Например, как наиболее эффективно подготовиться к егэ?


Скачать 69.29 Kb.
НазваниеНапример, как наиболее эффективно подготовиться к егэ?
Дата публикации25.06.2013
Размер69.29 Kb.
ТипВопрос
userdocs.ru > Право > Вопрос
Сага о ЕГЭ

С наступлением нового учебного года нескончаемые споры о том, друг ли ЕГЭ или враг предлагаю оставить, а сконцентрировать свои усилия на поисках более важных ответов. Например, как наиболее эффективно подготовиться к ЕГЭ? Как достичь максимально возможного балла конкретно взятому выпускнику? Какую стратегию подготовки к ЕГЭ выбрать школьным учителям и репетиторам? Что должны сделать организаторы ЕГЭ, чтобы экзамен перестал быть антинародным?

Этими вопросами я обеспокоена, прежде всего, потому, что из года в год готовлю выпускников к единому государственному экзамену по обществознанию, как на школьных уроках, так и в репетиторских агентствах. И надо сказать, что порой результаты оказываются ниже прогнозируемых. И теоретическая подготовка по всем элементам кодификатора, и решение заданий части А, В, С, и психологическая подготовка, и мощная самоподготовка выпускников часто оказываются недостаточными для получения запланированного балла. Речь идет о 80 и более баллах, необходимых для поступления в престижные ВУЗЫ России. Чтобы понять причины скатывания баллов, я проанализировала итоги своей 5-летней работы и убедилась, что пришло время пройти независимую экспертизу компетентности.

Дело было в июле 2012 года, когда вместе с выпускниками прошлых лет я пришла в школу Приморского района Санкт-Петербурга. Не для того, чтобы получить очередную корочку о повышении квалификации с гордым званием эксперта, но чтобы примерить на себя доспехи выпускников, то ли бутафорские и вполне удобоносимые, то ли действительно подобные тяжкой ноше с массой трудностей и противоречий единого государственного экзамена.

В пункте проведения экзамена (так называются школы, где сдают ЕГЭ) меня встретили спокойно и вежливо, объяснили, как найти нужную мне аудиторию. Я поднялась на 3 этаж, вошла в учебный класс и стала ожидать начала экзамена. Выпускники прошлых лет оказались более организованными, чем школьники, опоздавших не было, все пришли заблаговременно и честно ожидали своего часа. Организаторы ЕГЭ в нашей аудитории профессионально создали благоприятный психологический настрой, были корректны и вежливы, подробно отвечали на все вопросы. Подошло время начала экзамена по обществознанию, отмечаю, что все действия организаторов соответствовали существующим инструкциям.

Каково было моё удивление, когда вопреки сложившемуся у меня представлению на протяжении всего экзамена никто из выпускников прошлых лет не выходил из аудитории, никто не пытался списывать, все сидели спокойно и вели себя достойным образом. Ведь из года в год ученики образно и ярко рассказывали, как списывали с телефонов, выходили в туалет, откуда звонили друзьям и те диктовали им ответы из интернета, причем, по словам учеников, происходило это всё при попустительстве организаторов ЕГЭ.

На этом моё погружение в мир удивительного и непознанного продолжалось.

Всем своим ученикам я авторитетно говорила, что главное на экзамене управлять временем. На экзамен по обществознанию отводится 210 минут. Не тратить попусту время, спокойно решать задания части А, трудные задания оставить и вернуться к ним позже,- вот рекомендации составителей вопросов ЕГЭ всем приступающим к экзамену. По поводу заданий части С всем советовала по максимуму использовать черновик. Прописывать мысли, корректировать их при переписывании в бланки ответов. Обещала, что времени достаточно…

И вот я сама оказалась в их шкуре. Спокойная, самоуверенная, осознающая, что результат ЕГЭ на мою жизнь никак не повлияет. И всё-таки…

Задания части А с выбором единственного правильного ответа оказались сложнее демонстрационной версии и тех заданий, которые публикуются в изданиях, рекомендованных для подготовки к ЕГЭ. Например, мне попались вопросы, с которыми бы мои ученики вряд ли справились. Один вопрос касался особенности организационно-правовых форм юридических лиц и в рамках школьной программы и элемента кодификатора «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности» не изучается столь подробно. Другой вопрос был связан с порядком пересмотра Конституции РФ и внесением поправок. В этом случае в кодификаторе значится глобальная тема: «Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ». Отсюда следует здравый вывод, что было бы более справедливо и рационально, если бы все темы, на основе которых формируется база вопросов части А (хотя бы части А) была прописана досконально. Предвидя контраргументы моих оппонентов, считаю, что выпускники школ вне зависимости от уровня подготовки и учителя, осуществляющие их обучение, имеют право на максимально полную информацию о содержании ЕГЭ. Ведь прозрачными должны быть не только процедуры проведения ЕГЭ, но и проверяемые элементы ЕГЭ.

Итак на выполнение заданий части А у меня ушло 25 минут, составители тестов допускают, что на эти задания можно потратить до 4 минут. На самом деле, очевидно, что на одни вопросы ответ находится сиюсекундно и без колебаний, а ряд вопросов заставляет задуматься. Далее задания части В не вызвали у меня затруднений и времязатраты были равны 40 минутам. А вот задания части С затянули меня в свой омут так, что я потерялась во времени. Методично отвечая на все вопросы заданий С1-С7, перекрывая требуемые 3 примера дополнительным четвертым для страховки и обеспечения максимального балла, я вдруг обнаружила, что до окончания экзамена остается 40 минут. 40 минут на то, чтобы написать эссе, проверить работу на наличие возможных ошибок. Принимаю решение писать эссе сразу в чистовик, что и пытаюсь сделать, борясь с усталостью, угасающим вниманием и банальным желанием встать и пойти домой, чтобы покушать и поспать. Эссе пишу, уже заметно нервничая, потому что мне, учителю обществознания, с трудом удается лаконично излагать аргументацию, свою позицию, а уж раскрытие многоаспектности высказывания (это одно из требований, которое позволяет поставить за эссе максимальные 5 баллов) было равносильно изуверскому насилию над собой. Поясню, четкого объяснения, что такое многоаспектность в применении к абсолютно разным по характеру и содержанию цитатам я не получила ни на курсах повышения квалификации, ни в сетевых сообществах.

Остаётся 15 минут до окончания экзамена. Эссе я написала, проверила его на соответствие требуемым критериям, удовлетворилась и не нашла в себе сил просмотреть свою работу полностью. Радостно избавляюсь от неё и передаю организаторам ЕГЭ в аудитории, спешу на улицу за глотком свободы и свежего воздуха. По дороге домой предвкушаю фанфары от блестяще проявленных знаний, 100-балльного сертификата ЕГЭ, взятого блиц-криговским штурмом. Аплодисменты коллег, глубокое уважение учеников и родителей, а в ближайшем времени поощрение себя вкуснейшим мороженым.

Моим грёзам не суждено было сбыться. Итог – 83 балла, 52 первичных балла из 59 возможных. Задания части А выполнены верно, 20 баллов из 20 в мою копилку. В части В (В6 – о баллов, В 7 – о баллов), к моему удивлению простейшие задания, с которыми мои ученики справляются лихо и уверенно мне не принесли ни одного балла! До сих пор мучаюсь, какая аказия могла произойти, что задания, не вызывающие ни малейших затруднений выстрелили холостыми. В заданиях части В я потеряла 4 балла. И, наконец, задания части С: С3 – 2 балла из 3 возможных, С4 – 2 балла из 3 возможных, притом, что подстраховывалась и писала по 4 примера вместо требуемых трёх, С9 – 4 балла из 5.

Как непросто было в один миг распрощаться со своими иллюзиями о непогрешимости собственных знаний, личностной зрелости и высокой работоспособности. А может даже и с верой в справедливое распределение баллов. 83 балла в целом неплохой результат, но вот в МГИМО на бюджет я бы не поступила… Какая досада!

Внимательный читатель наверняка отметил для себя определенные «полезности» из моего свободного повествования. И всё-таки отделим зерна от плевел.

Как организовать подготовку к ЕГЭ? Как выбрать стратегию подготовки: достаточно ли школьного курса и тщательной самоподготовки? Если нет, то довериться подготовительным курсам ВУЗов или найти частного репетитора? Самоподготовка – главное определяющее условие высокого результата, но без контроля правильности усвоения материала не обойтись. И хорошо, когда эту функцию в полной мере берут на себя школьные учителя. Однако объективно этому препятствует множество факторов. Нужна помощь опытного репетитора. Как правильно выбрать репетитора я подскажу в следующей статье. Подготовительные курсы ВУЗов вызывают множество вопросов по своим целям и качеству подготовки. Обратите внимание на численность группы, длительность занятий, познакомьтесь с преподавателем и решите, будет ли целесообразной дополнительная нагрузка для Вашего чада. Я не против малых факультетов и подготовительных курсов, но всякая нагрузка в последний год обучения должна быть оправдана. Оптимально, если уже в 10 классе Вы запишете ребенка на 3-месячные курсы или малый факультет.

Даже при качественной и системной подготовке к ЕГЭ прогнозировать результат с точностью до 10-15 баллов невозможно! Другое дело наблюдать за динамикой при проведении тренировочных работ. По мере занятий, предположим, с репетитором требуйте от него промежуточных тестов и делайте выводы сами.

Получить 100-балльный результат ученику талантливому с высоким уровнем знаний и умений это скорее случайность и крайне благоприятное стечение обстоятельств. К обещаниям репетиторов и образовательных центров о гарантированных 100 баллах относимся с иронией и летящей походкой проходим мимо.

Часто времени, отведенного на экзамен для 90 и 100-балльного результата определенно недостаточно. При таком ограничении во времени не удается использовать возможности чернового написания, перепроверки работы. Помочь преодолеть этот временной барьер может жесткая тренировка, такая же, какую используют спортсмены при забегах. Тренируемся писать диагностические тесты ЕГЭ (демонстрационные варианты) в режиме реального времени. Первые уроки тайм-менеджмента пора освоить уже сейчас.

Достижению высоких баллов препятствуют личностные особенности. Невнимание может сослужить злую шутку. Даже в случае, когда внимательно исследуется предлагаемый материал и вопросы к нему, может возникнуть иная интерпретация, с которой эксперты могут не согласиться. Как правило, такая проблема характерна для ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам. По мере усложнения заданий нарастает и усталость, которая подобно карманному вору незаметно лишает драгоценных баллов.

Неблагоприятным фактором для подготовки к ЕГЭ является и закрытость федеральной базы тестовых заданий для учителей и абитуриентов. Иначе говоря, в кодификаторе (документе, на основе которого разрабатывается база вопросов, представляющего собой перечень тем) указаны разделы, глобальные темы, но не детализированы подтемы. Да и нет возможности увидеть реальные задания прошлых лет. В результате на ЕГЭ вполне может попасться вопрос, который не включен в общеобразовательную программу школы, не обозначен для самостоятельной подготовки, что искусственно снижает результаты детей, способных показать повышенный и высокий уровень овладения необходимыми знаниями и умениями.

Наконец, необходимо задуматься о централизованной сдаче ЕГЭ самими учителями, репетиторами и использовании результата ЕГЭ в качестве альтернативы тем многочисленным требованиям, предъявляемым при прохождении аттестации и получении ими более высокой квалификационной категории.

Елена Смолкина

Похожие:

Например, как наиболее эффективно подготовиться к егэ? icon2. Основные правила заполнения бланков егэ
Егэ (далее ппэ), осуществляющих инструктаж выпускников и поступающих в день проведения егэ. Выпускники и поступающие, участвующие...
Например, как наиболее эффективно подготовиться к егэ? iconОбщегородских консультаций по сдаче егэ по предметам: «Информатика...
Пмм – эксперты в области егэ – ответят на все ваши вопросы. Кроме того, будут решены типовые задания части а и В, рассмотрены наиболее...
Например, как наиболее эффективно подготовиться к егэ? iconОсновной принцип любых упражнений это улучшить те мышцы, которые...
Например, бег действует на ноги, сердце, лёгкие. Можно заменить бег другими подобными упражнениями, например ездой на велосипеде,...
Например, как наиболее эффективно подготовиться к егэ? iconОсновной принцип любых упражнений это улучшить те мышцы, которые...
Например, бег действует на ноги, сердце, лёгкие. Можно заменить бег другими подобными упражнениями, например ездой на велосипеде,...
Например, как наиболее эффективно подготовиться к егэ? iconО. В. Владимирова История. Полный справочник для подготовки к егэ
Данный справочник адресован школьникам и абитуриентам. Он позволит повторить основное содержание школьного курса истории России и...
Например, как наиболее эффективно подготовиться к егэ? iconО. В. Владимирова История. Полный справочник для подготовки к егэ
Данный справочник адресован школьникам и абитуриентам. Он позволит повторить основное содержание школьного курса истории России и...
Например, как наиболее эффективно подготовиться к егэ? icon1. Проектирование организационной структуры предприятия. 2
Для претворения в жизнь разработанной стратегии предприятия менеджменту необходимо продумать организационный аспект как правильно...
Например, как наиболее эффективно подготовиться к егэ? iconВербальное общение является наиболее исследованной разновидностью...
Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное...
Например, как наиболее эффективно подготовиться к егэ? iconВ. П. Кохановский Кохановский В. П., Лешкевнч Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б
Книга предназначена для аспирантов и соискателей мо­лодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных,...
Например, как наиболее эффективно подготовиться к егэ? iconКак подготовиться к «отказам» ипреодолеть «нежелание» действовать?
Как преодолеть эмоциональное выгорание от однообразной деятельности и другие вопросы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница