«Недоступные для разногласий положения веры и Закона»


Скачать 120.72 Kb.
Название«Недоступные для разногласий положения веры и Закона»
Дата публикации01.07.2013
Размер120.72 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Право > Закон
Шейх Мухаммад Са’ид Рамадан аль-Бути "Саляфийя"
Выдержка :
«Недоступные для разногласий положения веры и Закона»
Исследователь обязан руководствоваться данной группой базисных положений веры, а также равнозначными ей аспектами. Мы изложим их в порядке очередности.
1. Твердая вера в то, что Ислам - это религия, строго следовать которой заповедал Своим рабам Аллах. Принципы и Законы Ислама постигаются из Писания Всевышнего, а также из Сунны нашего Пророка Мухаммада (мир ему и молитва), правомерных высказываний и действий сподвижников, последователей и имамов хадисоведения, а также из всего того, что было одобрено большинством ведущих ученых-мусульман.

2. Твердая вера в то, что Всепочитаемый и Всеславный Аллах Единственный в Своей сущности, атрибутах и действиях, а посему иного Создателя помимо Него не существует, как нет и

Пользоустроителя кроме Него. Твердая вера в то, что нечто, происходящее в мире и называемое «причиной», стало таковой исключительно по волеизъявлению Аллаха, а потому Он - Причиноустроитель.

3. Все атрибуты Всевышнего Аллаха такие как слух, зрение, знание, могущество, воля, неотъемлемы от Него, Всепочитаемого и Всеславного, на основании Его четкого самоописания, а потому они предвечны, как предвечна Его сущность. Его речь - также один из Его атрибутов, и она тоже предвечна, а не сотворена.

4. Безоговорочная убежденность в том, что Всепочитаемый и Всеславный Аллах не имеет равного, идентичного Ему ни по Его сущности, ни по Его атрибутам, ни по Его действиям. По сути, это входит в понятие Его Единственности. Всеславный Бог таков, как Он Сам высказался о Своей сущности: «Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему» (112:3-4);

безоговорочная убежденность во всех данных Им описаниях собственной сущности, внешняя сторона (захир) которых возвещает об (условном) плотоподобии и антропоморфизме. Мы принимаем и подтверждаем все эти описания в такой форме, в какой они были выражены Им Самим. Одновременно мы веруем в недопустимость Его уподобления творениям (ташбих), в Его абсолютную уникальность и бесподобность, не сравнимую ни с чем и не присущую никому иному, кроме Него, а также в Его независимость от объема и телесности, соответственно тому, как Сам Он охарактеризовал Себя. Здесь можно привести такие Его речения, как:

«^ Милостивый утвердился на Троне» (20:5);

«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (55:27);

«...Перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?» (38:75);

«...Поплыл у Нас на Глазах в воздаяние тому, в кого не уверовали» (54:14);

«^ И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (89:22);

«Мы ближе к нему, чем яремная вена» (50:16).

5. Непоколебимая вера в то, что все существует и происходит благодаря творению исключительно Одного Аллаха. Добро, зло, деятельность человека, прочие явления и объекты бытия результат волеизъявления Аллаха и Его творение. Это означает, что все прочее, помимо Аллаха, неизбежно является следствием, т. е. сотворенным, ибо сотворенное возникает под влиянием действующего начала. Данный аспект веры неоднократно подтверждается в аятах Корана, например:

«^ Скажи: "Постранствуйте по земле и посмотрите, как Он создал творение в первый раз"» (29:20);

«Он создает творение в первый раз, а затем воссоздает его» (10:4);

«^ Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его...» (27:64).

6. Твердая вера в то, что: все происходит по предопределению Аллаха и согласно Его воле; движение верующих по истинному пути осуществилось с благоволения Аллаха и благодаря Его сострадательности, а заблуждение богоборцев произошло потому, что Аллах запутал их и придал их сердцам соответствующую натуру. Он предоставил и тем и другим самостоятельность и свободу выбора. Все, что Он делает со Своими рабами, есть истина и справедливость.

7. Твердая вера в то, что ни один из людей киблы, в умах и сердцах которых заняли надлежащее место каноны веры и Ислама, не становится неверным из-за совершения греха, каким бы малым или

большим тот ни был. Однако если он, совершив заведомо запрещенное действие (кража, прелюбодеяние и т. п.), считает оное разрешенным (халяль), то он заносится в разряд неверных на основании несоответствия его убеждений Закону, а не по причине его греха. Если же этот человек совершил подобный грех, зная о его запретности, то такой человек считается ослушником и распутником (фасик), подлежащим наказанию от Всевышнего Аллаха в День Суда, согласно Его угрозам и предупреждениям, но у него существует надежда на помилование Всевышним Аллахом, что обусловлено высказываниями Всепочитаемого и Всеславного:

«^ Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» (4:48);

«Есть и такие, которые выжидают веления Аллаха. Он либо накажет их, либо примет их покаяния. Аллах - Знающий, Мудрый» (9:106).

8. Твердая вера в то, что Всепочитаемый и Всеславный Аллах откроется взорам в День Суда, подобно тому как Луна видна в ночь полнолуния, но увидят Его именно верующие, чья земная жизнь была завершена прекраснейшим образом. Это они подразумеваются в речении Всеславного Аллаха: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа...» (75:22-23), тогда как неверующие, чья жизнь завершилась в неверии (да убережет нас от этой участи Аллах!), будут отстранены от свидания с Ним, как сказал об этом Всевышний:

«^ Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой (не увидят Аллаха)» (83:15).

Мы также должны быть всецело убеждены в том, что лицезрение, обещанное Аллахом Его верующим рабам, не обусловлено некими сопутствующими параметрами, и произойдет оно без привязки к пространству, потому что Аллах Могуч и может наделить Своих рабов способностью видения, при помощи которого они увидят Его вне пространственных показателей и вне какой бы то ни было материальной условности.

9. Твердая вера в допрос, что будет учинен двумя ангелами, а также в наказание и блаженство в могиле, как о том вещают многочисленные достоверные хадисы. Твердая вера в воскрешение, а именно в воскрешение тел с душами их после смерти, а также в расчет, взвешивание, переход по мосту и в утверждение счастливых созданий в Саду, а злосчастных - в Огне. Твердая вера в то, что среди грешных верующих есть такие, которые будут подвергаться мучениям в Геенне на протяжении угодного Всевышнему Аллаху периода, но затем будут извлечены из Огня «в обугленном состоянии»; твердая вера в заступничество Мухаммада (мир ему и молитва) в День Суда за большое количество ослушников и грешников. Данное заступничество - почесть, оказанная Всепочитаемым и Всеславным Аллахом Своему Пророку (мир ему и молитва), таким образом, Всевышний выделил его среди остальных пророков и посланников; твердая вера в то, что никто не может заступиться за кого-либо перед Аллахом без предварительного разрешения Всепочитаемого и Всеславного Аллаха.

10. Безусловное признание необходимости уважать праведных предшественников, каждый из которых был избран Всепочитаемым и Всеславным Аллахом для земного сопровождения Его Посланника Мухаммада (мир ему и молитва), а также уважения всех других составляющих саляф лиц, о превосходстве которых перед прочими поколениями свидетельствовал Посланник Аллаха (мир ему и молитва). Непоколебимая убежденность в том, что достойными имамами после смерти Посланника Аллаха (мир ему и молитва) были Абу Бакр ас-Сыддик, затем ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Усман ибн Аффан и, наконец, ‘Али ибн Абу Талиб, каждый из которых был избран халифом на основании законной присяги и в результате общего решения сподвижников. Присяга, принесенная Али всем трем предшествовавшим ему имамам, есть серьезнейший аргумент правомерности занятия ими поста халифа согласно предрешенному Аллахом порядку. Данный аргумент должен быть еще более весомым и красноречивым в глазах людей, считающих членов рода Посланника Аллаха (мир ему и молитва), во главе которых стоит имам ‘Али, застрахованными от грехов и ошибок, ведь все три присяги, данные им предшествовавшим ему халифам, приобретают статус законообразующего текста, обосновывающего легитимность их имамата. Несомненно, суждение о непогрешимости Али при одновременной недействительности имамата двух предшествовавших ему халифов - это явное противоречие, не приемлемое рассудком. Данный аспект веры обязательно должен дополняться нейтральной позицией верующего по отношению к конфликтам между сподвижниками, а также братским доброжелательным отношением к каждому из них. Мы обязаны довериться Суду Аллаха, предрешившего, что четыре первых имама - это и есть «благоразумные наставленные халифы» (хуляфа ар-рашидун махдиюн), с честью и достоинством которых не сравниться всем прочим предстоятелям.

11. Твердое убеждение в том, что объединение позиции мусульман по критериям наставленности и благоразумия - это одна из величайших задач религии; поэтому мусульмане обязаны стремиться к единству, последовательно соблюдая установленные Аллахом законные предписания, которые есть дорога, ведущая к Нему. Сюда можно отнести участие в собраниях и праздниках, а также общую молитву под предстоятельством любого мусульманина. Такая линия поведения была присуща праведным предшественникам. Сюда входит и вознесение молитв за предстоятелей мусульман и лиц, занимающих руководящие посты в их сообществах, а также о Божьем наставлении для них и о том, чтобы Он исправил их. Об этом говорит множество достоверных хадисов. Данная позиция требует отказа от пути насильственного свержения властей предержащих, даже если в их поведении проявляются признаки распутства (фиск) и отхода от неукоснительного следования (истикама) вероуставу Ислама. В такой ситуации мы обязаны наставить их на правильный путь, а также осуществлять контроль за общественным поведением граждан, призывая их поступать по совести и не позволяя им совершать что-либо предосудительное, и проводить такую работу мы обязаны максимально активно и во всех слоях общества.

12. Безусловное принятие на веру и глубокая убежденность в предзнаменованиях Последнего Часа, о которых сообщают Коран и Сунна Пророка (мир ему и молитва). Сюда относится выход лжепророка (даджаль), пришествие Исы, нашествие народов Яджудж и Маджудж и другие явления. Твердая вера в то, что Иса не был казнен, но остался жив, и Аллах сделал его «ориентиром Часа», как Он говорит об этом (т. е. о том, что его появление ознаменует скорое наступление Последнего Часа). Это также вера в то, что Иса спустится на Землю и будет судить по Священному Корану и подлинной Сунне, а также «сломает крест и уничтожит свиней» и что при нем все народы земные объединятся вокруг истины. Затем Всепочитаемый и Всеславный Аллах упокоит его, согласно Своему неотвратимому постановлению: «Воистину, ты смертен, и они смертны» (39:30).

13. Твердая вера в то, что введение новшеств (ибдтида’) в религию Всепочитаемого и Всеславного Аллаха - это беззаконие и покушение на святость Ислама. Незаконными нововведениями является присовокупление к вероуставу того, что к нему не относится, и не имеет значения, идеологическое ли это нововведение или практическое.

Недопустимо добавлять к вероуставу что-либо инородное, а чтобы соблюдать его, требуется всего лишь следовать его четким предписаниям. Однако в случае разработки новых социальных и производственных технологий, способных обеспечить обществу прогресс и процветание, положение их определяется последствиями, к которым они приводят.

14. Твердая вера в то, что четырьмя имамами, посвятившими себя фиксированию канонов исламского законодательства и выяснению их достоверности и точности, были Малик ибн Анас, Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи’и, Ахмад ибн Ханбаль. Твердая вера в то, что, по единодушному мнению Уммы, они достигли высокого уровня познания наук исламского Шари’ата, обладали мощным исследовательским потенциалом и способностью безошибочно определять истинную позицию Шари’ата и потому успешно составили точные и выверенные мазхабы. Твердая вера в то, что любой мусульманин, не достигший степени проведения иджтихада, имеет право следовать любому из данных мазхабов и подражать его основателям, придерживаться или не придерживаться конкретного мазхаба. Когда мусульманин достигает глубокого познания источников исламского законодательства и обретает достаточную научную способность определять хукмы, присущие Шари’ату, а также имеющие к нему лишь косвенное отношение, тогда ему

позволено изыскание новых хукмов исключительно на основании необходимых аргументов, содержащихся в первоисточниках Шари’ата.

15. Твердая вера в то, что стремление к познанию и подпитка ума знаниями во всей их широте предписаны и поощряются Законом - при условии, если сам исследователь сохраняет бдительность и неотступно следует мерилам истины, а не пускает в ход фантазию и не преследует свои личные интересы. Исключение составляет колдовство, потому что обучаться колдовству и практиковать его категорически воспрещается (харам), несмотря на то, что иные люди называют его «знанием». Основанием для запрета колдовства служат четкие указания в Писании Всевышнего Аллаха и достоверной Сунне Его Посланника (мир ему и молитва).

В отношении позволительности изучения греческой логики (мантык) и философии как таковой единодушной позиции нет. Разговор об этом пойдет ниже, если будет угодно Аллаху.

16. И, наконец, безусловная вера в то, что истинная религия, вмененная Аллахом всем рабам Его, состоит из веры (иман), служения (ислам) и искренности (ихсан). Вера - это ядро, зона пребывания которого - разум и сердечная убежденность. Она представлена безусловной верой в Аллаха, Его ангелов, Его Писание, Его посланников, в Последний День и в предопределение, что может заключать в себе как доброе, так и неприятное для человека. Ислам сосредоточен и проявляется на внешнем бытии человека и достигается произнесением свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад (мир ему и молитва) - Посланник Аллаха, а также беспрекословным подчинением следующим требованиям: совершать молитву, выплачивать ежегодную очистительную подать, проводить месяц Рамадан в посте (саум) и хотя бы раз в жизни выполнить хадж к Дому при наличии возможности. Действительность вхождения человека в круг сторонников Ислама определяется с момента произнесения им формулы Единобожия, независимо от того, живет ли на самом деле в его сердце вера в Единственного Аллаха или нет. Разумеется, таковым (де-юре мусульманином) он воспринимается только в этом мире. Поэтому отношение к мусульманину в этом мире строится исходя из лучшего, т. е. он воспринимается всеми как верующий без какой-либо ущербности и различий между ним и прочими мусульманами. И все же как ислам, так и иман определяют расчет Аллаха с Его рабом и участь последнего в День Суда, поэтому перед Всепочитаемым и Всеславным Аллахом мусульманин не сможет спастись, если не имеет сердечной веры (иман), как не спастись и не мусульманину, не подчинившемуся фундаментальным требованиям Ислама, не произнесшему слов о признании единственности Бога-Творца и божественности посланнической миссии Мухаммада из-за гордыни и упрямства.

Основанием для этого служат достоверные предания, в которых Пророк (мир ему и молитва) обязывал своих сподвижников производить суд на основании внешних признаков и доказательств, а потаенные составляющие уголовных и гражданских дел доверять суду Всепочитаемого и Всеславного Аллаха. Все Праведные халифы (хуляфа ар-рашидун) руководствовались данным требованием при вынесении вердиктов и принятии новых хукмов. Например, Умар, сомневаясь на суде в искренности группы людей, обращался к ним: «Сейчас мы примем решение на основании видимых доводов, а ваши потаенные мотивы и умыслы оставим для суда перед Всепочитаемым и Всеславным Аллахом». А поскольку Ислам - внешнее проявление состояния человека, а истинная сущность имана в человеке скрыта и недоступна другим людям, то, следовательно, строить отношения с человеком необходимо исходя из внешних проявлений его приверженности Исламу.

Что же касается ихсан, то Пророк (мир ему и молитва) сказал о нем так: «Это значит поклоняться Аллаху так, словно ты видишь Его. А если ты Его не видишь, то ведь Он тебя видит».Несомненно, данное состояние - это ступень, возносящая нас над основным предназначением имана и ислама в бытии человека. Его суть сводится к тому, чтобы убежденность во Всепочитаемом и Всеславном Аллахе довлела над его сознанием, чтобы эта убежденность завладевала его душой, тогда видение человеком явлений и объектов бытия станет напоминать ему об Аллахе, а не, наоборот, отвлекать от Него. Всякий раз, когда его взор упадет на одну из сторон жизни творений Аллаха, он непременно увидит в них проявление качеств Всевышнего Аллаха и доказательство Его единственности и о Его заботы о Своем творении. Встав на молитву, этот человек уже не будет помышлять о мирском, и бренный мир не станет преградой между ним и Аллахом, потому что весь окружающий мир будет лишь усиливать в нем благоговейное почтение к Аллаху и внушать преклонение перед Его уникальными атрибутами и единственностью. Тогда он достигнет высших уровней просветления и боговдохновенности, обретая способность служить Аллаху так, как будто он видит Его на самом деле.

Чтобы покорить эту высоту, высоту ихсана, необходимо очищать душу частым поминанием Всепочитаемого и Всеславного Аллаха, осмыслением Его отношения к себе, бороться с низменными эмоциями и негативными склонностями до полного освобождения от их власти и возвышения над всякими узами, привязывающими сердце к бренному миру. На пути к достижению этой цели приемлемы и востребованы любые одобряемые Законом средства, не выходящие за рамки стези Писания и Сунны и не являющиеся незаконным новшеством.

Важно осознать то, что некогда осознали праведные предшественники и лучшая часть нашей Уммы, а именно что вера (иман) защищается только щитом ихсана. Если верующий пренебрегает стремлением покорить эту высоту, то существует высокая доля вероятности, что его иман окажется выветрен ураганами страстей и эмоций, которые будут метать его из стороны в сторону и топить в бездне мирских проблем и блужданий. Поэтому именно негативные душевные порывы и склонности представляют серьезнейшую опасность для имана, ожидая удобного мига, чтобы наброситься на иман и погубить его. Отрицательное воздействие низменной стороны души может быть устранено только посредством очищения борьбой с собственным эго, поиском помощи в непрерывном поминании Аллаха и Его прославлении, а также наблюдением за Аллахом (муракабату ллахи).

Таковы основные фундаментальные установки и каноны Ислама, по которым между учеными не может быть ни малейшего разногласия, разумеется, только между теми из них, кто неукоснительно придерживается всеохватной стези при попытках понять религию Всепочитаемого и Всеславного Аллаха и законоположения Ислама, опираясь на первоисточники и Священные тексты высокой степени достоверности. Читателю, внимательно проанализировавшему строки, знакомящие с данной методологией, и сумевшему взглянуть на доказательные базисы общепринятых фундаментальных канонов и положений, станет ясен порядок доказательства истинности аргументов из первоисточников и Священных текстов, причем они предстанут перед ним именно так, как это предполагается методологией со всеми ее согласованными фундаментальными принципами и началами. Только из опасения уйти далеко в сторону от главной темы мы не будем вдаваться в подробное описание предъявляемых к аргументу требований, необходимых для определения его как безупречного.

Похожие:

«Недоступные для разногласий положения веры и Закона» iconСтатья Сфера действия настоящего Федерального закона
Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной...
«Недоступные для разногласий положения веры и Закона» iconДля современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
...
«Недоступные для разногласий положения веры и Закона» iconЛекция Общие положения об адвокатуре в России Принятие Федерального...
Конституцией России, что не может не быть принципиально важным не только для отдельных лиц, но и для общества в целом
«Недоступные для разногласий положения веры и Закона» icon1. Основы положения федерального закона №135-фз от 29. 07. 1998 г....
Основы положения федерального закона №135-фз от 29. 07. 1998 г. «Об оценочной деятельности в рф»
«Недоступные для разногласий положения веры и Закона» iconОб оружии
Положения настоящего Федерального закона распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию
«Недоступные для разногласий положения веры и Закона» iconУргюа итоговая контрольная работа по таможенному праву екатеринбугр...
Для решения задач рекомендуется использовать положения таможенного кодекса таможенного союза, Закона «О таможенном регулировании...
«Недоступные для разногласий положения веры и Закона» iconДоклад эксперта для III комитета Генеральной Ассамблеи ООН
С особой энергией начали распространяться различные деструктивные процессы: эскалация напряженности по линии этнических и религиозных...
«Недоступные для разногласий положения веры и Закона» iconЗакон (4 часа) Вопросы для подготовки
Структура уголовного закона, его система. Диспозиция и санкция уголовного закона, их виды
«Недоступные для разногласий положения веры и Закона» iconВопросы по уголовному праву РФ
Система российского уголовного закона. Понятие статьи уголовного закона. Структура статей Особенной части уголовного закона
«Недоступные для разногласий положения веры и Закона» iconОбщие положения
Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой)...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница