Законодательная власть; исполнительная власть


НазваниеЗаконодательная власть; исполнительная власть
страница1/17
Дата публикации14.03.2013
Размер2 Mb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Вопрос 1. КП как отрасль российского права: понятие предмет и методы правового регулирования.

Конституционное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу федеративного устройства, организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в целях охраны и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. КП – одна из отраслей системы права Российской Федерации.

Конституционное право - ведущая отрасль российского права.

Предмет Конституционного права - общественные отношения, складывающиеся в сфере: установления основ конституционного строя РФ; охраны прав и свобод человека и гражданина; регулирования федеративного устройства; устройства государственной власти и местного самоуправления.

^ Главная задача конституционного права является регулирование отношений между человеком и государством. Конституционные нормы закрепляют основы правового статуса личности в РФ, основополагающие и неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, а также гарантии их соблюдения со стороны государства. Регулирование общественных отношений в других сферах осуществляется во исполнение этой главной задачи конституционного права, на основе закрепленных в Конституции прав и свобод личности.

Императивный метод – запрещено то, что не разрешено (публичное), диспозитивный метод - разрешено то ,что не запрещено (частное право).

Вопрос 2. Система отрасли КП РФ.

Система конституционного права - это совокупность тесно взаимосвязанных между собой и составляющих единую структуру правовых институтов, регулирующих отдельные сферы конституционно-правовых отношений. Система конституционного права основана на структуре Конституции РФ. Выделение в системе конституционного права отдельных институтов осуществляется в соответствии с разделами Конституции РФ.

^ Институты конституционного права различаются между собой

по:

предмету регулирования;

характеру регулирования;

способам регулирования конституционных отношений;

субъектам регулирования;

по методам воздействия на объект регулирования.

^ В системе конституционного права выделяют следующие институты:

основы конституционного строя;

основы правового статуса личности;

федеративное устройство;

президентская власть;

законодательная власть;

исполнительная власть;

судебная власть;

органы власти субъектов;

местное самоуправление.

^ Источники конституционного права - совокупность нормативно-правовых актов содержащих конституционно-правовые нормы и являющихся их формами выражения и закрепления.

^ К источникам конституционного права относятся:

1) Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.

2) федеральные конституционные законы (ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и другие);

3) федеральные законы;

4) указы Президента;

5) постановления Правительства;

6) регламенты палат Федерального Собрания РФ;

7) декларации (например, декларация о государственном суверенитете РФ от 12 июня 1990 года);

8) договоры и соглашения. Федеративный договор от31 марта 1992 г.;

9) судебные акты (в частности постановления Конституционного Суда);

10) конституции, уставы, законы и иные НПА субъектов РФ.
Вопрос 3. Наука КП РФ: понятие предмет, методология, источники.

КП является наукой, т.к представляет собой совокупность знаний о закономерностях возникновения развития и прекращения конст.- правовых явлений, изученных с помощью собственной методологии и признания научным сообществом.

Предмет КП – закономерности возникновения развития и прекращений конст.-правовых явлений.

Разновидности: конст.прав. нормы, органы гос.власти.

Методология- совокупность способов, приёмов, средств и методов изучения явлений.

^ Наука конституционного права России — это отрасль правоведения, которая изучает; учение о Конституции России в ее историческом развитии; сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ; системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя Российского государства; изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина; анализ формы правления и национально-государственного устройства РФ

^ КП как учебная дисциплина состоит из 2 частей: общая (теория), особенная (анализ действующего законодательства). Учебная дисциплина отличается от науки: по объёму знаний, не может прогнозировать, объём научных знаний пополняется постоянно, а учебная дисциплина – периодически.

^ Источники науки Конституционного права – это факторы, составляющие основы научного познания. К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, практика, то есть те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов (например, практическая деятельность государственных органов).
Вопрос 4. Разработка, принятие и вступление в силу Конституции РФ 1993 года.

16 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России. На Съезде решено, что Комиссия должна состоять только из народных депутатов РСФСР. Председателем комиссии стал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, его заместителем - первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов.

^ Задачи Конституционной комиссии:

подготовка проекта новой Конституции РФ и проведение конституционной реформы,

подготовка самостоятельно либо с заинтересованными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета проектов изменений и дополнений Конституции РФ после ее принятия;

предварительное рассмотрение и дача заключений Съезду и Верховному Совету на другие законодательные инициативы, связанные с изменением и дополнением Конституции.

Первый проект Конституции был подготовлен уже к осени 1990 года.

В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. Проект был поддержан и Президентом России.

Но уже к концу 1992 года резко обострилась борьба за власть, что изменило весь ход конституционной реформы - каждая из противоборствующих сторон - Президент и руководство Верховного Совета РСФСР - предъявили свои требования, стремясь использовать проект Конституции в своих интересах.

Были подготовлены и альтернативные проекты Конституции РФ:

1)Проект рабочей группы в составе: С.М. Шахрая (руководитель), Е.Б. Абросимовой и т.д.

2)Проект Политсовета Российского Движения демократических реформ

3)Проекты народных депутатов-коммунистов - с 1990 по 1993 гг.

4)Проект Президента РФ.

Инициативу выхода с собственным проектом Конституции Президент Б.Н. Ельцин обосновал в Указе от 12 мая 1993 года «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ»: преодоление конституционного кризиса и осуществление демократических реформ возможным только путем скорейшего принятия российской Конституции.

12 мая 1993 года Президент издал распоряжение «О составе рабочей комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации» - доработка президентского проекта Конституционным совещанием.

По президентскому проекту изначально Государственная Дума была весьма слабым органом. Проект Конституционного совещания в некоторой степени усилил ее позиции, в том числе за счет передачи ей отдельных полномочий от Совета Федерации - утверждение председателя Правительства РФ, решение вопросов о доверии Правительству РФ или о его отставке. Примерно в те же дни свой (обновленный) вариант представила и Конституционная комиссия.

Оба проекта были направлены в регионы для согласования, результаты которого оказались неожиданными - большинство регионов поддержали проект Конституционной комиссии.

^ Конституционная комиссия поставила себе новую задачу - разработать механизм выхода из кризиса: проект поправок в действующую Конституцию 1978 года, Положение о досрочных выборах Президента и парламента, Положение о временном (до проведения досрочных выборов) порядке деятельности органов федеральной власти и последнюю редакцию проекта новой Конституции.

3 октября 1993 года эти документы были переданы в Верховный Совет.

В Москве на некоторое время было введено чрезвычайное положение.

Президент сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, равно как и о других, речи уже не шло.

15 октября 1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», которым назначил голосование на 12 декабря. В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента.

На референдуме Конституция получила требуемое большинство голосов. В голосовании приняли участие около 58 млн зарегистрированных избирателей (54,8%).

За принятие проекта Конституции России проголосовало 32 млн избирателей (58,4%), против - 23 млн человека (41,6%). Таким образом, фактически за Конституцию России проголосовала лишь четверть россиян. Официальная дата вступления в силу Конституции России 25 декабря 1993 года. 12 декабря 1993 года - День Конституции РФ.
Вопрос 5. Структура и юридические свойства Конституции РФ.

Структура Действующей Конституция РФ: состоит из

^ Преамбулы и двух разделов.

В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

^ Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.

^ Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

1)Преамбула

2)Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16);

^ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64);

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79);

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93);

^ Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109);

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117);

Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129);

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133);

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)

3)Раздел второй. Заключительные и переходные положения.

^ Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства:

1)Верховенство Конституции (государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции)

2)Высшая юридическая сила Конституции. (все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции)

3) Центральное место во всей правовой системе (Конституция является "ядром" правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов)

4) Особая охрана Конституции (В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу)

5) Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции характеризует её как "жёсткую" (в отличие от "гибких" конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность. Конституция, как основной закон - акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, то есть устойчивость его содержания.

^ Особенности Конституции:

1. принимается народом или от имени народа;

2. носит учредительный (первичный) характер; особый предмет конституционного регулирования (Конституция носит всеохватывающий характер - политическая, экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества).

Вопрос 6. Порядок пересмотра Конституции РФ.

Пересмотром является изменение положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Субъектами права на внесение предложений о пересмотре положений КРФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Гос. Дума, Правит-во РФ, законодат. органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Сов. Фед. или депутатов Гос. Думы.

^ Процедура пересмотра Конституции РФ состоит из следующих стадий:

1) инициатива о пересмотре должна быть поддержана 3/5 голосов от общего числа членов Сов. Фед. и депутатов Гос. Думы.

2) созывается Конституц. Собрание.

3) Конст. Собрание либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой рос. К.

^ В последнем случае она может быть принята двумя путями:

1) при наличии большинства в 2/3 от общего числа членов Конституционного Собрания;

2) вынесение проекта на референдум.

^ За новую К. должно проголосовать более 1/2 избирателей при условии, что в нем приняло участие более 1/2 избирателей, проживающих на тер. РФ.

Главы с 3 по 8 могут изменяться Федеральным Собранием, главы 1, 2, 9 изменяются только конституционным собранием. Но пока у нас нет закона "О конституционном собрании". После того, как Конституционное собрание разрабатывает проект новой Конституции, его принимают либо 2/3 голосов от общего числа членов собрания, либо выносят на всенародное голосование (референдум).

^ На референдуме Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

^ Процедура изменения главы с 3 по 8 Конституции - изменяется Федеральным собранием в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но с одним дополнением (требуются одобрения 2/3 субъектов федерации).
Вопрос 7. принятие конституционных поправок внесение изменений в конституцию РФ.

Внесение поправок изменяет содержание гл. 3—8 Конституции РФ и входит в компетенцию парламента.

^ Субъектами права на внесение предложений о поправках к Конституции РФ являются: Президент РФ,

Совет Федерации,

Гос. Дума,

Правит-во РФ,

законодат. органы субъектов РФ,

группа числ-тью не менее 1/5 членов Сов. Фед. или депутатов Гос. Думы.

^ Поправки к этим главам Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения законодат. органами субъектов РФ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Законодательная власть; исполнительная власть iconУрок №12 тема: правовое государство
Ими же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и в свою очередь назначает судебную...
Законодательная власть; исполнительная власть iconЭкзаменационные вопросы. Исполнительная власть (понятие, признаки,...
Исполнительная власть – ветвь единой государственной власти, относительно самостоятельная в системе разделения властей
Законодательная власть; исполнительная власть icon1 Исполнительная власть
Исполнительная власть-это система гос органов,на которую возложено исполнение конституции и законов, а также подавляющая часть норм...
Законодательная власть; исполнительная власть iconЭкзаменационные вопросы по учебному курсу «Административное право»
Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и функционирования исполнительной власти. Исполнительная...
Законодательная власть; исполнительная власть iconЗаконодательная власть в современном государстве исполнительная власть в современном государстве

Законодательная власть; исполнительная власть iconВ любой стране существуют различные юридические учреждения: органы...
Енный ранее судебный прецедент, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью. Сказанное не означает, что суд полностью...
Законодательная власть; исполнительная власть iconЖ. И. Алферов Наука и власть
Так, в процессе "монетизации льгот" исполнительная власть избавилась от обязательств финансирования науки в размере четырех процентов...
Законодательная власть; исполнительная власть iconЗ законодательная власть

Законодательная власть; исполнительная власть iconЗаконодательная власть Российской Федерации

Законодательная власть; исполнительная власть iconЧто может тос?
«Наши граждане должны привыкнуть к тому, что власть начинается не в Москве, в Кремле, а власть начинается внизу. Это местное самоуправление,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница