Школа студенческого актива и c тория и традиции студенческого самоуправления. Принципы Болонского процесса


НазваниеШкола студенческого актива и c тория и традиции студенческого самоуправления. Принципы Болонского процесса
страница1/7
Дата публикации18.03.2013
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


Школа студенческого актива
Иcтория и традиции студенческого самоуправления. Принципы Болонского процесса.

Студенческое самоуправление зародилось вместе с появлением высшей школы, а именно в первых университетах средневековой Европы (в ХП в. в Италии: медицинская школа в Солерно, Высшая юридическая школа в Болонье, преобразованная в университет в 1158 г. в Париже, затем 1168 г. - университет в Оксфорде, чуть позже в Кембридже, в ХП в. в Испании, в 1348 г. в Праге и вскоре в Кракове и т.д.).

Первые университеты представляли собой автономные с развитой демократией и студенческим самоуправлением (сам термин "студенческое самоуправление" был введен гораздо позднее), созданные с академическими целями объединения профессоров-лекторов и студентов. Содержание самого слова "университет" не соответствовало современному термину. Понятие означало "все из группы" и относилось только к популяции студентов, не включая в себя учителей или докторов (магистров) наук, как их стали называть позднее. Учителя образовали позднее свою корпоративную структуру - коллегию, в большой мере с целью защиты от власти студентов.

Современные взаимоотношения студентов с факультетскими и университетскими властями в процессе выработки академической политики представляют собой полную противоположность подобным отношениям в средние века. Тогда студенты посредством официальных законно проектов университета и избрания собственного исполнительного лица, ректора, осуществляли строгий контроль над профессиональной деятельностью педагога и над его взаимоотношениями с сообществом. Труд значительного количества преподавателей и в более поздний период становления университетов оплачивался взносами студентов, а не светской властью. В ходе исследования ученые пришли к гипотетическому заключению о том, что само слово "ректор" первоначально было прозвищем от латинского "rector" - голова, которое давалось избранному университетскому лидеру за интеллектуальные и организаторские способности. Деканом (от латинского "decanus") называли старшего над десятью студентами, а деканат представлял собой собрание старшин "десяток" Ранний период конституирования университетов, как показывают исследования, оставил глубокий след в дальнейшей истории. От него идут традиции студенческой солидарности, автономии и самоуправления.

Традиции студенческого самоуправления получили дальнейшее развитие в высшей школе дореволюционной России, начиная с образования в 1755 г. Московского университета.

Демократические принципы студенческого самоуправления в высших учебных заведениях различных эпох и стран (управление и контроль со стороны студентов над всеми сферами жизни университетов, включая академическую; принятие решений и статусов вузов общим собранием студентов; наличие выборных органов исполнительной власти; возможность ротации избранных в органы управления; обязательное подчинение всех членов студенческого сообщества решениям, принятым на общем собрании, и т.д.) имеют много общего, что говорит об оптимальности развития студенческого самоуправления как основы формирования личности будущего специалиста в высшей школе.

^ Идеологическими надстройками на базе органов студенческого самоуправления начали заниматься гораздо позже, чем, нежели возникло само студенческое самоуправление. Естественно, ни о какой жесткой идеологии речи не шло. Но в то же время существовала потребность единства, ощущения "единой семьи". Особо эта потребность проявилась в годы Первой мировой войны.

Именно поэтому студенты (особую роль в этом, безусловно, сыграли "вечные студенты") путем объединения традиций и обычаев ВУЗа составляли правила поведения в студенческой среде, которых и придерживались, в том числе апеллируя к этим правилам на студенческих судах чести. Эти правила назывались кодексами чести. Они никогда не были жестко зафиксированы и закреплялись, в основном, конвенционно. В них включался и перечень так называемых "естественных прав студента", к которым относились:

1. Право называться студентом и носить студенческую форму (главный признак корпоративного стиля);

2. Право на неприкосновенность и ненаказуемость иначе как по решению студенческого суда чести;

3. Право на сходку;

4. Право на корпоративную помощь;

5. Право на создание студенческих организаций;

Студенты Германии, Франции и Великобритании имели схожие "кодексы поведения" и обслуживающие их институции.

^ Кодексы регламентировали и преступления в студенческой среде. Органом, имеющим право назначать наказания, являлся студенческий суд чести. Наиболее серьезным преступлением были обман ради материальных выгод и кража: виновного могли приговорить к исправительным работам, оштрафовать или подвергнуть остракизму. Среди тяжких проступков фигурировали предательство и штрейкбрехерство во время студенческих "историй", заслуживавшие бойкота. Могли рассматриваться в суде и более мелкие проступки, вплоть до подробностей сексуальной жизни, хотя и весьма редко.

^ В современной Европе интересы студентов представляют студенческие советы, получая регулярное финансирование на реализацию своих проектов от администрации университета или государства. Продуцируя идеи и владея средствами их реализации, студенческим лидерам даже не приходит в голову играть в политические игры. С органами государственной власти и местного самоуправления в Англии обычно сотрудничают молодежные организации, а вот студенческие напрямую с ними не пересекаются. То же касается и Соединенных Штатов. Студенческие организации сотрудничают с администрацией вуза, а не с властями города или выше.

Одним из принципов Болонского процесса является активное участие студентов в качестве партнеров в управлении качеством образования. В частности, в документах Болонского процесса отмечено, что "студенты должны участвовать и влиять на организацию и содержание образования в университетах и других учебных заведениях…", - говорится в Декларации министров высшего образования "На пути к европейскому пространству высшего образования" от 2001 года.

Все реформы в рамках Болонского процесса направлены на создание оптимальных условий для наилучшей профессиональной подготовки студентов. В свою очередь, обучающиеся должны ясно понимать задачи и цели Болонского процесса, их голос должен быть слышен при принятии тех или иных решений. Инструменты, позволяющие учитывать точку зрения студентов при решении задач высшего образования, многообразны. Это и представительство студентов в ученых советах вузов, и систематическое анкетирование студентов с целью выяснения их удовлетворенности/неудовлетворенности преподаванием, а также их рекомендаций и пожеланий, содействие администрации вузов в организации и функционировании органов студенческого самоуправления.

Существует организация "Национальные союзы студентов Европы" (ESIB), которая объединяет 50 национальных студенческих союзов 37 стран, представляя тем самым 10 млн. студентов. Эта организация принимает самое активное участие во всей деятельности, связанной с развитием Болонского процесса.

Что касается студенческого самоуправления, то можно сказать, что в этом отношении ситуация разная в разных странах. В североевропейских государствах студенты довольно широко представлены в университетских советах и комиссиях. Например, в Швеции студентам принадлежит три места в руководящем органе университета - столько же, сколько и преподавателям, обычно же такой совет состоит из 20-25 человек. В других странах студентам также принадлежит определенный процент в университетских советах.

Студенческое самоуправление в Европе не зависит от администрации вуза. Бельгийские студенческие союзы получают финансирование от университетов, а в Швеции студенты непосредственно платят определенную сумму органам студенческого самоуправления. Многие европейские студенческие союзы получают финансирование от своих правительств. Некоторые также зарабатывают, оказывая студентам различные услуги.

AStA - "всеобщий студенческий комитет" - так называется орган студенческого самоуправления, существующий во всех германских вузах. В нем, кроме нескольких штатных администраторов, работают на безвозмездной основе учащиеся, ежегодно избираемые на всеобщих университетских выборах. Финансовую независимость комитета обеспечивают студенческие взносы и дотации государства.

Спектр вопросов, которыми занимается комитет, весьма широк - от оказания помощи с поиском жилья и организации спортивных секций до проведения политических дискуссий. Главный критерий - это оказание помощи студентам. При этом под "политикой" подразумеваются только вопросы, касающиеся непосредственно высшего образования. Поскольку существование органов студенческого самоуправления в Германии в большинстве округов предусмотрено законом, им позволено получать финансирование от студентов, которых они представляют. Это финансирование чем-то напоминает налог, который платит каждый студент за то, что студенческий совет отстаивает его права перед администрацией. Кроме того, студенческие союзы зарабатывают деньги, предоставляя студентам социальные услуги, такие как студенческие проездные билеты, гранты для неимущих, различные виды общественной и культурной деятельности.

Одни из самых популярных в Беларуси проектов программы «Молодежь в действии» — проекты Европейской волонтерской службы (ЕВС). ЕВС — это альтернативный образовательный опыт, основанный на принципах неформального и межкультурного обучения. На 1–1,5 года (для молодых людей с ограниченными физическими возможностями срок ЕВС может быть меньшим) молодой человек едет работать в организацию, которая действует в другой стране. Он получает возможность инициировать и реализовать собственные идеи, активно включаться в деятельность новой для него организации, получать новый опыт и новые знания. Это хорошая возможность «окунуться с головой» в новую культуру, выучить иностранный язык. Волонтеры участвуют в программе на неприбыльной основе, но ЕВС финансирует проживание, питание, визу/вид на жительство в стране на время проекта, проезд, базовый курс иностранного языка страны пребывания и ежемесячные карманные расходы. Важно отметить, что в процессе волонтерской службы происходит обмен компетенциями. С одной стороны, принимающая организация — школа для волонтера, с другой — волонтер целенаправленно выбирает организацию из близкой ему интересующей его сферы деятельности, и делится с организацией своим опытом, знаниями и методами работы. Европейские волонтеры, приезжающие в Беларусь, заняты в молодежных просветительских программах негосударственных организаций, поиске партнеров для международных проектов, помогают обновлять информационные ресурсы организации. Но больше других в помощи нуждаются (и ее получают!) Белорусский детский хоспис, Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам.
^ Структура студенческого самоуправления БГУФК

  • На уровне академической группы основным органом самоуправления является Собрание группы. Оперативным исполнительным органом самоуправления является Совет группы, в составе: куратор группы, староста, зам.старосты, физорг, культорганизатор, профорг, ответственный за информационную работу. Совет учебной группы избирается на общем собрании группы открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих. Контроль деятельности совета учебной группы и старосты осуществляет куратор группы.

  • Органом студенческого самоуправления на уровне факультета, является студенческий Совет факультета. На уровне общежития – студенческий Совет факультета в общежитии. На уровне университета – студенческий Совет университета. Он формируется на выборной основе.

  • Члены Совета избираются студентами очной формы обучения на основе прямых и равных выборов открытым голосованием сроком на 1 год.

  • Членами Совета университета являются также председатели студенческих советов факультетов, председатель Совета старост, председатель Совета студенческого общежития.


Структура студенческого самоуправления университета


  • ^ ОТДЕЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  • СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ УНИВЕРСИТЕТА

  • Студенческий совет общежития

  • Студенческий совет ф-та ОФКиТ

  • Студенческий совет СПФ МВС

  • Студенческий совет СПФ СИиЕ

  • Студенческий совет ИТ

  • ПО ОО БРСМ

  • Студенческий профком

  • Старостат


Структура студенческого совета университета


Председатель студсовета – проводит не реже одного раза в месяц заседание студенческого совета; оглашает вопросы по повестке дня, ставит на голосование и объявляет результаты голосования по рассматриваемым вопросам и принятое решение; контролирует работу секторов студенческого совета и заслушивает отчеты о работе секторов согласно их планам работы; предоставляет отчет о проделанной за год работе на отчетно-выборной конференции.

^ Заместитель председателя студсовета - замещает председателя студсовета по вопросам, входящим в компетенцию председателя при обстоятельствах, делающих невозможным выполнение председателем возложенных на него обязанностей (напр. болезнь, командировка и т.д.); осуществляет контроль за выполнением принятых на заседаниях студсовета решений; в отсутствие председателя ведет заседание студсовета.

Секретарь – организует ведение и хранение документации студсовета; ведет делопроизводство студенческого совета; предоставляет различные виды документации, касающиеся работы студенческого совета; готовит информацию к заседаниям студсовета.
1. Информационный сектор

- газета «Трибуна»;

- информационных материалов о проходящих мероприятиях в ВУЗе;

- буклеты, афиши, объявления;

- наполнение сайта, форум студенческий;

- оформление информационных стендов;

- подготовка фото и видеоотчетов по мероприятиям.

Разработка проектов по созданию положительного имиджа студента БГУФК. Тесное взаимодействие со студенческими группами, издание студенческой газеты «Трибуна». Содействие и помощь в поддержке интернет-ресурса. Работа «Молодежной информационной группы».

2. Сектор культурно-досуговой работы

- организация и проведение спортивно-массовых, и культурных мероприятии;

- организация выставок, фотокроссов, ток-шоу;

- организация звездных походов, походов в театр, велопоходов, и.т.д.;

Проведение концертов, выставок, вечеров, культурных программ.

3. Сектор по пропаганде олимпийских идеалов и ценностей

- информационное и методическое сопровождение по вопросам олимпийской тематики;

- привлечение новых членов БОА, волонтеров, энтузиастов;

- формирование гражданских качеств личности студентов, национального самосознания, патриотизма по средствам популяризации вклада белорусских спортсменов в развитие мирового и отечественного спорта, олимпийского движения;

- проведение ток-шоу по темам: «Резервы человеческих возможностей», «Организация питания спортсменов», Курение за и против», «Будущее вместе с нами», и.т.д.

Обеспечение взаимодействия всех инфраструктур вуза; содействие ОО «Белорусская олимпийская академия» для приобщения молодежи к идеалам и принципам олимпизма на основе гуманистической олимпийской идеологии.

4. Сектор социальных коммуникации

- организация встреч с представителями госорганов, администрацией центрального района;

- организация встреч администрацией ВУЗа (ректор, декан, зам.декана);

- выдающиеся спортсмены, психологи, врачи, ученые, актеры, писатели, художники, и.т.д.

- организация встреч с представителям студсовета Вузов Минска;

-приглашение гостей (специалистов) для проведения мастер-классов (фотографы, юристы, актеры);

Создание и поддержка делового сотрудничества со студентами других вузов РБ и других стран; сотрудничество с выпускниками университета.

5. Сектор по патриотической и волонтерской работе

- организация и участие в общественно полезных акциях;

- организация акции в детские дома, акции по ЗОЖ;

- организация культурно-массовых и спортивных мероприятии, приуроченных к важным событиям жизни государства и общества.

Повышение социальной активности студентов, осуществление эффективной связи студентов с администрацией вуза, а также с общественными молодежными организациями, развитие традиций университета, благотворительная деятельность
6. Сектор правовой и социальной защиты студентов

- мониторинг и анализ студенческой среды (вопросы ректору, администрации ВУЗа;

- юридические основы студенчества (информация о льготах для студентов), декреты, законы, касающиеся молодежи.

Работа по профилактике правонарушений и вредных привычек студентов. Содействие студентам в защите их прав и исполнении возложенных на них обязанностей. Участие в работе комиссий по профилактике правонарушений в вузе.
7. Сектор социально-бытовой работе студентов

- комиссия по питанию;

- общежитие.

Деятельность, направленная на улучшение социально-бытовой жизни студентов.

Своевременное оповещение о  мероприятиях, проводимых профкомом студентов. Проведение различных акций, проведение Дней противодействия курению. Координация работы профоргов учебных групп. Содействие в работе дисциплинарной комиссии. Комиссии по организации питания в вузе.
8. Сектор по спортивно-оздоровительной работе

Пропаганда здорового образа жизни, проведение спортивных мероприятий, содействие спортклубу, туристическому клубу. Комиссия по оздоровлению.
9. Сектор проектной деятельности

^ МОЛОДЕЖНАЯ ИНИЦИАТИВА: ПРИДУМЫВАЕМ И ВОПЛОЩАЕМ!!!

Одним из способов выявления и в то же время поддержки молодежной инициативы являются различные конкурсы проектов, программ, грантов, рейтинг.

Основными критериями оценки проектов и программ, представленных на соискание поддержки, являются:

- социальная значимость проблемы, которую затрагивает данный проект;

- открытость проекта;

- широкое участие в проекте и программе детей и молодежи;

- направленность программы на формирование нравственных норм, ценностных ориентиров, воспитание молодежи, ее развитие и социально-профессиональное восстановление;

- конкретный и значимый результат и возможность продолжение проекта.

Перечень шагов необходимых шагов, которые необходимо предпринять, чтобы:

а) качественно разработать социальный проект, составить его организационный план и подготовить все необходимое, включая ресурсы и кадры;

б) успешно реализовать намеченный план действия, получив максимально возможный для вас и вашей команды результат.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Школа студенческого актива и c тория и традиции студенческого самоуправления. Принципы Болонского процесса iconВ сероссийская школа студенческого самоуправления
Форума, прошедшего в г. Барнауле в 2011 году, дальнейшая координация по поддержке студенческих инициатив и проектов поручена Совету...
Школа студенческого актива и c тория и традиции студенческого самоуправления. Принципы Болонского процесса iconФедеральное государственное бюджетое образовательное учреждение высшего...
Уральского государственного педагогического университета, внесшие личный вклад в развитие студенческого самоуправления, подготовку...
Школа студенческого актива и c тория и традиции студенческого самоуправления. Принципы Болонского процесса icon«утверждаю» Директор государственного
Школа актива студенческого самоуправления высших учебных заведений Самарской области «Кузница кадров – 2011» (далее Школа) проводится...
Школа студенческого актива и c тория и традиции студенческого самоуправления. Принципы Болонского процесса iconРегистрационная форма для участия во всероссийском студенческом симпозиуме
Полное наименование органа студенческого самоуправления или студенческого объединения
Школа студенческого актива и c тория и традиции студенческого самоуправления. Принципы Болонского процесса iconВыездная школа студенческого актива СамГУ
Каждый студент Самгу может пройти обучение в рамках выездной школы по одному из 11-ти направлений
Школа студенческого актива и c тория и традиции студенческого самоуправления. Принципы Болонского процесса iconКорпоративный кодекс
Предназначение Студенческого Совета как органа студенческого самоуправления в том, чтобы жизнь в стенах Финансового университета,...
Школа студенческого актива и c тория и традиции студенческого самоуправления. Принципы Болонского процесса iconПрограмма развития Студенческого совета мгту им. Н. Э. Баумана от...
Работая в команде Студенческого совета, зная особенности организации изнутри, ее достижения и проблемы, сильные и слабые стороны,...
Школа студенческого актива и c тория и традиции студенческого самоуправления. Принципы Болонского процесса iconМеждународный семинар «Стратегии развития студенческого самоуправления в Беларуси и за рубежом»

Школа студенческого актива и c тория и традиции студенческого самоуправления. Принципы Болонского процесса iconСтатья в Интернет
Задания участников второго этапа конкурса «Лидер студенческого самоуправления Алтая»
Школа студенческого актива и c тория и традиции студенческого самоуправления. Принципы Болонского процесса iconЗадачами Студенческого совета Академии являются
Президиумом Студенческого Совета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница