Кодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф»


Скачать 262.07 Kb.
НазваниеКодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф»
страница1/3
Дата публикации07.06.2013
Размер262.07 Kb.
ТипКодекс
userdocs.ru > Право > Кодекс
  1   2   3
Баранов Андрей Васильевич

Таможенное право

Необходимые законы:

Таможенный кодекс таможенного союза

ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»

Закон «О таможенном тарифе» 1993 года

Закон «О службе в таможенных органах» 1996 года

Закон «О государственной гражданской службе»

КоАП (16 глава «Ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела»)

Указ Президента от 19.05.06 «О федерально таможенной службе»

Положение «О федеральной таможенной службе» (Постановление Правительства от 26.07.06)

Общее положение «О региональном таможенном управлении»; Общее положение «О таможне» утвержденные Приказом Таможенной службы от 12.01.06

Общие положения «О таможенном посте»

Учебная литература:

Комментарий к Таможенному кодексу таможенного союза

Комментарий к закону «О таможенном регулировании»

Эриашвили «Таможенное дело в РФ» 2011

Бахрах Д.Н. «Таможенное право» 2011

Бакаева О.В. «Таможенное право РФ» 2011

^ История развития таможенного дела в России

Историю развития можно разделить на несколько этапов:

  1. Этап становления таможенного дела в России (до середины 15 века)

Точных сведений о времени возникновения таможенного дела на Руси нет. Известно, что Киевская Русь имела достаточно обширные торговые международные связи. В первую очередь это относится к Византии, так как именно в ней сбывались хлеб, мед, воск, пушнина. В договоре князя Олега с Византией (911 год) отдельные таможенные обычаи отражаются как издавна существовавшие. Так как этот договор был заключен после успешного похода Олега. В этом договоре были закреплены определенные льготы.

Мыта (сбор с товаров через заставу) на Руси был известен на Руси к 911 году. Различалось мыта сухое и водное (в зависимости от транспорта). Помимо мыта в то время существовали еще восьмничее (сбор за продажу сыпучих товаров), костки (сбор с людей, сопровождавших товар); побережная (за причаливание к берегу), пятно (сбор за клеймение скота для продажи) и так далее.

В 11 веке единство Киевской Руси нарушается и в 12-13 веке она распадается на самостоятельные княжества. Поэтому о едином таможенном деле нельзя говорить – в каждом княжестве была своя политика на этот счет.

В этот период времени сборы начинают подразделяться на:

  1. проезжие (за провоз)

Мыта, костки, посаженная (сбор, размер которого зависел от величины ладьи с товаром в саженях), головщина (личная подушная подать, которая взымалась с каждого человека, находившегося на возу или в ладье с товаром); на обратном пути с купца брали разновидность головщины – задные к; мостовщина или перевоз (за проезд по мосту; в зависимости от вида транспорта различалась); за предъявление товара к досмотру на заставе взымался особы сбор – явка; за взвешивание – ??????;

Если купец пытался объехать заставу и был пойман, то он платил проммыт (штраф с цены товара), а с самого купца, как с личности взымался дополнительный штраф – заповедь.

  1. торговые (за торговлю)

Гостиное (сбор за наем торгового места), анбарное (сбор за наем амбара), полавочная (сбор за охрану товара в амбаре ночью)

Все эти сборы нельзя назвать в полном смысле слова таможенными, так как они снимались не только на границах, но на заставах перед городами, по крупным улицам.

В 14-начале 15 вв торговые отношения между княжествами северной части Киевской Руси регулировались дипломатическим путем. Заключались соответствующие торговые договоры, в которых оговаривался детально размер мыта, места расположения застав, запрещалось вводить новые мыты или учреждать новые заставы.

С приходом на Русь татаро-монгольских племен в русском языке появилось слово «тамга». Термин имел значение: ярлык или клеймо, проставляемый на имущество, принадлежащее определенному роду; также это сбор за выдачу такого ярлыка. От слова «тамга» в русском языке появился глагол «тамжить». Место, где тамжился товар – таможня; а служивый человек на таможне – таможенник; потом появились словосочетания «таможенная голова», «таможенная грамота» - разрешение определенному субъекту заводить в своих землях торговлю и взимать с товаров пошлину..

  1. ^ Этап политики меркантилизма (середина 15 до конца 18 века)

Экономическая политика европейских государств 15-18 вв вошла в историю как политика меркантилизма. Таможенный аспект этой политики заключался в том, что государство устанавливало запрет на вывоз из страны драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них и всячески поощряло их ввоз на территорию своей страны.

В России явные признаки этой политики начинают проявляться в царствование Ивана Грозного (с его именем и связано формирование централизованного государства). Он запретил ввозить в страну некоторые предмет роскоши (шелка, например) с целью экономии средств оплаты и запретил вывозить из страны драгоценные металлы и изделия из них.

В период Смуты и сразу после нее вряд ли можно говорить о таможенной политике. Важным этапом стало принятие Торгового устава 1653 года. Значимость устава в том, что в соответствии с ним, многочисленные таможенные сборы (некоторые из них носили и натуральный характер) были заменены единой рублевой пошлиной.

Дальнейшее развитие политика получает в Новоторговом уставе 1667 года. Этот Устав подтверждал запрет на вывоз из страны драгоценных металлов и камней. Кроме того, он содержал ряд положений, направленных на укрепление позиции русского купечества и обеспечение за русскими купцами внутреннего рынка (этот устав носил ярко выраженный протекционистский характер). Это выражалось в том, что Устав ликвидировал многочисленные таможенные торговые привилегии для иностранцев (с периода Смуты) и облагал товары иностранцев пошлиной внутри страны. Размер пошлины на товары иноземцев был увеличен в 4 раза. Торговать самостоятельно иноземцы могли лишь в пограничных городах, они не могли сами ввозить товары вглубь России.

К концу 17 века в России складывается достаточно разветвленная система таможенных учреждений. В 1680 году сбор таможенных доходов был сосредоточен в приказе большой казны. В Москве были созданы и действовали Большая таможня, Посольская новая таможня (товары иноземцев), Мытная изба (облагались скот и фураж), Померная изба (зерно и овощи). Так как одним из важнейших источников дохода для России была торговля лошадьми, большую роль имел Конюшенный приказ. В уездах были созданы таможенные избы, в которых бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы. Таможенная голова избирался из купечества, за свою деятельность он не получал жалованье от государства. Действовала система откупов – в начале года купец вносил большую оговоренную сумму, а в дальнейшем все что он собирал, он брал все себе.

С 1718 года сбор таможенных доходов стала осуществлять учрежденная Петром I Коммерц-коллегия. Управляющие таможни – таможенные бурмистры по прежнему избирались из купечества и теперь они получали жалование из казны как государевы служащие.

В 1731 году был принят Морской пошлинный устав, который определил порядок захода иностранных судов в российские порты. Ширина зоны территориальных вод в России определялась дальностью пушечного выстрела с берега в открытое море. Любое иностранное судно, входившее в эту зону, должно было сообщать в порт и брать на борт таможенных служащих, которые за время следования судна в порт должны были осмотреть и опечатать все места с товарами, багажом, ручной кладью и балластом.

К середине 18 века в России взымалась 17 различных видов таможенных сборов, что в совокупности с очень сложной системой записи о товарах в таможенных книгах очень серьезно препятствовало развитию международной торговли. Поэтому в 1753 году по инициативе графа Шувалова была начата крупная таможенная реформа. Указом 1753 года с 1 января 1754 года в России и Сибири отменялась рублевая пошлина и все 17 видов сборов с внутренней торговли, и упразднялись все внутренние таможни, в том числе и между Россией и Украиной. Таможня между Россией и Сибирью просуществовала до 2 половины 19 века.

В 1758 году была сделана попытка передать сбор таможенных доходов на западной сухопутной границе в частные руки. Сбор пошлин был отдан на откуп 2 купцам: Шемякину и Яковлеву. В 1762 году в связи с тем, что вскрылись многочисленные злоупотребления купцов, сбор таможенных доходов вновь был передан в казенное управление.

В 1766 году был принят первый в России таможенный тариф. Этот тариф имел либеральный характер. Большинство товаров облагалось относительно невысокими пошлинами – от 12 до 30% от стоимости товаров.

В 1776 году принимается очень жесткий протекционистский тариф, в соответствии с которым размер пошлины по отдельным видам товаров достигал 200% от их стоимости.

В 1782 году принимается опять либеральный тариф, который вообще освобождает большинство товаров от пошлины, для тех товаров, которые оставались в таможенной зоне – 10%.

Таможенная охрана границ не была централизована, еще в 1770 году князь Вещерский, проводивший ревизию на западной сухопутной границе отмечал несоподчиненность таможенной и пограничной администраций друг другу, разрозненность и удаленность друг от друга таможенных постов, плохое несение службы и взяточничество.

По итогам доклада в 1782 году была учреждена Особая таможенная пограничная цепь и стража для отвращения потайного провоза товара. Эта стража состояла из таможенных избирателей и таможенных объезчиков (были под началом избирателей). Каждый таможенный надзиратель обеспечивал охрану 50-верстного участка границы, каждый объезчик – 10-верстного. Объезчики несли службу конных дозоров на границе и основной задачей было предотвращение и пресечение контрабанд. Если объезчик сам был не в состоянии задержать контрабандиста, то он должен был преследовать его до ближайшего поселка. Поиск контрабанды стимулировался, часть задержанных товаров передавалась в пользу задержателей.

Великая Французская революция напугала все страны. Сначала Россия договорилась с Англией, Австрией и Пруссией о том, чтобы не вывозить во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Манифестом 1793 года вообще был запрещен вывоз во Францию любых товаров и ввоз из Франции всяких товаров.

  1. ^ Политика либерализма (Начало 19 века и до октябрьской революции)

В 1801 году по Тельзитскому миру Россия восстанавливает с Францией торговые отношения. В 1810 году (Наполеон) вновь был введен запрет на торговлю с Францией (абсолютный). В 1810 году в дополнение к пограничной таможенной страже на Западной сухопутной границе была введена воинская охрана границ Донскими казачьими полками. Каждый казачий полк обеспечивал охрану 150-верстного участка границы. После победы над Наполеоном восстановились отношения с Францией и в 1816 году был отменен запрет на ввоз французских товаров. Одним из ярких свидетельств политики либерализма в начале 19 века был введение в Одессе и на прилегающей к ней территории режима «порто-франко» (первая в России свободная экономическая зона). Одесса и прилежащая к ней территория были выведены из таможенной черты России, в этой области разрешалось не только разгружать и хранить товары, но и перерабатывать и оптом торговать этими товарами без уплаты пошлин до тех пор, пока товары не уходили с территории вглубь России. Такой режим просуществовал на территории Одессы 40 лет.

В 1819 году был принят один из самых умеренных и либеральных за всю историю таможенного дела в нашей стране таможенных тарифов. Но тариф оказался губительным и для промышленности и для купечества (они не могли конкурировать с иностранными). В 1822 году ошибка была исправлена и был принят достаточно жесткий протекционистский тариф.

В 1819 году помимо таможенного тарифа был принят и Таможенный устав. В соответствии с которым охрана границ возлагалась на Таможенную (в дальнейшем Пограничную) стражу Министерства Финансов. Этот Устав уточнял понятия контрабанды. Согласно устава под контрабандой понимался не только провоз и пронос товара в обход заставы, но и неуказание привозимых на заставу товаров в грузовых и иных товаросопроводительных документах и таможенных объявлениях (прообраз декларации).

В 1822 году казачьи части были выведены во 2 линию (за линию таможенных объезчиков), а в дополнение к 1 линии были введены таможенные объходчики. В 1827 году было принято положение «Об устройстве пограничной таможенной страже», в соответствии с которым эта стража сводилась в особые части, бригады, полубригады и роты, делившиеся на подвижные колонные и заставы (посты). В соответствии с положением управляющие таможней и помощники стали числиться не на гражданской, а на военной службе. С принятия этого положения отличительным цветом таможни стал зеленый цвет.

В соответствии с жестким тарифом иностранные товары облагались настолько высокими пошлинами, чтобы их ввоз не отразился на развитии в стране машинного производства. А те товары, которые вообще не производились в России, облагались высокими пошлинами исходя из экономических соображений. Такая политика существовала 27 лет.

Таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 годов отличались либеральным характером и способствовали свободе международной торговли.

Систему таможенных органов середины 19 века можно рассмотреть на примере Устава 1857 года. В соответствии с этим Уставом таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной границе империи и царства польского, а на Северо-Западе по границе между Россией и Финляндией (что свидетельствовало об автономности Финляндии).

В зависимости от объема осуществляемых таможенных операций таможни подразделялись на Крупнейшие (таможни 1 класса) – всего в России было 10 (Питер, Москва, Рига); Средние (таможни 2 класса) – на Черном море – Евпаторийская таможня; Малые (таможни 3 класса) – Онежская или Херсонская таможни. При таможнях могли создавать передовые филиалы или передовые посты (заставы). В местах наземного пропуска через таможенную границу были созданы переходные таможенные пункты. Таможни одного района объединялись в таможенный округ. Устав предъявлял особые требования к таможенным служащим: управляющими и членами таможен могут назначаться только те, кто ранее работал в таможне. Впервые Устав подчеркнул самостоятельность таможенных органов. Статья 226 этого устава устанавливала, что никакое начальство не входит ни в какие непосредственные распоряжение таможенной части.

Таможенный тариф 1891 года носил протекционистский характер. Этот тариф не облагал пошлиной товары, которые вообще не импортировались в Россию (хлеб, масло). Все остальные товары облагались пошлинами, при этом размер пошлины был кратно увеличен по сравнению с тарифом 1868 года. Такое резкое увеличение пошлин привело к резкому увеличению контрабанды.

Вслед за тарифом 1891 года потребовалось принять Таможенный устав 1892 года, который практически полностью был посвящен вопросам борьбы с контрабандой. Контрабандными, по прежнему, считались товары, провозимые или проносимые мимо таможни, а также хотя и привозившиеся на таможню, но не указанные в таможенных объявлениях. Но впервые было введено понятие квалифицированной контрабанды. Квалифицированной считалась контрабанда, совершаемая путем открытого вооруженного прорыва границы; совершаемая организованной группой лиц с подкупом таможенного лица; совершаемая систематически в крупных размерах; контрабанда оружия и контрабанда подрывной социалистической литературы.

Устав устанавливал дифференцированные санкции за контрабанду. Они различались в зависимости от того, был это ввоз или вывоз; облагаемый пошлиной или необлагаемый, разрешенный к провозу или запрещенный.

Контрабанда запрещенной к провозу товара наказывалась его конфискацией и денежным штрафом в размере 2-х кратной стоимости этого товара. Если товар был разрешен к провозу – его конфискация и денежный штраф в размере 5-кратной стоимости товара при ввозе и только 5-кратный штрафов без конфискации при вывозе. Если контрабандой провозился беспошлинный товар, то товар наказывался в размере 10% от стоимости без конфискации.

Новым в Уставе было то, что размер санкции стал единым для Европейской части России и Сибири.

В наиболее опасных по части районах (пограничные губернии и царство польское) в дополнение к пограничной и таможенной страже была создана корчевная стража. Эта стража состояла из вооруженных стражников и объезчиков, которые на расстоянии в 20-50 верст от границы устраивали засады на дорогах и досматривали обозы, транспорт и имущество проезжающих лиц с целью предотвращения контрабанды зарубежных спиртных напитков.

В 1893 году между Россией и Германией происходит так называемая «таможенная война». Все началось с того, что Россия в одностороннем порядке увеличила размер пошлина на Германские товары на 15-30%. Германия в долгу не осталась и увеличила размер пошлины на 50% на товары. Россия подняла пошлины на их товары еще на 10%.

Она продолжалась полгода и завершилась в 1894 году заключением двустороннего конвенционного тарифного договора. Вместо нескольких тарифов на товары российские и германские был введен единый тариф. Срок действия договора – 10 лет.

Начало 20 века – Таможенный устав 1904 года сыграл значительную роль. В соответствии с ним таможенная система состояла из департамента таможенных сборов при министерстве финансов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, таможенных застав, таможенных постов и таможенных пунктов. Устав 1904 года предоставлял право пограничной страже и таможенному надзору в наиболее опасном по части контрабанды районе проводить обыски и выемки контрабандных товаров в домах и других жилых помещениях, в пограничной полосе шириной 875 саженей (около 2 км) на тех же правах, которые были предоставлены полицейским чинам, замещающим судебных следователей при производстве следственных действий.

Этот устав содержал принципиально новый раздел (новеллу) – О привозе товаров по железной дороге. Таможенный устав 1910 года принципиальных изменений в организацию системы таможенного управления не внес, он детализировал некоторые вопросы борьбы с контрабандой, уточнив меры поощрения «открывателям» и «задержателям» контрабанды, а также предоставив право органу таможенного надзора проводить обыски и выемки контрабандных товаров в пограничной полосе шириной 100 верст от границы и от линии берега вглубь страны с участием полиции, а за пределами этой 100-верстной полосы с участием полиции, судебных следователей и мировых судей.

Нужно отметить, что процесс таможенного досмотра (контроля в целом тех лет) был подчинен не столько цели установления законности перемещения товара через таможенную границу, сколько цели поиска контрабандных товаров.

Несмотря на это, а также на то, что в этот период времени в России существовали самые высокие в мире ставки таможенных пошлин, объем экспорта российских товаров в 1910-1913 годах увеличился на 21%.
  1   2   3

Похожие:

Кодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф» iconКодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф»
Коап (16 глава «Ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела»)
Кодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф» iconКодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф»
Коап (16 глава «Ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела»)
Кодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф» iconЗакон от 27. 11. 2010 n 311-фз (ред от 30. 12. 2012) "О таможенном...
Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзэс (далее Таможенный...
Кодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф» iconЗакон от 27. 11. 2010 n 311-фз (ред от 06. 12. 2011) "О таможенном...
Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзэс (далее Таможенный...
Кодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф» iconУргюа итоговая контрольная работа по таможенному праву екатеринбугр...
Для решения задач рекомендуется использовать положения таможенного кодекса таможенного союза, Закона «О таможенном регулировании...
Кодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф» iconМодуль 1 (раздел 1)
Таможенный кодекс таможенного союза – определение правовых, экономических и организационных основ таможенного дела
Кодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф» iconДокладам по дисциплине «Товароведение и экспертиза в таможенном деле»
Экологическая политика Правительства РФ при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Таможенного союза
Кодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф» icon2. Правовая основа организации таможенного контроля в тс и РФ
Сур (при этом под «риском» понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства), в целях обеспечения соблюдения таможенного...
Кодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф» iconПравила перемещения физическими лицами наличных денежных средств...
Решение Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года n 271 о проекте Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных...
Кодекс таможенного союза фз «О таможенном регулировании в рф» iconМироненко Ирина Леонидовна Персональная информация Контакты
«Экспортный контроль для участников вэд в условиях действия Таможенного кодекса Таможенного союза», тпп г. Самара, при участии контролирующих...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница