Пояснительная записка Программа учебного курса "Социально-правовая защита семьи и детства" составлена на основе образовательного стандарта подготовки социальных работников и предназначена для студентов факультетов и отделений,


Скачать 233.9 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа учебного курса "Социально-правовая защита семьи и детства" составлена на основе образовательного стандарта подготовки социальных работников и предназначена для студентов факультетов и отделений,
Дата публикации20.03.2013
Размер233.9 Kb.
ТипПояснительная записка
userdocs.ru > Право > Пояснительная записка
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени МАКСИМА ТАНКА”


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной,

воспитательной и социальной работе УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

____________________ С.И. Коптева

«___» ______________2011 г.

Регистрационный № УД-________/баз.
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ И ДЕТСТВА
Учебная программа для специальности:

1-86 01 01-01 – социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

2011 г.

Составители:

Чигилейчик-Функ Юлия Александровна, преподаватель кафедры социальной работы УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Аладьин А.А., доцент кафедры психологии и педагогического мастерства РИВШ, кандидат психологических наук, доцент,
Матвийчук С.Б., начальник кафедры юридических дисциплин факультета внутренних войск учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь», кандидат юридических наук, доцент.


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой социальной работы

(протокол № _____ от _________2011);
Научно-методическим советом БГПУ

(протокол № _____ от _________2011).


Оформление учебной программы и сопровождающих её материалов

действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь

соответствует.

Методист учебно-методического

управления БГПУ
––––––––––––– Е.А. Кравченко


Ответственный за редакцию: Юлия Александровна Чигилейчик-Функ
Ответственный за выпуск: Юлия Александровна Чигилейчик-Функ

^ Пояснительная записка
Программа учебного курса "Социально-правовая защита семьи и детства" составлена на основе образовательного стандарта подготовки социальных работников и предназначена для студентов факультетов и отделений, обучающихся по специальности "Социальная работа". Она ориентирована на формирование у студентов знаний, имеющих научно-теоретическое и практическое значение.

Цели курса " Социально-правовая защита семьи и детства ":

  • формирование теоретических и прикладных знаний о правовом обеспечении прав и социальных гарантий семей и детей в Республике Беларусь, содержании социальной помощи этим категориям населения.

  • формирование навыков самостоятельной работы в области защиты семьи и детства.

^ Задачи курса:

- обеспечить освоение будущими специалистами теоретических и прикладных знаний, предусмотренных данным курсом;

- сформировать осознание задач и познакомить с содержанием социально-правовой деятельности в области охраны и защиты семьи и детства;

- способствовать формированию умений, освоению форм и методов работы по социально-правовой защите семьи и детства.

Структура курса.

Данный курс включает 3 учебных модуля.

  1. Введение в курс «Социально-правовая защита семьи и детства».

  2. Основы правовой защиты семьи и детства.

  3. Социальная защита семьи и детства.

Курс "Социально-правовая защита семьи и детства" базируется на методологической основе курсов «Семьеведение» и «Правовое регулирование социальной работы», в процессе изучения которых студенты получили основы знаний о сущности семейного воспитания, ознакомились с социально-педагогической характеристикой современной семьи, основами ее жизнедеятельности, приемами коррекционной работы с семьей, а также получили знания о правовых основах социальной работы.

В соответствии с учебным планом на изучение данной дисциплины всего отводится 140 часов. Программа курса рассчитана на 68 часов (40 лекционных, 20 практических, 8 лабораторных). Она включает в себя 16 тем, которые раскрывают основные направления государственной политики и содержание социально-правовой деятельности в области охраны и защиты семьи и детства в Республике Беларусь.

Студент должен:

знать:

  • систему мер по правовому обеспечению социальной защиты семьи и детства;

  • теоретические основы и практические приложения в области охраны и защиты семьи и детства;

  • основные техники социальной защиты семей, нуждающихся в социальной поддержке и сопровождении;

  • концептуальные подходы к межведомственному взаимодействию в реализации социально-правовой защиты семьи и детства;

  • систему защиты семьи и детства в Республике Беларусь;

уметь:

- анализировать социальные проблемы семьи и детей и выбирать адекватные стратегии правовой, психологической и социально-педагогической помощи и социального сопровождения нуждающихся семей;

- использовать методы организации и планирования социальной зашиты детей, нуждающихся в государственной защите;

- устанавливать консультативный контакт с семьей и детьми, нуждающимися в социальной поддержке и сопровождении, формулировать и решать терапевтические задачи, выбирая целесообразные в данных условиях средства и методы;

- анализировать эффективность оказанной помощи.

^ Характеристика рекомендуемых форм и методов обучения и воспитания:

- изучение теоретических материалов, предусмотренных тематикой раздела;

- формирование умений, навыков, форм и методов работы по социально-правовой защите семьи и детства;

- углубление и обобщение знаний по курсу;

- формирование приемов коррекционной работы с семьей.

^ Организация самостоятельной работы студентов:

- решение познавательных задач (проблем) по темам курса;

- подготовка рефератов по проблемным вопросам к семинарским занятиям;

- мультимедийные презентации студентов;

- интерактивные игры.

^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


  1. Введение в курс «Социально-правовая защита семьи и детства».


Тема 1. Генезис идеи охраны прав семьи и детства.

Формирование системы мер по социальной защите семьи и детства. Развитие форм жизнеустройства детей-сирот в дореволюционный период. Меры по преодолению сиротства в послереволюционный период. Зарождение «опекунского права». Патронат. Развитие мер по защите детства в советский период.

^ Основные понятия: охрана прав детей, форма жизнеустройства детей-сирот, «опекунское право», опека (попечительство), патронат,
Тема 2. Защита семьи и детства в современной международной практике.

Конвенция ООН о правах ребенка. Понятие «ребенок в социально неблагополучной ситуации». Международное право о детях, находящихся в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. Соблюдение прав детства в различных странах мира, контроль над этим процессом.

^ Основные понятия: международно-правовые документы, социальное неблагополучие, неблагоприятные условия, экстремальные ситуации.
Тема 3. Система защиты семьи и детства в Республике Беларусь.

Государственная политика в области защиты семьи и детства в Республике Беларусь. Структура органов защиты семьи и детства. Характеристика органов, организаций и служб, входящих в систему защиты семьи и детства. Орган опеки и попечительства. Задачи и функции органа опеки и попечительства. Функции и содержание работы управлений (отделов) образования, управлений (отделов) здравоохранения, управлений (отделов) социальной защиты и труда. Функции и содержание работы комиссии по делам несовершеннолетних. Социально-педагогические учреждения как институты охраны детства. Негосударственные организации, входящие в систему защиты семьи и детства. Место и роль специалиста по социальной работе в системе защиты прав семьи и детей.
^ Основные понятия: государственная семейная политика, система защиты материнства и детства, защита прав детей.
Тема 4. Социальные проблемы семьи и детей в современной Беларуси.

Кризис современной семьи. Его основные характеристики. Социальное сиротство: понятие, причины возникновения, меры по его разрешению и профилактика. Причины отказа матерей о воспитания детей. Особенности личности матерей-отказниц. Насилие как нарушение права ребенка на безопасность. Виды насилия: физическое, эмоциональное, сексуальное, моральное пренебрежение. Последствия применения насилия над детьми. Масштабы распространения насилия. Нормативно-правовые основы борьбы с насилием.
^ Основные понятия: кризис семьи, социальное сиротство, матери-отказницы, социальное насилие, насилие над ребенком, безопасность, виды насилия.
II.Основы правовой защиты семьи и детей

Тема 5. Правовые основы семьи и брака в Республике Беларусь.

Кодекс о браке и семье Республики Беларусь. Правовое регулирование брачных и семейных отношений. Права и обязанности родителей. Лишение родительских прав. Восстановление в родительских правах. Отобрание ребенка из семьи. Усыновление ребенка. Согласие родителей на усыновление ребенка. Алиментные обязательства родителей и детей.
^ Основные понятия: права и обязанности родителей, лишение родительских прав, восстановление в родительских правах, отобрание ребенка, алименты.
Тема 6. Защита прав ребенка в Республике Беларусь.

Национальное законодательство Республики Беларусь по правам ребенка: Конвенция о правах ребенка Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Кодекс о браке и семье Республики Беларусь, Конституция Республики Беларусь. Понятие «ребенок». Права и обязанности родителей. Права и обязанности ребенка.
^ Основные понятия: ребенок, родитель, права, обязанности.
Тема 7. Обеспечение государственных социальных гарантий и льгот семье и детям.

Понятие государственных социальных льгот, прав и гарантий. Цель и принципы государственной политики в сфере предоставления социальных льгот семьям и детям. Льготы детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям в возрасте до трех лет, многодетным семьям.

^ Основные понятия: социальные льготы, права и гарантии.
Тема 8. Материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нормативно-правовая база, регламентирующая материальное обеспечение детей-сирот. Материальное обеспечение детей в детских домах и школах интернатах всех типов. Денежные выплаты на содержание воспитанников детских домов семейного типа, детской деревни, опекунской, приемной семьи, усыновленных детей. Основания для прекращения денежных выплат. Материальное обеспечение в высших и средних специальных учебных заведениях и ПТУ.

^ Основные понятия: материальное обеспечение детей-сирот, денежные выплаты.
Тема 9. Защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Понятие «имущество подопечного». Выявление и учет имущества подопечного. Назначение опекуна над имуществом ребенка. Порядок хранения и управления имуществом. Контроль за сохранностью имущества подопечного. Требования к отчету опекуна по управлению имуществом подопечного. Меры, применяемые при обнаружении недобросовестного отношения или использования имущества в личных целях к опекуну над имуществом.

^ Основные понятия: имущество подопечного, опекун над имуществом, управление имуществом, контроль за сохранностью имущества, хранение имущества.
Тема 10. Правовая защита несовершеннолетних.

Иски в защиту прав несовершеннолетних. Основания и порядок возбуждения дела о лишении родительских прав. Отобрание ребенка без лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах. Споры, связанные с воспитанием детей. Иски о взыскании расходов на содержание детей, помещенных в детские интернатные учреждения.

^ Основные понятия: иск в защиту прав несовершеннолетних.


  1. Социальная защита семьи и детства


Тема 11. Социальная защита семей, нуждающихся в социальной поддержке и сопровождении.

Понятия благополучная/неблагополучная семья. Классификация семей, нуждающихся в социальной помощи и сопровождении. Деятельность государственных и негосударственных учреждений помощи семье. Комплексная помощь семье и детям. Основные технологии социальной работы: социальное расследование, командный метод, метод поиска ресурсов.

^ Основные понятия: неблагополучная семья, критерии и показатели семейного благополучия и неблагополучия, социальное расследование, командный метод, метод поиска ресурсов.
^ Тема 12. Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи.

Характеристика основных форм замещающей семьи. Подбор замещающих родителей. Правовые и психологические критерии подбора. Основные направления подготовки замещающей семьи. Социально-правовое сопровождение замещающей семьи. Права и обязанности замещающих родителей. Объективные показатели (стандарты) воспитания ребенка в замещающей семье. Мониторинг воспитания детей в приемной семье. Осуществление контроля за условиями жизни несовершеннолетних, проживающих в замещающих семьях.

^ Основные понятия: замещающая семья, стандарты воспитания ребенка, мониторинг сопровождения приемной семьи.
Тема 13. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная защита следующих категорий детей: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детские интернатные учреждения министерства образования, здравоохранения, социальной защиты и труда. Социально-правовой статус ребенка при различных формах жизнеустройства. Усыновление как приоритетная форма жизнеустройства.

Технологии социальной работы: книга жизни, работа с контактной сетью ребенка, работа по оказанию ребенку помощи в переработке горя по поводу утраты семьи.

^ Основные понятия: усыновление, опека (попечительство), приемная семья, детский дом семейного типа, детские интернатные учреждения, социально-правовой статус ребенка, книга жизни, контактная сеть, детское горе.
^ Тема 14. Социальное сопровождение выпускников детских интернатных учреждений.

Выпускники детских интернатных учреждений как объект социальной защиты и государственной поддержки. Проблемы, с которыми сталкиваются выпускники ДИУ. Сложности в адаптации и интеграции выпускников. Характеристика этапов адаптации. Технологии социальной работы с выпускниками ДИУ: планирование будущего, формирование контактной сети, социальная гостиница.

^ Основные понятия: выпускник, адаптация, интеграция в общество, социальная гостиница.
Тема 15. Организация и планирование социальной защиты детей, нуждающихся в государственной защите.

Понятие «дети, нуждающиеся в государственной защите». Основные направления деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Основания и порядок признания несовершеннолетних оставшимися без попечения родителей и находящимися в социально опасном положении. Требования к составлению акта обследований условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Карточка персонифицированного учета.

Направления помощи: социальная, правовая, медицинская, психологическая и др. Составление плана по защите прав несовершеннолетнего. Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

^ Основные понятия: дети, нуждающиеся в государственной защите, социально опасное положение, акт обследования, карточка персонифицированного учета, индивидуальный план защиты.
^ Тема 16. Межведомственное взаимодействие в реализации социально-правовой защиты семьи и детства.

Межведомственное взаимодействие в реализации социально-правовой защиты семьи и детства. Формы и методы взаимодействия различных государственных и негосударственных организаций в социальной работе с семьей. Роль командной работы профессионалов в решении проблем семьи. Межведомственное взаимодействие и комплексный подход в работе с детьми группы риска. Документальное сопровождение социальной работы с семьей: планирование, осуществление, оценка и мониторинг.
^ Основные понятия: межведомственное взаимодействие, командный подход, мониторинг.

Примерный тематический план




Наименование разделов курса

Лекц

Сем./

практ

ЛПЗ




^ I. Введение в курс «Социально-правовая защита семьи и детства»

8

4

2

1.

Генезис идеи охраны прав семьи и детства.


2







2.

Защита семьи и детства в современной международной практике.


2




2

3.

Система защиты семьи и детства в Республике Беларусь.



2

2




4.

Социальные проблемы семьи и детей в современной Беларуси


2

2







^ II.Основы правовой защиты семьи и детей

14

6

2

5.

Правовые основы семьи и брака в Республике Беларусь.

2







6.

Защита прав ребенка в Республике Беларусь.

2




2

7.

Обеспечение государственных социальных гарантий и льгот семье и детям.

4

2




8.

Материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2







9.

Защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2

2




10

Правовая защита несовершеннолетних.


2

2







^ III. Социальная защита семьи и детства


18

10

4

11

Социальная защита семей, нуждающихся в социальной поддержке и сопровождении.


2

2




12

Социально-педагогическое сопровождение замещающих семей

4

2




13

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2

2




14

Социальное сопровождение выпускников детских интернатных учреждений.

4

2




15

Организация и планирование социальной защиты детей, нуждающихся в государственной защите.

4

2

2

16

Межведомственное взаимодействие в реализации социально-правовой защиты семьи и детства.


2




2




Итого

40

20

8


^ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Всеобщая декларация прав человека // Права ребенка: Основные международные документы. М., 1992.

  2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. - Мн., 1999.

  3. Конвенция о правах ребенка // Адукацыя i выхаванне. - 1992. - № 6.

  4. Конституция Республики Беларусь // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994, №9.

  5. Маглыш, В.А. Социально-педагогические основы охраны и защиты детства: учеб.-метод.пособие / В.А.Маглыш.- Минск: БГПУ, 2009. – 120 с.

  6. Пенкрат, В.И. Семейное право / В.И.Пенкрат. – Мн., 2001

  7. Подгруша, В.В. Брак, семья, дети / В.В.Подгруша. – Мн., 2002

  8. Смагина, Л.И. Права ребенка / Л.И.Смагина, С.С.Бубен, Г.М.Леонова. - Мн. 1997.

  9. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачаевой, Я.Л.Коломинского, А.И. Левко. – Мн.,2001

  10. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: Учеб.-метод. пособие/ Ж.И. Мицкевич, Л.Н Мицкевич, Е.Э. Рымашевская, Е.С. Ящук. – Мн.: БГПУ, 2002. -159с.



^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Науч.-методич. Пособие. –М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. -160с.

  2. Дети, лишенные родительской опеки. Мн., 1997.

  3. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – СПб., Речь, 2005. – 240с.

  4. Маглыш, В.А. Организация и содержание работы с кандидатами в усыновители. Методическое пособие. Мн.: ООО «Мэджик Бук», 2005.–174 с.

  5. Мартынова, В.В. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи: учеб.-метод. пособие / В.В.Мартынова [и др.]; – Мн.: ОДО «Тонпик», 2004. – 240 с.

  6. Перспективы создания ювенальной юстиции в Республике Беларусь: сб.статей и материалов/ Под общей редакцией Г.М.Леоновой. – Мн., 2004

  7. Права ребенка: обучение, реализация, защита: Пособие для организаторов занятий по реализации и защите прав ребенка/авт.-сост. Степанова, Т.М., Маханько, А.М. – Минск: ФУАинформ, 2007.-228 с.

  8. Прихожан А., Толстых Н. Психология сиротства. СПб.: «Питер», 2005.

  9. Руденкова, Г.И. Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание: Пособие для замещающих родителей/ Г.И.Руденкова [и др.]; Мн: Дизапресс, 2003.-72с.

  10. Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: Метод. Рекомендации для работников интернат. И альтернатив. Учреждений детей-сирот / Л.И.Смагина, Т.С.Каплевич, А.К. Воднева и др. Под ред. Л.И. Смагиной. – Мн.: РИПО, 2001.

  11. Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: Метод. Рекомендации для работников интернат. И альтернатив. Учреждений детей-сирот / Л.И.Смагина, Т.С.Каплевич, А.К. Воднева и др. Под ред. Л.И. Смагиной. – Мн.: РИПО, 2001.

  12. Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей: Метод. Рекомендации для социальных педагогов / под. Ред. Л.И. Смагиной. – Мн.: РИПО, 2003.

  13. С.Райкус, Джудит. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: Практическое пособие: В 4 т. Т.I. Концептуальные основы социальной работы с детьми / Джудит С.Райкус, Рональд С.Хьюз. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008. –288 с.

  14. С.Райкус, Джудит. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: Практическое пособие: В 4 т. Т.II. Планирование и семейно-ориентированная социальная работа. / Джудит С.Райкус, Рональд С.Хьюз. – СПб.: Питер, 2009. –256 с.

  15. Фурманов, И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: книга для психологов/ И.А.Фурманов, А.А.Аладьин, Н.В.Фурманова; – Мн.: «Тесей», 1999. – 224с.

  16. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.-212 с.


^ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  1. Декрет Президента Республики Беларусь №18 от 24.11.2006 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

  2. Закон РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003г., №64, 2/949.

  3. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»// Адукацыя i выхаванне. - 1992.- № 6-9.

  4. Закон Республики Беларусь о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 27.

  5. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и усыновленных детей» от 26.10.1998 г.

  6. Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004г., №156, 8/11511.

  7. Инструкция о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь от 28.07.2003.

  8. Положение о детском доме семейного типа. Приказ Министра образования Республики Беларусь от 16 лiпеня 1993 г. N 232.

  9. Положение о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003г., №142, 5/13515.

  10. Положение о приемной семье. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г., №85, 5/1946.

  11. Положение о социально- педагогическом учреждении. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 18 марта 2004 г. № 14.

  12. Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 5/15772.

  13. Положение о порядке управления имуществом подопечного. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1677 от 28.10.1999г.


Критерии оценок результатов учебной деятельности
Критерии оценки знаний, которые инструментально описывают каждый балл, следующие:

10 баллов (5+) заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, разбирающийся в основных научных концепциях по изучаемой дисциплине, проявивший творческие способности и научный подход в понимании и изложении учебного программного материма, ответ отличается богатством и точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично.

9 баллов (5) заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению, ответ отличается точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично.

8 баллов (4+) заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению.

7 баллов (4) заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебно-программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению.

6 баллов (4-) заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебно-программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, отличавшийся достаточной активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы.

5 баллов (3+) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, однако допустивший некоторые погрешности при их выполнении и в ответе па экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для их самостоятельного устранения.

4 балла (3) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, однако допустивший некоторые погрешности при их выполнении и в ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя допущенных погрешностей.

3 балла (3-) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, однако допустивший погрешности при их выполнении и в ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя наиболее существенных погрешностей.

2 балла (2) выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях или отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала, не выполнившему самостоятельно предусмотренные программой основные задания, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не отработавшему основные практические, семинарские, лабораторные занятия, допускающему существенные ошибки при ответе, и который не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

1 балл — нет ответа (отказ от ответа, представленный ответ полностью не по существу содержащихся в экзаменационном задании вопросов)

^ Перечни рекомендуемых средств диагностики:

-тесты для текущего контроля знаний студентов по дисциплине;

-опрос студентов;

-УСР.

Примерные вопросы для контроля знаний


  1. Развитие идей о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  2. Защита семьи и детства в современной международной практике.

  3. Государственная политика в области защиты семьи и детства в Республике Беларусь.

  4. Национальное законодательство Республики Беларусь по правам ребенка.

  5. Понятие «ребенок в социально неблагополучной ситуации».

  6. Система органов охраны детства. Функции и содержание работы отдела образования.

  7. Система органов охраны детства. Функции и содержание комиссии по делам несовершеннолетних.

  8. Социально-педагогические учреждения как институты охраны детства.

  9. Причины социального сиротства и меры по его преодолению.

  10. Причины отказа матерей от воспитания своих детей.

  11. Насилие как нарушение права ребенка на безопасность.

  12. Виды насилия.

  13. Нормативно-правовые основы борьбы с насилием.

  14. Социально-педагогическая помощь детям, пережившим насилие.

  15. Правовое регулирование брачных и семейных отношений.

  16. Семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья, детский дом семейного типа, патронат.

  17. Опека и попечительство: социально-правовые аспекты.

  18. Усыновление как приоритетная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: социально-правовые аспекты.

  19. Порядок организации профессиональной замещающей семьи.

  20. Основные направления подготовки замещающей семьи.

  21. Критерии подбора замещающей семьи.

  22. Обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних.

  23. Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи.

  24. Подготовка замещающих родителей к выполнению родительской роли.

  25. Стандарты воспитания ребенка в замещающей семье: здоровье, образование, воспитание, идентичность.

  26. Мониторинг воспитания детей в замещающей семье.

  27. Нормативно-правовые основы работы с выпускниками детских интернатных учреждений.

  28. Система социальной защиты семей, нуждающихся в социальной поддержке и сопровождении в Республике Беларусь.

  29. Причины неблагополучия современной семьи.

  30. Классификация семей, нуждающихся в социально-правовой помощи и сопровождении.

  31. Социальная защита семей, Социальная работа с неблагополучной семьей: основные направления деятельности.

  32. Специфика деятельности специалиста по социальной работе в органах охраны детства, в социально-педагогическом учреждении, детском интернатном учреждении, общеобразовательном учреждении.

  33. Понятие «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

  34. Технологии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  35. Основания и порядок признания несовершеннолетних оставшимися без попечения родителей и находящимися в социально опасном положении.

  36. Выявление и учет несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите.

  37. Социальное расследование.

  38. Планирование работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении.

  39. Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

  40. Иски в защиту прав несовершеннолетних. Лишение родительских прав. Отобрание ребенка без лишения родительских прав.

  41. Материальное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  42. Нормативно-правовая база, регламентирующая материальное обеспечение детей-сирот.

  43. Порядок управления имуществом подопечных.

  44. Контроль за сохранностью имущества подопечного.

  45. Иски в защиту прав несовершеннолетних. Спорные вопросы воспитания.

  46. Документальное сопровождение социальной работы с семьей: планирование, осуществление, оценка и мониторинг.

  47. Место и роль специалиста по социальной работе в системе защиты детства.

  48. Межведомственное взаимодействие в реализации социально-правовой защиты семьи и детства.

Похожие:

Пояснительная записка Программа учебного курса \"Социально-правовая защита семьи и детства\" составлена на основе образовательного стандарта подготовки социальных работников и предназначена для студентов факультетов и отделений, iconПояснительная записка Контрольные задания по биологии предназначены...
Контрольная работа составлена в 20 вариантах одинаковой сложности, которые включают в себя задания по темам учебного курса
Пояснительная записка Программа учебного курса \"Социально-правовая защита семьи и детства\" составлена на основе образовательного стандарта подготовки социальных работников и предназначена для студентов факультетов и отделений, iconПояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии»
Настоящий курс «Методика преподавания психологии» предназначена для студентов и магистрантов факультетов и отделений, обучающихся...
Пояснительная записка Программа учебного курса \"Социально-правовая защита семьи и детства\" составлена на основе образовательного стандарта подготовки социальных работников и предназначена для студентов факультетов и отделений, icon7 класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного общеобразовательного стандарта общего образования...
Пояснительная записка Программа учебного курса \"Социально-правовая защита семьи и детства\" составлена на основе образовательного стандарта подготовки социальных работников и предназначена для студентов факультетов и отделений, icon7 класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного общеобразовательного стандарта общего образования...
Пояснительная записка Программа учебного курса \"Социально-правовая защита семьи и детства\" составлена на основе образовательного стандарта подготовки социальных работников и предназначена для студентов факультетов и отделений, iconКафедра социально-культурного сервиса и туризма
Рабочая учебная программа дисциплины «Всемирная история» составлена на основании требований государственного образовательного стандарта...
Пояснительная записка Программа учебного курса \"Социально-правовая защита семьи и детства\" составлена на основе образовательного стандарта подготовки социальных работников и предназначена для студентов факультетов и отделений, iconУчебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов...
Книга предназначена для студентов психологических факультетов, а также широкго круга специалистов смежных профессий
Пояснительная записка Программа учебного курса \"Социально-правовая защита семьи и детства\" составлена на основе образовательного стандарта подготовки социальных работников и предназначена для студентов факультетов и отделений, iconРекомендована к утверждению: Кафедрой интеллектуальных информационных технологий
Учебная программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебного плана...
Пояснительная записка Программа учебного курса \"Социально-правовая защита семьи и детства\" составлена на основе образовательного стандарта подготовки социальных работников и предназначена для студентов факультетов и отделений, iconЛитература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению...
«Маркетинг» для направления 080500. 62 «Менеджмент (бакалавр менеджмента)», и требованиями Государственного образовательного стандарта...
Пояснительная записка Программа учебного курса \"Социально-правовая защита семьи и детства\" составлена на основе образовательного стандарта подготовки социальных работников и предназначена для студентов факультетов и отделений, iconПрограмма учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов
Открытое общество'' (Фонд Сороса) в рамках мегапроекта ''Развитие образования в России'' (Поддержка и развитие кафедры политологии...
Пояснительная записка Программа учебного курса \"Социально-правовая защита семьи и детства\" составлена на основе образовательного стандарта подготовки социальных работников и предназначена для студентов факультетов и отделений, iconИнформация о порядке прохождения производственной практики студентов...
Программа производственной практики составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница