1. предмет, метод, система трудового права.  


Название1. предмет, метод, система трудового права.  
страница1/12
Дата публикации24.06.2013
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
1.предмет, метод, система трудового права. ТП, как отрасль П-это совок-ть юр.норм, регулир-х труд. и тесно с ним связанные отн-ния. Тр.отн-ния-это отн-ния м/у раб-м и раб-лем, основанное на согл-нии о личном выполн-и раб-ком за плату труд.фции, подчинения прав.внутр. труд. распорядка при обеспечении раб-лем условий труда, предусм.труд.зак-вом и иными ПА, содержащими нормы ТП, колл.дог-ром, соглаш-ми,локальными НА и труд дог-ром. Тесно связ-ые отн-ния:1) отн-ния по труд-ству у данного раб-ля. 2) отн-ния по проф.подгот-ке, перепод-вки и повыш.квалифик. 3)отн-ния по орган-ции труда и управл-ю.4) отн-ния по соц.парт-ству. 5)отн-ния по участию раб-ков и профс-в в установл.условий труда и применении труд.закон-ва 6) отн-ния раб-ля и раб-ка по матер. ответств. 7) отн-ния по гос контролю (надзору), профсоюз контролю за соблюд труд законод-а8)отн-ния по разреш-ю труд.споров, 9) обязат. Соц. страхованию

Метод-это комплекс способов пр. регулир-я труда: 1) сочетание импер-го и диспоз-го способов пр.регулир-я 2)рекомендат-е, мягкое регул-ние, путем указания на поведение с-тов, бывает :центр-ный, локал-й. 3) участие профс-в и иных представ.орг.раб-в. 4) своеобразие способов защиты труд. П. раб-в и раб-лей. 5) единство и дефференциация пр.рег-ния, выраж-ся в общих констит. пр-пах. Общая норма-распростр-ся на всех, диф. отражает спец. нормы, кор-е распростран. на отдел.категории гр-н. Система ТП-это сов-сть юр.норм, образующих отрасль с инст-тами, а также подининс-ты.Делится на 2 части: Об. и Ос. Об.ч. вкл.нормы, составл. предмет и задачи ТП, нормы-пр-пы, нормы, опр.прав.статус раб-в и раб-лей, как с-тов, разгранич-и компетенции РФ и её С и МСУ , т.е. нормы общего хар-ра. Ос.ч. вкл.прав.нормы, регул-щие отдел.стороны труд.отн-ний,либо нормы, регул-щие отн-ния непосред.связ-е с труд.

 

^ 2. Становление и развитие ТП. ТП, как самостоят.отрасль сложилась недавно. Возникновению ТП, как самостоят-й отрасли П предшествовало возникновение труд.отнош-й со свободным раб-ком. Такие труд.отнош-я стали развиваться в 16-18 вв., они требовали юр. опосредования и для этого был использован механизм частно-пр.сделки имущ.хар-ра, когда одна сторона передавала др.стороне раб.силу раб-лю за вознаграждение, это была частно-пр.имущ.сделка и никакого вмешат-ва, в том числе и со стороны гос-ва не допускалось (раб-ль диктовал свои права, зарплата- низкая, продолжит-ть раб.вр.достигала 18 часов, неограниченно использовался детский труд начиная с 5-6 лет). Затем стали появляться 1-ые профсоюзы. 1-ые з-ны появились в нач. 19 в. В Англии в 1802 и 1819гг. были приняты парламентские акты, запрещавшие труд детей моложе 7 лет и ограничив-ие труд детей до 16 лет – 12 часов в сутки. Во Франции в 1841 г. был принят з-н «О детском труде на фабриках» (использовался труд детей в ночное вр.). Были приняты аналогичные акты и в др.странах. В России з-ны «О малолетних работ-х на фабриках, заводах и мануфактурах»,  «О воспрещ-е ночной работы несовершен-ми и женщинами на фабриках, заводах и мануфактура». В декабре 1917г. был принят КзоТ. В 1973г. был принят 3 КзоТ, действовавший до 2001г. В 2001г. был принят ТК, вступил в силу в 2004г. ТП возникло в связи с необход-тью регулир-я отнош-й, порождаемых появлением наемного труда, с-тами кот.явл. юр.свободный раб-к и равный ему раб-ль и до сих пор ТП рассматр-ся, как одно из средств, кот. общ-во использует для урегулир-я отнош-й в процессе труда.

 

^ 3. Отграничение ТП от смежных отраслей П. 1) ГП и ТП:1) предмет- ГП-имущ.отн-ния по поводу овеществл-го рез-та труда и не затрагивает отн-ния в процессе тр., на основе дог-ра подряда, возмездного оказания услуг. В этих дог-х стороны самост. С-ты, имеющие свой инт-с, на основе полного равенства. ТП-имущ.отн-ния по поводу неовеществл-го труда, регул-ет отн-ния в самом процессе тр. 2) ГП-не предусм. гарантии и льготы, раб-ль стремится применить труд.оформление отн-ний. ТП-устанавливает опр.льготы и гарантии.3) метод- ГП-юр.равенство, отсутствие м/у с-тами власти и подчинения. ТП-присутствует. 2) АП. и ТП: 1) предмет- АП- образуют отн-ния по осуществл-ю исполн-рапорядит-й деят-ти гос. органов. ТП-орагнизация управл-я, однако в ТП управлен.формы орг-ции тр. применяются внутри предприятия. Гос.служащий-это гр-н РФ, испол-щий О. по гос.долж-сти гос.службы за вознагражд-е. Гос.служ.м.б. с-том, как АП, так и ТП, при этом труд.отн-ния возникают в гос.органе, а за пределами уже адм-е. 2) и АП и ТП присущи элементы подчинения, в некот-х категорях раб-в существуют особ-ти с примененияем элементов адм-пр.регул-ния. 3) ПСО и ТП: 1) предмет ПСО-общ-ные отн-ния, склад.в процессе матер.обеспеч. гр-н, когда они утрачивают свою трудосп-ть и достигают пенсион.возраста. М/у гр-нами и спец.орг. по представлению отд.видов соц.обесп-ния из разл.гос. фондов. ТП соприкасается  с ПСО по вопросам гос .соц. страх-ния и тр.стажа, к-рый раб-к вырабатывает в процессе труд.деят-сти.

 

^ 4. Роль государства в сфере труда Государство выполняет множество «ролей» в сфере труда. Так государство выступает основным «нормотворцем», обеспечивает охрану труда работников, осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (в лице уполномоченных органов

см. ст 6 ^ РОЛЬ ГОС-ВА.-->

В полном-ях федер. органов – принятие актов по

- осн. напр-я гос. политики в сфере труда

-основы пр. регулир-я тр. отношений

-обеспечиваемый гос-вом уровень прав, свобод и гарантий

- порядок заключения, изменения и расторжения ТД

- основы соц. партнерства

- порядок разрешения индивид. и коллект-х труд. споров

- принципы и порядок осущ-я гос. надзора и контроля, полном-я органа, осущ  этот контроль

- порядок расследов-я  несчасных случаев на производстве

- порядок и условия мат. ответст-ти  сторон ТД

- виды дисциплин.  взысканий и порядок их применения

особенности прав. регулиров-я труда отдельных категорий работников

В S-тах принимаются  з-ны по ?? не отнес. к компет-и ­.

Более высокий уровень прав раб-ков финансир-ся из бюджета S-та.

 

^ 5. Источники ТП. Их классификация. И.ТП-это рез-ты правот-ской деят-сти компетентных орг.гос-ва в сфере регул-ния труд. и тесно связанных с ними общ-х отн-ний, составляющих предмет этой отрасли П. Согласно общему правилу И.ТП-это НПА, а также нормативные части колл.дог-ра и согл-ния, регул-х труд.отн-ния и тесно с ними связанные и устанавл-щие П.иО. участников этих отн-ний. Клас-ция:1) по юр.силе-законы;подзаконные акты (противореч-е ТК м.б. признаны з-ны, ограничивающие гарант-нные в Кодексе П.и О., явл-ся высшей ценностью)2) по системе отрасли-Общей;Общей и Особенной; Особенной части.3) По форме акта-з-ны; указы; постановления; разрешения; правила;решения; приказы4) По сфере действия-обще фед-ные;С РФ; отраслевые и межотрасл-е;территориальные; локальные. 5) по степени обощенности-кодифициров-е; комплексные,направлен.на регул-ние отн-ний не только в сфере тр.;текущие6) по с-ту-общие,к-рые распространяются на всех раб-в;спец.-распространяются на отдельные кат-рии раб-в.

 

^ 6. Локальные нормативные акты. Их классификация, порядок принятия, значение.-->

(Ст. 8 ТК ) Под локальным актом, содержащим нормы ТП понимается результат самостоятельного или с участием трудового коллектива (представителей органов труд. Коллектива) нормотворческая деятельность работодателя. За исключением для домашнего хозяйства и нанимателя.

Должны отвечать требованиям:

Не ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, с коллективным договором  соглашением.

Отражать специфику производства, характер, профиль деятельности организации.

Не противоречить общим нормам трудового законодательства.

Классификация локальных актов:

В зависимости от предмета регулирования (их можно принимать к каждому институту ТП)

По сроку их действия:

А) Постояннодействующие (Устав)

Б) С определённым сроком действия (График отпусков)

В) Единоразового применения (отдельные приказы)

3. В зависимости от роли которую локальный акт играет в установлении правопорядка в организации:

- регулятивные (непосредственно закрепляют права работника и работодателя – о премирование)

- охранительные (ответственность закрепляют) Правила внутреннего трудового распорядка.

4. По сфере действия:

- в пределах всей организации;

- в обособленных структурных подразделениях;

- в функциональных структурных подразделениях.

5. По кругу субъектов:

- Общий локальный акт;

- Специальные (положение о премирование работников бух. Отдела)

6. По субъектам, участвующим в разработке и принятии локальных актов:

- Единоначальные;

- Работодатель с учётом мнения профсоюза;

- Работодатель, с учётом мнения иного представительного органа работников.

-  Представителями работников и представителями работодателей;

- утверждается коллегиальными органами управления юридического лица (положение о ген. Директоре)

7. Обязательные( Предусмотренные ТК) и инициативные (по усмотрению работодателя).

Принятие с учётом мнения:

Работодатель направляет проект локального акта и обоснование к нему в представительный орган. В обосновании: необходимость принятия, её соответствие трудовому законодательству, коллективному договору и другим локальным актам.

Данные материалы рассматриваются выборным органом в течение 5 рабочих дней и оформляется мотивировочное мнение. Если 5 дней пропущено – то работодатель может самостоятельно принять акт. Мотивировочное мнение должно быть принято на заседании профкома где присутствует более 50% от состава.

Стороны находят взаимный компромисс: если представительный орган работников выражает отрицательное мнение – то в течении 3 дней проводятся переговоры и консультации.

Если не достигнуто согласие – то оформляется протокол разногласия, и работодатель может принять этот локальный акт. Возможное обжалование представительного органа в ФИТ И суд.

 

^ 7.Действие НПА о труде во времени, в пространстве и по категориям раб-ков. во вр-ни. 1) ФЗ вступают в силу по истеч-ю 10 дней после их офиц.опубл-ния- 1-ая публик-я полного текста в "Росс.газете" или "Собрании закон-ва РФ". обычно дата введения з-на в действие содерж-ся в заключит.полож-ях з-на. Во многих случаях дата вступления з-на определ. отдельным з-ном. Акты През. РФ, имеющие норм.хар-р вступают в силу по истечению 7 дней их 1-го офиц.опублик.Акты Прав-ства РФ, затрагивающие П., свободы и О. чел-ка и гр-на, устанавл. прав.статус фед.орг.исполн.власти, а также орган-ций - по истечению 7 дней. Иные акты Прав-ва со дня их подписания. НПА фед.орг.исп.власти, подлежат гос рег-ции в Минюсте РФ и обяз.офиц.опублик. в газете "Рос.вести" в теч10 дней после регистр-и, а также Бюллетене НПА фед.орг.исполн.власти.2) прекращ-е - а) отмена актом того же уровня или актом, имеющим большую юр.силу. б) вступление в силу др.акта равной или высшей юр.силы по тому же вопросу. в) истечение срок, на к-рый был рассчитан данный з-н или иной НПА. в простр-ве ФЗ и ФКЗ, указы През-та, постанов-ния Прав-ва действуют на всей территор РФ. При осущест-нии полномочий орг.гос.власти С РФ соответ.з-ны и иные НПА распростр-ся на тер-рию С РФ, НПА  орг. МСУ действуют на соответ.территории, локальные-в организации, руководитель, кот.издал соответств. акт. по категориям раб-ков 1) общие акты и общие нормы, для всех раб-в на территории РФ. 2) спец.закон-во, для некот-х категорий работ-в, в спец. НА ТП и спец.нормы в общих актах, спец. закон-во дает всем раб-м равную возможность реализовать свои констит.труд.П., обеспечивая их осуществл-е особен-ми пр.регул-ния тр.отд-х категорий раб-в, нуждающихся в допол.защите от производств-х вредностей и т.д. спец. нормы м.б. 3 видов: 1) нормы-льготы, предоставл-щие доп. гаратии труд.прав.2) нормы-приспособл-я, приспосаблив-е общие нормы к данным условиям. 3)нормы-изъятия, ограничивают по сравнению с общими нормами для нек-х раб-в.

 

^ 8. Принципы ТП. – это наиболее общие нормы, действующие как во всей сфере пр.регулир-я, так и в отд.опред.форме; - это основополагающая и руководящая идея, задающая хар-р и общую направл-ть пр.регулир-я общ.отнош-й и определяющая тождество естеств-го и объективного права; - это краткое отражение сути пр.норм. Отраслевые пр-пы свойственны 1-й отрасли права. Межотр-е – те, кот. распростр-ся на несколько отраслей права. В К РФ закреплены общие, отрачлевые и межотраслевые пр-пы. В ТП закреплены свои пр-пы. Они связаны между собой, они соответствуют общим и межотраслевым пр-пам. Межотраслевые: 1.Свобода труда и возмож-ть свободно распоряж-ся своими способ-ми к труду, выбирать круг деят-ти и профессию. Каждый гр-н вправе вообще не заниматься труд. деят-тью. 2. Запрет принудит.труда. Означает невозмож-ть работы под угрозой применения наказания. 3.Пр-п равенства П и С чел-ка и гр-на независимо от расы, пола, национ-ти. Конкретизир-ся след.пр-пами ТП: запрещение дискриминации в сфере руда; обеспечение рав-ва возможности раб-ков безо всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом стажа; каждый имеет П на вознаграждение за труд без к.-л.дискриминации и не ниже установл-й з-ном мин.з/п. 4. Защита от безработицы. Реализ-ся путем установл-я норм о порядке и основании увольнения раб-ков, путем установления норм о повышении квалификации раб-ков. 5.П на охрану здоровья .6. П на образование.7.П на объединение.8.Охрана достоинства личности гос-вом .9. Гарантированность соц.обеспечения, установл-го з-ном;.10.Обеспечение П чел-ка на защиту своих П и С всеми способами, не запрещенными з-ном.

 

^ 9. Принцип запрета принудительного труда.-  Реализация в трудовом праве. СТ. 4

Под принудительным трудом закон понимает выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания; в качестве наказания; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Принудительным трудом признается также:

нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

требование работодателя о выполнении работником трудовых обязанностей, если он не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты;

требование выполнять работу, угрожающую жизни или здоровью работника.

Запрет дискриминации в сфере труда предполагает предоставление равных возможностей для реализации всеми гражданами трудовых прав; запрещение ограничений в зависимости от пола, расы, национальности, языка, возраста и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

При рассмотрении вопроса о запрещении принудительного труда немаловажной представляется и проблема ответственности за нарушение этого запрета. Как следует из анализа действующего законодательства, привлечение к ответственности за принуждение к труду возможно только в рамках общих норм, устанавливающих ответственность за нарушение трудового законодательства. Статья 419 ТК РФ, определяющая виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как и подавляющее большинство подобных статей, отсылает к другим статьям ТК РФ, касающимся вопросов дисциплинарной ответственности, а также к нормам гражданского, административного и уголовного законодательства.

 

^ 10.Принцип запрета дискриминации в сфере труда. Реализация в трудовом праве. Ст. 3

Дискриминация в области труда и занятий означает иное и менее благоприятное обращение с людьми из-за присущих им характеристик, не имеющих отношение к их заслугам или требованиям к данной работе (раса, цвет кожи, религия, пол и прочие)1.

Не может считаться дискриминацией различия в обращении и вознаграждении, если они основаны на различии в производительности труда. Некоторые работники и определенные виды занятий отличаются большей, по сравнению с остальными, производительностью. Это объясняется уровнем умений, квалификацией и способностями: чем он выше, тем выше трудовая отдача и трудовые достижения работников. Различное отношение, основанное на степени личных заслуг того или иного человека и достижений, таких как талант, знания, умения, не являются дискриминацией. Различные обращения, направленные на удовлетворение особых потребностей отдельных лиц, при условии, что им обеспечиваются равные возможности, не является дискриминационным. Например, не может считаться дискриминацией обеспечение работника с ограниченной трудоспособностью соответствующими возможностями для трудовой деятельности или запрещение использовать труд беременных женщин на производстве с вредными условиями.

Современная экономика труда выделяла следующие виды трудовой дискриминации2:

1. Дискриминация в заработной плате одних работников или групп работников по сравнению с другими. В экономике любой страны сотрудники, обладающие равной квалификацией и стажем, нередко получают разную зарплату за выполнение одной и той же работы в одной и той же отрасли или даже организации. Существует традиционные, то есть во многих странах наиболее дискриминируемые по уровню зарплаты группы работников: женщины по сравнению с мужчинами, негры по сравнению с белыми и местные жители по сравнению с приезжими.

2. Дискриминация при найме на работу, увольнении с работы. Подобной дискриминации, помимо вышеназванных групп, обычно подвержены люди, освобожденные из мест лишения свободы заключенные, инвалиды, неквалифицированная молодежь. Их последними принимают на работу и первыми увольняют. Неравные возможности при трудоустройстве могут возникнуть в связи с возрастом работника, расовой и этнической принадлежности.

3. Дискриминация при продвижении по службе тех, кто уже работает в организации. Таким сложнее сделать карьеру, их неохотно продвигают по служебной лестнице, назначают на ответственные должности. Подобной дискриминации чаще подвергаются женщины, иммигранты, национальные меньшинства.

4. Профессиональная сегрегация, проявляется в устойчивом разделении профессий и должностей между разными группами работников. Так, существуют традиционные мужские и женские профессии. Профессиональная сегрегация наблюдается при разделении профессий между местными и приезжими работниками.

5. Дискриминация в образовании и профессиональной подготовке. В современном мире не часто встречается формальное ограничение доступа человека к образованию по причине иностранного гражданства, незнания государственного языка и прочее. Однако человеку, родившемуся в бедной семье, может просто не хватить денег для продолжения обучения. Иммигрантам вообще приходится нелегко: и заработки у них ниже, и инвестировать в образование им сложнее. Статистические данные показывают, что во многих странах уровень образования у женщин ниже, чем у мужчин.

Перечисленные виды трудовой дискриминации тесно связаны между собой, усиливая друг друга, к примеру, дискриминация в образовании способствует профессиональной сегрегации, которая в свою очередь, закрепляет и углубляет неравный доступ к образованию3. Дискриминация определенной группы людей снижает уровень ее доходов и возможности инвестиций в человеческий капитал, что затрудняет доступ представителей этой группы к высокооплачиваемым профессиям и укрепляет профессиональную сегрегацию.

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

1. предмет, метод, система трудового права.   iconТрудовое право понятие и предмет трудового права
Метод и система трудового права. Соотношение трудового права с другими отраслями права
1. предмет, метод, система трудового права.   iconЛекция 05. 09. 12 Предмет, метод, система трудового права
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. предмет, метод, система трудового права.   iconЛекция 05. 09. 2012 Предмет, метод, система трудового права
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. предмет, метод, система трудового права.   iconЛекция 05. 09. 2012 Предмет, метод, система трудового права
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. предмет, метод, система трудового права.   iconЛекция 05. 09. 2012 Предмет, метод, система трудового права
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. предмет, метод, система трудового права.   iconЛекция 05. 09. 2012 Предмет, метод, система трудового права
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. предмет, метод, система трудового права.   iconЛекция 05. 09. 2012 Предмет, метод, система трудового права
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. предмет, метод, система трудового права.   iconЛекция 05. 09. 2012 Предмет, метод, система трудового права
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. предмет, метод, система трудового права.   iconЛекция 05. 09. 2012 Предмет, метод, система трудового права
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
1. предмет, метод, система трудового права.   iconЛекция 05. 09. 2012 Предмет, метод, система трудового права
Предмет трудового права регулирует общественные отношения в сфере труда (это общественно-трудовые отношения). Любой процесс трудовой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница