1. Социальная работа как общественное явление Тема Методологические проблемы теории социальной работы


Название1. Социальная работа как общественное явление Тема Методологические проблемы теории социальной работы
страница1/5
Дата публикации20.03.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
"ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ"

М.В. РОММ, Т.А. РОММ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………………..…………………………………………......….. 3
Тема 1. Социальная работа – как общественное явление………………………………………………………… 4
Тема 2. Методологические проблемы теории социальной работы……..…………………………………….. 10
Тема 3. Социальная работа в структуре общественных наук……………….….…………………………….… 15
Тема 4. Нравственно-гуманистической характер социальной работы……………………………………..… 18
Тема 5. Основные научные подходы к социальной работе……………………………………………………... 22
Тема 6. Социальная работа и информационные механизмы социальной адаптации…………………… 25
Тема 7. Система социальной работы……………………………………………………………….............................. 31
Тема 8. Современное состояние системы социальной работы: многообразие типов и моделей……. 40
Приложение …………………………………………………………………………………………………….......……..… 48

ПРЕДИСЛОВИЕ

Работа над учебным пособием – непростая задача. Тем более, когда речь идёт о теории социальной работы. И не только потому, что это новая и, как говорят, нестабилизировавшаяся дисциплина. Она не является вполне новой, поскольку базовые принципы теории социальной работы были заложены американской феминистской Мэри Ричмонд на рубеже веков, однако в нашей стране её всё ещё нельзя считать учебной дисциплиной с устоявшейся методологией. Отказ от господства в нашем обществе идеологических схем, не оправдавших себя, заставил по-новому взглянуть на причины, характер и способы минимизации социальных проблем, которые обостряются в эпоху “догоняющей” модернизации. Теория социальной работы в этом многотрудном деле играет одну из центральных ролей.

Среди основных претензий, которые зачастую предъявляют к социальной работе – это якобы присущие последней теоретическая эклектика и методологическая всеядность. При этом упускается из виду, что междисциплинарный, интегративный характер теории социальной работы вполне оправдан, ибо в полной мере отвечает как общенаучному принципу системности, так и принципу дополнительности Н. Бора. Великий физик доказал, что для создания целостной, универсальной картины познаваемого мира во всём многообразии противоречивых процессов и явлений, необходимо обращение к дополняющим друг друга дисциплинам, понятиям, процессам, которые лишь взятые вместе способны исчерпать всю диалектику окружающей реальность. Отказ от одностороннего видения социокультурных процессов, привлечение к научному анализу всех школ и направлений научной мысли – вот что в действительности означает применение принципа дополнительности в гуманитарных науках. В этом учебном пособии предпринята попытка реализации отмеченных принципов.

В центре внимания пособия – ключевые темы курса, отражающие как сильные, так и слабые стороны современного состояния теории социальной работы. Заметим, что в учебном процессе не только целесообразно, но и необходимо использование существующих учебников и словарей.

Рекомендуются следующие издания: Теория социальной работы: Учебник. / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998; Справочное пособие по социальной работе/ Л.С. Алексеева и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997; Теория и практика социальной работы. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995; Теория и методика социальной работы. В. 2 т. – М.: Изд-во “Союз”, 1994; Теория и методика социальной работы. (Краткий курс). – М.: Изд-во “Союз”, 1994; Словарь-справочник по социальной работе. – М., 1997; Бабкин Н.И. и др. Основы социальной работы. – М., 1997 и др.

Тема 1. Социальная работа как общественное явление
1.1. Особенности современного этапа российской социальной работы. 23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: “социальный педагог”, “социальный работник” и “специалист по социальной работе”. С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России накануне нового тысячелетия? что, на самом деле, имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции? каковы особенности отечественной модели профессиональной социальной работы на современном этапе? При этом за всеми этими вопросами, целями и задачами хотелось бы не потерять конкретного человека с его горестями и проблемами – того самого человека, во имя и для которого начиналась эта многотрудная деятельность по созданию/возрождению системы социальной работы/педагогики в России.

Каковы же особенности российской модели социальной работы на современном этапе? В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий “социальная работа” и “социальная педагогика” идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.

Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой – эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально – слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, – а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, – хотя и не на пустом месте – создавать современную национальную систему социальной работы.

Третья особенность органично связана со второй; т. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа – социальная педагогика.

И, наконец, четвёртая особенность коренитсяв тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как “социальная работа” и “социальная педагогика”. Исторически так сложилось, что социальная работа в России – это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте [1]. Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы [2].

Итак, что такое социальная работа? До сих пор в науке нет единства мнений по этому вопросу. Ясно одно: суть социальной работы несводима к пониманию её только как одного из видов помощи или к части социальной системывсего общественного устройства, или же к теоретическим исследованиям специфики оказываемой помощи и способам её организации.В связи с многообразием толкований в научной литературе понятия “социальная работа” необходимо сформулировать то её понимание, которое положено в основу данного пособия.

Для нас социальная работа – это сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебный предмет. В качестве общественного явления социальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития. Это – предельно широкое толкование социальной работы.

Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.

В основе социальной работы – профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства. В связи с введением образовательного стандарта по подготовке социальных работников в него включён и специальный предмет – “социальная работа”, задачи которого связаны с формированием профессионального самоопределения.

1.2. Генезис социальной работы. Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в различной форме помогать выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. Самые первые формы социальной помощи – милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т. п.).

Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл. Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.

Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего – благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.

Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.).

В отличие от государства общественные организации оказывают помощь тем категориям населения, с которыми государство не может взаимодействовать в силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке). Социальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться в сфере таких знаний как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания.

На современном этапе развития общества социальная работа уже не имеет того единого вида, который можно было наблюдать в конце прошлого века. Сегодня эта профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача социальной работы сегодня – помочь клиенту в решении жизненно важных проблем.

Развитие социальной работы в России. Имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение – основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах [3]. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т. п.).

Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности связано с характером участия в ней различных сил: церковь, государство, общественность.

Так, первый этап: X – сер. XVIII вв. – отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т. д. Различаются два типа призрения: “закрытое” – в специально созданных для этого учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т. п.), “открытое” – вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.

Второй этап: сер. XVIII – сер. XIX вв. – функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т. п.).
Третий этап: реформы 1861 г. – 1917 г. – период общественного призрения. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность претерпели серьезные изменения: появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами благотворительной деятельности становятся децентрализация, “открытость” и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых – это рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.

Послереволюционный и советский период характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг. В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.

1.3. Социальная работа как наука. Время становления теоретических основ социальной работы – конец XIX – нач. XX вв. Среди причин, которые активизировали этот процесс можно выделить две группы.

Социально-экономические причины связаны с процессами развития капиталистических отношений и их влиянии на социальную сферу:
Изменения в характере общественного производства (повышения роли ответственности человека в производстве, наличие больших коллективов трудящихся, включение женщин и детей в производство) привлекли особое внимание к личности рабочего и условиям его жизни.
  1   2   3   4   5

Похожие:

1. Социальная работа как общественное явление Тема Методологические проблемы теории социальной работы icon1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина Тема Методологические...
Это пособие предназначено быть как введением в предмет социальной работы, так и отражением достижений профессионалов социальной работы...
1. Социальная работа как общественное явление Тема Методологические проблемы теории социальной работы icon1: Становление теории социальной работы как науки и области практики
...
1. Социальная работа как общественное явление Тема Методологические проблемы теории социальной работы iconМетодологические проблемы историографии социальной работы
Термин «социальная работа», используемый во многих отечественных научных журналах, появился в широкой научной практике сравнительно...
1. Социальная работа как общественное явление Тема Методологические проблемы теории социальной работы iconКурсовая работа по дисциплине на тему: «Технологии социальной работы...
Фгбоу впо Пензенский государственный университет Факультет   Кафедра социологии и социальной теории и практики работы социальной...
1. Социальная работа как общественное явление Тема Методологические проблемы теории социальной работы iconКурбатова О. В. Социальное проектирование Учеб пособие Ростов-на\Д:...
...
1. Социальная работа как общественное явление Тема Методологические проблемы теории социальной работы iconТема 1 Социальная политика: ключевые вопросы теории и практики. План
Основные понятия, сопряженные с социальной политикой: экономика труда, социальная рыночная экономика, социальное государство
1. Социальная работа как общественное явление Тема Методологические проблемы теории социальной работы iconПрограмма государственного междисциплинарного комплексного экзамена...
Умо по образованию в области Социальной работы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений,...
1. Социальная работа как общественное явление Тема Методологические проблемы теории социальной работы iconТеория и история социальной работы, подготовка специалистов
Данный сборник научных трудов "Социальная работа в Сибири" подготовлен в рамках проекта "Развитие регионального ресурсного центра...
1. Социальная работа как общественное явление Тема Методологические проблемы теории социальной работы iconЭкзаменационные вопросы по курсу. Политика как общественное явление. Специфика политического
Государство и гражданское общество. Проблемы формирования гражданского общества в России
1. Социальная работа как общественное явление Тема Методологические проблемы теории социальной работы iconВопросы к гос. Экзамнам по профилактической медицине (пед фак.)
Общественное здоровье и здравоохранение. История, разделы, основные категории. Социальная педиатрия как часть общественного здоровья...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница