Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора


НазваниеКомментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора
страница1/21
Дата публикации07.03.2013
Размер2.61 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза
в редакции Лиссабонского договора



В настоящем издании приводится полный перевод на русский язык основополагающих актов Европейского Союза в новейшей редакции, вытекающей из Лиссабонского договора ("Договора о реформе" ЕС) от 13 декабря 2007 г.: "Договор о Европейском Союзе" и "Договор о функционировании Европейского Союза" с протоколами и приложениями, "Хартия Европейского Союза об основных правах" с официальными разъяснениями, "Лиссабонский договор" вместе с "Заключительным актом" и декларациями Межправительственной конференции государств - членов Европейского Союза 2007 г.

Перевод сопровождается постатейными аннотациями и комментариями, изложенными в форме примечаний к документам, и общим вводным комментарием, который дает разъяснения, необходимые для понимания новых правовых основ организации и деятельности ЕС и его взаимоотношений с Россией.

Публикуемые документы и комментарии к ним соответствуют учебной программе курсов "Европейское право" ("Право Европейского Союза"), "Конституционное право", "Международное право" и могут также использоваться в качестве учебного пособия при изучении этих предметов.

Для работников органов государственной власти, внешнеполитических и внешнеэкономических организаций, правоохранительных органов, юристов-практиков, руководителей предприятий, предпринимателей, научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также для всех заинтересованных читателей.

Издание осуществлено в сотрудничестве с юридической фирмой "ЛИД Консалтинг" и при поддержке Банка "Образование" и МОО "Справедливость".

^

К читателю



Лиссабонский договор 2007 г. - уникальный документ, отражающий переход количества в новое качество, и, соответственно, символизирующий качественно новый этап развития современного Европейского Союза. Он свидетельствует о победе правового реализма над забеганием слишком далеко вперед или попыткой искусственной задержки естественного процесса исторического развития всепроникающих интеграционных процессов.

Этот Договор имеет свою драматическую историю, объективные и субъективные причины и далеко идущие последствия, хотя и не столь легко предсказуемые.

Лиссабонский договор 2007 г. является попыткой коренного пересмотра правовых устоев Европейского Союза, выросшего за короткий исторический период с шести в 1957 г. до двадцати семи государств-членов в 2005 г. Изменился и сам Европейский Союз, его размеры, состав, амбиции и вес в современном мире. Изменился и сам мир, в котором Союз бурно развивается. Вот почему после долгих лет разработки появился революционный проект Договора, устанавливающего Конституцию для Европы 2004 г., который представлял собой, пожалуй, самый объемный конституционный документ в истории человечества.

Он во многом был необычным и вызывал споры среди ученых и политических деятелей.

Одни - "еврооптимисты-максималисты" - полагали, что с принятием Конституции Европейского Союза он чуть ли не автоматически превратится в федеративное государство, чего многие не поддерживали из боязни потерять суверенитет.

Другие, не желая пересматривать привычные взгляды, видели в этой Конституции лишь черты обычного международного договора, учреждающего международную региональную организацию.

Несмотря на споры, компромисс на высшем уровне был найден, и Договор был подписан. Оставалось его ратифицировать в каждом из 27 государств-членов Союза.

Вероятно, в ЕС, состоящем из 15 государств, ратификация могла пройти гладко. Но ситуация в период ратификации менялась слишком стремительно. Появилось 10-12 новых членов ЕС, в том числе из не по-европейски благополучных стран бывшего Советского блока и республик распавшегося СССР, в число кандидатов на вступление вошла Турция, в некоторых странах Европы правительства были непопулярны, экономика находилась в состоянии застоя, явно замедлился рост социального благосостояния, усилилась безработица_ При этом не во всех странах удалось донести до простых избирателей 550 страничный текст уникального конституционного документа.

В процессе ратификации 18 стран проголосовали "за", а референдумы во Франции и Нидерландах дали отрицательный результат. Поэтому процесс дальнейшей ратификации был приостановлен, предложен "период размышления" о будущем Конституции, а затем, во время председательства Германии в Совете Европейского Союза, летом 2007 г. было найдено "Соломоново решение" - вместо "забуксовавшей" Конституции внести необходимые (предусмотренные той же самой Конституцией) изменения в действующие учредительные документы ЕС. При этом само слово "конституция" более не использовалось, а внешние признаки государственности в виде флага, гимна, девиза и других символов были исключены. Однако основные смысловые положения Конституции благополучно были заимствованы новым Договором о реформе, подписанным 13 декабря 2007 г. в столице Португалии и потому названным Лиссабонским договором. Важным для остающегося еще для преодоления процесса ратификации этого Договора является то, что он будет осуществляться более простым путем, чем Конституция - парламентами каждого из 26 государств-членов, и только в Ирландии - путем проведения референдума. 

В результате, как мы видим, победили третьи - "еврореалисты", которые в разной степени находят в Лиссабонском договоре сочетание черт, присущих и конституции государства, и элементов международного права, оформляющих отношения между государствами, учреждающих основополагающие правила, необходимые для функционирования своего (надгосударственного) Союза.

Но как бы мы ни оценивали неудачу с ратификацией Конституции 2004 г. и замену ее на более сдержанный по форме, но очень похожий по содержанию Лиссабонский договор 2007 г., - это, несомненно, результат исторического развития конституционной мысли, конституционной теории и практики, а также современного международного и европейского права.

Это результат развития права на определенном историческом этапе, когда под воздействием процессов глобализации и всеобъемлющей интеграции, по объективным причинам, наиболее четко проявившимся в Европе, государствам стало выгоднее в собственных и общих интересах передать в совместное пользование (при сохранении за собой контроля над применением правовых рычагов управления этими процессами) элементы своего суверенитета для более эффективного коллективного их применения.

Находящееся на стадии становления и все еще остающееся в кавычках "конституционное право Европейского Союза" смогло творчески воспринять достижения правовых систем наиболее развитых стран Европы, достижения различных правовых семей и международного права. Оно сумело преобразовать и приспособить все эти различные правовые механизмы для регулирования интеграционных процессов, ставших неотъемлемой составной частью столь неоднозначно воспринимаемой сегодня глобализации.

Как и проект Конституции Европейского Союза, Лиссабонский договор закладывает в свою основу принципы правового демократического государства, приоритет прав человека, формулирует действенные инструменты гармоничного сочетания интересов личности, стран, регионов, наднациональных и международных образований с процессами глобализации, ставя перед собой задачу минимизировать их негативные последствия. Право ЕС в редакции Лиссабонского договора выступает как своеобразная экспериментальная лаборатория по разработке приемов и средств демократического правового решения глобальных проблем современности правовыми методами.

Замена более радикальной Конституции ЕС на аналогичный по содержанию, но более сдержанный и эволюционный Лиссабонский договор не меняет мировую тенденцию к конституционализации права и движению к некому глобальному конституционному идеалу, который может стать концептуальной основой будущего права Человечества.

Право Европейского Союза - уникальная самостоятельная правовая система, развивающаяся несколько иначе, чем правовые системы отдельных государств, в нее тесно интегрированных; иная, чем система международного права, также дающая плодотворные идеи для развития европейского права.

Отсюда представляет большой интерес сравнение правовой системы отдельного государства, основанного на традиционной конституции, и правовой системы Европейского Союза, базирующейся на "конституционных" идеях нового, наднационального типа.

Формирующееся в течение более полувека интеграционное право Европейских сообществ, а затем и Европейского Союза - это сложный набор правовых инструментов, регулирующих и направляющих процессы всеобъемлющей интеграции, все более ускоряющейся на Европейском пространстве. Для ее дальнейшего развития, демократизации, повышения управляемости, эффективности и прозрачности потребовалось реформирование Лиссабонским договором всего единого сорганизованного надгосударственного комплекса правовых инструментов, вместе составляющих своеобразную интегрированную систему институтов, органов, учреждений, механизмов и процедур, обеспечивающих управление обществом на всей территории Европейского Союза.

Процессы расширения Союза приводят к тому, что его гармонизированное и унифицированное право постепенно, закономерно, как косвенно, так и непосредственно, влияет на правовые системы сопредельных государств (кандидатов в члены Союза и вступающих с ним во все более тесное и перспективное сотрудничество). Сегодня 36 государств Европы на основании разных договоренностей в той или иной степени привели или приводят свое законодательство в соответствие с нормами права Европейского Союза.

Европейский Союз, в который с 2007 года входит 27 стран с почти полумиллиардным населением и совокупной территорией, превышающей 5 млн. кв. км., имеющий общую границу с Россией протяженностью 2200 км., превратился в главного торгового партнера России, на которого приходится 55% ее внешнеторгового оборота.

В соответствии со статьей 55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом, наша страна уже сейчас обязалась согласовывать с нормами Европейского Союза законодательство в 15 различных областях национального права РФ.

В настоящее время Россия и Европейский Союз осуществляют создание четырех общих пространств: общего экономического пространства; общего пространства свободы, безопасности и правосудия; общего пространства сотрудничества в сфере внешней безопасности; общего пространства науки, культуры и образования. Формирование такого рода пространств невозможно без взаимного знания их фундаментальных правовых основ.

Почти все новые тенденции развития современного права, в том числе конституционного и международного, находят свое отражение в праве Европейского Союза. Поэтому его изучение представляет собой бесценную возможность познакомиться с новейшими тенденциями, идеями и методами, представляющими собой последние достижения мировой правовой мысли.

Чрезвычайно ценно то, что издание основополагающих актов европейского права в редакции Лиссабонского договора 2007 г. на русском языке - это первый в мире перевод этих документов на язык, не являющийся официальным языком Европейского Союза. Издание снабжено комментариями и пояснениями, позволяющими лучше понять и применять право этого стратегического партнера России. Изучение этих документов может дать стимул для дальнейшего развития науки конституционного и международного права и права Европейского Союза. 

Знание основополагающих актов Европейского Союза требуется работникам внешнеполитической сферы, юристам, бизнесменам, ученым, преподавателям, аспирантам и студентам, интересующимся конституционным, международным и европейским правом.


Президент
Московской государственной
юридической академии,
заведующий кафедрой конституционного
и муниципального права РФ,
академик РАН,
доктор юридических наук, профессор

О.Е. Кутафин



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора icon1. Договор о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского...
Преюдициальные запросы (ст. 234 Договора о ес) – это обращение судебных органов государств-членов, которые в процессе рассмотрения...
Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора icon1 Основные положения Лиссабонского договора о реформе Европейского Союза
Союза. Усиливаются механизмы защиты основных прав человека и гражданина на европ. уровне. Предусм создание новых органов и должностных...
Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора iconБилет21
С. Хикс рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского союза. Фактически любой правовой акт...
Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора icon5 финансовая и монетарная политика европейского валютного союза
Формирование Европейского сообщества началось еще в начале 50-х годов прошлого столетия в виде Европейского объединения угля и стали,...
Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора icon1. Регламенты, директивы и решения Европейского сообщества: понятие и юридические свойства
Состав и территория Европейского Союза. Условия и порядок вступления новых государств-членов
Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора iconПрограмма Модели ес – 2012 мгимо (У) мид РФ. Формат
Формат: заседание одного из институтов Европейского Союза – Европейского Совета, 2 дня
Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора iconСове́т Европе́йского сою́за (официальное название Совет, обычно упоминается...
Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Европейского союза и один из семи его институтов. В совет входят 27...
Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора iconКомментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза Анохина О. Г
Анохина О. Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза "Проспект", 2011 г
Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора iconВведение в курс итд и тп. Содержание введение таможенное право российской...
Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам рф, правовым актам фтс россии
Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора iconДоговор о ес в ред. Лиссабонского д-ра 1 ликвидировал 3 опоры и право...
ЕС(внёс принцип взаимоотнош между союзом и его гос-чл.: соблюдение равенства гос-чл перед дог-ми, ув нац индивидуальности гос-чл.,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница