Книга о библии (научно-популярные очерки) глава первая. Что такое библия слово «Библия»


НазваниеКнига о библии (научно-популярные очерки) глава первая. Что такое библия слово «Библия»
страница1/36
Дата публикации20.07.2013
Размер3.98 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Право > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Крывелёв Иосиф Аронович


КНИГА О БИБЛИИ

(научно-популярные очерки)

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЧТО ТАКОЕ БИБЛИЯ


Слово «Библия» — древнегреческого происхождения. На языке древних греков оно означало «книги». В наше время мы обозначаем этим словом не всякие книги, а одну определенную книгу, состоящую из нескольких десятков отдельных религиозных произведений. Слово «Библия» мы потому и пишем с прописной буквы, что оно является собственным именем, названием одной определенной книги.

Это — книга, которую верующие люди христианской и иудейской религии считают своим Священным писанием. Иудейская и христианская Библии совпадают не полностью. Одни книги Библии признаются христианской церковью, но не признаются иудейской синагогой, другие, наоборот, признаются синагогой, но не признаются церковью. Большая часть книг в одинаковой мере принимается и иудаистами и христианами.

Внешне Библия представляет собой толстую книгу (свыше тысячи страниц) большого формата. В нее входят две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Книги Ветхого Завета появились еще в древнееврейской религии, Новый же Завет был создан христианской религией, появившейся позже еврейской. Христианская религия признает священной, за исключением отдельных книг, всю Библию, т. е. и Новый и Ветхий Завет. Еврейская же религия приемлет в качестве священной только первую часть Библии, т. е. Ветхий Завет.

В данной главе мы рассмотрим содержание Ветхого и Нового Заветов, останавливаясь при этом только на канонических книгах, т. е. на книгах, которые церковь признает священными и включает в список, комплект священных книг — в канон. Так как между еврейской и христианской религиями и даже между отдельными вероисповеданиями христианской религии (католицизмом, протестантизмом, православием) существуют расхождения в отношении каноничности некоторых библейских книг, нам придется исходить из канона, принимаемого одним из вероисповеданий. Мы будем исходить из канона, принятого православной церковью.
^

1. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

*Общая характеристика*


Православная церковь признает каноническими 38 книг Ветхого Завета, но это число является условным, и иногда у православных же богословов можно прочесть, что в Ветхом Завете 22 книги. В этом случае несколько книг группируется вместе и считается за одну, например, две книги Царств, книга пророка Иеремии и книга Плач Иеремии, все 12 «малых пророков» и другие.

Начинается Ветхий Завет «с самого начала» — с возникновения мира. Первые главы содержат легенды о сотворении богом (В древнееврейском подлиннике Ветхого Завета бог имеет, наподобие человека, собственное имя и даже несколько имен: в одних, например, случаях он именуется Яхве, в других — Элохим.) вселенной, земли, растений, животных и человека. Доведя изложение до появления еврейского народа, Ветхий Завет в дальнейшем излагает историю этого народа, начиная с пребывания евреев в египетском плену и «исхода» из него до организации еврейского государства и его гибели.

Было бы, однако, ошибкой думать, что перед нами собрание летописей. Правда, исторические сведения, которые мы находим в Ветхом Завете, представляют собой в некоторой своей части известную ценность для науки, но в основном его содержание является не историческим, а религиозно-назидательным.

Сама история еврейского народа представлена в Ветхом Завете не как описание самих событий этой истории, а как история взаимоотношений еврейского народа с богом. Взаимоотношения же эти, по Ветхому Завету, — очень сложные; они регулируются специальными договорами, «заветами», которые бог заключает с теми или иными группами людей. Через весь Ветхий Завет проходит одна линия: как заключаются договоры между богом и людьми и как они выполняются обеими договаривающимися сторонами.

Основанием Ветхого Завета является Пятикнижие, первая книга которого называется «Бытие».

*Бытие*


Рассказав о том, как бог в течение шести дней сотворил из ничего небо и землю, населил землю растениями и животными, создал из «праха земного» человека Адама и из ребра его — первую женщину Еву и как потом он отдыхал от своих шестидневных трудов, Библия сообщает о первом договоре, заключенном богом с созданными им людьми. Он предоставил им райскую жизнь и требовал взамен того, чтобы они не ели плодов с «древа познания добра и зла».

Первый же опыт договора бога с людьми оказался неудачным. Почему-то в раю вместе с ними оказался некий змей, который уговорил Еву нарушить божий запрет и съесть запрещенное яблоко. Ева уговорила сделать то же Адама — и грехопадение свершилось. По смыслу библейского рассказа, это было большим ударом для бога и вызвало его сильный гнев против созданных им людей. Он проклял их, изгнал из рая и осудил: Адам должен был трудиться весь век в поте лица своего, а Ева — в муках рожать детей.

Не только в свете разума, но и с точки зрения самой религии все это кажется весьма странным. Всеведущий бог, каким изображает его богословие, должен был заранее знать, что Адам и Ева согрешат. Будучи всемогущим, он мог бы сделать так, чтобы они не поддавались ни на какие уловки змея, сатаны или кого бы то ни было; но почему-то бог создал людей слабыми и падкими на соблазн! Заранее зная, что это плохо кончится, он поместил вместе с ними в раю и змея-провокатора… Так же невозможно понять смысл запрещения есть яблоки с определенного дерева и смысл того страшного гнева, который был вызван нарушением этого по существу маловажного запрещения.

В общем, эта легенда выглядит очень наивно. Тем не менее, она играет большую роль во всем религиозном учении иудаизма и в особенности христианства. Поэтому мы и остановились на ней так подробно; в дальнейшем нам еще придется вернутся к ней.

Потомство Адама и Евы вело себя, как повествует далее книга Бытия, еще хуже своих прародителей. Каин убил Авеля и был за это изгнан. А потом люди так распустились, что с ними вообще сладу не стало. Дошло до того, что бог признал сотворение человека своей грубой ошибкой, требующей исправления. «И раскаялся господь, — говорится в Бытии, — что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю: ибо я раскаялся, что создал их» (Быт.6:6, 7). Бог решил устроить всемирный потоп и утопить всех людей, кроме Ноя, о праведных делах которого в Ветхом Завете ничего не рассказано, но который аттестуется там, как праведник.

Из рассказа о потопе следует вывод, что уцелевшие после потопа люди и их потомки больше уже не будут грешить. Иначе, какой смысл имела такая расправа с человечеством? Составители Ветхого Завета примерно так и изображают дело. Больше того, они создают впечатление, что и бог надеялся в дальнейшем на хорошее поведение людей. Во всяком случае, когда после потопа Ной принес богу в знак благодарности жертву, то, «обоняя приятное благоухание» этой жертвы, «сказал господь (бог) в сердце своем: не буду больше проклинать землю за человека… и не буду больше поражать всего живущего, как я сделал» (Быт.8:21). Исходя из такого решения, бог заключил с Ноем специальный «завет» и в знак этого «воздвиг» на небе радугу.

Однако после потопа люди затеяли дело, совершенно неслыханное по дерзости. Они вздумали строить башню высотой до самого неба с тем, чтобы добраться до него. Бог не мог допустить этого и принял решительные меры: он смешал языки работавших людей, что вызвало полную неразбериху во всем строительстве и, в конце концов, сорвало его.

Отношения между богом и людьми снова испортились настолько, что надо было заключать еще один завет. На этот раз бог избирает своим партнером по договору праотца Авраама. Судя по тому, что рассказывается об Аврааме в Ветхом Завете, он не блистал особыми добродетелями и был обычным для своего времени скотоводом-рабовладельцем со всеми типичными для скотовода-рабовладельца чертами характера. Но из всех людей бог выбрал почему-то именно его и заключил с ним двухсторонний договор. Его потомство — будущий еврейский народ — бог избрал из среды всех остальных народов, хотя все, что о нем рассказывается в Библии, совсем не свидетельствует о том, чтоб он был чем-нибудь лучше других.

К выполнению же своего договора с богом он с самого начала относился весьма несерьезно. Люди продолжали грешить. Жители Содома и Гоморры предавались гнусному пороку мужеложства, и бог истребил их, оставив в живых по просьбе Авраама только его племянника Лота с двумя дочерьми. Нельзя, правда, и Лота признать особенно праведным. Библия рассказывает довольно неприглядную историю того, как он, напившись пьяным, сожительствовал с собственными дочерьми и как они забеременели от него.

Авраам стал, как рассказывает книга Бытия, родоначальником еврейского народа. Бог продолжал покровительствовать его потомкам, в особенности внуку Иакову. С божьей помощью и помощью своей матери Иаков обманывает отца и таким образом отнимает у своего брата Исава право первородства, а тем самым и право на наследство. Двенадцать сыновей Иакова становятся родоначальниками двенадцати «колен Израилевых», т. е. двенадцати племен. После длительного ряда приключений все двенадцать колен оказываются в египетском рабстве.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Книга о библии (научно-популярные очерки) глава первая. Что такое библия слово «Библия» iconБиблия Библия «библия православная»
Би́блия (от греч. βιβλία — книги) — собрание древних текстов, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в до н э. —...
Книга о библии (научно-популярные очерки) глава первая. Что такое библия слово «Библия» icon«Забавная Библия»: Политиздат; 1964
Одной из таких ярких и увлекательных книг является «Забавная Библия», написанная известным французским журналистом атеистом Лео Таксилем....
Книга о библии (научно-популярные очерки) глава первая. Что такое библия слово «Библия» iconЛео Таксиль Забавная Библия
Библии. Эта книга Лео Таксиля — огромный и очень важный результат разумного изучения и анализа т н священной книги христиан, показывающий...
Книга о библии (научно-популярные очерки) глава первая. Что такое библия слово «Библия» iconКнига 2-я власть и религия тайна Библии Апостолы системы Религия...
«священным писанием» также в иудаизме. Библия содержит мифические рассказы о сотворении мира, религиозно окрашенные предания о древней...
Книга о библии (научно-популярные очерки) глава первая. Что такое библия слово «Библия» iconКнига Библия пересылается отдельно. В библии заданы основные каноны...
Тора состоит из Письменной Торы (Танах на иврите), Устной Торы (Мишна, Талмуд) и
Книга о библии (научно-популярные очерки) глава первая. Что такое библия слово «Библия» iconБиблия об аборте
Православный медицинский сервер в библии слово "аборт" не встречается, ни прямо, ни его синонимов. Тем не менее, из Священного писания...
Книга о библии (научно-популярные очерки) глава первая. Что такое библия слово «Библия» iconGenre detective Author Info Том Харпер Книга тайн Библия Гуттенберга...

Книга о библии (научно-популярные очерки) глава первая. Что такое библия слово «Библия» iconРусский антифашистский комитет
Библия, книги священного писания Ветхого и Нового завета, изданного издательством Российского библейского общества (г. Москва, 115054,...
Книга о библии (научно-популярные очерки) глава первая. Что такое библия слово «Библия» iconДух Душа и Тело в гармонии с Богом
В течение шести тысяч лет этот вопрос был на устах людей: "Что есть человек, что Ты уделяешь ему такое внимание. Бог?" Вся Библия...
Книга о библии (научно-популярные очерки) глава первая. Что такое библия слово «Библия» iconИскаженные слова Иисуса: Кто, когда и зачем правил Библию
Эта книга — увлекательный и первый в своем роде рассказ всемирно известного специалиста о том, как дошел до нас текст Библии. Насколько...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница