Дедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература


Скачать 122.03 Kb.
НазваниеДедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература
Дата публикации07.06.2013
Размер122.03 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Право > Литература
Дедкова Татьяна Анатольевна

Аграрное право

Рекомендованная литература:

«Аграрное право» Палладина М.И. и Жаворонкова Н.Г. 2011

«Аграрное право» Боголюбов (есть противоречия)

«Аграрное право» Быстров (есть противоречия)

«Земельное право» Болтанова Е.С. 2011

ГК РФ (общие положения)

ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» (измененный)

ФЗ «О крестьянском фермерском хозяйстве»

ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»

ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

ФЗ «О развитии сельского хозяйства»

ФЗ от 1994 года «О закупке, поставке сырья, продуктов, продукции и продовольствия для государственных нужд» (с изм. 2006 года)

Законодательство субъектов РФ

Закон Томской области «Об обороте земель с/х назначения в Томской области»

Закон Томской области «О планировании использования земель с/х назначения в Томской области»

Закон Томской области «О крестьянском фермерском хозяйстве в Томской области»

^ История развития аграрного законодательства

1861 год – первая крестьянская реформа. Освобождение от крепостного права – но это нас не волнует. Решили, что каждый должен иметь свой земельный надел и хозяйствовать на нем. Появление собственника на земле не всегда помогало этим крестьянским дворам выжить. Это связано с:

  1. Нехваткой инструментов

  2. Отсутствие тяглового скота (лошадь, вол, верблюды)

Всей деревней шли помогать убрать урожай хозяйствам другим. Богаче были те, не у кого были лошадь, плуг или прочее, а те, у кого были мужчины. Так как законодательство строилось именно под мужчин.

Те, у кого было много девченок, брали батраков. Смотрели, какой из него будет хозяин. Понаблюдав, брали батрака для своей дочери. Ему потом выделялся отдельный крестьянский двор.

Крестьяне того времени зависели еще от общины. Крестьяне были в двойной зависимости – от государства и от общины + нехватка земли – кто-то мог самостоятельно хозяйствовать, а кто-то не мог, т.е. пополняли пролетариат.

Столыпин совершил единственную ошибку – он решил общину не признавать. Хотел вывести из общины крестьянина вообще – сделать его фермеров (капиталистом). Он предложил 2 возможности хозяйствования:

  1. На территории поселения (земельный участок)

  2. За территорией поселения (хутор – ныне полевой надел)

Договорившись с царем (правительством), он посчитал, что добился решения о выделении кредитов тем, кто будет осваивать Сибирь и Дальний Восток. Земля была плодотворная, но для начала ее надо было раскорчевать. И таким образом наступил на грабли (а потом и мы в 1993 году) начали реформировать крестьянское хозяйство, обманув людей, выехавших на освоение новых земель. Реформа не удалась.

Мы разрешили колхозам и совхозам приобретать другую форму собственности – было 2 позиции реформирования:

  1. нужно было выявить убыточные колхозы и совхозы – именно их надо было реорганизовывать и приватизировать. Но колхозы НИКОГДА не были государственными предприятиями. Еще до революции они возникли в коммунах. Организовывались коллективные объединения граждан. Уже с 1980 года появились государственные предприятия – совхоз. Были уже не члены, а рабочие и служащие и регулировался их труд ТЗ. До очередного съезда партии в 1985 году он руководствовался ГЗ РСФСР. Но тогда нужно было считать стаж и пенсии по трудодням. А так как бабушки были многодетными, а дети были с внуками. И бабушки вообще не работали – работали за нее внуки.

Но если там наверху принимается хороший закон, то потом найдется внизу какой-то плод юриспруденции, председатели райисполкомов и прочие личности реформировали те хозяйства, которые крепко стояли на ногах, приватизировали у себя в районах те хозяйства, которые нужно было оставить – им максимум можно было помочь материально. Но народ захотел иметь больше. Жадность.

Было принято постановление Правительство «О реорганизации колхозов и совхозах и приватизации государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса» в 1992 году. Речь шла о земле, где хозяйства могли найти документ, подтверждающий собственность на землю колхоза. Субъекты, которые могли получать земельную долю – члены колхозов, рабочие служащие совхозов, стипендиаты (получали стипендии от государства и от колхозов), военнослужащие, рабочие служащие социально-культурной сферы. Допустим, собралось 100 человек и на собрании написали просьбу. Потом они получали по 1% земельной доли. Потом они получали земельный участок соответствующий земельной доли. Основанием для получения была выписка из протокола решения общего собрания.

Когда речь зашла о разделе имущества, то имущество подтверждалось балансом. Здесь имел значение трудовой стаж (а не трудодни). Мы все распределили. Появились хозяева. Тогда почему мы не можем поднять сельское хозяйство?

Мы, объявив о том, что даем хозяйствовать на земле гражданам, и позволяем им зарегистрировать хозяйства, пообещали им кредиты на развитие: не будем первые 5 лет брать земельный налог, не будем брать налог с с/х деятельности + мы дадим кредиты под 5-8% годовых. Дали все это. Но так как в 1995 году образовались коммерческие банки и государства отдали все договоры в банки. А они повысили ставку до 175% годовых. Некоторые выстояли, но большинство погорело.

Крестьянское фермерское хозяйство является юридическим лицом. Даже 1 человек в 1991 году писал Уставы, сам заключал с собой договор. Теперь они не хотят менять ничего, они привыкли быть юридическим лицом, они не хотят быть предпринимателями. Есть хозяйства с признаками юридического лица – это после 2003 года было закреплено.

Нужно обратить внимание на закон «о несостоятельности (банкротстве)» - там 3 статьи посвящены банкротству крестьянско-фермерских хозяйств. 4 часть ГК.

Нельзя забывать о том, что ЗК было, начиная с 1920 года – Основы земельного законодательства (почти все природные объекты). Благодаря развитию ЗЗ появились понятия межевания, по половому признаку больше не выдают земельные участки в пользование – сейчас появилась частная собственность на землю (независимо от пола).

Аграрное право, которое сформировалось с начала 1990 годов можно рассматривать как правопреемника:

  1. Русского крестьянского и поземельного права (до 1917 года)

  2. Земельного (крестьянского) права 1920 года

  3. Колхозного права (конец 1920 – 1970 гг)

  4. Сельско-хозяйственное право (с 1970 по 1990 гг)

Есть все-таки комплексная отрасль права? Если есть – то докажите! Можно утверждать комплексный институт, межотраслевой; но это не отрасль.

Много сложных моментов в этой отрасли права. Спорить можно с законодателем.

Рецептура нанесения по облагораживанию личиков девушек, мам и бабушек.

^ Пропущена часть лекции (точнее вся)

Источники аграрного права

  1. Конституция РФ

  2. ФЗ (ФКЗ)

Мы обязаны соблюдать обычаи и традиции крестьянства. Речь идет о соблюдении не просто традиций, но и биологических (природных) условий. Также надо учитывать и вегетативный рост растений, развитие животных.

Аграрное право (хозяйство) – право (хозяйство) риска.

Нужно обратить внимание на НПА СССР, которые не противоречат действующему законодательству.

«О развитии сельского хозяйства» и программы развития с\х 2010-2013 годы.

Важнейшими собственными источниками аграрного права на федеральном уровне являются федеральные законы («О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» 1998 года; «о племенном животноводстве»; «О зерне»; «О ветеринарии»). Есть источники, которые аграрное право заимствуют у других отраслей права («взять в займы») – закон «О несостоятельности (банкротстве)»; НК, 4 часть ГК и т.д.

К особенностям источников аграрного права некоторые авторы относят отсутствие единого кодифицированного НПА. 1 группа ученых считает нецелесообразным объединение в 1 НПА всех вопросов, которые имеют отношение к сельскому хозяйству, так как они считают, что потребуется выдергивание норм из гражданского права, трудового права и т.д.

Если говорить о ТК РФ – то нам нормы оттуда не надо выдергивать. Нам нужен особый результат труда. В АП нет наемных работников, они не нужны; регулируется членство и их оплату труда своими уставами, соглашениями (локальными НПА).

«Труд в сельском хозяйстве носит сезонный характер» - крестьянин (работник с\х) до 6 месяцев. Учитывая биологические особенности растений и животных. Если скот телится в апреле, значит нужно сохранить молодняк. Если телятся в мае или июне – то ничего утеплять не надо, все и так нормально. Сезонность – учет климатических особенностей в с/х и т.д. Но труд по ТК не считается сезонным.

Другая группа ученых поддерживает идею необходимости принятия Аграрного кодекса РФ. Во Франции есть кодекс.

К источникам аграрного права справедливо отнести и целевые государственные программы, которые являются основой для текущего правового регулирования экономических отношений государства и субъектов аграпромышленного комплекса (АПК). Например, государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков с\х продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

Еще одной особенность аграрного права является то, что в качестве источников очень много НПА субъектов РФ, актов органов местного самоуправления, регулирующих аграрные отношения и локальных актов с\х организаций + многочисленные международные НПА, которые обязаны исполнять нашего сельско-хозяйственного товаропроизводителя. Это такие как, Международное соглашения по сахару от 1992 года; Международная конференция по борьбе с заразными болезнями животных от 1935 года; международная конвенция о вывозе и ввозе продуктов животноводства, иных (чем мяса, мясные фабрикаты, свежие продукты животного происхождения, молоко и молочные продукты) от 20 февраля 1935 года; соглашение о ветеринарии от 14 декабря 1959 года; соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений от вредителей и болезней от 14 декабря 1959 года.

Классифицировать источники можно:

  1. По юридической силе

  2. По субъектам аграрных правоотношений

  3. По методу правового регулирования

    1. унифицированные

    2. дифференцированные

Статусные законы о КФК, ЛПХ

  1. По способу правотворчества

    1. Санкционированные

    2. Делегированные

Их больше, чем в других отраслях.

  1. По предмету правового регулирования

Среди источников АП федерального уровня можно выделить:

    1. Регулирующие земельную и аграрную реформу, в том числе акты о реорганизации колхозов, совхозов, приватизации государственных и муниципальных с\х предприятий; предприятий по переработке с\х продукции, производственно-техническому обслуживанию, материально-техническому обеспечению.

    2. О государственном регулировании агропромышленного производства, определяющие экономические отношения государства с субъектами с\х деятельности

    3. Регулирующие агропродовольственные рынки

    4. Регулирующие правовой статус отдельных субъектов аграрного права

    5. Об отдельных видах производственно-хозяйственной деятельности аграрных, коммерческих организаций (о семеноводстве, о племенном животноводстве, о зерне, о ветеринарии, о мелиорации и другие)

    6. О социальном развитии села

    7. О системе органов государственной власти и местного самоуправления и их компетенции в сфере управления сельским хозяйством

^ Локальный правовой акт – результат самостоятельной нормотворческой деятельности с\х товаропроизводителя (органов его управления) или с участием трудового коллектива (его выборных представительных органов), учитывающий не только особенности с\х производства в целом, но и специфику конкретного с\х производства, условий его функционирования в системе рыночных отношений.

Предметом регулирования локальных нормативных актов с\х предприятия являются внутрихозяйственные аграрные отношения:

  1. Организационно-управленческие

  2. Производственные

  3. Земельные

  4. Имущественные

  5. Социально-экономические

  6. Культурно-бытовые

  7. Складывающиеся в процессе производственно-хозяйственной деятельности

По содержательному признаку локальные акты можно классифицировать на:

  1. Акты, которые регулируют внутрихозяйственные отношения в сфере производства

    1. Устав

    2. Соглашение между членами КФХ

    3. Бизнес-план

Он составляется для того, чтобы подтвердить свою имущественную самостоятельность, чтобы и государство в лице органов и субъект РФ заключили договор с нами 1994 года и иные договоры по закупке-поставке продовольствия

    1. Положение о внутрихозяйственном расчете

    2. Нормативные акты тех.процесса

    3. Технологические карты

    4. Коллективный договор

  1. Акты, которые регулируют социальные отношения

    1. Положения о социально-бытовом обслуживании

    2. Положение о прохождении медицинского обследования

    3. Положение о курортном лечении работников (не во всех КФХ, но в очень хороших есть такие положения)

  2. Акты, которые регулируют трудовые отношения (это не те отношения, которые регулируются ТП РФ)

    1. Правила внутреннего распорядка (если нет наемных работников)

    2. Технологические инструкции

    3. Инструкции по охране труда

Знак для чайников (полгода кто права получил) забрали из животноводства (аккуратно, бычок бодается).

    1. Положения о премировании

    2. Положение о распределении доходов между членами

    3. Положение о распределении прибыли между членами кооператива

(!) Должны найти Постановление правительства «Об отнесении видов продукции к с\х продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из с\х сырья собственного производства»

Принципы аграрного права

Выделяют разные виды принципов:

  1. Основные

    • Право российских граждан на полноценное питание

    • Равенство участников аграрных правоотношений

    • Право добровольного выбора крестьянами форм и направлений с\х деятельности

    • Расширение системы юридических гарантий для свободы аграрного предпринимательства

    • Органическая связь с\х деятельности с природно-климатическими условиями и ее экологическая направленность

Найти нормы-принципы, которые имеют место в законе «о с\х кооперации», «о развитии с\х».

^ Система аграрного права

Аграрное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой систему взаимосвязанных правовых институтов (субинститутов), совокупность правовых норм которых предназначена для правового регулирования относительно однородных групп отношений, обладающих своей спецификой.

В научной литературе в числе основополагающих институтов аграрного права кроме реально действующих (обеспеченных совокупностью соответствующих норм и НПА) выделяются и несуществующие институты, т.е. неприсущие этой отрасли права либо дублирующие другие институты, такие как:

  1. Организационно-правовые формы управления делами с\х коммерческих организациях и иных с\х товаропроизводителей

  2. Договорные отношения с участием с\х товаропроизводителей

  3. Правовой режим имущества с\х товаропроизводителей

  4. Защита прав и юридическая ответственность за нарушения аграрного законодательства

Система аграрного права как отрасль права включает такие общие институты как:

  1. Правовые основы продолжающихся земельной и аграрной реформы

  2. Организационно-правовые формы с\х деятельности с подинститутами по отдельным их разновидностям – это хозяйственные общества и товарищества, унитарные государственные и муниципальные предприятия, крестьянские фермерские хозяйства, садоводческие и огороднические объединения, личные подсобные хозяйства

  3. Правовые основы государственного регулирования с\х деятельности с подинститутами

    1. Организационно-правовая система государственного управления с\х деятельностью

    2. Правовые основы государственной поддержки с\х товаропроизводителей

    3. Правовые основы государственного регулирования рынков с\х продукции

  4. Правовые экологические требования к с\х деятельности с подинституами по видам природных ресурсов (лесные (выпас скота в лесу, приобретение деревьев для необходимости с\х), водные (вода – общедоступный ресурс, но если для рыболовства, то относится к ограниченному), общераспространенные полезные ископаемые) и объекты окружающей среды (атмосфера)

  5. Особенности правового регулирования трудовых отношений с\х организаций

    1. Тарифные системы

    2. Системы оплаты труда

    3. Режим труда и отдыха

    4. Охрана труда

  6. Правовое регулирование селекционной деятельности, семеноводства, плменного животноводства

  7. Правовое регулирование предотвращения возникновения, распространения и ликвидации опасных вредителей и болезней растений и животных, а также заболеваний граждан (чесотка, ящур, мастит и другие заболевания, которые могут передаться через продукты питания животных).

    1. Ветеринария

    2. Карантин

    3. Безопасное обращение с ядохимикатами

Те работники, которые занимаются в растениеводстве и садоводстве опылением пестицидами и другими химикатами растений, спасая их от заболевания (от 35 до 55 лет)

Некоторые авторы включают также и специальную часть.

^ Государственное регулирование агропромышленного комплекса

  1. Закон «О развитии с\х»

  2. Указ Президента от 2004 года №314 (видоизмененный) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Закон «О развитии с\х» регулирует отношения, возникающими между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании закона с\х товаропроизводителями и иными гражданами и юридическими лицами…

С\х производителем является то лицо, деятельность которое более чем на 70% посвящена с\х.

С\х товаропроизводителем признаются организации, ИП, осуществляющие производство с\х продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ и реализацию этой продукции при условии, что в доходе с\х товаропроизводителей от реализации товаров, работ, услуг доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70% за календарный год.

^ Личное подсобное хозяйство с полевым наделом как субъект аграрного права

Закон «О развитии с\х» дает перечень с\х товаропроизводителей:

  1. Граждане, ведущие личные подсобные хозяйства

  2. С\х потребительские кооперативы, перерабатывающие, бытовые, обслуживающие (кредитные, снабженческие, заготовительные)

  3. Крестьянские фермерские хозяйства

Выпадают с\х производственные кооперативы.

У нас впервые в этом законе появилось понятие с\х производство. В статье 4 законодатель под с\х производством понимает совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке с\х продукции сырья и продовольствия, в том числе оказания соответствующих услуг.

Государственная аграрная политика – статья 5 закона. Данная статья содержит принципы. Их всего 7. Все ли принципы охватываются этим законом. Повторяются ли в этой статье принципы, содержащиеся в Конституции?

Государственная программа «Развития сельского хозяйства». Если программа бюджетом страны не финансируется, то эта программа не может быть реализована, она мертвая.

С\х страхование (защита товаропроизводителей) было очень хорошо развито до 1990 года. Необходимо обратить внимание на товарные интервенции, государственно-закупочные интервенции, регулирование рынка с\х сырья и продовольствия. Законодатель считает, что закупочная и товарная интервенция должны поддерживать уровень дохода с\х товаропроизводителей.


Похожие:

Дедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература iconДедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература
Фз от 1994 года «О закупке, поставке сырья, продуктов, продукции и продовольствия для государственных нужд» (с изм. 2006 года)
Дедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература iconДедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература
Фз от 1994 года «О закупке, поставке сырья, продуктов, продукции и продовольствия для государственных нужд» (с изм. 2006 года)
Дедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература iconДедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература
Фз от 1994 года «О закупке, поставке сырья, продуктов, продукции и продовольствия для государственных нужд» (с изм. 2006 года)
Дедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература iconАграрное право
Тема аграрное законодательство организационно-правовые формы хозяйственной деятельности. 9
Дедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература iconСмирнова Татьяна Анатольевна

Дедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература iconПреподавательский состав кафедры гражданского и хозяйственного права Штатный состав
Корень татьяна Анатольевна – кандидат юридических наук, доцент. Хозяйственный суд Могилёвской области
Дедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература iconФамилия Имя Отчество Кузьмина Татьяна Анатольевна
Иглу (Иркутский государственный лингвистический университет; игпиия), Факультет Европейских языков, лингвист,преподаватель английского...
Дедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература icon«Оценка финансовой устойчивости компании»
Основная рекомендованная литература: Шубина Т. В. «Финансы организаций (предприятий)», Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е....
Дедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература iconКонтрольное задание внеаудиторное. Литература: Крохина Ю. А. «Валютное...
Валютное право – институт финансового права (Пиликин). Финансовое право – единая и самостоятельная отрасль права. Валютное право...
Дедкова Татьяна Анатольевна Аграрное право Рекомендованная литература iconЛекция: литература и театр
История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница