О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть А


НазваниеО. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть А
страница1/19
Дата публикации10.06.2013
Размер1.84 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко
Русский язык.

Готовимся к ЕГЭ.

Часть А

Издательство: Просвещение, 2009 г., 176 стр.
Пособие представляет собой первую часть комплексного курса русского языка, ориентированного на системную подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), и включает материалы по шести содержательным разделам школьной программы.

В книге объединены сведения теоретического характера, упражнения, тестовые задания, соответствующие формату проведения ЕГЭ.

Пособие рассчитано на школьников старших классов и абитуриентов, может быть использовано как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.

Содержание

Предисловие
Фонетика

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 1. Звуки речи. Ударение. Слог

§ 2. Соотношение звуков и букв

§ 3. Фонетический разбор слова

§ 4. Тестовые задания

Культура речи

§ 5. Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков

§ 6. Нормы ударения

§ 7. Тестовые задания

Практикум по орфографии

§ 8. Правописание гласных после шипящих и ц

§ 9. Буква ь при обозначении мягкости согласных

§ 10. Употребление ь после шипящих

§ 11. Тестовые задания
Морфемика и словообразование

Теоретические сведения и языковой анализ

Морфемика

§ 12. Основа и окончание в слове

§ 13. Корень, суффикс и приставка как значимые части слова

§ 14. Варианты значимых частей слова

§ 15. Разбор слова по составу

Словообразование

§ 16. Способы образования новых слов

§ 17. Словообразовательный разбор

§ 18. Тестовые задания

Культура речи

§ 19. Трудные случаи словообразования

Практикум по орфографии

§ 20. Правописание гласных в корне слова

§ 21. Правописание согласных в корне слова

§ 22. Тестовые задания

§ 23. Правописание приставок

§ 24. Тестовые задания
Лексика и фразеология

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 25. Слово и его лексическое значение

§ 26. Прямое и переносное значение слова

§ 27. Тестовые задания

§ 28. Основные разряды лексических единиц

§ 29. Тестовые задания

§ 30. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления

§ 31. Стилистические разряды русской лексики

§ 32. Тестовые задания

§ 33. Фразеологизмы как единицы языка. Типы фразеологизмов

§ 34. Тестовые задания

Культура речи

§ 35. Употребление слов в соответствии с их лексическим значением

§ 36. Употребление синонимов и паронимов в речи

§ 37. Лексическая сочетаемость слов

§ 38. Употребление лексических единиц в соответствии с их стилистической окраской

§ 39. Особенности употребления фразеологизмов в речи

§ 40. Тестовые задания

Морфология

§ 41. Основные сведения о частях речи

Самостоятельные части речи
^ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 42. Имя существительное и его грамматические признаки

§ 43. Морфологический разбор имени существительного

§ 44. Тестовые задания

Культура речи

§ 45. Употребление форм рода имен существительных

§ 46. Употребление форм числа имен существительных

§ 47. Употребление падежных форм имен существительных

§ 48. Тестовые задания

Практикум по орфографии

§ 49. Правописание окончаний имен существительных

§ 50. Правописание суффиксов существительных

§ 51. Тестовые задания
^ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 52. Имя прилагательное и его грамматические признаки

§ 53. Морфологический разбор имени прилагательного

§ 54. Тестовые задания

Культура речи

§ 55. Образование и употребление степеней сравнения прилагательных

§ 56. Тестовые задания

Практикум по орфографии

§ 57. Окончания имен прилагательных

§ 58. Н и нн в суффиксах имен прилагательных

§ 59. Правописание суффиксов прилагательных

§ 60. Тестовые задания
^ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 61. Имя числительное и его грамматические признаки

§ 62. Морфологический разбор имени числительного

§ 63. Тестовые задания

Культура речи

§ 64. Склонение количественных и порядковых числительных

§ 65. Тестовые задания

Практикум по орфографии

§ 66. Правописание числительных и сложных прилагательных, образованных от числительных

§ 67. Тестовые задания
МЕСТОИМЕНИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 68. Местоимение и его грамматические признаки

§ 69. Морфологический разбор местоимения

§ 70. Тестовые задания

Культура речи

§ 71. Общие правила употребления местоимений

Практикум по орфографии

§ 72. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений

§ 73. Тестовые задания
ГЛАГОЛ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 74. Глагол и его грамматические признаки

§ 75. Морфологический разбор глагола

§ 76. Тестовые задания

Культура речи

§ 77. Особенности образования некоторых личных форм глагола

§ 78. Особенности образования и употребления некоторых других глагольных форм

§ 79. Тестовые задания

Практикум по орфографии

§ 80. Правописание суффиксов и окончаний глаголов

§ 81. Тестовые задания
^ ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 82. Причастие и его грамматические признаки

§ 83. Морфологический разбор причастия

§ 84. Тестовые задания

§ 85. Деепричастие и его грамматические признаки

§ 86. Морфологический разбор деепричастия

§ 87. Тестовые задания

Культура речи

§ 88. Употребление видо-временных форм причастий и деепричастий

Практикум по орфографии

§ 89. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени

§ 90. Гласные перед н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

§ 91. Н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

§ 92. Тестовые задания
НАРЕЧИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 93. Наречие и его грамматические признаки

§ 94. Морфологический разбор наречия

§ 95. Тестовые задания

Практикум по орфографии

§ 96. Правописание наречий

§ 97. Тестовые задания
Служебные части речи
ПРЕДЛОГ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 98. Предлог и его грамматические признаки

§ 99. Морфологический разбор предлога

Практикум по орфографии

§ 100. Правописание предлогов

§ 101. Тестовые задания
СОЮЗ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 102. Союз и его грамматические признаки

§ 103. Морфологический разбор союза

Практикум по орфографии

§ 104. Правописание союзов

§ 105. Тестовые задания
ЧАСТИЦА

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 106. Частица и ее грамматические признаки

§ 107. Морфологический разбор частицы

Практикум по орфографии

§ 108. Правописание частиц

§ 109. Правописание частицы не с различными частями речи

§ 110. Тестовые задания
Список рекомендуемой литературы

ПРЕДИСЛОВИЕ

      Настоящее пособие представляет собой первую часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).
      В книгу включены материалы по шести содержательным разделам школьной программы: «Фонетика», «Мор­фемика и словообразование», «Лексика и фразеология», «Мор­фология», «Культура речи. Языковые нормы», «Орфо­графия».
      Основными задачами пособия являются:
      — повторение и обобщение знаний по названным разделам школьного курса «Русский язык»;
      — закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа изучаемых языковых явлений и нормативным использованием языковых единиц в речи;
      — выработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий в формате ЕГЭ.
      Все разделы пособия, в свою очередь, делятся на 3 подраздела:
      1) теоретические сведения и языковой анализ тех или иных явлений соответствующего уровня системы русского языка;
      2) материалы и упражнения по культуре речи, в том числе связанные с особенностями cоответствующих норм русского литературного языка;
      3) практикум по орфографии.
      В каждом из подразделов представлена краткая информация теоретического характера, практические упражнения, а также тестовые задания, позволяющие осуществлять итоговый контроль и максимально приблизить материал пособия к форме проведения ЕГЭ по русскому языку.
      Книгой легко и удобно пользоваться по ряду причин. Во-первых, в пособии объединены теоретические сведения и тестовые задания, соответствующие требованиям и формату ЕГЭ. Во-вторых, материалы школьного курса углубляются, расширяются и систематизируются, в том числе по культуре русской речи и нормам русского литературного языка (есть специальные разделы). В-третьих, задания и упражнения ориентированы на частотные трудные случаи языкового разбора и использования языковых единиц в речи. И наконец, четкая практическая направленность пособия предполагает активную самостоятельную работу учащихся.
      В каждом разделе пособия имеется достаточное коли­чество тренировочных упражнений, вопросов для само­проверки и обобщающих заданий, которые позволяют определит­ь степень усвоенности изученного материала и приобрести твердые навыки выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ.
      Пособие может быть использовано на уроках русского языка в качестве дополнительного к основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.
      Упражнения тестового характера являются готовыми вариантами заданий для проведения контрольных и проверочных работ по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, фразеологии, морфологии русского языка и культуре русской речи.

ФОНЕТИКА

Теоретические сведения и языковой анализ

      Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.

§ 1. Звуки речи. Ударение. Слог

      Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Звуки речи делятся на две большие группы: гласные и согласные звуки.

^ Гласные звуки

      В русском языке шесть основных (т. е. находящихся под ударением) гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
      Гласные звуки бывают ударными (например, сок [о], дар [а], тур [у], лес [э], синь [и], дым [ы]) и безударными (например, трава [а], судак [у], лиса [и], была [ы]).
      В безударном положении гласные звуки произносятся с ослабленной артикуляцией, а звуки [а], [о], [э] могут даже менять свое качество. Так, например, гласный звук [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносится как несколько ослабленный звук [а]: омлет — [а]млет, кора — к[а]ра; звуки [э] и [а] в первом предударном слоге после мягких согласных произносятся как [иэ]: песок — п[иэ]сок, деревья — д[иэ]ревья, впечатление — впеч[иэ]тление.
      В остальных безударных слогах (т. е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается как [ъ]. Например: голова — г[ъ]лова, сторож — стор[ъ]ж, дорога — дорог[ъ]. После мягких согласных на месте буквы е в безударных слогах обычно произносится краткий редуцированный звук [ь] — средний между звуками [э] и [и]: ветер — вет[ь]р, беловатый — б[ь]ловатый.
      На месте букв е и а после твердых шипящих [ж], [ш] и [ц] в безударных слогах произносится звук [ыэ]: жалеть — ж[ыэ]леть, лошадей — лош[ыэ]дей, цена — ц[ыэ]на.

^ Согласные звуки

      Согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие, звонкие (состоят из голоса и шума) и глухие (состоят только из шума). Большинство твердых и мягких согласных образуют пары.

^ Парные согласные
по твердости/ мягкости


Непарные согласные
по твердости/ мягкости


твердые

мягкие

твердые

мягкие

только твердые

только мягкие

[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[к]
[л]
[м]

[б’]
[в’]
[г’]
[д’]
[з’]
[к’]
[л’]
[м’]

[н]
[п]
[р]
[с]
[т]
[ф]
[х]
      

[н’]
[п’]
[р’]
[с’]
[т’]
[ф’]
[х’]
      

[ж]
[ш]
[ц]
      
      
      
      
      

[ч’]
[щ’]
[й’]
      
      
      
      
      

      Парные твердые и мягкие согласные различают слова, например: пыль [пыл’] и пыл [пыл]; мял [м’ал] и мал [мал].
      Звонкие и глухие согласные также могут различать слова, например: шар — жар, кол — гол, дом — том.

^ Парные и непарные согласные по глухости/звонкости

 

Парные

Непарные

Звонкие

[г], [б], [в], [з], [д], [ж], [г’], [б’], [в’], [з’], [д’]

[л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [p’], [й’]

Глухие

[к], [п], [ф], [с], [т], [ш], [к’], [п’], [ф’], [с’], [т’]

[x], [x’], [ц], [ч’], [щ’]

      В устной речи звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением: зуб [п], ряд [т], трубка [п], зарядка [т]. Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, м, н, р, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного: просьба [з’], молотьба [д’].
      Ударение — это выделение одного из слогов в слове усилением голоса.
      Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: травА, болОто, небЕсный, привЕтствоватъ.
      Слог — это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: во-да, тра-ва, не-бо), либо на согласный (это закрытые слоги, например: пар-ma, кос-тюм, жел-теть, гор-дость, чер-ный).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть А iconО. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть С
Егэ, включает материалы, связанные с многоаспектным анализом текста: его признаками, средствами связи, средствами выразительности....
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть А iconО. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ....
Единому государственному экзамену (егэ), и включает в себя материалы по трем содержательным разделам школьной программы: "Синтаксис",...
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть А icon3. Стили речи. Современный русский литературный язык полифункционален....
Русский национальный язык – это общенародный русский язык. Он охватывает все сферы
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть А iconРусич, пробуди свою языковую генетическую память!
Кроме того, в школах русский язык изучают как государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения. А дети государствообразую-щего...
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть А iconТерминологический минимум по ирля (дополнение) Русский национальный язык
Русский национальный язык – это язык русского народа как совокупность всех его разновидностей
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть А iconСлова песен + дословные переводы на русский язык (часть 1)

О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть А iconВопросы для подготовки к зачету
Современный русский литературный язык. Факторы формирования и развития. Литературный язык и разговорный язык. Язык художественной...
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть А iconРеспублики казахстан национальный центр тестирования единое национальное тестирование
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть А iconПеревод на русский язык, фильмография, примечания, 1996. © М. Ямпольский
...
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к егэ. Часть А iconКонкурс рисунка Дети рисуют свой русский мир: «О спорт, ты мир!»
Олимпиады 1980 – мы объявляем конкурс рисунка «О спорт, ты – мир!». Ибо спорт объединяет в порыве к победе, делает из слабого сильного,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница