мало, полагал Коркунов. Поэтому он поставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций. Высказанные Коркуновым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют реально обеспечить реализацию прав и свобод граждан.

Одним из последователей Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что “необходимые свободы” граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К ним Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности “индивидуальных прав” личности, Котляревский предлагал и определенные условия их реализации. Это прежде всего организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения. Выдвинутые Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства, где сформулированы как принцип взаимной ответственности личности и государства.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии практически воплотилась в ряде стран мира.

^ Правовое государство: понятие и признаки

Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

^ Правовое государство характеризуют следующие признаки:

1. Верховенство закона, “связанность” государства законом -все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е.:

а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

б) приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом;

в) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;

г) не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные подзаконные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их.

2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.

3. Последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы “сдержек и противовесов”, взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.

4. Взаимная ответственность государства и гражданина - за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

^ Предпосылки создания правового государства

Предпосылками создания и функционирования

правового государства (иногда их называют его основами) являются:

1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивидуума, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

4) юридическая предпосылка - создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5) гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы - это важнейшая предпосылка. Лишь “разгосударствленное” общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона), решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Однако процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Более того. Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с ранее действовавшей Конституцией СССР, а именно:

1) законодательный процесс вновь стал недоступен для контроля граждан, в том числе и в связи с прекращением телевизионной трансляции заседаний Государственной Думы;

2) народ лишился права отзыва депутатов, не оправдавших его доверия;

3) деятельность исполнительных органов власти фактически оказалась выведенной из-под общественного контроля.

Грубо нарушается в стране и принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается не способным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

Таким образом, для реального построения правового государства в Российской Федерации необходимо:

1) устранить рассогласованность в системе права как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ, с другой;

привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты - в соответствие с законами РФ);

2) преодолеть остатки правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к закону;

3) усилить контроль за исполнением уже принятых законов;

4) устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам человека, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан.

Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.

^ Словарь занятия

Антагонизм - противоречие, характеризующееся непримиримой борьбой враждебных сил или тенденций.

Конституционализм - правовой режим в государстве, при котором неуклонно соблюдаются нормы основного закона - Конституции.

Нигилизм - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, норм, форм общественной жизни.

Вопросы и задания

1. Какие идеи мыслителей прошлого нашли свое отражение в современной теории правового государства?

2. Перечислите признаки правового государства и раскройте их содержание.

3. Может ли социалистическое государство быть правовым? Обоснуйте свой ответ.

4. Сравните характеристики гражданского общества и правового государства: что общего между ними и в чем различия?

5. Какие признаки правового государства еще не получили в России должного развития? Приведите примеры.

6. Существуют ли в российском обществе предпосылки реализации известной формулы: частная собственность - независимый гражданин -гражданское общество - правовое государство?

7. Какие исторические и социокультурные особенности России привели к четко сформировавшейся традиции правового нигилизма?

8. Известный римский политический деятель и оратор Цицерон говорил: “Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными”. Поясните его мысль.



Похожие:

Урок №12 тема: правовое государство iconУрок №11 тема: государство в политической системе общества
В пространстве гражданского общества индивидуумы реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Понятия “гражданское...
Урок №12 тема: правовое государство iconТема Государство и право античных Афин Тема Государство и право Древнего Рима
Вопрос Особенности возникновения классового общества и госу-дарства на Древнем Востоке
Урок №12 тема: правовое государство iconПлан Государство и право, их роль в жизни общества. Правовое государство....
Государство – это специфическая политико-территориальная организация классового общества с особой публичной властью в виде специального...
Урок №12 тема: правовое государство iconТема 1 Правовое регулирование экономических отношений
Специальность 140613. 51 Дисциплина: Правовое обеспечение профессиональной деятельности Раздел I право и экономика
Урок №12 тема: правовое государство iconСтановление гражданского общества неразрывно связано с утверждением...
Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического...
Урок №12 тема: правовое государство iconУрок №4 тема: теории происхождения государства
Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку...
Урок №12 тема: правовое государство iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №12 тема: правовое государство iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №12 тема: правовое государство iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №12 тема: правовое государство iconТема Правовое обеспечение маркетинговых исследований и маркетинговой...
Тема Правовое обеспечение маркетинговых исследований и маркетинговой информации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница