«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму»


Скачать 112.33 Kb.
Название«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму»
Дата публикации27.06.2013
Размер112.33 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
«Анархисты выступают против идеи, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо этого предлагают кооперативные, антииерархические формы социальной, политической и экономической организации общества». Л. Сьюзен Браун

3 (2).jpg

Анархизм - политическая теория, которая стремится создавать общество, в котором отношения между людьми строятся на принципах равенства и свободного договора.

Основы

анархизма
x_5dbb7f52.jpg

^ Одесская Школа Анархизма

Брошюру «Основы анархизма» можно считать либертарным учебником, который подготовила группа одесских активистов и выпустила под редакцией «Одесской Школы Анархизма».

Данная работа – отличное пособие для начинающих анархистов и для людей, которым интересно узнать об анархическом учении. Она поможет сформировать базовое представление об анархизме. Наша цель – показать людям, что есть альтернативный, более гуманный и справедливый способ развития социума и реализации своих желаний, потребностей, талантов. Способ, основанный на самоуправлении и самоорганизации, взаимопомощи и братстве. Мы надеемся, что это произведение заставит вас задуматься. Надеемся также, что благодаря ему, еще хотя бы несколько человек станут анархистами и это ускорит создание анархистского общества. Эта книга – не наша «собственность». Она принадлежит всему анархическому движению. Прочитав её, дайте прочитать своим друзьям, родителям, знакомым. Если у вас возникли какие-либо вопросы, вы можете написать редакторам на этот адрес - anarchyinodessa@gmail.com

x_eeb3d7a3.jpg

Более подробно ознакомиться с учением о безвластии вам помогут следующие работы:

«Что такое анархия?» (П. Кропоткин)

«Краткая система анархизма в 10 беседах» (Э. Малатеста)

«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму»
(Иэйн Маккей, Гэри Элкин, Дейв Нейл, Эд Бораас)

«Анархизм» (Эмма Гольдман)

«О собственности» (У. Годвин)

«Анархическая революция» (Э. Малатеста)

«Будущее общество» (Ж. Грав)

«Записки революционера» (П. Кропоткин)

«Хлеб и воля» (П. Кропоткин)

«Анархизм и государственность» (П. Кропоткин)

«Что такое анархизм?» (Александр Беркман)

«Анархия: Вопросы и Ответы» (Боб Блек)

«Государственность и анархия» (М. Бакунин)

«Речи Бунтовщика» (П. Кропоткин)

«Что такое собственность» (П. Ж. Прудон)

«Анархия, её философия, её идеалы» (П. Кропоткин)

«Анархизм и наше время» (Н. Махно)

«Поля, фабрики и мастерские» (П. Кропоткин)

вращаемся в рабов. Говоря словами французского анархиста Прудона «управление людьми есть рабство». Вторая негативная сторона власти – это её способность развращать человека, портить его и тормозить его развитие. Как отмечал российский анархист П. Кропоткин: «Власть портит даже самых лучших людей. Вот почему мы ненавидим всякую власть человека над человеком и стараемся всеми силами положить ей конец». То есть такое явление как власть, негативно, как и для того, кто ею обладает, тем что развращает этого человека, так и для того, кто находится в зависимости от неё – тем что ограничивает его свободу. Из-за того, что власть ограничивает свободу человека и портит его, анархизм признаёт любой вид и любую форму власти ненужным элементом в процессе человеческого развития.

^ Анархизм, его сущность

Разобравшись с тем, что лежит в основе анархизме, определим теперь подробнее что такое анархизм, его руководящие начала и предназначение. Анархизм - философо-политическое учение, состоящее из теорий и взглядов, признающее свободу высшей ценностью, выступающее за ликвидацию любой формы власти человека над человеком, предлагающее вместо власти отношения безвластные. Как можно жить без власти подсказывает нам анархизм. Это учение не только отрицает власть, но и предлагает альтернативу власти - отношения безвластные, то есть отношения, которые основаны на самоуправлении и самоорганизации людей. В этом и заключается сущность анархизма: учить людей жить без власти, жить свободными. Едва ли не главная отличительная особенность анархизма (в отличие от других великолепных теорий и возвышенных учений, тоже сулящих свободу, равенство и братство в далеком будущем) – это неразрывность целей и средств. Для анархистов путь к свободе лежит через свободу (а не через диктатуру), путь к равенству – через равенство (а не через иерархию), путь к братству – через

невзирая на границы и составят «Космос», Вселенную, не нуждаясь больше ни в законах, ни в судах, ни в храмах, ни в деньгах, чтобы обмениваться взаимными услугами. Епископ Альбский, Марк Джироламо Вида, исповедовал в 1553 году подобные же взгляды против государства, против его законов и его высшей несправедливости. Те же мысли мы встречаем также у гуситов (особенно у Хоецкого в пятнадцатом столетии) и у первых анабаптистов, так же как и у их предшественников девятого века, армянских рационалистов. Рабле в первой половине шестнадцатого века, Фенелон к концу семнадцатого столетия и, главным образом, энциклопедист Дидро во второй половине восемнадцатого века развивали те же мысли, которые, как мы уже сказали, начали применяться до некоторой степени в независимой деятельности отделов (секций) и коммун (общин) во время Великой Французской революции. Но первым изложил политические и экономические положения анархизма англичанин Уильям Годвин в 1793 г. в своем «Исследовании относительно Политической Правды и ее влияния на общую нравственность и счастье». Он не употреблял слова «анархия», но очень хорошо излагал ее основные положения, нападая на законы, доказывая ненужность государства и говоря, что только с уничтожением судов будет достигнуто настоящее правосудие — единственное настоящее основание всякого общества. Что касается собственности, то он прямо требовал коммунизма. Прудон первый употребил слово «анархия» в смысле общественного строя без правительства и первый подверг строгой критике тщетные усилия людей дать себе правительство, которое мешало бы богатым угнетать бедных и вместе с тем оставалось бы под контролем управляемых. В Германии Макс Штирнер (его настоящее имя было Иоанн Каспар Шмидт), опубликовал в 1845 году свою работу «Единственный и его достояние». Работа Штирнера представляет собой возмущение против государства и новой тирании, которая установилась бы, если бы государственному коммунизму удалось восторжествовать. Рассуждая как истый метафизик-

гегельянец, Штирнер проповедовал возрождение человеческого «Я» и «Главенство» отдельной личности. В середине девятнадцатого века российский анархист М. Бакунин радикализировал прудоновский анархизм, развил его и популяризировал в рабочем движении. Бакунин призывал к социальной революции, разрушающей классово-государственные институты общества и заменяющей их безгосударственно-социалистической федерацией общин, коммун, трудовых коллективов. В конце девятнадцатого века П. Кропоткин предпринял грандиозную и единственную в своем роде по масштабам и основательности попытку обосновать анархизм как развернутое мировоззрение. Важным философским и естественнонаучным положением Кропоткина, призванным обосновать его мировоззрение, был биосоциологический закон взаимопомощи как важнейшего фактора эволюции. Своеобразным – «мирным» и полурелигиозным – вариантом анархизма в России было толстовство. Лев Толстой никогда прямо не называл себя анархистом, однако категорическое отрицание государства, патриотизма, армии и смертной казни (как прерогативы власти) самим Толстым, а также организация его сторонниками значительного числа изданий и коммун, члены которых проповедовали принципы самоуправления, отказ от соучастия в государственной жизни (уплаты налогов, службы в армии и т.д.) – всё это вносило свой вклад в развитие анархизма в России. Толстовские коммуны просуществовали в России до 1930-х гг. и были окончательно разгромлены большевиками. В Западной Европе на смену Прудону и Бакунину пришли талантливые анархические писатели – теоретики и пропагандисты. Среди них – швейцарец Джеймс Гильом, бельгиец Цезарь де Пап, французы Элизе Реклю, Жан Грав и Луиза Мишель, итальянец Эррико Малатеста, немцы Макс Неттлау и Иоганн Мост. Не ограничиваясь пропагандой, участием в рабочем движении, организацией кооперативов, профсоюзов и коммун, анархисты Европы и Америки зачастую инициировали антимилитаристские, феминистские, просветительские инициативы.

^ Происхождение слова «анархия»

Многие из вас слышали, что слово «анархия» греческого происхождения, приставка «aн» означает «не», «отсутствие» или «недостаток». «Аrchos» означает «правитель», «директор», «руководитель», «ответственный человек», или «власть». Или, как выразился П. Кропоткин, «анархия» происходит от слов, означающих «вопреки власти». Греческие слова anarchos и anarchia обычно используются для обозначения понятий «не иметь никакого правительства» или, «быть без правительства», но, строгим, оригинальным значением анархизма является «никакое правительство». «Анархия» означает «без правителя», или более широко – «безвластие».

^ Феномен власти

Как вы поняли, в основе анархизма лежит идея об отрицании власти, давайте теперь выясним, что такое власть и почему анархисты считают власть явлением именно негативным. Власть – это способность и возможность тех или иных лиц, органов, министерств распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь. Влиять решительным образом на судьбы, поведение и деятельность конкретных людей, их группы при помощи разного рода способов (авторитета, насилия, закона) и даже вопреки сопротивлению подвластных. Власть принято разделять на политическую и неполитическую. К неполитической относят: семейную, церковную, экономическую, общественной мысли. Политическая власть, представленная властью государства, правящей партии, политического лидера, оказывает огромное влияние на все эти сферы, вплоть до установления максимального контроля над ними. Первая негативная сторона власти заключается в том, что любая власть – это ограничение свободы путём установления зависимости подвластного от властного, то есть зависимости подчиненного от начальника. Анархизм признаёт свободу высшей ценностью. Когда у нас начинают отнимать свободу, мы постепенно пре-

один лидер, при демократии – несколько лидеров, то при анархическом обществе лидерами будут являться все. ^ Принцип инициативности - способности человека брать на себя ответственность в решении какого-либо вопроса. Инициативность - это действие, а не стремление действовать, так как стремление не всегда переходит в само действие. Действие и результат - это и есть показатели инициативности в человеке, а не идеи и разговоры. Инициатива – это то, чего не хватает людям, именно из-за их безинициативности они позволяют собой управлять, как утверждал М. Икбал: «Тот, кто не управляет собой, становится объектом управления других».

^ Краткая история анархизма

Анархические мысли встречаются уже у древних философов, а именно у Лао Цзы в Китае и у некоторых древнейших греческих философов, каковы Аристипп и циники, а также у Зенона и некоторых стоиков. Впрочем, так как анархическая мысль рождалась главным образом среди масс, а не среди немногочисленной аристократии ученых, и эти последние чувствовали мало симпатии к народным движениям, то мыслители обыкновенно и не старались выяснить ту глубокую мысль, которой всегда вдохновлялись народные движения. Во все времена философы и ученые предпочитали покровительствовать государственному направлению мысли и духу иерархической подчиненности. Еще в те времена, когда только занималась заря науки, их любимым предметом изучения было искусство управления людьми, а потому нечего удивляться, что так редки были философы с анархическим направлением мысли. Однако одним из таковых был греческий стоик Зенон. Он проповедовал свободную общину без правительства и противопоставлял ее утопии государственного направления — Республике Платона. Зенон уже указывал на инстинкт общественности в человеке, который, по его словам, природа развила как противовес эгоистическому инстинкту самосохранения. Он предвидел то время, когда люди соединятся,

братство (а не через конкуренцию). Для анархистов цель ни в коей мере не оправдывает средства. Напротив, средства уже несут в себе цель. Тот, кто прошел один шаг, прошел весь путь, поскольку «дорога в тысячу ли начинается с первого шага» учил самый древний анархист Лао Цзы.

«Анархизм» и «анархия» – несомненно, наиболее искаженные идеи в истории политических теорий. Часто эти слова используют для обозначения «хаоса» или «беспорядка», считая косвенно, что анархисты желают социального хаоса и возвращения к «законам джунглей». Этот процесс искажения - исторически обоснован. Так, в тех странах, в которых правил один человек (монархия), слова «республика» и «демократия» воспринимались аналогично понятию «анархия» как беспорядок и хаос. Политические силы, заинтересованные в сохранении статус-кво в данных странах будут убеждать людей в том, что альтернатива существующей системе практически не работоспособна, и что новая форма общественного устройства будет только вести к хаосу. Или, как говорил Е. Малатеста: «Люди думали, что правительство необходимо и что без правительства может быть только беспорядок, и естественно, что анархия, означающая отсутствие правительства, должна звучать подобно отсутствию порядка». Анархисты хотят изменить это понимание «здравого смысла» относительно «анархии» так, что бы люди увидели, что правительство и другие иерархические социальные отношения являются и вредными и ненужными: «Убедите людей, что правительство не только не нужно, но и чрезвычайно вредно. Тогда слово анархия не будет восприниматься так нелепо, и отсутствие правительства будет считаться естественным законом человеческого общества».

Руководящими началами анархизма являются его принципы. Мы выделили пять основных принципов. Первый принцип, принцип свободы - возможности делать что хочешь и обязанности нести ответственность за каждый свой поступок. Необходимо учитывать свободу другого человека. Делай то, что хочешь, главное, чтобы это не вредило обществу и не влияло на свободу других людей. Свобода - это и есть возможность самоуправления, самоорганизации. Когда вы не находитесь под чьей либо властью, но и не властвуете ни над кем. Когда вы ни от кого не зависимы и у вас нет никаких обязанностей ни перед кем, кроме как обязанности перед собой - соблюдать свободу других и нести личную ответственность перед другими за каждое своё действие. Анархизм признаёт свободу высшей ценностью и необходимым условием развития человечества. По словам М. Бакунина: «Свобода - это уникальная среда, в пределах которой развивается и увеличивается достоинство и счастье человечества». А Э. Голдман максимально четко подчеркнула ценность свободы: «Только в свободе может человек развить в полной мере свои способности. Только в свободе будет он учиться думать и действовать. Только в свободе будет он понимать истинную силу социальных обязательств, которые связывают людей вместе и которые являются истинными основами нормальной социальной жизни». При этом, умению жить свободным в обществе свободных, человек должен научиться. Государство ограничило мою свободу и свободу других тем, что наложило обязанности: служить в армии, платить налоги, не нарушать законы. В случае несоблюдения этих обязанностей, государство применяет силу. Нам, рожденным и воспитанным в рабском обществе, тяжело осознать по-настоящему, что значит быть свободным и жить в свободном обществе. Родиться свободным и воспитываться свободным в обществе свободных - это величайшее благо, которое мы обязаны дать своим потомкам, ради их счастья и развития человечества.

Переходя от принципа свободы, к принципу равенства, вспомним высказывание итальянского теоретика анархического коммунизма Э. Малатесты: «Свобода каждого - единственное условие равной свободы для всех; и это не значит, что мы уважаем свободу эксплуатировать, угнетать и командовать; то, что является притеснением - конечно не свобода». Принцип равенства - возможности любого человека независимо от пола, расы, возраста, убеждений быть свободным. В равной степени с другими иметь возможность реализовать свои желания и свободы. Как отмечал А. Беркман: «Потребности индивидуальны и вкусы людей отличаются. Равная возможность удовлетворять свои нужды составляет истинное равенство».

^ Принцип солидарности - соучастности, сопричастности, сотрудничества, братства, взаимопомощи, взаимодействия, коллективности между людьми. Это позволяет людям быстрее и эффективнее реализовать свои желания, потребности и свободы. Жить и развиваться в мире и гармонии с окружающим обществом. Психолог Э. Фромм отметил: «Человек желает вступить в союз с другими и это - одно из самых сильных мотивов человеческого поведения», а Э. Голдман: «Сотрудничество, в противоположность междоусобной борьбе и вражде, всегда работало на выживание человека и развитие его способностей; только взаимная помощь и добровольный союз могут создать основу для свободы индивидуума и жизни общества». То есть анархисты рассматривают взаимопомощь и солидарность, а не конкуренцию, как фактор эволюции.

^ Принцип договорённости принято считать основным механизмом, способом реализации своих желаний, потребностей, свобод с помощью договора и исключительно на добровольных началах. Договор - это и есть соблюдение свободы другого человека.

По мнению анархистов только делом, а не словом, можно изменить наше общество. Э. Голдман утверждала: «История говорит нам, что каждый угнетенный класс получит истинное освобождение от угнетателей только своими собственными усилиями». Поэтому, следующий принцип имеет особенно важное значение в развитии анархического движения, так как если при монархии иметься лишь

Похожие:

«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» icon«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму»
«Анархисты выступают против идеи, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо этого предлагают кооперативные, антииерархические...
«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» icon«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму»
«Анархисты выступают против идеи, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо этого предлагают кооперативные, антииерархические...
«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» icon«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму»
«Анархисты выступают против идеи, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо этого предлагают кооперативные, антииерархические...
«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» iconАпология свободному дыханию
Дыханию" мне не нужно было столь подробно обосновывать свои утверждения, как в "Итогах и перспективах", и я смог позволить себе большую...
«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» iconСодержание     Часто задаваемые вопросы
Можно ли добраться до стоянки или на пункт то, если знаки сняты за отсутствие тех осмотра?  17
«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» iconЧасто задаваемые вопросы о
В игре также появится несколько новых особенностей, которые поднимут жанр action-rpg на качественно новый уровень
«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» icon• Ответы на наиболее часто задаваемые мусульманами вопросы • Может ли Коран быть словом Бога?
Ест свинину, не совершает намазы, но по происхождению он мусульманин и поэтому не хочет отрекаться от веры предков. Он верит в Бога,...
«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» iconКошачья стоматология. Уход за зубами
Предлагаем Вашему вниманию ответы на часто задаваемые вопросы о смене зубов у кошек, о правильном уходе за ними и о проблемах, возникающих...
«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» iconFaq (ответы на часто задаваемые вопросы противниками абортов) Q: Аборт убийство!
Именно неспособность плода к самостоятельному существованию не позволяет отождествить аборт с убийством
«Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» iconСодержание Предисловие 2 Часто задаваемые вопросы Краткое содержание...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница