С. Н. Шашкова взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества издательство Тулгу тула 2007


НазваниеС. Н. Шашкова взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества издательство Тулгу тула 2007
страница1/13
Дата публикации20.03.2013
Размер2.41 Mb.
ТипРеферат
userdocs.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Тульский государственный университет

С.Н. ШАШКОВА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Издательство ТулГУ



Тула 2007
УДК 378:331.5
Шашкова С.Н. Взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества: Монография/ под ред. д-ра полит. наук, проф. И.А. Батаниной. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. – 211 с.

ISBN 5 – 7679 –
Рассматриваются теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи высшего профессионального образования и рынка труда, выявляются особенности данного взаимодействия в современной России, особое внимание уделяется оптимизации процесса взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Материал монографии содержит результаты региональных социологических исследований, а также вторичный анализ общероссийских исследований по проблеме взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда.

Предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных специальностей, а также всех интересующимися проблемами взаимодействия образования и рынка труда.
Печатается по разрешению библиотечно-издательского совета Тульского государственного университета.
© С.Н. Шашкова, 2007
ISBN 5 – 7679 – © Издательство ТулГУ, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………….….…….……. 4

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования взаимо-

связи высшего профессионального образования и рынка труда……….12

    1. 1.1. Образование и его взаимосвязь с профессией в работах

    2. зарубежных и отечественных авторов ………………………..……..... 12

1.2 Основные модели взаимодействия системы

профессионального образования и рынка труда ..………....……….…… 36

Глава 2. Особенности взаимодействия высшего профессионального

образования и рынка труда в современной России …………………...62

2.1. Современное состояние высшего профессионального образования

и специфика прогнозирования спроса на специалистов ………….......... 62

    1. Подготовка специалистов в условиях

интеграционных процессов в современном обществе ……..….………… 88
Глава 3. Оптимизация процесса взаимодействия

рынка образовательных услуг и рынка труда ……………………….115

3.1. Согласование потребностей рынка труда и образовательных

потребностей населения на региональном уровне.……........................... 115

3.2. Требования работодателей к выпускникам современных

вузов в новой экономической ситуации………..……………………..... 147

Заключение ………..………………………………………………………..…. 180

Библиография ……………………………………………………………..…... 188

Приложение …………………………………………………………………….. 206

Введение

Развитие человеческих ресурсов и подготовка квалифицированных кадров имеют ключевое значение для подъема экономики России и ее интеграции в мировое экономическое пространство. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, социальной мобильности. В последние годы в связи со структурными преобразованиями современного российского общества обострилось противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах и перепроизводством кадров, в которых экономика регионов не нуждается. Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости. Один из основных механизмов решения этой проблемы – эффективное взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда.

Сложившаяся ситуация имеет долговременный характер, так как система профессионального образования в ближайшее время не сможет своевременно реагировать на быстрые изменения, происходящие в социально-экономической сфере общества, поэтому требуются новые механизмы ее взаимодействия с рынком труда. Возникшие противоречия между динамично изменяющимися потребностями общества в специалистах и рынком образовательных услуг носят объективный характер, так как для изменения образовательных программ с учетом требований работодателей необходимо определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать образовательные потребности своих абитуриентов.

Установка на получение высшего образования стала общепринятой нормой, при этом люди готовы платить за получаемое образование. Профессиональное самоопределение молодежи во многом зависит от сложившихся стереотипов о престижности и востребованности отдельных профессий и не всегда соответствует потребностям рынка труда. Назрела необходимость проведения в каждом регионе молодежной кадровой политики, направленной на улучшение качества профориентационной работы, профессионального образования, повышение эффективности воспроизводства и использования потенциала молодых специалистов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что совершенствование механизма взаимодействия профессионального образования и рынка труда является актуальной проблемой.

Разнообразие подходов к изучаемой теме широко представлено в научной литературе, которую можно классифицировать следующим образом. Первую группу составляют исследования теоретико-методологического плана, в которых рассматривается развитие взаимосвязи образования с социально-экономическими и политическими процессами. Существенное значение для понимания этой взаимосвязи имеет обращение к трудам основателей и классиков социологической науки: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, П. Сорокина1. Среди российских исследований можно выделить труды следующих ученых: М.Б. Глотова, В.А. Дмитриенко, Д.В. Жаворонкова, Г.Е. Зборовского, Г.Б. Кораблевой, Н.А. Люрья, Е.А.Недзвецкой, В.Я. Нечаева, Е.Г. Теличевой и др.2

Во второй группе представлены работы исследователей (В.И. Байденко, Б.Л. Вульфсон, В.В. Галактионова, Л.С. Гребнева, Н.М. Дмитриева, А.С. Запесоцкого, С. Еркович, В.П. Колесова, С.В. Коршунова, Н.Ю. Пименовой, В. Сенашенко, С. Суворова, Г. Ткач, С. Шароновой, Ф.Э. Шереги, Н.Г. Худолий и др.),3 в которых акцентируется внимание на подготовке специалистов в контексте интеграционных процессов, происходящих в современном образовании.

Третья группа включает в себя источники, посвященные взаимодействию высшего профессионального образования и рынка труда. В ряде работ анализируются изменения функций профессионального образования, связанные с трансформацией социально-экономических отношений в России (Г.Е. Зборовский, Д.М. Логинов, Н.Д. Сорокина, Е.А. Шуклина, Н.Р. Кельчевская, Л.А. Романова и др.)4 Дисфункциональный характер развития современной системы образования, несогласованность функционирования социальных институтов образования и рынка труда рассматривается в трудах М.В. Арапова, Д.Л. Константиновского, Н.В. Локтюхиной, Д.В. Минаева, В.Н. Помогайбина, Н. Труновой, Г.А. Чередниченко, Л. Чижовой и др.5 Решению вопросов, связанных с трудоустройством выпускников вузов, посвящены работы И.А. Батаниной, Е.П. Илясова, Ф.К. Канникова, Г.А. Лукичева, Н.Л. Маркиной, О.В. Трунькина, В.П. Щербаковой и др.6 Требования работодателей к выпускникам современных вузов рассматриваются в исследованиях Е.М. Авраамовой, И.Б. Гуркова, Г.Ю. Карпухина, А.Г. Левинсона, М.В. Михайлюк, Е.А. Полушкиной, О.И. Стучевской, Н. Бондаренко, М.Д. Красильниковой и др.7

В отдельную, четвертую, группу можно выделить труды, посвященные вопросам прогнозирования потребностей в специалистах в новых социально-экономических условиях (С.Ю. Алашеев, В.А. Гуртов, Л.Н. Драчинская, В.М. Зуев, И.А. Кадкина, И.Г. Кухтина, А.Г. Мезенцев, И.А. Майбуров, Е.А. Питухин, Л.Н. Рассудов, А.Я. Савельев, Б.А. Сазонов, В.Г. Серов и др.)8

В основе данной работы лежат положения и выводы ведущих российских и западных ученых, специализирующихся на анализе проблем сопряженности высшего профессионального образования и рынка труда. Анализ базировался на совокупности принципов, приемов и методов, применяемых в социологии и смежных с ней науках, прежде всего социальной психологии, экономической социологии и социологии труда, социологии молодежи. Использовались институциональный и структурно-функциональные подходы; общенаучные методы анализа и обобщения; методы сравнительного и системного анализа. Применялись также методы социологического исследования: анализ статистических данных и документальных источников, опрос (массовый и экспертный), вторичный анализ результатов исследования.

Эмпирическую базу работы составили социологические исследования, выполненные в 2001 – 2006 годах в Тульском регионе, в том числе при участии и под руководством автора:

- «Высшее образование и рынок труда: поиск взаимодействия» (2006 г.). Руководители: И.А. Батанина, С.Н. Шашкова; Тульский государственный университет: лаборатория социально-политических исследований. Объем выборки – 230 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту.

- «Работодатели о выпускниках современных вузов и высшем профессиональном образовании» (2006 г.): экспертный опрос. Руководители: И.А. Батанина, С.Н. Шашкова; Тульский государственный университет, лаборатория социально-политических исследований. Объем выборки – 30 человек.

- «Социально-педагогический мониторинг образовательной ситуации системы образования» (2001 – 2006 гг.): мониторинг. Руководитель: И.В. Беляева; МИАЦ ГУО: лаборатория социологических исследований. Общий массив опрошенных – 2000 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту.

- «Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России» (1999 – 2006 гг.): мониторинг. Руководитель: И.А. Батанина, Тульский государственный университет: лаборатория социально-политических исследований. Объем выборки – 1300 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту.

- «Положение молодежи Тульской области» (2004 г.). Руководитель: О.Е. Шумилова; Центр социально-психологической помощи молодежи «Шанс»: лаборатория социологических исследований и изучения общественного мнения. Объем выборки – 446 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту.

- «Молодежь и безработица: социальные аспекты» (2002 г.). Руководитель: О.Е. Шумилова; Центр социально-психологической помощи молодежи «Шанс»: лаборатория социологических исследований и изучения общественного мнения. Объем выборки – 500 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту.

- «Социальное самочувствие молодежи г. Тулы» (2003 г.). Руководитель: О.Е. Шумилова; Центр социально-психологической помощи молодежи «Шанс»: лаборатория социологических исследований и изучения общественного мнения. Объем выборки – 208 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту.

- «Современная система образования». (2004 г.). Руководитель: Шумилова О.Е.; Центр социально-психологической помощи молодежи «Шанс»: лаборатория социологических исследований и изучения общественного мнения. Объем выборки – 248 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту.

- «Молодежь на рынке труда: безработица, занятость, предпринимательство (на примере г. Тулы)» (2003 г.). Руководитель: О.Е. Шумилова; Центр социально-психологической помощи молодежи «Шанс»: лаборатория социологических исследований и изучения общественного мнения. Объем выборки – 200 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту.

Для комплексного освещения проблемы исследования использовались и другие источники информации: данные федеральной и региональной статистики; официальные документы федеральных и региональных органов власти Российской Федерации; материалы межведомственных комиссий, аналитические доклады и записки по интересующей проблематике.

Положения и выводы монографии дополняют сферу научного познания о механизмах, формах, критериях эффективности и методах исследования взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда, позволяют расширить основу для дальнейших теоретических и практических разработок проблемы. Материалы исследования могут быть использованы законодательными органами федерального и регионального уровней при подготовке правовой базы по реформированию современного образования, подготовке заказа на специалистов; работодателями при сотрудничестве с вузами, молодыми людьми при устройстве на работу. Выводы и предложения могут найти применение в практической деятельности образовательных учреждений. Результаты исследования могут быть включены в разработку учебных курсов по общей и прикладной социологии, например: «Социология образования», «Экономическая социология и социология труда» и др.

Глава 1.Теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи высшего профессионального образования и рынка труда
1.1. Образование и его взаимосвязь с профессией

в работах зарубежных и отечественных авторов
Образование относится к числу тех реальных явлений и процессов общественной жизни, которые привлекают пристальное внимание представителей социальных и гуманитарных наук.

Социологический подход к образованию нацелен, прежде всего, на определение места и роли образования в обществе. Это значит, что речь должна идти о выявлении диа­лектики взаимодействия, взаимовлияния образования и различных подсистем обще­ства: экономических, политических, социальных, культурных. Социология обращает внимание на взаимосвязи образования с различными общественными структурами, ин­ститутами и организациями, с которыми его соединяет много общих задач. Социо­логия изучает эффективность образования, трактуемая в широком социально-эко­номическом и культурно-нравственном диапазоне.

По мнению ряда российских исследователей, в зависимости от контекста употребления, термин «образование» трактуется как:

  1. Социальное явление, атрибут и неизменный спутник человечества на всем его историческом пути;

  2. Значимая ценность (как социальная, так и индивидуальная);

  3. Функция общества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функция граждан по отношению к своему собственному развитию;

  4. Сложная иерархическая система, включающая в себя различные уровни образования (дошкольное, школьное, начальное профессиональное, среднее специальное, высшее и т.д.);

  5. Область жизнедеятельности общества, содержащая не только сферу образования, но и другие родственные отрасли – культуру, здравоохранение и др.;

  6. Деятельность, основное содержание которой составляет взаимодействие педагогов и тех, кто является субъектом образовательного воздействия;

  7. Процесс усвоения знаний в целом;

  8. Результаты образовательной деятельности9.

При этом авторы подчеркивают, что «при всей многоликости приведенные аспекты значения термина «образования» имеют и нечто общее – все они так или иначе связаны со становлением личности человека, с передачей и освоением социального и культурного опыта, с передачей культурных ценностей»10.

Необходимо также иметь ввиду, что многие вопросы, связанные с проблематикой образования, не укладываются в границы определенных знаний и носят междисциплинарный характер, поскольку для современных образовательных процессов, постоянно ассимилирующих осуществляющиеся в социуме трансформации, присуща тенденция к преодолению традиций пассивной интернализации знаний и формированию такой образовательной ситуации, чтобы люди умели учиться сами, порождая свои новые, и порой весьма специфичные, формы знаний.

Образование как социальное явление и процесс, как социальная система, наконец, как социальный институт, являясь элементом общества, испытывает на себе прак­тически все изменения, происходящие в нем. Это вдвойне справедливо по отношению к образованию в обществе, переживающем глубокие, качественные трансформации. Именно таким, является сегодня российское общество. Переход­ный характер процессов, происходящих в нашей стране, экономические, политические, социальные реформы, связанные с демократизацией общества, его движением к доминированию рыночных отношений, не могли не повлиять на социальный институт образования в целом, его конкретные подсистемы в частности. Поэтому, рассматривая современное состояние образования в России, методологически правильно было бы проанализировать его зависимость от общественных преобразований в стране. Такой подход подразумевает выявление места образования в системе социальных отношений и процессов, социальных институтов и структур, его социальной роли в жизни трансформирующегося общества.

Но социологический подход к образованию не сводится лишь к его общественным характеристикам и не означает рассмотрения его только как социального феномена. Он означает также изучение образования в качестве одного из наиболее значимых элементов образа жизни людей, тесно связанного с другими элементами повседневного (регулярного) способа деятельности. Поэтому социологию интересует влияние на об­разование труда, быта, свободного времени, условий жизни, ценностных ориентаций, различных форм и видов деятельности. Вместе с тем она изучает и обратное воз­действие образования на разные стороны образа жизни человека (социальных групп). Стремление выявить личностные аспекты образования, выход на проблематику со­циализации, его «знаниевую» сферу (в данном случае будем рассматривать освоение знаний как содержание образования) сближают социологию с педагогикой и психо­логией.

Специфика социологического подхода к образованию состоит также в том, чтобы анализировать степень удовлетворенности им различных социальных общностей как непосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней. Речь идет о выявлении социального самочувствия различных групп в сфере образования, факторах социального комфорта и дискомфорта (что особенно актуально для общест­ва, совершающего переход к рыночным отношениям), готовности людей продолжать образовательную деятельность в течение всей их жизни либо достаточно долгого времени. Несомненно, социология рассматривает вопросы непрерывного образования, при­чем как с точки зрения личной заинтересованности людей в его развитии, так и с позиций общественного признания значимости этой проблемы. Последнее выражается в существовании особого направления социальной политики, поощряющей и финанси­рующей создание различных структур дополнительного образования и его центров за пределами институциализированных учреждений и учебных заведений для удовлетворения самых разнообразных образовательных
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

С. Н. Шашкова взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества издательство Тулгу тула 2007 iconО. Е. Шумилова политическое поведение женщин в условиях реформирования...
Шумилова О. Е. Политическое поведение женщин в условиях реформирования современного российского общества: Монография/ Под общей ред...
С. Н. Шашкова взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества издательство Тулгу тула 2007 iconВ контексте толерантности
«Инновационные установки российского населения в условиях реализации задач модернизации» (направление №3 «Пространственные трансформации...
С. Н. Шашкова взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества издательство Тулгу тула 2007 iconОбзор мировых практик организации взаимодействия рынка труда и системы...
Под «моделью взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования» в данной работе будет пониматься сформированный...
С. Н. Шашкова взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества издательство Тулгу тула 2007 iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Это важно в условиях своеобразной трансформации «образа» науки, снижения её социального статуса
С. Н. Шашкова взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества издательство Тулгу тула 2007 iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Приглашаем Вас принять участие в XI международной научно-практической конференции молодых ученых «Традиции и новации в системе современного...
С. Н. Шашкова взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества издательство Тулгу тула 2007 iconВ условиях нарастания социальных противоречий и кризисных явлений...
Сегодня можно с уверенностью сказать, что таким вечным является сохранение жизни людей в условиях кризисных явлений в экологической,...
С. Н. Шашкова взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества издательство Тулгу тула 2007 iconОбразовательная программа разрабатывается и утверждается Университетом...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный...
С. Н. Шашкова взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества издательство Тулгу тула 2007 iconВведение 4
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. №1154, практика студентов образовательных учреждений высшего...
С. Н. Шашкова взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества издательство Тулгу тула 2007 iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
С. Н. Шашкова взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества издательство Тулгу тула 2007 icon«тюменский государственный нефтегазовый университет» справочник абитуриента...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница