Образовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое пособие Казань, 2010 ббк 66. 75 О 18


НазваниеОбразовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое пособие Казань, 2010 ббк 66. 75 О 18
страница1/17
Дата публикации20.03.2013
Размер1.57 Mb.
ТипОбразовательная программа
userdocs.ru > Право > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Республиканский центр

молодежных, инновационных и профилактических программ

Образовательная программа

«Государственная молодежная политика»

Учебно-методическое пособие

Казань, 2010

ББК 66.75

О 18


Составители:
Якупова Н.А., Сунгатова Ф.М.


О 18 Образовательная программа «Государственная молодежная политика»: Учебно-метод. пособие/ Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ. центр молод., инновац. и профилакт. программ; Сост. Якупова Н.А., Сунгатова Ф.М. – Казань: РЦМИПП, 2010. - 62 с.
В учебно-методическом пособии представлены учебные и учебно-тематические планы образовательной программы «Государственная молодежная политика». Программа разработана сотрудниками Республиканского центра молодежных, инновационных и профилактических программ на основе модульного подхода, в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальностям 040104 «Организация работы с молодежью», 540600 «Педагогика», 020400 «Психология», адаптирована с учетом регионального компонента и актуальности проблем молодежной политики. В работе использовались материалы сборника «Повышение квалификации работников сферы государственной молодежной политики: Сб. учебно-тематических планов и программ. – М.: МГСА, 2002.».

Учебно-методическое пособие предназначено для использования в целях повышения квалификации работников сферы государственной молодежной политики.

© Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ

Содержание


Предисловие……………………………………………………………………………………

4

1.

Государственная молодежная политика………………………………………………

6

2.

Волонтерское движение: теория и практика………………………………………….

10

3.

Молодежные и детские общественные объединения в системе государственной молодежной политики……………………………………………………………………


14

4.

Организация социально-воспитательной и досуговой работы с детьми и молодежью по месту жительства……………………………………………………


17

5.

Профилактика зависимости от психоактивных веществ…………………………….

22

6.

Психолого-педагогическое обеспечение работы с детьми и молодежью…………..

25

7.

Организация профилактической деятельности с подростками и молодежью……...

30

8.

Поддержка и развитие молодежного предпринимательства……………………...

32

9.

Профилактика правонарушений, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних и молодежи………………………………………………………


36

10.

Формирование стиля здоровой жизни подростков и молодежи…………………….

40

11.

Организация деятельности Учреждения отдыха и оздоровления (УОО)…………..

43




Приложения







Приложение 1. Программа курсов повышения квалификации по программе «Государственная молодежная политика»……………………………………………


47




Приложение 2. Программа курсов повышения квалификации по программе:

«Государственная молодежная политика» на тему: «Повышение социально-экономической активности молодежи на селе»………………………………………



50




Приложение 3. Программа курсов повышения квалификации по программе:

«Государственная молодежная политика» на тему: «Формирование правовой культуры молодежи накануне выборов»……………………………………………...



53




Приложение 4. Программа образовательного семинара на тему: «Социальные проекты и источники их финансирования» …………………………………………..


57




Приложение 5. Программа образовательного семинара «Методика подготовки публичного выступления и ораторское мастерство» ………………………………


58




Приложение 6 Программа образовательного семинара «Лидерство в молодежных и детских общественных объединениях»……………………………..


59




Приложение 7. Программа образовательного семинара «Технология проектирования в молодежной и спортивной сфере»……………………………….


61


Предисловие
Проблемы молодежи всегда интересовали государство, а в последнее время этим вопросам уделяется особое внимание, т.к. именно молодое поколение является одним из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества. Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, региональные министерства и департаменты.

Одной из составляющих успешной реализации государственной молодежной политики является формирование высококвалифицированного кадрового корпуса для работы с молодыми людьми. Кадровый состав формируется за счет работников органов по делам молодежи, органов местного самоуправления; сотрудников учреждений и организаций, работающих с молодежью; работников учреждений негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи; лидеров молодежных общественных объединений; преподавателей и консультантов образовательных учреждений, реализующих программы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в сфере государственной молодежной политики.

В последнее десятилетие ведется работа по созданию системы развития кадрового потенциала молодежной политики. В связи с этим направлением была разработана Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации.

Работа по обучению кадров должна вестись непрерывно, т.к. во-первых, кадры нуждаются в регулярном обновлении и усовершенствовании знаний и профессионального мастерства, что связано с ускоренным процессом устаревания полученного образовательного багажа и навыков; во-вторых, работа в молодежных учреждениях требует знаний специфики данного сообщества, что диктует потребность в «узких» специалистах, которые могли бы осуществлять свою деятельность в конкретных возрастных или социальных группах.

С целью формирования высококвалифицированного кадрового состава создаются элементы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в области ГМП. Вопрос о подготовке кадров решается как на федеральном, так и на региональном уровнях. Функции головного учебно-методического и научного учреждения возложены на Федеральный координационный центр развития кадрового потенциала молодежной политики, осуществляющего координацию системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов органов и организаций, действующих во всех сферах реализации государственной молодежной политики. В Приволжском федеральном округе был создан Межрегиональный центр развития кадрового потенциала по Приволжскому федеральному округу, который находится в Ижевске.

В Татарстане важную роль в формировании специалистов в области ГМП играет Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ (РЦМИПП), учрежденный Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ. Центр ведет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Департаментом надзора и контроля в сфере образования РТ.

С 2006 года на базе РЦМИПП проводятся курсы повышения квалификации по программе «Государственная молодежная политика».

В рамках этого направления деятельности Центр осуществляет:

- повышение квалификации и специалистов в области государственной молодежной политики Республики Татарстан;

- разработку максимально эффективных технологий обучения слушателей с учетом их профессиональной специфики;

- мониторинг состояния кадрового потенциала органов по делам молодежи, их учреждений, молодежных общественных организаций;

- ведение кадрового реестра специалистов занятых в отрасли;

- разработку единого плана повышения квалификации специалистов;

- анализ и обобщение опыта работы по подготовке кадрового резерва в Российской Федерации и за рубежом;

- взаимодействие с системой подготовки кадров в Республике Татарстан и Российской Федерации.

Эффективная работа в области развития кадрового потенциала невозможна без создания современного учебно-методического обеспечения. Работой в этом направлении также занимается отдел научной и учебно-методической работы.

В рамках этого направления деятельности РЦМИПП осуществляет:

- создание методологической основы для разработки учебных планов и программ, учебно-методических материалов;

- разработку учебно-методических пособий и материалов;

- оказание методической и консультативной помощи подведомственным учреждениям, общественным объединениям, специалистам, заинтересованным в использовании методических разработок Центра;

- организацию образовательных семинаров, методических дней, круглых столов, конференций посвященных отраслевой проблематике.

Образовательная программа курсов «Государственная молодежная политика» составлена в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальностям 040104 «Организация работы с молодежью», 540600 «Педагогика», 020400 «Психология» в целях повышения профессионального уровня специалистов, реализующих свою деятельность в области государственной молодежной политики.

Общий объем обучения по программе составляет 72 часа. Форма обучения – дневная. При успешном завершении слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации в области государственной молодежной политики.

В данном методическом пособии представлена программа «Государственная молодежная политика». Программа составлена в блочно-модульной форме, в которой курс «Государственная молодежная политика» является базовым. Указанная программа является базовой. Модули представлены следующими темами: «Волонтерское движение: теория и практика», «Молодежные и детские общественные объединения в системе государственной молодежной политики», «Организация социально-воспитательной и досуговой работы с детьми и молодежью по месту жительства», «Профилактика зависимости от психоактивных веществ», «Психолого-педагогическое обеспечение работы с детьми и молодежью», «Организация профилактической деятельности с подростками и молодежью», «Поддержка и развитие молодежного предпринимательства», «Профилактика правона­рушений, наркомании и алкоголизма среди несо­вершеннолетних и молодежи», «Формирование стиля здоровой жизни подростков и молодежи».

Указанные планы могут корректироваться с учетом особенностей категории слушателей, их подготовки, с учетом пожеланий участников курсов, определяться актуальностью проблем молодежи. В программе сформулированы цели курса, указаны категории слушателей, определены сроки и формы обучения.

Для обеспечения высокого уровня проводимых курсов приглашается квалифицированный преподавательский состав, который включает в себя представителей органов законодательной и исполнительной власти Республики Татарстан, ведущих ученых и специалистов вузов г. Казани в области государственной молодежной политики, физической культуры и спорта, менеджмента, маркетинга и связей с общественностью. В числе приглашенных преподаватели в области политологии, педагогики, экономики, социологии, психологии и истории ведущих вузов г.Казани. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, тренингов, деловых игр, мастер-классов.

Программа рассчитана на специалистов отрасли и предназначена для повышения эффективности деятельности организаций и учреждений сферы государственной молодежной политики, участия специалистов в организации и функционировании молодежных сообществ, интеграции инновационных процессов в отрасли в соответствии с тенденциями социально-экономического развития государства и общества.

^ 1. Государственная молодежная политика
Государственная молодежная политика (далее ГМП) является важ­ной составной частью внутренней политики государства. Ее значение существенно для поступательного развития обще­ства. ГМП представляет собой целостную систему мер пра­вового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых усло­вий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления.

Широкий спектр проблематики государственной мо­лодежной политики предопределяет множественность воз­можных ракурсов ее рассмотрения в учебном процессе.

Данный курс носит характер базового, дает общее представление о молодежи, ее особенностях. В рамках курса рассматриваются основные положения, определяющие сущ­ность, содержание молодежной политики; изучаются общие вопросы практики формирования и реализации молодежной политики, прежде всего в аспекте ее социальной направлен­ности.
Цели курса:

- информационно-методическое обеспечение деятельности руководителей и специалистов органов по делам молодежи;

- получение новых знаний в области педагогики, психологии, социологии молодежи, изучение современных технологий управления и методик работы с молодежью;

- обучение специалистов учреждений по месту жительства (подростковых клубов и социальных служб) проведению программ профилактики зависимости от психоактивных веществ, основанных на формировании жизненных навыков.
Категории слушателей:

- руководители и специалисты органов по делам молодежи Исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан;

- руководители и специалисты подведомственных учреждений Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан и органов по делам молодежи;

- руководители детских и молодежных общественных объединений;

- руководители и специалисты молодежных центров, подростковых клубов и социальных служб; центров студенческих трудовых отрядов.
Срок обучения:

- 8-9 дней, 72 часа.
Форма обучения:

- очная: лекции, практические занятия.

Учебный план

курсов повышения квалификации по программе:

«Государственная молодежная политика»

(72 учебных часа)


п/п

Наименование разделов,

дисциплин, тем

Всего часов

Лекции

Практические занятия

1.

Молодежь – объект и субъект государственной молодежной политики.

6

6

-

2.

Сущность и содержание государственной молодежной политики.

20

6

14

3.

Социальная работа с молодежью и социальные молодежные службы.

14

2

12

4.

Основы государственного и муниципального управления. Психологические аспекты управления государственной молодежной политикой.

24

14

10

5.

Молодежные организации как субъекты разработки и реализации государственной молодежной политики.

6

2

4




^ Итоговый контроль

2

-

2




ИТОГО

72

30

42


Учебно-тематический план

курсов повышения квалификации по программе:

«Государственная молодежная политика»


п/п

Наименование разделов,

дисциплин, тем

Всего часов

Лекции

Практические занятия

1.

Молодежь – объект и субъект государственной молодежной политики.

6

6

-

1.1.

Возрастные особенности молодежи.

2

2

-

1.2.

Роль и место молодежи в обществе. Формирование жизнеспособных поколений.

2

2

-

1.3.

Молодежная субкультура.

2

2

-

2.

Сущность и содержание государственной молодежной политики.

20

6

14

2.1.

Государственная молодежная политика – составная часть социальной политики.

2

2

-

2.2.

Основные направления и механизм реализации государственной молодежной политики.

4

-

4

2.3.

Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики.

2

2

-

2.4.

Механизм реализации и эффективность государственной молодежной политики (деловая игра).

8

-

8

2.5.

Опыт формирования и реализации молодежной политики в регионе. Актуальные проблемы ГМП.

2

-

2

2.6.

Международный опыт разработки и реализации молодежной политики.

2

2

-

3.

Социальная работа с молодежью и социальные молодежные службы.

14

2

12

3.1.

Методологические основы содержания социальной работы с молодежью.

4

2

2

3.2.

Социальные службы для молодежи: основные направления деятельности, характеристики.

4

-

4

3.3.

Нормативно-правовое, кадровое, организационно-финансовое, информационно-методическое обеспечение деятельности социальных молодежных служб.

6

-

6




4.

^ Основы государственного и муниципального управления. Психологические аспекты управления государственной молодежной политикой.

24

14

10

4.1.

Основные понятия и принципы государственного и муниципального управления.

4

4

-

4.2.

Формирование позитивного имиджа молодежного лидера (тренинг).

4

2

2

4.3.

Стиль и методы позитивного руководителя. Технология эффективного управления труда.

6

2

4

4.4.

Культура публичного выступления, особенности работы в молодежной аудитории.

6

4

2

4.5.

Конфликты в молодежной среде, способы их предупреждения и разрешения.

4

2

2

5.

Молодежные организации как субъекты разработки и реализации государственной молодежной политики.

6

2

4

5.1.

Классификация и основные характеристики молодежных организаций.

4

2

2

5.2.

Взаимодействие государственных органов и общественных организаций в решении проблем молодежи.

2

-

2




^ Итоговый контроль

2

-

2




ИТОГО

72

30

42
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Образовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое пособие Казань, 2010 ббк 66. 75 О 18 iconКафедра государственного, муниципального управления и социологии...
Политология: учебно-методическое пособие для вузов / А. Г. Воржецов, Е. В. Храмова [и др.] / под ред. А. Г. Воржецова, Е. В. Храмовой...
Образовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое пособие Казань, 2010 ббк 66. 75 О 18 iconПрактический курс. Грамматические аспекты Учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей ипк и пк, обучающихся по специальности «Современный иностранный язык». Пособие...
Образовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое пособие Казань, 2010 ббк 66. 75 О 18 iconУчебно-методическое пособие
Свободное Дыхание: Учебно-методическое пособие / С. В. Васильев; Ивановская государственная медицинская академия Иваново, 1996. с....
Образовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое пособие Казань, 2010 ббк 66. 75 О 18 iconУчебно-методическое пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры...
Гражданский процесс: Учебно-методическое пособие для курсантов 3 курса обучающихся очно на базе среднего (полного) общего образования...
Образовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое пособие Казань, 2010 ббк 66. 75 О 18 iconУчебно-методическое пособие для студентов
Г 61 Головко В. М. Этико-философские доминанты эстетического мира И. С. Тургенева. Учебно-методическое пособие для студентов направления...
Образовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое пособие Казань, 2010 ббк 66. 75 О 18 iconУчебно-методическое пособие Алматы 2009 г. Удк 616. 98: 579. 852. 1 (072) ббк 51. 9я73
Учебно-методическое пособие предназначено студентам и преподавателям медицинских вузов для самостоятельного изучения вопросов эпидемиологии,...
Образовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое пособие Казань, 2010 ббк 66. 75 О 18 iconУчебно-методическое пособие 032700 «Филология»
История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения: Учебно-методическое пособие / Авт. Я. В. Погребная. – Ставрополь:...
Образовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое пособие Казань, 2010 ббк 66. 75 О 18 iconУчебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей курса «Основы права» в средних учебных заведениях. Оно подготовлено...
Образовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое пособие Казань, 2010 ббк 66. 75 О 18 iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Образовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое пособие Казань, 2010 ббк 66. 75 О 18 iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница