Лекция 12. 09. 12 Тема Сущность контроля и ревизии


Скачать 124.11 Kb.
НазваниеЛекция 12. 09. 12 Тема Сущность контроля и ревизии
Дата публикации23.06.2013
Размер124.11 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
Лекция 12.09.12

Тема 1. Сущность контроля и ревизии.

  1. Цель и задачи контроля и ревизии

  2. Виды и формы контроля и ревизии

  3. Общие принципы контроля и ревизии

  4. Функции контроля и ревизии



  1. В связи с тем, что в условиях рыночной экономики предприятия и организации сами несут ответственность за законность своей деятельности, а также за достоверность отражения результатов этой деятельности в бухгалтерском учете и отчетности, большое значение приобретает контроль как комплексное изучение состояния и деятельности предприятия или организации. Охватывает все стороны деятельности организации (технологическая, бытовая, трудовая, договорная, финансовая). Контроль является неотъемлемой частью процесса управления деятельностью, контроль обеспечивает обратную связь между тем или иным процессом деятельности организации и руководством организации. Контролеры доводят до сведения органов управления результаты своего контроля, а в свою очередь аппарат управления реагирует на них путем принятия новых, улучшенных управленческих решений.

Контроль может осуществляться как в узком (контроль – это проверка конкретного процесса или явления (реализация решения о выпуске продукции, контроль процесса выполнения конкретных плановых заданий)), так и в широком (контроль законности деятельности (контроль соблюдения нормативно-правовых актов, планов и бюджетов, принимаемых на государственном уровне). Контроль занимается выявлением отклонений. В результате такого контроля выявляются неблагоприятные факторы, влияющие на деятельность той или иной организации. Вырабатываются меры по устранению этих неблагоприятных факторов с тем, чтобы оптимизировать общественное производство и обеспечить соблюдение потребностей общества) смысле слова.

Контроль может являться правовым – юридическая точка зрения, административным-разделение на должности, финансово-экономическим – это проверка специально уполномоченными государственными и негосударственными органами соблюдения субъектами хозяйствования норм действующего законодательства и управленческих решений в целях:

- обеспечения нормального функционирования финансово-экономической системы страны,

- обеспечения качественного финансирования отраслей и производств,

- обеспечения качественного управления финансово-производственными операциями,

- защиты прав и интересов организаций по финансово-экономическим вопросам,

- выявления резервов финансового роста, резервов в сфере производства и распределения общественного продукта,

- укрепления всей финансово-экономической системы страны.

^ Цель финансово-экономического контроля – это выявление и пресечение нарушений и злоупотреблений в области действующего законодательства РФ, а также государственных и иных управленческих решений в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации.

^ Задачи финансово-экономического контроля:

  1. Пресечение злоупотреблений и нарушений,

  2. Организация обратной связи между реализацией процессов финансово-экономической деятельности организаций с органами управления ими,

  3. Оптимизация функций объекта контроля путем разработки специальных мер по устранению неблагоприятных факторов, отрицательно влияющих на их деятельность,

  4. Обеспечение эффективности планирования деятельности (как в масштабах государства, так и в масштабах отдельных организаций),

  5. Установление целесообразности ведения тех или иных финансово-хозяйственных операций,

  6. Обеспечение сохранности и рационального использования имущества (гос. имущество, имущество компании),

  7. Обеспечение правильности ведения учета (бухгалтерского, статистического, оперативного) и составления любой отчетности,

  8. Обеспечение соблюдения норм действующего законодательства РФ, а также отдельных нормативных актов, действующих в определенной сфере финансово-хозяйственной деятельности,

  9. Проведение анализа и оценки объекта контроля,

  10. Выявление резервов экономического и финансового роста,

  11. Применение мер к лицам, виновным в нарушениях и злоупотреблениях.

Контроль осуществляется в форме проверок и ревизий. Проверка – это исследование состояния объекта контроля путем сопоставления фактических результатов его деятельности с данными, отраженными в документах (законодательные нормативные акты, налоговые документы, статистическая отчетность, плановые документы, бухгалтерские документы и учетные регистры). Ревизия (от лат. Пересмотр) – разновидность проверки и составная часть контроля, последующий контроль, заключающийся в проверке законности, обоснованности и эффективности финансово-хозяйственных операций организации, а также включающий в себя проверку законности и правильности действий должностных лиц по управлению объектом контроля, а также по свершению финансово-производственных операций за проверяемый период времени.

^ Цель ревизии:

  1. Выявление и пресечение незаконных и необоснованных операций и действий должностных лиц за определенный период времени

Задачи ревизии:

  1. Выявление и пресечение незаконных и необоснованных операций и действий должностных лиц за определенный период времени

  2. Выявление ошибок и недобросовестных действий должностных лиц,

  3. Контроль за сохранностью и эффективностью использования имущества, денежных средств и готовой продукции,

  4. Выработка мер пресечения в отношении должностных лиц как непосредственно виновных в нарушениях и злоупотреблениях, так и должностных лиц, в ведении которых допускались совершенные злоупотребления.



  1. ^ Виды и формы контроля и ревизии

Виды финансово-экономического контроля:

  1. Вневедомственный – контроль, осуществляемый государственными органами (налоговой службой, Счетной Палатой, МинФином, Банком России). Направлен на проверку исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (ФСС, ПФС, ФОМС), состояния государственного долга гос фондам и резервам.

  2. Внутриведомственный - контроль, осуществляемый министерствами, ведомствами, главными управлениями и т.д. по отношению к подведомственным организациям. Контроль за использованием денежных средств и имущества и других ценностей (ЦБ,НМА) внутри конкретного ведомства или министерства

  3. ^ Внутрихозяйственный – контроль непосредственно внутри организации за производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью этой организации. Может осуществляться либо службой внутреннего аудита организации либо ревизионной комиссией (орган, действующий внутри организации в интересах ее собственников). В мелких организациях нет ревизионной комиссии, но есть ревизор – должностное лицо, получающее зарплату от собственника организации, и действующий в интересах собственника.

^ Ни ревизионная комиссия, ни ревизор не зависят от администрации организации, где они работают, в отличие от службы внутреннего аудита.

Особым видом финансово-экономического контроля является независимый финансово-экономический контроль, представители которого являются организацией внешнего аудита (независимые эксперты и частные аудиторы, судебно-следственные органы).

Цель независимого финансово-экономического контроля:

Проверка законности той или иной деятельности организации, а также проверка их отчетности на достоверность, а также проверка других финансовых документов на предмет их законности и достоверности, сюда может относится оценка деятельности и ее результатов.

^ Формы финансово-экономического контроля:

  1. Предварительный контроль – носит предупреждающий характер, поскольку он предшествует непосредственному свершению финансово-хозяйственных операций в организации. Осуществляется на этапе планирования различных финансово-хозяйственных мероприятий и направлен на принятие оптимальных управленческих решений. Целью этого контроля является недопущение незаконных и нерациональных действий на стадии планирования тех или иных операций.

  2. ^ Текущий контроль – оперативный контроль, т.е. контроль в процессе совершения финансово-хозяйственных операций. Он направлен на регулирование и оптимизацию совершения этих операций и на предупреждение нерациональных или незаконных действий, которые могут быть в процессе выполнения различных операций. Этот контроль позволяет оперативно сопоставлять текущие показатели финансово-хозяйственной деятельности организации с соответствующими нормативными и плановыми показателями.

  3. ^ Последующий контроль - контроль за определенный уже истекший период финансово-хозяйственной деятельности организации. Его цель – анализ и оценка фин-хоз операций организации на основе данных бухгалтерского учета и данных бухгалтерской отчетности и данных других документов (материалов анализа деятельности), отражающих результаты фин-хоз деятельности организации. Так как это контроль деятельности за уже истекший период, то он позволяет оценить эффективность этой деятельности, а также оценить эффективность принятых управленческих решений в отношении этой деятельности. Кроме того, этот контроль позволяет выявить недостатки предварительного или текущего контроля.

По источникам получения информации об объектах контроля контроль подразделяется на документальный (состоит в контроле фин-хоз операций организации по данным учетных и отчетных документов) и фактический (конкретные действия контролеров с денежными средствами, имуществом и др. материальными ценностями (пересчет, взвешивание, обмер, лабораторный анализ и др.)).

^ Виды ревизий:

  1. По субъектам:

- со стороны государственных органов (вневедомственные)

- внутрихозяйственные ревизии

- внутриведомственные ревизии

- независимые ревизии

  1. ^ По организационному признаку:

- плановые (не реже раза в год, при смене МОЛ, в случаях хищений, краж, при смене основных должностных лиц)

- внеплановые (осуществляются внезапно, либо по специальным заданиям собственников организации (ревизор или комиссия), по спец заданию вышестоящей организации (в комиссии представитель организации).

  1. ^ По объемам проверяемой документации:

- сплошные

- выборочные

  1. По объемам проверяемой деятельности организации:

- полные ревизии – вся деятельность

- частичные ревизии – отдельные области деятельности организации

  1. ^ По кругу вопросов, на которые нужно ответить в результате ревизии:

- тематические ревизии – предусматривают ответ на отдельные вопросы – темы ревизии (ревизия сохранности и правильности использования материальных ценностей – как сохраняются МЦ, рационально ли используются, ревизия кассы и кассовых операций организации – состояние кассовой работы, достоверность отражения кассовых операций в учете и отчетности, имеются ли недобросовестные или ошибочные действия должностных лиц, эффективно ли осуществляются кассовые операции)

- сквозные ревизии – проверяются головная организация, ее территориальные подразделения и подчиненные ей структуры – филиалы и представительства. Проводятся редко, только тогда, когда вышестоящая организация недовольна состоянием управления в проверяемой организации, так как они очень трудоемки.

Цель – ответить на вопрос, рационально ли осуществляется управление такой организацией, нет ли недостатков в управлении, имеются ли нарушения, связанные с некачественным управлением.

- комплексные ревизии – изучают широкий круг вопросов деятельности организации. Осуществляется только бригадой ревизоров, куда обычно входят следующие представители: бухгалтера-ревизоры, работники планового отдела, контролеры, юристы, производственники, технологи. Цель таких ревизий – полная оценка всей или почти всей деятельности организации на предмет ее законности, правильности, рациональности и эффективности. Разрабатываются предложения по исправлению недостатков в деятельности и разрабатываются предложения по совершенствованию деятельности. Очень трудоемки.

  1. ^ По способу контроля за результатами ревизионной работы:

- дополнительные – проводятся, когда итоги предыдущей ревизии были признаны недостаточно эффективными (не раскрыли всех фактов нарушений и злоупотреблений, не выявили всех виновных лиц, не дали рекомендаций по исправлению),

- повторные – направлены на усиление контроля за выполнением рекомендаций предыдущих ревизий. Цель – контроль за тем, как проверяемая организация ликвидирует все нарушения и недостатки, выявленные в ходе предыдущих ревизий. Фиксирует, что еще не исправлено и причины этих явлений.

^ Сравнение контроля и ревизии с аудитом.

Отличия:

  1. Цель аудита – оказание помощи проверяемым организациям в их фин-хоз деятельности по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. А контролеры и ревизоры имеют цель пресечение и выявление злоупотреблений в фин-хоз деятельности. Они сначала их выявляют, потом определяют виновных должностных лиц, указывают меру наказания.

  2. Контроль и ревизия контролируют все процессы фин-хоз деятельности, а не только ведение бухучета и составление отчетности, как аудиторы.

  3. Если аудитор осуществляет документальный контроль, то контролер и ревизор – и документальный, и фактический контроль всех процессов и объектов.

  4. Аудиторы опираются на нормы гражданского права (заключают договор на оказание аудиторских услуг), а контролеры и ревизоры – на нормы административного права (должностные инструкции с обязанностями, указания своего руководства по проведению проверок).

  5. Аудиторы опираются на различные стандарты, контролеры и ревизоры не имеют стандартов. Опираются на свои знания и опыт.

Сходства:

  1. Планирование предстоящей проверки (общий план, программа проверки)

  2. Рассчитывают уровень существенности и степень риска

  3. Разрабатывают процедуры проверки и опираются на определенные методы проверки. По контролю их больше, чем по аудиту.

  4. Составляют рабочую документацию в ходе проверки, в которой отражают промежуточные выводы, недостатки и ошибки в работе и меры по исправлению этих недостатков

  5. Имеют право устраивать производственные совещания в проверяемой организации, в них могут принимать участие руководство организации и ведущие специалисты. Цель совещаний – выработка действенных мер в организации по устранению выявленных нарушений в работе.

  6. Итоговые документы по результатам проверки, где отражаются окончательные результаты проверок.

^ Функции контроля и ревизии.

  1. Предупредительная. Цель – предупреждать возможные нарушения действующего законодательства РФ и применяемых нормативных документов в определенной сфере деятельности; выявлять дополнительные резервы и вырабатывать дополнительные мероприятия, чтобы избежать возможных ошибок.

  2. Регулятивная. Проявляется на стадии совершения определенных операций, т.е. осуществление контроля в процессе. Позволяет регулировать быстроту изменения хозяйственных ситуаций и оперативно влиять на принимаемые управленческие решения.

  3. Оценочно-аналитическая. Проявляется в ходе анализа и оценки результатов контроля. Соответствует ли продукция необходимым требованиям.

Функции ревизии

1. Точное и объективное выявление фактов, нарушений и злоупотребления.

2. Проверка выполнения решений предыдущих ревизий

3. Организация обсуждения результатов ревизии в целях исправления недостатков в работе проверяемой организации и в целях пресечения злоупотребления виновных должностных лиц

4. Передача в следственные органы материалы ревизии в случае нарушений законодательства РФ

^ Ревизия кассовых операций и соблюдение кассовой дисциплины.

Наличные деньги характеризуются высокой ликвидностью. По операциям с наличными деньгами невозможно проследить всю цепочку Плательщик – Получатель, в отличие от электронных денег. Кассовые операции очень уязвимы в силу того, что неизвестно то, какими деньгами из кассы финансируются операции, при этом создается почва для различных злоупотреблений (растраты, хищения, прокручивание наличных денег, нарушения по выдаче зарплаты, махинации с депонентами). В связи с этим кассовые операции подлежат тщательному контролю.

Задачи контроля кассовых операций и кассовой дисциплины:

  1. Проверка условий хранения и сохранности наличных денег и документов в кассе (чеки, ЦБ, проездные билеты, путевки) – в ходе контроля условий хранения наличных денег, документов, ценностей в кассе проверяют кассовые помещения на предмет их изолированности от других помещений организаций, обеспечения их охранной и пожарной сигнализации, наличия решеток на окнах и дверях помещения для затруднения доступа посторонних лиц, наличия средств автоматизации работы кассира (кассовые аппараты, калькуляторы с пишущим устройством, аппарат для пересчета купюр, детектор валют, средства автоматизированной упаковки денег, наличие сейфов, столов с секретными замками, сигнальные кнопки, доступ к кассовым помещениям определенных должностных лиц, как запираются кассовые помещения, операции инкассации наличных денег)

  2. Проверка правильности, своевременности и полноты ведения бухучета кассовых операций – ПКО и РКО (аналитический учет по кассе) и приложения к ним, документы синтетического учета по кассе – кассовая книга, оборотно-сальдовая ведомость, баланс, учетные регистры по ведению счетов по кассе

  3. Контроль за соблюдением лимита наличных денег в кассе – проверяют реальный лимит по кассовой книге, по первичным документам

  4. Проведение инвентаризации наличных денег и ценностей, находящихся в кассе организации – контролируются плановые (1 января нового года, при смене должностных лиц) и внеплановые инвентаризации, вопросы, раскрытые в актах инвентаризации, анализируются результаты инвентаризаций (по ним выясняется, соблюдается ли кассовая дисциплина)

  5. Проверка отражения результатов инвентаризации кассы в бухучете и отчетности – единственной причиной излишка денег в кассе является несвоевременное оформление кассовых документов, это так же является нарушением кассовой дисциплины. После инвентаризации нужно оформить недостающие первичные документы задним числом

  6. Проверка достоверности отражения кассовых операций в отчетных документах организации (баланс, отчет о ДДС) – сверка аналитического и синтетического учета

  7. Контроль целевого назначения по поступлению и выдаче наличных средств по отчету кассира – в ПКО и РКО должно быть указано целевое назначение наличных средств, в отчете кассира в том числе.

Похожие:

Лекция 12. 09. 12 Тема Сущность контроля и ревизии iconЕ. Л. Иванова в пособии раскрыты основные вопросы: сущность контроля,...
В пособии раскрыты основные вопросы: сущность контроля, взаимосвя­зи видов контроля и ревизии, подготовка, планирование и проведение...
Лекция 12. 09. 12 Тема Сущность контроля и ревизии iconКонтроль и Ревизия Отличия аудита и контроля и ревизии
Целью ревизии является анализ и оценка полученных результатов деятельности организации и выдача соответственных рекомендаций для...
Лекция 12. 09. 12 Тема Сущность контроля и ревизии iconКонтроль и Ревизия Отличия аудита и контроля и ревизии
Целью ревизии является анализ и оценка полученных результатов деятельности организации и выдача соответственных рекомендаций для...
Лекция 12. 09. 12 Тема Сущность контроля и ревизии iconКонтроль и Ревизия Отличия аудита и контроля и ревизии
Целью ревизии является анализ и оценка полученных результатов деятельности организации и выдача соответственных рекомендаций для...
Лекция 12. 09. 12 Тема Сущность контроля и ревизии iconКонтроль и Ревизия Отличия аудита и контроля и ревизии
Целью ревизии является анализ и оценка полученных результатов деятельности организации и выдача соответственных рекомендаций для...
Лекция 12. 09. 12 Тема Сущность контроля и ревизии iconКонтроль и Ревизия Отличия аудита и контроля и ревизии
Целью ревизии является анализ и оценка полученных результатов деятельности организации и выдача соответственных рекомендаций для...
Лекция 12. 09. 12 Тема Сущность контроля и ревизии iconТема Сущность судебного контроля
Б. Специальный контроль (экстраординарный) т е контроль в рамках конкретной стадии. Например прокурорский надзор
Лекция 12. 09. 12 Тема Сущность контроля и ревизии iconОрганизационные формы контроля. Классификация ревизии
Предмет ревизия и контроль связан с б/у, финансами, налогообложением, с финансами хозяйственной деятельности, экономикой и др
Лекция 12. 09. 12 Тема Сущность контроля и ревизии iconВ. В. Семенихин сущность налогового контроля и виды проверок
В данной статье будут рассмотрены механизм контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах и его основной инструмент...
Лекция 12. 09. 12 Тема Сущность контроля и ревизии iconЛекция тема: правовые основы управления и контроля в области охраны окружающей природной среды
Тема: правовые основы управления и контроля в области охраны окружающей природной среды
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница