Курс лекций по дисциплине «Международное таможенное право»


НазваниеКурс лекций по дисциплине «Международное таможенное право»
страница1/23
Дата публикации07.06.2013
Размер2.86 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра административного и таможенного права


Н.Э. Буваева


Курс лекций

по дисциплине «Международное таможенное право»
Специальность: 030501 «Юриспруденция»

Москва

2010

Рецензенты:

Е.И. Сидоров, доцент кафедры административного и таможенного права, кандидат юридических наук

Э.М. Хастинов, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук
Буваева Н.Э. Международное таможенное право: курс лекций. М.: Изд-во Российской таможенной академии. 2010.
Курс лекций построен в соответствии с разработанной автором системой международного таможенного права как самостоятельной отрасли международного права и учебной дисциплины.

Работа содержит систематизированное изложение основных положений международного таможенного права как учебной дисциплины.

Материалы курса лекций предназначены для изучения студентами юридического факультета и факультета таможенного дело, изучающими международное таможенное право.

^ Лекция 1: Понятие международного таможенного права и его место в системе международного публичного права.
1. Понятие международного таможенного права.

2. Система международного таможенного права как отрасли международного права и учебной дисциплины.

^ 3. Соотношение международного таможенного права с международным экономическим правом.

4. Взаимодействие международного таможенного права с внутригосударственным таможенным правом.
1. Понятие международного таможенного права.

Международное публичное право – это система норм и принципов, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами международного права в процессе их сотрудничества в целом. Другими словами, международное право – это особая правовая система, отличная от правовых систем конкретных государств. Это нормативная подсистема системы международных отношений. Предметом международного права выступают межгосударственные отношения в широком смысле, то есть отношения между всеми субъектами данной системы права. И если международное право в целом регулирует все сферы международных отношений, то международное таможенное право как составная часть международного права – только лишь межгосударственные отношения в сфере международного таможенного сотрудничества, или сотрудничества, возникающего в связи с перемещениями через таможенные границы государств лиц, товаров и транспортных средств. Другими словами – это международные таможенные отношения.

Таким образом, международное таможенное право является частью международного публичного права. Теперь следует определиться, какой именно частью международного права является международное таможенное право. Необходимо определить статус этого правового явления. Что это: самостоятельная отрасль международного права, или подотрасль какой-либо другой отрасли международного права

В большинстве учебников по международному публичному праву о международном таможенном праве даже не упоминается. Этой реально существующей части международного права не посвящается даже сколько-нибудь страниц в рамках одного параграфа некоторых учебников по международному праву, не говоря уже об отдельной главе, выделяемой, как правило, для отраслей международного права. Представляется, что это является большим недостатком многих российских учебников по международному праву, который в настоящее время не ликвидирован.

Существуют две основные точки зрения по поводу места международного таможенного права в системе международного права.

Согласно первой из них международное таможенное право является подотраслью международного экономического права. Этого мнения придерживаются, например, авторы учебника международному праву под редакцией Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой.

В соответствии со второй точкой зрения, международное таможенное право – это самостоятельная отрасль международного публичного права. Этой позиции придерживаются такие ученые как К.К. Сандровский, К. Г. Борисов и др.

Представляется, что вторая позиция является более правильной и соответствует сложившимся в настоящее время реалиям в международном праве.

Международное таможенное право – это вполне самостоятельная отрасль международного права, поскольку она соответствует всем требованиям, предъявляемым к другим отраслям международного права.

В теории международного права существуют несколько основных критериев выделения его отраслей. Рассмотрим международное таможенное право с точки зрения его соответствия следующим основным критериям.

Первый критерий выделения отраслей в международном праве заключается в наличии самостоятельного предмета регулирования отрасли международного права.

Второй критерий – это наличие достаточного объема международно-правового материала, то есть количества международно-правовых источников (в том числе и универсальных, кодифицированных источников права)1.

Третий критерий выражается в значимости регулируемого отраслью круга общественных отношений, порождающая политическую востребованность в выделении данной отрасли международного права, заинтересованности международного сообщества в выделении, развитии и совершенствовании правового регулирования конкретной группы общественных отношений (которая как раз и может выражаться в появлении, увеличении объема соответствующих международно-правовых норм)2.

Четвертый критерий выделения отрасли международного права требует наличия специальных принципов права, регулирующих построение новой отрасли права3.

Теперь в соответствии с этими критериями проанализируем: является ли международное таможенное право отраслью международного публичного права. Выделим признаки международного таможенного права как самостоятельной отрасли международного права.

1) Собственный предмет регулирования.

Каждая отрасль международного права имеет свой предмет регулирования, под которым понимается регламентируемая (регулируемая) ею определенная совокупность международных отношений, то есть сторона объективной действительности. Иными словами, предмет - это то, на что направлено международно-правовое регулирование.

Предметом международного таможенного права являются международные таможенные отношения. Прежде чем дать понятие международные таможенные отношения, нужно определиться с тем, что же такое вообще: таможенные отношения, таможня, или таможенные органы, таможенное дело.

Вообще, все эти однокоренные слова происходят от слова – тамга, что означает клеймо, знак, тавро, штемпель. Этот клеймо или знак – тамгу ставили на товар, на который была уплачена пошлина, мыт или сбор. Со временем такие пошлины или сборы стали называться таможенными; люди, которые взимали эти сборы – таможенниками, государственные (публичные) органы, в которых они состояли на службе – таможней.

В настоящее время под таможенными отношениями понимается вид общественных отношений, возникающих в связи с перемещениями через таможенные границы государств лиц, товаров и транспортных средств.

В ст. 11 Таможенного кодекса России 2003 г. под перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств.

Обеспечением соблюдения порядка перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенные границы в государствах, как правило, занимаются таможенные органы, представляющие собой органы государственной исполнительной власти (см.: п. 3 ст. 403 ТК РФ).

Таким образом, субъектами таможенных отношений являются: с одной стороны – всегда органы государственной власти, (органы исполнительной власти) – таможенные органы, с другой - лица, связанные с перемещением через таможенные границы товаров и транспортных средств. Это могут быть физические и юридические лица, выступающие в качестве декларантов, а также российские юридические лица – субъекты деятельности в области таможенного дела: таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов.

Что же такое порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государств? Это порядок предполагает прохождение всеми лицами, пересекающими таможенную границу, таможенного оформления и таможенного контроля, уплату таможенных пошлин за перевозимые товары и т.д.

Таким образом, таможенные отношения представляют собой общественные отношения, возникающие между лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенные границы государств и таможенными органами того или иного государства в связи с этими перемещениями.

Поскольку таможенные отношения по своей природе носят трансграничный характер, то есть возникают при пересечении границ государств, они очень близко стоят к международным отношениям и к международному праву. То есть своим существованием таможенные отношения в государствах обусловливают необходимость их сотрудничества, (сотрудничества на международном уровне) для решения проблем, возникающих при перемещениях лицами через таможенные границы государств товаров и транспортных средств. Возникающие при этом проблемы, различные коллизии неизбежны, поскольку при трансграничных перемещениях, происходит переход из одной национальной правовой системы в другую, в которых зачастую по-разному регламентируется порядок этих перемещений.

Поэтому для эффективного правового регулирования таможенных отношений, развития, осуществления таможенных отношений и стимулирования трансграничных перемещений, государства согласуют свои действия в сфере таможенного регулирования (разработки и обеспечения соблюдения порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государств,) разрабатывая на международно-правовом уровне различные нормы для сходного или единообразного урегулирования таможенных отношений.

Таким образом, в процессе сотрудничества государств в таможенной сфере или по таможенным вопросам возникает определенный вид международных отношений – международные таможенные отношения.

Международные таможенные отношения – это международные общественные отношения, складывающиеся между государствами и иными субъектами международного права в процессе их сотрудничества в таможенной сфере (или сотрудничества в области таможенного дела, международного таможенного сотрудничества).

Существуют еще такое распространенное правовое понятие не только в нашем таможенном законодательстве, но и в законодательстве многих государств как таможенное дело. Что же это такое? Часто говорят: международное таможенное сотрудничество или международное сотрудничество в области таможенного дела.

Таможенное дело – это такое абстрактное понятие, введенное для обозначения совокупности всех средств и способов обеспечения порядка перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенные границы государств: таможенный контроль, осуществление таможенных процедур в процессе таможенного оформления, взимание таможенными органами таможенных пошлин, борьба с таможенными правонарушениями и т.д. Определение этого понятия дано в ст. 1 Таможенного кодекса России.

Таким образом, международное таможенное право как самостоятельная отрасль международного права имеет свой собственный предмет регулирования - международные таможенные отношения.

Рассмотрим основные характерные черты международных таможенных отношений.

1. Международные таможенные отношения носят публично-правовой характер, поскольку складываются в сфере межгосударственного таможенного сотрудничества. Кроме того, первоосновой этих отношений выступают таможенные отношения, которые по своей природе являются сугубо публичными отношениями. Обязательным субъектом таможенных отношений всегда выступает государство в лице таможенных органов.

2. Международные таможенные отношения складываются в процессе сотрудничества государств и иных субъектов международного права по таможенным вопросам, то есть по вопросам разработки и обеспечения порядка и правил перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенные границы государств.

3. Глобализация международных таможенных отношений, – то есть нарастание всеобщего в международных таможенных отношениях, они становятся все более глобальными, выходят не только на двусторонний и региональный уровень, а на универсальный уровень, и в первую очередь в рамках международных универсальных международных организаций мирового масштаба (Всемирной таможенной организации), в результате общей тенденции глобализации во всех сферах общественных отношений, интернационализации (сближению хозяйств на основе кооперации и в результате разделения труда) экономик государств, их стремления к экономической интеграции, то есть созданию различных таможенных союзов, выработки общих правил, норм регулирования таможенных отношений в форме многосторонних международных соглашений.

4. Связь международных таможенных отношений с международными экономическими отношениями, в том числе международными торговыми отношениями, которые оказывают определяющее воздействие на содержание международные таможенные отношения.

Предмет международного таможенного права составляют обобщенно, в целом все международные таможенные отношения, которые, в свою очередь, включают в себя следующие группы отношений:

1) отношения в сфере согласования правил классификации и кодирования товаров в таможенных целях (правил построения товарных номенклатур таможенных тарифов);

2) отношения в сфере упрощения и гармонизации таможенных процедур и иных таможенных формальностей;

3) отношения в сфере унификации правил таможенной оценки товаров, правил определения таможенной стоимости товаров;

4) отношения в сфере согласования правил определения страны происхождения товаров и применения таможенных льгот и преференций;

5) в сфере организации таможенного контроля за перемещениями лиц, товаров и транспортных средств и сопутствующие им отношения; (сроки таможенного контроля, права и обязанности третьих лиц, информирование, консультирование, обжалование и т.д.);

6) отношения в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями.

2. Второй критерий выделения отраслей в международном праве - наличие определенного нормативно-правового материала, источников права в этой сфере, в том числе кодифицированных. Принятие государствами широкого универсального международно-правового акта в рамках отрасли.

Наличие адекватной предмету, то есть кругу регулируемых отношений совокупности норм международного права, отличающихся качественным своеобразием (одновременно и автономностью существования, и связанностью с нормами других отраслей или институтов международного права).

В настоящее время насчитываются сотни международных договоров по таможенным вопросам, заключенных, как на двусторонней, так и на многосторонней основах. Примеры двусторонних соглашений: это, как правило, договоры по вопросам оказания взаимной помощи в таможенных делах. Например: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 14 ноября 1997 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13 января 1988 г. Многосторонние международные таможенные соглашения: Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г., Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г., Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г., Международная конвенция о взаимной административной помощи для предотвращения, расследования и наказания за таможенные правонарушения от 9 июня 1977 г. и т. д.

Кроме того, одним из критериев выделения отрасли, по мнению Ю.М. Колосова, является принятие государствами широкого универсального международно-правового акта в рамках отрасли. И по этому критерию можно констатировать, что международное таможенное право является полноценной отраслью международного публичного права. Таким универсальным международно-правововым актом международного таможенного права является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г.

В этой международной таможенной конвенции уточнены и приведены в систему международно-правовые нормы, касающиеся, в частности, всех таможенных процедур: транзита, ввоза, вывоза, переработки и т. д. Более того, Международная конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г. представляет собой международно-правовой кодифицированный акт в области таможенного дела универсального характера, поскольку положения данного международного договора охватывают собой не только все таможенные процедуры, но и таможенное регулирование в целом: таможенный контроль, таможенные формальности, принципы исчисления и уплаты таможенных платежей, предоставление гарантий по соблюдению таможенного законодательства, определение страны происхождения товаров, предоставление информации, обжалование решений таможенных органов и урегулирование таможенных правонарушений, взаимодействие таможенной службы с третьими лицами. Подробнее мы еще на ней будем не раз останавливаться.

3. Третий критерий выделения отраслей в международном праве – это значимость выделения данной отрасли международного публичного права.

Как считает К.К. Сандровский, политико-экономическая потребность и заинтересованность международного сообщества в дальнейшем развитии сотрудничества государств по таможенным вопросам само по себе является фактором, обусловливающим появление все большего количества норм международного таможенного права и становление отрасли международного таможенного права.

Значимость международных таможенных отношений не требует особых доказательств. Регулирование всех трансграничных отношений на международно-правовом уровне является необходимым условием мирного сосуществования государств и позитивного развития международных, в первую очередь, межгосударственных связей в соответствии с важнейшим принципом международного права – принципом сотрудничества. Различные нестыковки и несогласованность в регулировании таможенных отношений препятствуют общению государств, сдерживают осуществление международных связей, поэтому нуждаются в своем урегулировании на международно-правовом уровне.

О значимости международных таможенных отношений свидетельствует и деятельность универсальных международных межправительственных организаций мирового масштаба: Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация, Организация объединенных наций (ООН), в том числе: Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (вспомогательный орган Генеральной ассамблеи ООН), Европейская экономическая комиссия ООН, а также многочисленные многосторонние и двусторонние международные договоры по таможенным вопросам.

На сегодняшний день в мире насчитываются сотни международных договоров, посвященных регулированию международных таможенных отношений государств.

«Понятие международного таможенного права как части международного публичного права сводится к тому, что оно выступает основным нормативным регулятором международных отношений, складывающихся между государствами и международными межправительственными организациями в процессе их сотрудничества и взаимопомощи в таможенных вопросах. Это реальная правовая материя, состоящая в основном из дву- и многосторонних договоров между государствами»1.

4. Четвертый критерий, соответствие которому подтвердит тезис о том, что международное таможенное право является самостоятельной отраслью международного права – это наличие специальных принципов права, регулирующих построение новой отрасли права.

Международное таможенное право как отрасль международного публичного права имеет свои специальные принципы, определяющие построение и развитие отрасли.

Специальные принципы международного таможенного права представляют собой основополагающие начала международно-правового регулирования международных таможенных отношений или отношений в сфере международного таможенного сотрудничества. Специальные принципы развивают положения общих принципов международного права.

Принципы международного таможенного права сложились в процессе становления и развития международных таможенных отношений и их международно-правового регулирования. Представляется, что к специальным принципам международного таможенного права относятся следующие принципы:

1) принцип сотрудничества таможенных органов с другими органами власти, таможенными службами иностранных государств и торговыми сообществами;

2) принцип следования международным стандартам в области таможенного дела;

3) принцип предоставления заинтересованным сторонам всей необходимой информации о правовых актах в области таможенного дела;

4) принцип обеспечения беспрепятственного доступа заинтересованным сторонам к административным и судебным процедурам обжалования;

5) принцип применения современных методов работы, таких как контроль на основе управления рисками и методов аудита и максимальное практическое использование информационных технологий;

6) принцип предсказуемости, последовательности и открытости при применении таможенных правил и процедур;

7) принцип эффективности таможенных правил и процедур.

Все эти принципы носят конвенционный характер, закреплены они в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции протокола 1999 г.

На основании изложенного, можно дать следующее определение международного таможенного права.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Курс лекций по дисциплине «Международное таможенное право» iconШлянцев Д. А. Международное право: курс лекций
Саратовской государственной академии права. Специалист по международному праву. Автор учебного пособия "Международное частное право"...
Курс лекций по дисциплине «Международное таможенное право» iconОмская академия кафедра конституционного и международного права словарь...
...
Курс лекций по дисциплине «Международное таможенное право» iconКурс вопросы для подготовки к экзамену по курсу «международное право»
Международное право как особая система юридических норм. Функции международного права
Курс лекций по дисциплине «Международное таможенное право» iconВведение в курс итд и тп. Содержание введение таможенное право российской...
Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам рф, правовым актам фтс россии
Курс лекций по дисциплине «Международное таможенное право» iconТаможенное право (лекции)
Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело. Система, принципы и источники таможенного права России. Таможенно-правовые...
Курс лекций по дисциплине «Международное таможенное право» iconУчебное пособие (курс лекций)
Курс лекций по дисциплине «Физика горных пород» разработан для студентов специальности 130201. 65 Геофизические методы поисков и...
Курс лекций по дисциплине «Международное таможенное право» iconС. В. Халипов таможенное право
...
Курс лекций по дисциплине «Международное таможенное право» iconСтрахование ответственности курс лекций
Содержит курс лекций по дисциплине «Страхование ответственности» и список рекомендуемой литературы для ее изучения. Предназначен...
Курс лекций по дисциплине «Международное таможенное право» iconУчебно-методический комплекс дисциплины: «гражданское право. Часть I»
Указанная дисциплина логически-содержательно взаимосвязана с дисциплинами: «Теория государства и права», «Конституционное право»,...
Курс лекций по дисциплине «Международное таможенное право» icon1. Международное право как регулятор международных отношений, его...
Международное право как особая система права, его отличие от внутригосударственных правовых систем. 7
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница