Лариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая характеристика административной юстиции


НазваниеЛариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая характеристика административной юстиции
страница1/5
Дата публикации07.06.2013
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
Лариса Соломоновная Шейфер

Предмет и метод учебной дисциплины.

  1. Общая характеристика административной юстиции;

  2. Правовые основы административной юстиции;

  3. Методы учебной дисциплины;

  4. Место права административной юстиции в системе российского права.

Литература: Чечек Д.М. « АЮ» ; Сорокин «АПП»; Старилов Л. Н. «Административная юстиция, теория и история» ; Николаева, Соловьев «Административная юстиция и административное судопроизводство».

Определить взаимоотношения человека с обществом – это древняя проблема заключающаяся в выработке эффективного механизма ограничения произвола государственных органов. Размышления над этой проблемой привели к разработке понятия «правовое государство». Юридический анализ этого термина впервые сделан Робертом фон Молем (министр юстиции Германии).

Гессен (РОСС) – «Правовое государство признает обязательным для себя как правительство, создаваемое им же, как законодателем и исполнительной властью».

Признаки правового государства:

  • В нем твердо проводится верховенство закона

  • В правовом государстве реализуется принцип единства права и закона (т.е. НА и по форме и по содержанию должен быть правовым);

  • ПГ осуществляет концепцию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

  • ПГ гарантирует субъективные права граждан по отношению к органам государства (т.е. административным органам).

Для нашего курса последний признак важнейший, т.к. гарантия субъективных прав обеспечивается возможностью граждан использовать судебную форму защиты, против любых действий административных органов (это не пустая фраза, т.к. стройная система защиты была сформирована не так давно – «каждому гарантируется защита прав граждан установленных в законном порядке» – фикция, т.к. закона не было…).

Это обстоятельство привело профессора … к выводу о том, что АЮ, является непременной принадлежностью правового государства.

^ В юридической литературе существует три подхода к пониманию термина АЮ:

  1. Материальный аспект АЮ – это правосудие по административным делам;

  1. Это сфера действия административной юстиции (до сих пор нет ни законодательной, ни теоретической ясности в этом вопросе);

  2. Это задачи, которые стоят перед АЮ;

  3. Это субъектный состав и основания публично правового спора

  4. Это пределы полномочий органов административной юстиции. Если споры разрешают судьи, то какие полномочия у суда к примеру если ОИВ принял НА не соответствующий закону

  1. – это система административных учреждений, а иногда административных судей;

  2. - это процессуальный порядок, или административное судопроизводство.

В самом общем виде право АЮ или административно-исковое право (Коркунов) – это совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих судебный порядок разрешения споров между гражданами либо юридическими лицами с одной стороны и ОГВ с другой, возникающими в сфере государственного управления.

Нормы этого права преимущественно административно-процессуальные и они регулируют общественные отношения, складывающиеся при судебном разрешении спора, где одной из сторон являются обязательные участники – органы государственной власти.

Предметом отрасли АЮ являются те общественные отношения, которые складываются при судебном разрешении споров возникающих в сфере государственного управления, где одной из обязательных сторон является орган исполнительной власти. В курсе АЮ предстоит изучить институт административного иска; институт производства по делам об административных правонарушениях; получим представление о доказывании по административному делу; понятия «доказательства» и др.

2. Правовые основы административной юстиции.

К ним относятся НА, в которых содержаться правила определяющие порядок административно-процессуальной деятельности:

  1. Конституция:

  • Ч.2 ст.118 – осуществление посредством уголовного, гражданского, конституционного, административного судопроизводства.

  • Ст. 46 К. – регламентировано каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения, действия, бездействия ОГВ, ОМСУ могут быть обжалованы в суд.

  1. ФКЗ «О судебной системе»:

  • Ст.26 – в ней предусмотрена возможность создания специализированных судов по рассмотрению административных дел. В ВС РФ создана комиссия по разрешению административных дел (это говорит о том что мы идем к созданию системы специализированных административных судов).

  1. Закон «О мировых судьях в РФ»:

  • Этим актом была поставлена точка в диллеме разрешение административного спора – это правосудие или что… (гл. 23 КоАП – органы разрешающие споры). Разрешение административных деликтов – это правосудие по административным делам.

К правовым основам АЮ относятся 3 – 5 разделы КоАПа, в которых сосредоточены правовые нормы, регламентирующие один из важнейших институтов ад. Судопроизводства.

К правовым основам так же – ^ ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан» (механизм реализации ст. 46 Конституции).

Так же главы с 23 – 26 ГПК – производство по делам возникающим из публичных отношений

Так же нормы третьего раздела АПК: ст. 29 АПК определяет что к АС относится разрешение экономических споров вытекающих из административных и иных публичных отношений. К числу этих споров относится (см. там).

Так же ФКЗ «О конституционном суде» - порядок разрешения споров о соответствии конституции НА Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства актов.

Так же административно-процессуальные акты субъектов РФ (т.к. совместное регулирование).

В Ю. литературе высказывалась позиция что необходимо создать специальный механизм регламентирующий Админ. Судопроизводства. Так на Лазаревских чтениях высказывалось мнение о постепенном переходе.. Саичева предложила что должен быть либо самостоятельный раздел в КоАПе, либо самостоятельный административно процессуальный кодекс по делам об административных правонарушениях. (это еще в 1998 г.).

Тихомиров предложил:

  • создать основы административного законодательства

  • основы административного судопроизводства (участники, действия, доказательства)

  • принять закон «об административных судах».

^ 3. Методы науки

Это общенаучные и специальные методы. Широко используется системный метод, который состоит в том, что АПП и АЮ рассматривается не просто как какое то множество элементов, а как их организованная упорядоченная совокупность. Важную роль играет метод сравнительного правоведения. Зарубежные страны накопили большой опыт АЮ. Достоинство этих правовых институтов может помочь сформулировать аналогичные институты в отечественном законодательстве. Метод правового регулирования – между различными правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойство и признаки одного из них - модели, можно с достаточной степенью точности судить о других. (например – вопросы доказывания в процессуальном законодательстве разработано очень хорошо, по административным делам же все в зачатке. По подобию уголовного судопроизводства например построить административное)

^ 4. место АЮ в системе

С точки зрения проф. Бельского – право АЮ представляет собой подотрасль АП. На сегодняшний день право АЮ можно рассматривать как Формирующуюся отрасль права. Если говорить о положении этой отрасли в системе прав России то следует обратить внимание на:

  • отсутствие кодифицированного процессуального акта

  • неразвитость адм. Законодательства.

Приводит ученых к мнению что АЮ как отрасли права не существует . в литературе распространена т.з. о том что АЮ как компактная совокупность административно-процессуальных норм представляет собой обособившуюся часть административно-процессуального права.

Аналогичная т.з. высказана Стариловым в работе своей. Он полагал что в структуре адм. Права необходимо включить право административно-юстиционное. Он основывался на:

  1. АП имеет особый предмет – управленческие отношения. АЮ – способ судебно защиты. Но защита прав граждан – это одна из важнейших функций управления.

  2. Основной формой управленческой деятельности является акт управления. Исследование законности актов управления.

  3. Государство прибегает к принуждению, АЮ – это способ преодоления негативной социальной деятельности

  4. АЮ связана с Адм. Процессом (любая деятельность органов управления носит процессуальный характер).

… тесно связано потому что на их основе реализуется правосудие (это формы реализации власти). Различные формы правосудия имеют больше общего чем различия. Комплексный подход обогатил бы каждую отрасль права. Такой комплексный подход впервые обоснован Н.Н. Полянским «концепция судебного права» - судопроизводство объединяется в более широкую комплексную отрасль права – т.н. «судебное право». В рамках этой отрасли «ксп» они сохраняют самостоятельность но исследуются в совокупности. Монография «проблемы судебного права».

Все процессуальные отрасли имеют больше общего чем различия…

^ Понятие юридического процесса.

  1. Особенности и виды юридического процесса

Чтобы уяснить сущность административного процесса, нужно понять что такое юридический процесс. Процесс – продвижение. Такой перевод подчеркивает, что процесс – это понятие динамическое. Но такого представления недостаточно. Теории юридического процесса активно разрабатывали проф. Грышинев и его научная школа.

С точки их зрения юридический процесс – это комплексная система правовых форм деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права.

^ Форма деятельности – это совокупность требований к действиям участников процесса, направленным на достижение определенного результата. Определенность этих требований обеспечивается определенными санкциями, цель которых принудительно прекратить неправомерную юридическую деятельность.

Т.е. процесс – это упорядоченные формы деятельности, в том числе они предусмотрены и для органов. Чем более формализовано и закреплено требование – тем больше будет соблюдаться оно.

Правовая форма деятельности в той или иной степени присуща любой юридически значимой деятельности, и служит одной из гарантий точного и неуклонного применения, соблюдения и исполнения юридических норм (если + использование – то это формы реализации правовых норм).

Чаще всего юридический процесс рассматривают как правоприменительный. Правоприменение – наиболее активная форма реализации права, когда уполномоченный орган государства осуществляет свою компетенцию и принимает решения, обязательные для органов и лиц, которым они адресованы.

В современной правовой науке юридический процесс связывается не только с правоприменением, но и с правотворчеством. ^ Правотворческий процесс представляет собой порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных актов. Наличие этих общих признаков привело к широкому подходу к юридическому подходу.

Сторонники широкого подхода говорят, что юридический процесс следует понимать в широком смысле, так как это дает возможность тщательно понимать процесс по нормативорчеству, правосудию и правоприменению. Следуя этой точке зрения получается, что правотворчество (создание правовых норм), регламентация положительной деятельности активной администрации, правосудие (т.е. принятие огромного количества индивидуальных ненормативных актов: выдача лицензии, решение о выдаче земельного участка и прочие) – явления одноплоскотные (одинаковые, процессуальные).

Такая точка зрения на природу юридического процесса имеет право на существование, но следуя ей можно прийти к выводу, что везде, где усматривается упорядоченная процедура, усматривается юридический процесс. Везде, где правом установлена форма совершения действий, усматривается юридическая процессуальная форма. Эта концепция оказала большое влияние на теорию развития административного процесса, на определение его сущности. Но разделить ее в полной мере трудно, главным недостатком является безграничное расширение понятий процессуального права, процессуальной формы, процессуальной деятельности. Если следовать теории широкого понимания юридического процесса, то сюда подпадает порядок приема граждан, разрешение возникших споров в сфере управления, процесс защиты диссертаций и прочее. С.С.Алексеев говорил, что такой подход выхолащивает сам юридический процесс и не дает нам полноценного понимания данного явления.

Более точным, по мнению Шейфер, предлагает рассматривать процесс как процесс юрисдикционный (т.е. не ограничиваться правоприменительным процессом). Изучая проблемы административного производства, следует опираться на более классическое понимание.

^ Общие свойства юридического процесса:

  1. Процесс – это выражение государственно-властной деятельности, т.е. это способ осуществления властных полномочий

  2. Процесс – это динамическое понятие, означающее совокупность развивающихся в определенной последовательности процессуальных действий. Эти действия совершают государственные органы, а также иные участники процесса. Но в юридической литературе такая позиция – не единственная. Содержание процессуальной деятельности – исключительно деятельность государственных органов (это одна из позиций).

Сорокин: юридический процесс – совокупность представляющих собой действия властных органов, т.е. он подчеркивал публичный характер этой деятельности, но не совсем точно все же.

Если следовать это точке зрения, то деятельность иных лиц, лица, в отношении которого ведется процесс, потерпевшего – не имеет правового значения и ничего не определяет. Но это не так, это умаляет права иных участников процесса. В ходе процессуальной деятельности реализуется статус участников процессуальной деятельности. Отрицать, что деятельность иных лиц ведет к динамике процесса нельзя.

В процесс нужно включать деятельность как полномочных органов, так и иных участников.

  1. Процесс – это всегда деятельность по совершению операций с правовыми нормами. При помощи специальных юридических правил, процессуальных норм можно установить юридический состав, установить факт наличия или отсутствия правонарушения, т.е. можно сказать, что юридический процесс – это всегда разбирательство, рассмотрение определенного юридического дела. Обычно в качестве юридического дела рассматривают либо правонарушения либо спор о праве.

Обстоятельства, с которым связывают разрешение дела, предусмотрены законом и влекут определенные последствия. Например, в статье 2.1 КоАП определено, что следует понимать под административным правонарушение – правонарушение, предусмотренное КоАП или законом субъекта.

  1. Результатом процессуальной деятельности является юридически властное решение, которое обязательно оформляется в соответствующих процессуальных документах. К их числу относятся: приговоры и решения суда, постановления судьи, иные документы, которые выносят полномочные органы. Эти документы выполняют роль своеобразных юридических фактов, которые и определяют динамику процесса, движение дела с момента его поступления в производство юрисдикционных органов до окончательного рассмотрения.

  2. Юридическому процессу присуще наличие последовательно сменяющихся стадий. Стадии не просто следуют одна за другой, а в каждой из них при определенных условиях может быть проведена проверка правильности действий совершенных предыдущих стадий. Для стадий процесса обязательны компоненты:

    1. Относительно самостоятельная задача, на решение которой направлены действия, объединяемые в той или иной стадии

    2. Специфический состав действий

    3. Юридические документы, в которых отражаются и закрепляются итоги совершенных данных стадий

^ Виды правоприменительного юрисдикционного процесса по отраслевому признаку

Традиционно выделяют 2 процессуальные отрасли (ГПП и УПП). В 1949 году проф. Студинкин обосновал существование административно-процессуального права. Многие ученые соглашались, что рассмотрение дел об административных правоотношениях – это административное судопроизводство. Утверждалось, что так как сфера применения норм небольшая, кроме того, законодательство того времени предусматривало осуществление правосудия только путем разрешения уголовных и гражданских дел, то места для административного судопроизводства просто нет.

Сейчас изменилась законодательная база и К РФ установила, что административное судопроизводство – одно из средств осуществления государственной власти. Некоторые до сих пор считают, что административное судопроизводство – это исполнительная власть.

Еще одним видом юридического процесса является конституционное судопроизводство. Витрук рассматривал судебный конституционный процесс как самостоятельную подотрасль конституционного правосудия, направленную на обеспечение реализации компетенции конституционного суда. Ученые придерживаются точки зрения, что конституционное правосудие как отрасль права делится на 2 подотрасли:

  1. Судебное конституционное право

Это нормы, устанавливающие статус конституционного суда, статус его судей, способ формирования и прочее.

  1. Судебный конституционный процесс

Представляет собой систему норм права, регулирующие процедуру рассмотрения дел в конституционном суде.

Данное деление кажется достаточно искусственным.

В итоге, выделяют 4 вида процесса: уголовный, гражданский, конституционный и административный.

  1. ^ Понятие административного процесса как вида юридического процесса

Вопрос о сущности административного процесса является самым дискуссионным в юридической литературе. Дискуссия в том, что ни в теоритическом, ни в законодательном плане ее не разрешили.

Сложилось 2 подхода к решению данной проблемы:

  1. Административный процесс – порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными органами государства. Это означает, что под понятие процесса подпадает совокупность всех действий, совершаемых государственными органами, должностными лицами для реализации возложенных на них задач и функций.

В таком понимании административный процесс трактуется в качестве самой государственно-управленческой деятельности. Сторонники этой концепции (Сорокин, Грошинев, Бахрах, Лунев(!)) административный процесс всегда имеют место там, где осуществляется деятельность исполнительных органов. Такой подход к определению административного процесса связан с тем, что административный процесс рассматривается как форма реализации исполнительной власти.

Административный процесс – это специфическая форма реализации исполнительной власти (точка зрения судьи ВАС)

В настоящее время изменилась законодательная база, что делает необходимым корректировку изложенной позиции. Действующее российское законодательство не содержит основы для того, чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием административного процесса. Речь может идти лишь о частичной регламентации тех или иных видов управленческой деятельности, т.е. о регламентации различного рода административных процедур и соответствующих административных правил. Салищев: такого рода регламентация не позволяет отождествлять эту деятельность с деятельностью процессуальной.

  1. Базируется на традиционно сложившихся взглядах на процессуальную деятельность, как деятельность чисто юрисдикционную. Впервые эта концепция прозвучала в работе Саличевой Н.Г. «Административная юстиция в СССР». Впервые административная юстиция и процесс были определены как рассмотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении индивидуальных дел, а также применение мер принуждения.

Узкое представление об административном процессе аналогично содержанию уголовный и гражданский процесс. И в том и другом случае за основу берется осуществление правоохранительной функции, и процесс при этом отождествляется с осуществлением правосудия по административным делам.

Проф. Демин отмечает следующие особенности данного процесса:

    1. Публичный характер административного процесса

Проявляется не только в сущности процессуального права, но и в материальном.

    1. Особый состав спорящих сторон

Одной из них всегда является орган власти или должностное лицо.

    1. Для административного процесса характерно наличие спора, выраженного вовне (не просто недовольство)

    2. Трехсторонний характер правоотношения

Лицо, обращающееся в суд; орган власти или должностное лицо, чьи действия обжалуются; лицо, разрешающее спор.

    1. Возможно письменное и устное ведение дела

    2. Бремя доказывания в споре лежит на властной стороне (презумпция виновности)

Эти особенности административного процесса ярко характеризуют данный процесс.

^ Основные черты административного процесса:

  1. Как и любой юридический процесс, административный процесс представляет собой государственно-властную деятельности. Наиболее ярко это проявляется тогда, когда спор между участниками административных правоотношений разрешается в порядке судопроизводства.

  2. Административный процесс – динамический процесс, включающий деятельность как государственных органов, так и иных участников процесса.

  3. Административный процесс – метод разрешения спора между участниками административных правоотношений, причем бремя доказывания несет властвующая сторона.

  4. Административный процесс – процесс по совершению операций с правовыми нормами, причем предметом операции может быть норма материального и процессуального права.

  5. Административный процесс представляет деятельность, в результате которой оформляются соответствующие процессуальные документы.

^ Административный процесс – урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность государственных органов и иных участников процесса, направленная на разрешение возникшего административно-правового спора и применение к виновной стороне мер административной или иной юридической ответственности.

  1. ^ Административная юрисдикция

С юрисдикционной деятельностью чаще связывают правосудие, а так же деятельность государственных органов. Причем понятие юрисдикция каждый раз меняло свою окраску в зависимости от отрасли. Не смотря на различия все объединяет – способ охраны общественных отношений заключающийся в разрешении по существу юридического дела (уполномоченного на это органа) и принятие по нему государственно-властного решения.

В юридической литературе вопрос к акакому виду3 деятельности следует отнести юрисдикцию. Разрешение правовых конфликтов традиционно связывают с судебной деятельностью и это основано на законодательстве т.к. закон обязывает суды осуществлять такую деятельность.

Вопрос с юрисдикцией административной (в гл.23 КоАП – 68 ГОСУДАРСТВЕННЫХ органов получивших право применять закон к юридическим конфликтам и принимать по ним правовые акты (фактически осуществлять правоприменительную деятельность). Чтобы определиться с понятием Ю. надо начать с теории вопроса. Подробно им занимался Шэдрин.

Он говорил «Ю. – это деятельность, содержание которой образует сбор исследование, оценка информации и принятие решения». Другие цченые как Галоган и Якуба понимают под АЮ – государственно властную деятельность, состоящую в применении закона к юридическим конфликтам и принятие по ним правовых актов.

Еще одна т.з. Ее авторы Бахрах и Якимов – рассматривают АЮ, как деятельность субъектов государственно исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами и применению мер административного, либо дисциплинарного принуждения.
Все авторы понимают АЮ как деятельность государственных органов по применению правовых норм при разрешении конфликтов.

Шедрин разбирает по структуре, остальные на содержание.

Важным является указание на то что это деятельность уполномоченных органов включая судебные, по разрешению правовых конфликтов и применению правовых норм.

Уполномоченный орган обязан установить все юридически значимые обстоятельства (факты имеющие юридическое значение) перед применением норм (ст.26.1 КоАП – перечень обстоятельств подлежащих доказыванию при рассмотрении административного дела):

  • Событие административного правонарушения

  • Виновность лица в его совершении

  • Обстоятельства влияющие на степень ответственности

Аналогичные нормы, определяющие предмет доказывания по делу мы обнаружим и в НА регулирующих осуществление гражданско-правовой и уголовно-правовой юрисдикции.
Это про первый элемент – СБОР (право и обязанность органа – обязан установить ЮФ)
2. исследование и оценка невозможна без правовой квалификации (обязательный элемент правоприменения).

Для разрешения дела недостаточно констатации наличия или отсутствия правонарушения – необходимо и принять решение по делу (принять юрисдикционный акт который рассматривается в качестве самостоятельного акта правоприменения). В этом властном решении – это решение одновременно рассматривается как акт правоприменения.

Это характеристика Ю. как деятельности правоприменителя.
Однако это качество не раскрывает всей сущности явления, Ю. проявляется прежде всего как правоохранительная деятельность.

^ Как таковую ее отличают черты такие как:

  1. Наличие правового спора – это означает, что рассмотрение и разрешение юридических дел обусловленных позитивным обстоятельством не охватывается юрисдикционной деятельностью.

  2. Для АЮ как правоохранительной деятельности характерно наличие особой процессуальной формы в рамках которой осуществляется юрисдикция. Надо заметить что наиболее детально урегулирована судебная юрисдикция. Пренебрежение к этой форме влияет в конечном итоге на права граждан вовлеченных в процесс

  3. Для АЮ характерно наличие состязательной процедуры разрешения дела. Этот признак предполагает что стороны в споре не являются пассивными наблюдателями за тем как разрешается дело ЮО, они вправе действовать активно.

  4. Для Ю-ии характерно наличие юрисдикционного акта. Итогом Ю. деятельности является принимаемое по результатам рассмотрения дела решения. Применение нормы права к конкретному случаю.

АЮ обладает всеми этими признаками. Но ее следует рассматривать как самостоятельный вид ПО деятельности.

В отличие от иных видов Ю., - административная нередко осуществляется тем же органом, в компетенцию которого входит выявление, установка фактических обстоятельств административного проступка (правонарушения). Именно по этому, довольно часто АЮ связывают с исполнительно-распорядительной деятельностью органов государственного управления.

Следует заметить такую положительную тенденцию – количество административных дел которые уполномочены разрешать судьи – растет ( а не органы ИВ). В 1985 году введен КоАП РСФСР – 6 составов для судей, в современном – более 100 составов. Гласное, открытое судебное заседание – всегда лучше (лектор ни разу не наблюдала соблюдение правил госорганами «в тиши кабинетов легче пренебрегать процессуальной формой».
Т.о. АЮ может осуществляться как уполномоченным на это госорганами так и судами. С учетом этого следуте различать А. судебную юрисдикцию или административную юстицию и АЮ осуществляемую иными уполномоченными органами государства. Подводя итог сказанному, можно определить АЮ, как вид правоохранительной деятельности органов государственного управления и суда, охватывающую рассмотрение дел об административных правонарушениях, либо дел вытекающих из административных правоотношений и принятие решений по ним в установленных законом формах и порядке.

  1. ^ Административное судопроизводство как метод осуществления правосудия

Среди ученых исследовавших проблемы АС – нет единства в характеристике этого института. Так в науке ГПП, которая традиционно судопроизводство по управленческим спорам рассматривалось как ее неотемлемая часть высказано мнение, что характер и материально-правовая природа этих отношений (публичных), требует отдельного вида судопроизводства.

Так Г.Л. Осокина предлагала разграничить производство исковое частное и исковое публичное.

^ В науке АП так же полярные мнения:

  1. Под АС ряд авторов считают – рассмотрение судами дел об административных (исключительно) правонарушениях (Баглай, Якимов)

  2. АС не административных деликтов, т.к. судья субъект административно – юрисдикционной деятельности и выступает в качестве субъекта АС лишь тогда, когда осуществляет контроль за действиями д\л и актами органов уполномоченных налагать административное наказание.(Николаев, Соловьева).

^ Панова И.В. – согласно КоАП деятельность судьи по рассмотрению дел об А. правонарушении нельзя рассматривать как правосудие, т.к. это просто АЮ деятельность.
Наиболее последовательно решали вопросы Салищева и Хоманева, которые определили что АС должно касаться не только дел об А. правонарушениях, но и дел относящихся к осуществлению контрольных фукнкций суда в отношении органов исполнительной власти.

^ Среди ученых нет единства и по вопросу о соотношении АС и А. процесса

Салихова считает что АС – это лишь часть АПП. Другие авторы определяя АП в широком смысле (любая деятельность уполномоченных органов) считают что АС – это самостоятельный институт публичного права независимо от АП. (для таких представлений нет ни конституционных на законодательных оснований).Надо соглавится с Бельским который ставит знак (=_ между этими понятиями.

Т.О. надо признать что АС – это вид производства, по рассмотрению административных споров в порядке регламентированном нормами ч.2 ст118…. Конституции «… в т.ч. с помощью АС осуществляется судебная власть».

Поскольку правосудие осуществляется исключительно судом и является формой реализации судебной власти, то это приводит к единственно возможному выводу о том что АС – это один из способов, методов осуществления правосудия. При таком понимании получается что правосудие более широкое понятие по отношению к АС.

Итоги темы:

  1. Юридичский процесс рассматриваемый прежде всего как юрисдикционный – это разрешение в процессуальной форме определенного юридического дела с использованием правовых норм;

  2. АП как вид процесса юридического - это урегулированное нормами АПП, деятельность государстенных органов, иных участников процесса, направленная на разрешение возникшего административно-правового спора, и применения к виновной стороне мер административной или иной юридической ответственности

  3. АП – это прежде всего процесс юрисдикционной правоприменительный. АЮ рассматривается так же как вид ПО деятельности органов государственного управления и суда охватывающей рассмотрение дел об А. правонарушениях, либо дел вытекающих из административных правоотношений и принятие решения по ним в установленных законом форме и порядке;

  4. АС или АЮ как одна из форм административной юрисдикции, представляет собой метод осуществления правосудия наряду с уголовным, гражданским, конституционным судопроизводством.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Лариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая характеристика административной юстиции iconЛариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности...
Процесс – продвижение. Такой перевод подчеркивает, что процесс – это понятие динамическое. Но такого представления недостаточно....
Лариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая характеристика административной юстиции iconЛариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности...
Процесс – продвижение. Такой перевод подчеркивает, что процесс – это понятие динамическое. Но такого представления недостаточно....
Лариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая характеристика административной юстиции iconВопросы к экзамену по иппу для до предмет, метод, периодизация истории...
Общая характеристика политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества
Лариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая характеристика административной юстиции iconЦель, предмет и задачи изучения дисциплины «Управление качеством»
Методы оценки уровня качества продукции (дифференциальный метод, комплексный метод)
Лариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая характеристика административной юстиции iconКурс «история русской литературы» Разделы учебной дисциплины
Общая характеристика русской литературы, её гуманистический пафос, художественные поиски жизнеутверждающих идеалов, высоких духовных...
Лариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая характеристика административной юстиции icon1. 3Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
Общая характеристика дисциплины «Административное право». Место и роль дисциплины в системе профессиональной подготовки специалиста....
Лариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая характеристика административной юстиции iconРабочая программа учебной дисциплины б. 11 «Уголовный процесс» Кафедра...
Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины
Лариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая характеристика административной юстиции iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины рекреалогия по направлению
Основное внимание уделено методологическим подходам и категорийному аппарату данной учебной дисциплины, рассмотрению специфики реализации...
Лариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая характеристика административной юстиции iconПрограмма учебной дисциплины Общая теория статистики
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации
Лариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая характеристика административной юстиции iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Отечественная история»
Предмет, методология и задачи Отечественной истории как науки и учебной дисциплины
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница