Учебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75


НазваниеУчебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75
страница1/25
Дата публикации18.03.2013
Размер4.31 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Основы права



Под редакцией профессора В. В. Лазарева

Учебно-методическое пособие

Юристъ Москва 1996

ББК 67

О-75


Авторы:

Глава 1 – В.В. Лазарев, д.ю.н., проф., акад. РАЕН

Глава 2 – Ю.И. Скуратов, д., проф.

Глава 3 – Б.М. Лазарев, д., проф.

Глава 4 –О.С. Колбасов, д.ю.н., проф., чл. - кор. РАН

Глава 5 – Ю.П. Орловский, д.ю.н., проф.

Глава 6 – Г.А. Свердлык, д.ю.н., проф.

Глава 7 – И.М. Кузнецова, к.ю.н., ст. науч. сотр.

Глава 8 – Г.М. Миньковский, д.ю.н., проф.

Глава 9 – B. C. Афанасьев, д.ю.н., проф.

Глава 10 – Ю.М. Колосов, д.ю.н., проф.

Юридическая терминология – В.И. Гойман, д.ю. н., проф.; Г.И. Иванец

Основы права: Учебно-методическое пособие./ Под ред. 0-75 профессора В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996. – 296 с.

ISBN 5-7357-0160-6
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей курса «Основы права» в средних учебных заведениях. Оно подготовлено тем же коллективом авторов, что и учебник «Основы права» под редакцией академика РАЕН В.В. Лазарева, адресованный учащимся. Пособие продолжает учебник, включает дополнительный учебный материал, углубляет изложение отдельных вопросов, а главное – содержит необходимые, с точки зрения авторов соответствующих разделов учебника, методические рекомендации, призванные облегчить работу преподавателей по подготовке и проведению занятий.

Пособие содержит наиболее распространенные в юридической теории и практике термины, сгруппированные по предметному принципу.

Для преподавателей курса «Основы права».

ББК67

©Лазарев В. В., Скуратов Ю. И.,

Лазарев Б.М. и др., 1996

ISBN 5-7357-0160-6

«Юристь», 1996

^

ГЛАВА 1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (ВОПРОСОВ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА)



1.1. Общие понятия права и государства: основные проблемные вопросы и общая методика их освещения

Когда китайского мудреца Конфуция спросили, с чего бы он начал, если бы его привлекли к управлению государством, тот ответил: «Необходимо начать с исправления имен». Но почему так издалека? «Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться... Наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести». Согласно древней китайской философии имена появились при установлении порядка. Поскольку возникли имена, нужно знать предел их употреблению. Это позволяет избавиться от опасностей. Но изменение реалий, действительного положения дел требует исправления имен. Социально-политические изменения диктуют приведение в соответствие, выражаясь уже нашим языком, государственно-правовых понятий.

То, что говорилось до нашей эры, не утратило, оказывается, своей свежести до сих пор. На самом деле, зачем бы юношам штудировать общие понятия о праве и государстве?

1. Изучая основы права, рассматривая любой частный вопрос из правовой области, оценивая какой-то жизненный случай из судебной практики и т.д., всегда натыкаешься на более общие вопросы, на общие понятия. Без их понимания нельзя уяснить ни приговора суда, ни необходимости удостоверения сделки у нотариуса, ни дарения вещи, ни последствий вступления в брак и т.п. Разумеется, многие из вопросов повседневной жизни известны и понимаются на обыденном уровне, в силу своей повторяемости становятся очевидными. Но стоит случиться какому-то неожиданному обстоятельству, как люди теряются в поиске правды и справедливости. Сколько, например, слез пролито, какие громы и молнии метали в связи с деятельностью АО МММ, но даже среди специалистов имеет место разное понимание права и справедливости применительно к разрешению данной конкретной ситуации.

2. Одинаковое понимание общих понятий о праве и государстве позволяет представителям отраслевых наук о праве употреблять их единообразно (не касаясь уже раскрытия их сути), а учащимся соответственно усваивать все знания в общей системе, а затем единообразно вести себя в сходных, жизненных ситуациях, предусмотренных правовыми нормами.

3. Незнание закона не освобождает от ответственности, как и его непонимание. Умышленное уклонение от требований права влечет серьезные наказания. Если граждане или, тем более, должностные лица уходят от ответственности, рушится правовой порядок. Последствия этого для общества и лично для каждого гражданина нельзя себе представить без обращения к общим закономерностям жизни в государственно-организованном обществе.

4. Всякому очередному поколению людей приходится в той или иной степени переосмысливать и пересматривать наполнение (содержание) употреблявшихся ранее понятий в связи с меняющимися условиями жизни. В России в 80–90-е годы уходящего века происходят столь серьезные социально-политические процессы, что только по одной причине адаптации к меняющейся реалии уже необходимо иметь представление о новых понятиях и новом содержании терминов, употреблявшихся в советское время. Сегодня, например, никто не говорит о социалистической законности, но и в понятие законности привносится нечто новое.

В плане методическом параграф об общих понятиях права и государства является вводным и представляет собой как бы общую часть, в которой объединено все то, что можно вывести за скобки в последующих разделах.

Что входит в предмет общей теории права¹? С этого вопроса приходится начинать изучение любой науки, любого раздела, поскольку необходимо общее системное представление о том, что предстоит сделать, а затем и ответить на вопрос, как это сделать (каковы методы изучения данной сферы познания).

Прежде всего, не следует отождествлять объект науки и предмет ее изучения. Право является объектом изучения наук конституционного права, административного, финансового права, трудового права, гражданского права, уголовного права и т.д. Однако каждая из перечисленных наук имеет свой предмет. Он просматривается уже из названий наук.

¹В данном случае имеется в виду скорее учебная дисциплина. Наука же должна, с нашей точки зрения, именоваться «Общая теория права и государства», поскольку государственно-правовые явления неразрывно связаны и их разделение чревато неблагоприятными последствиями.

Общая теория права изучает самые общие процессы, самые общие понятия, общие связи между ними, отражающие на отвлеченном, абстрактном уровне повторяющиеся в жизни правовые события и действия людей. Эта дисциплина (раздел в настоящем учебно-методическом пособии) обращает внимание на процессы возникновения и развития права, на эволюцию соответствующих правовых институтов и их конечную судьбу. Здесь уясняется связь права с экономикой, политикой, государством, связь с иными социальными регуляторами – моральными нормами, традициями, обычаями, деловыми обыкновениями, нормами общественных организаций.

Общая теория права призвана дать представление о социальной сущности и содержании права, его функциональной роли в государственно-организованном обществе. Но дать такие представления невозможно без ответа на вопрос, что такое право вообще. Вопрос этот весьма труден. Нужно, с одной стороны, абстрагироваться от того, что считалось правом в разные времена у разных народов, а с другой – учесть весь исторический материал, всю юридическую практику.

В методическом отношении нужно подчеркнуть и другое: от того, как определить право, какое сформулировать его общее понятие, зависит и понимание (определение) других явлений. Теория права формирует такие ключевые понятия, как правоотношение, правосознание, правонарушение.

Для изучения материала, доставляемого отраслевыми юридическими науками, имеют непосредственное значение такие вырабатываемые теорией понятия, как правосубъектность, правоспособность, юридический факт, юридическое лицо, юридическая ответственность и др.

Важно учесть, что в центре внимания любой правовой науки (и соответственно учебной дисциплины) три сферы: сфера языка права (того, что записано в правовых актах), сфера жизни права (правоотношения, юридическая деятельность, судебная и административная практика) и сфера правового сознания (правовая психология граждан и должностных лиц, правовая идеология ученых и политиков). Теория права обобщает материал в каждой из названных областей познания. Она раскрывает понятие источника права, правового нормативного и индивидуального акта, формулирует понятие юридической практики, вводит в круг существующих теорий о праве и суть идеологических разногласий о правовых явлениях.

Кстати, для преподавателя очень важно учитывать, что многие вопросы права являются дискуссионными, до конца не решенными, проблемными. Вряд ли следует давать по ним безапелляционный ответ. А если известны разные позиции то, возможно, следует в мягкой форме оговориться о существовании разных подходов, выделив из них наиболее приемлемый с точки зрения преподавателя.

К числу проблемных вопросов можно отнести, например, такие:

следует ли связывать появление права с классовым расслоением общества и возникновением государства;

чья воля воплощается в правовых нормах;

не следует ли право искать в самой жизни, а не в творениях законодателя;

не может ли общество вовсе обойтись без права, используя другие регуляторы;

являются ли правовые отношения фактическими (реальными) отношениями, или это всего лишь своеобразная идеальная связь между их участниками (субъектами);

является ли объектом правоотношения вещь и какое-то благо, или объектом всегда выступает поведение обязанных лиц;

какие средства наиболее действенны в реализации права и каковы показатели эффективности права;

обращены ли требования законности только к гражданам, или их адресатами являются и должностные лица;

в какой степени нужны подзаконные акты, не следует ли все регулировать в законах;

каковы причины появления пробелов в законах и кто может их устранять;

в чем состоит юридическая ответственность;

что входит в механизм правового регулирования и как он функционирует;

каковы возможности права и пределы правового регулирования.

Перечень проблемных вопросов можно было бы продолжить и конкретизировать. Применительно к России все они становятся актуальными в связи с постановкой проблемы формирования правового государства. Сразу же следует обратить внимание на одну очень серьезную деталь. В Конституции Россия уже объявлена правовым государством. Это, на наш взгляд, преувеличение. Действительность во многом опровергает данное положение ст. 1 Конституции. Формулировка была бы точнее, если бы фиксировала процесс формирования правового государства. Процесс этот в России идет неоднозначно, противоречиво, с отступлениями.

В связи с постановкой вопросов правового государства особенно заметна необходимость при изучении правовых процессов обращаться к категориям (общим понятиям) собственно государствоведческим. Многие из них также дискуссионны:

появилось ли государство раньше права или наоборот (проблема курицы и яйца);

государство – выразитель правящего класса или всего народа;

каковы внутренние и внешние функции государства;

по каким признакам классифицировать государство (какие типы выделять);

что более приемлемо – разделение властей или их соединение в одном органе;

может ли государство функционировать за пределами права, не используя правовые средства;

какое значение имеет форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим).

Как освещать эти и им подобные теоретические вопросы? Другими словами, каков метод усвоения материала и какова общая методика подачи знаний учащимся?

Существуют две крайности во взглядах, два противоположных подхода к оценке общественных отношений: юридизированный и неправовой. Придерживаясь первого, на мир смотрят через юридические очки. Все отношения кажутся производными от юридических законов. Последние рассматриваются в качестве первоосновы всего сущего в поведении людей, в организации их совместной жизни, в удачах и неудачах людей, успехе или неуспехе социальных мероприятий. Второй взгляд отличается правовым нигилизмом и анархизмом. Он утверждает независимость общественного развития от юридического нормотворчества. Законы в этом случае уподобляются пустому сотрясению воздуха, незаполненному сосуду и т.д. Но чем же тогда движимы мир и человек? Провидением, волей Бога, идеями, чувствами, экономической (базисной) необходимостью, политической целесообразностью и т.д. – ответы могут быть самыми разными.

Вряд ли оправдано безоговорочно, вне времени и пространства, следовать этим крайним взглядам. Можно рекомендовать интегративный подход, когда учитываются все факторы – и материальные, и идеальные в их взаимовлиянии (большем или меньшем, преобладающем или недостаточном) в конкретных исторических условиях.

Отсюда можно заключить об ограниченности сугубо материалистического или идеалистического взгляда на мир. Тот и другой имеют свои плоды, свои открытия. Тот и другой по отдельности заводили людей в такие тупики, когда невозможно было объяснить ни природные, ни социальные процессы.

Крайние взгляды были свойственны марксистско-ленинской методологии в ее догматизированном варианте. Право и государство рассматривались как явления, производные от факта появления частной собственности. Правовой объявлялась воля экономически господствующего класса. Государство – машиной для подавления эксплуатируемых масс. Экономический детерминизм, политический расчет и классовая диктатура – вот опорные звенья познания всей государственно-правовой жизни согласно ортодоксальному марксизму.

Россия привержена крайностям. Так же, как 70 лет после Октября 1917 года внедрялись марксистско-ленинские взгляды, некоторое время назад они были «объявлены вне закона» и в учебниках их можно было объявлять лишь несостоятельными. И это при том, что на Западе до сих пор их изучают, признают значение, им в какой-то мере следуют.

В среднем учебном заведении учащиеся, надо полагать, не особенно склонны философствовать, разбираться в особенностях методологии. Но преподавателю желательно вооружиться интегративным методом, вбирающим достоинства самых разных подходов, что позволяет не впадать в крайности в изложении материала, в объяснении острых вопросов права и государства.

Преподавание раздела, посвященного общей теории права, требует определенных философских и исторических знаний, что не является проблемой для тех, кто имеет высшее гуманитарное образование. Однако для всех, кто не имеет высшего юридического образования, преподавание основ права затруднительно. В любом случае преподаватель должен иметь на своем рабочем столе энциклопедические издания в области права и политологии, а также учебники, рекомендованные для высших юридических учебных заведений. Одного прочтения их, конечно же, недостаточно. Их материал должен использоваться всякий раз при изучении учащимися соответствующей темы.

Преподавание данной дисциплины невозможно представить без обращения к законодательству и материалам юридической практики. Для оперативного знакомства с текущим нормотворчеством хорошо выписывать «Российскую газету» или другие официальные издания. В журнале «Закон» и некоторых других периодических изданиях можно прочесть квалифицированные комментарии нормативных актов. В изданиях правоохранительных органов (Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, Верховного суда, МВД России) специалисты интерпретируют законодательство и практику с ведомственных позиций. Все это окажет несомненную пользу преподавателю. Кстати, заслуживает одобрения практика привлечения к преподаванию основ права работников правоохранительных органов.

В настоящее время идет работа по пересмотру Основ законодательства и принятию новых кодексов. Лучше иметь на рабочем столе комментированные кодексы.

В отработке материала первой главы каждого преподавателя подстерегает опасность, порождаемая недоверием учащихся к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Многие понятия, такие как «демократия», «право», «справедливость» и тому подобные кажутся пустыми. Они затерты в речах старых и новых политических деятелей.

Старая гнусавая шарманка

Этот мир идейных дел и слов.

Для глупцов – хорошая приманка,

Подлецам – порядочный улов.

Это говорит Номах у Есенина. Другой советский поэт еще в застойное время заметил:

Перемешано, перемолото

И зерно и его полова.

Дорожает на рынке золото,

Обесценивается слово.

Сегодня слово обесценено настолько, что дальше, кажется, уже и некуда. Более того, инфляция захватила и обесценила слово законодателя. Многие законы не действуют, остаются пустым звуком.

В таких условиях сложно говорить о человеческих или общественных ценностях. А между тем они существуют. Каждое понятие отражает определенные ценности. И если их нет в реалии, то следует думать, как к ним приблизиться, как их обеспечить.

Теоретиков часто и совершенно напрасно винят в тех бедах, какие выпали на российскую государственность. Между тем следует хорошо подумать, в чем их вина, и в какой степени. Да, советские, скажем, теоретики повинны в том, что по заказу практикующих политических невежд изобретали какие-то теоретические конструкции. Но по большому счету ни одна официальная теоретическая концепция не была проведена в жизнь. Что, у нас была диктатура трудящихся? Было общенародное государство? Создано правовое государство? В свое время Лениным обосновывалось соединение исполнительной и законодательной власти в Советах. Разве Советы когда-нибудь были полновластными? В наши дни стала популярной теория разделения властей. Разве она получила свое воплощение в российской действительности?

Так же как и в естествознании, фундаментальная наука и, в частности, теория права и государства, бесспорно, имеет непреходящее значение. Но только при условии, если это действительно наука (не наука «хлеба ради», как говорил когда-то Шиллер своим студентам), если армия социальных конструкторов и инженеров воплощает ее в реалию.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Учебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75 iconУчебно-методическое пособие
Свободное Дыхание: Учебно-методическое пособие / С. В. Васильев; Ивановская государственная медицинская академия Иваново, 1996. с....
Учебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75 iconОбразовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое...
Учебно-методическое пособие предназначено для использования в целях повышения квалификации работников сферы государственной молодежной...
Учебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75 iconПрактический курс. Грамматические аспекты Учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей ипк и пк, обучающихся по специальности «Современный иностранный язык». Пособие...
Учебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75 iconУчебно-методическое пособие Алматы 2009 г. Удк 616. 98: 579. 852. 1 (072) ббк 51. 9я73
Учебно-методическое пособие предназначено студентам и преподавателям медицинских вузов для самостоятельного изучения вопросов эпидемиологии,...
Учебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75 iconУчебно-методическое пособие 032700 «Филология»
История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения: Учебно-методическое пособие / Авт. Я. В. Погребная. – Ставрополь:...
Учебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75 iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75 iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с
Учебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75 iconУчебно-методическое пособие очерчивает основной круг вопросов, исследуемых...
Волкова В. В. Имиджелогия. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: СевКавгту, 2005. – 168 с
Учебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75 iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75 iconКафедра государственного, муниципального управления и социологии...
Политология: учебно-методическое пособие для вузов / А. Г. Воржецов, Е. В. Храмова [и др.] / под ред. А. Г. Воржецова, Е. В. Храмовой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница