Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы;


НазваниеРуководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы;
страница1/18
Дата публикации21.06.2013
Размер1.04 Mb.
ТипРуководство
userdocs.ru > Право > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Составители:

д.м.н., профессор С.Ю. Штрыголь,
к.м.н., доцент Т.Р. Гришина,
к.м.н., доцент Н.Ю. Жидоморов,
к.м.н., ассистент О.А. Назаренко,
к.м.н., ассистент А.В. Садин

Редактор Штрыголь С.Ю.
Составлено в соответствии с Программой МЗ РФ (1997) и предназначено для подготовки к практическим занятиям и их выполнения в лаборатории. Вместе с существующими учебниками, дополнительной литературой и программами компьютерного тестирования лекционный курс и методические пособия кафедры составляют единую информационно-методическую систему, позволяющую студенту освоить весь программный материал путем интеграции самостоятельных, лекционных и лабораторных занятий.

Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; вопросы, ситуационные задачи и тесты для самоконтроля; учебные эксперименты; список обязательных препаратов с учетом дозы и формы выпуска; рецептурные задания; таблицы доз и форм выпуска основных препаратов; рекомендации по оформлению рефератов.

Содержит 10 справочных таблиц.
Рецензент – зав. кафедрой общеврачебной практики ИвГМА, доктор мед. наук, профессор Т.С. Полятыкина
Печатается по решению редакционно-издательского совета ИвГМА


© Ивановская государственная медицинская академия, 2008

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие.

Цель и задачи изучения фармакологии, правила оформления рецептов и протоколов

Р е ц е п т у р а

  1. Введение. Государственная фармакопея. Оформление рецепта.
    Растворы для внутреннего и наружного применения

  2. Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций

  3. Твердые и мягкие лекарственные формы. Аэрозоли, глазные пленки

  4. Итоговое занятие (контрольная работа) по рецептуре
^

Ф а р м а к о л о г и я


  1. Общая фармакология

  2. Средства, влияющие на афферентную иннервацию.
    Местные анестетики. Обволакивающие, вяжущие, адсорбирующие
    средства. Раздражающие средства

  3. Средства, влияющие на холинергические синапсы.
    М-холиномиметики, М,Н-холиномиметики прямого и непрямого
    действия, М-холиноблокаторы

  4. Средства, влияющие на холинергические синапсы (продолжение).
    Н-холиномиметики. Ганглиоблокаторы. Миорелаксанты
    периферического действия (курареподобные средства

  5. Средства, влияющие на адренергические синапсы.
    Адреномиметики, адреноблокаторы, симпатолитики

  6. Итоговое занятие по фармакологии вегетотропных средств

  7. Наркозные средства. Спирт этиловый

  8. Снотворные, противосудорожные, противоэпилептические
    и противопаркинсонические средства

  9. Наркотические (опиоидные) анальгетики

  10. Ненаркотические анальгетики (анальгетики-антипиретики, нестероидные противовоспалительные средства).
    Фармакологические решения проблемы обезболивания

  11. Психофармакология. Нейролептики (антипсихотические средства).
    Транквилизаторы (анксиолитики). Соли лития (нормотимики).
    Седативные средства. Психодислептики

  12. Антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропные средства.
    Адаптогены. Аналептики

  13. ^ Итоговое занятие по фармакологии центральной нервной системы

Список обязательных препаратов
(для выписывания в рецептах на итоговых занятиях и на экзамене)

Требования к подготовке и оформлению рефератов

Библиография
П р е д и с л о в и е
^

Цель и задачи изучения фармакологии,
правила оформления рецептов и протоколов опытов


Уважаемые будущие коллеги, студенты 3 курса!

Основу грамотного, эффективного и безопасного применения лекарственных средств составляют знания врача в области фармакологии. Следовательно, фармакология является интегрирующей дисциплиной, через которую осуществляется передача полученных студентом теоретических знаний в практику профессиональной деятельности врача. Приступая к освоению предмета, пожалуйста, внимательно прочтите это предисловие.

Цель изучения фармакологии состоит в приобретении знаний и навыков, составляющих основу для проведения рациональной фармакотерапии типичных форм заболеваний человека. Для этого студент должен в течение учебного года выполнить следующее:

  • ознакомиться с основными методиками выявления фармакологических эффектов в эксперименте;

  • освоить тактику применения постоянно обновляющегося ассортимента лекарственных препаратов;

  • научиться принимать решения по элементарным вопросам эффективности и безопасности назначения лекарств с учетом совместимости, фармакокинетики, механизма действия, терапевтических и нежелательных эффектов;

  • работать с учебной и научной литературой по фармакологии для пополнения и обновления своих знаний и навыков.

Содержание предполагает прежде всего изучение механизма воздействия фармакологических препаратов на организм, то есть путей и способов формирования эффектов лекарственных средств, используемых в диагностической, профилактической и лечебной практике, с учетом побочного и нежелательного действия. Понимание этих процессов, относящихся к фармакодинамике, требует выяснения первичной фармакологической реакции как пускового механизма для изменения функции органов и систем. Это, в свою очередь, основано на закономерностях биохимического и физиологического уровней регуляции целостного организма в нормальных и патологических условиях. Необходимо и изучение фармакокинетики – процессов поступления лекарства в организм, их распределения, химических превращений и выведения из организма.

Важным способом получения знаний, анализа свойств лекарственных препаратов, развития умения наблюдать за развитием их эффектов и анализировать полученные данные, приобретения навыков их введения в организм являются выполняемые студентами на занятии опыты, которые по существу являются учебно-исследовательской работой студента. В настоящем руководстве приводятся подробные описания учебных экспериментов, доступных в условиях занятия по фармакологии. Обращается внимание на наиболее существенные показатели, которые необходимо регистрировать при выполнении опытов.

С протоколами опытов следует тщательно ознакомиться во время самостоятельной подготовки к занятию, продумать возможные результаты с использованием материалов учебника и лекционного курса. На занятии эксперименты могут быть выполнены как по желанию самих студентов, так и по заданию преподавателя. При выполнении опытов не забывайте о гуманном обращении с животными, выполнение всех болезненных манипуляций только с обезболиванием, способ которого изложен в протоколе.

Необходимый объем знаний. По рецептуре для каждой лекарственной формы – общие принципы расчета, изготовления, дозирования, сравнительная характеристика, оформление рецептов. По общей фармакологии – типичные механизмы и общие закономерности действия лекарственных веществ на организм, методологические основы фармакологии и проблемы ее развития. По частной фармакологии – для каждой группы препаратов: определение и область применения, классификация, фармакодинамика, основные фармакокинетические характеристики, сравнительная характеристика препаратов, показания к применению, нежелательные эффекты и их коррекция, тактика и проблемы фармакотерапии.

Приобретаемые навыки. Теоретическое умение анализировать действие лекарственных средств, в том числе при патологических состояниях. Практическое умение выписывать рецепты в различных лекарственных формах, целесообразных для фармакотерапии типичных заболеваний, исходя из фармакодинамики и фармакокинетики препаратов и принципов их индивидуального дозирования.

Оформление рецептов и протоколов опытов. Настоящее руководство включает рецептурные задания ко всем лабораторным занятиям. Требуется либо выбрать препарат и оформить рецепт в соответствии с диагнозом (синдромом), возрастом пациента, правилами дозирования, либо, выписав указанное средство, самостоятельно определить возможные показания к его назначению (эти задания отмечены звездочкой*).

Особое внимание следует обратить на выбор рациональной лекарственной формы, пути введения, а также на расчет доз и концентраций. В большинстве случаев, если иное не оговорено в условии, необходимо определить среднюю терапевтическую дозу, исходя из высшей. Для удобства студентов после каждого блока заданий по темам честной фармакологии приведены таблицы доз, путей введения и форм выпуска основных препаратов. В каждой теме названы обязательные препараты, включенные в экзаменационные билеты по фармакологии (их формы выпуска и дозы требуется знать на память). Выписывать рецепты необходимо при подготовке к занятию. Расчет дозы, а также взятые из задания или выбранные студентом показания к назначению отдельных средств рекомендуется записывать на полях рабочей тетради, тогда она будет служить своему владельцу в качестве рецептурного справочника, а эффективность проверки работы преподавателем возрастет. Рецепты должны быть оформлены разборчиво и аккуратно, исправления в них, согласно действующим нормативным документам, не допускаются.

Оформляются рецепты в соответствии с приказом М3 РФ № 328 от 23.08.1999 «О рациональном назначении лекарственных средств, о порядке выписывания лекарственных средств и отпуске из аптечных учреждений (организаций)». Правила оформления изложены в учебно-методическом пособии «Общая рецептура» (Штрыголь С.Ю., 2001), в учебном пособии «Общая рецептура» (Харкевич Д.А., Майский В.В., Муратов В.К., 1982) и в учебнике «Фармакология» (Харкевич Д.А., 2001). Врачебную рецептуру недаром называют ars formulas medicas praescribendi – искусство выписывания рецептов. В нем врач cовершенствуется постоянно. Приобретение устойчивых практических навыков прямо зависит от количества самостоятельно выполненных заданий, а наше руководство призвано помочь в овладении этими навыками.

При оформлении протокола опыта следует написать в рабочей тетради его название, методы исследования, полученные результаты (в большинстве случаев это удобно делать в виде таблицы) и вывод. Вывод должен быть четко обоснован результатами, отражать практическое значение экспериментальных данных. Студент, ответственный за выполнение опыта, пишет результаты на доске, остальные переносят его в рабочие тетради, формулируют вывод.

Программа занятия считается выполненной студентом только после того, как преподаватель проверит и подпишет протоколы опытов и рецепты, сделав соответствующую пометку в журнале. Для этого на занятии специально выделяется время.

Коллектив кафедры желает студентам успехов в изучении нашего непростого, но крайне важного для будущего врача предмета. Надеемся, что настоящее руководство окажется удобным и полезным, поможет с высоким качеством освоить основы фармакологии. С благодарностью примем все замечания, направленные на совершенствование этих методических материалов.

Авторы

Р Е Ц Е П Т У Р А
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconМетодическая разработка по проведению практического занятия по «Медицине...
«Медицине катастроф» для студентов лечебного. Педиатрического стоматологического факультетов
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconМетодическая разработка (для студентов III курса лечебного, педиатрического,...
Н. Н. Бурденко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по биологической химии
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и медико-профиоактического факультетов медицинских вузов, выполняющих...
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconПособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического...
Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и факультета...
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной...
Тема: «Элементы теории вероятностей»
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconУстные экзаменационные темы для лечебного и педиатрического факультетов 2011-2012 уч год

Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconУчебно-методическое пособие по изучению курса «Уголовно-процессуальное право рф: Общая часть»
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по изучению Общей части уголовного процесса. В него...
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconБилеты
Для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и иностранного факультетов
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconМатериалы для подготовки к комплексному экзамену для студентов 4...
В результате дорожно-транспортного происшествия пострадало 12 человек. У одного из пострадавших травма несовместимая с жизнью: открытая,...
Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. В него включены разработанные на кафедре конспекты (алгоритм изучения) каждой темы; iconЭкзаменационные вопросы по мобилизационной подготовке и медицине...
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени: определение основных понятий и классификация чрезвычайных ситуаций
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница