Предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук


НазваниеПредмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук
страница1/5
Дата публикации20.03.2013
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
Ответы ИППУ.


  1. Предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук.

Предметом ИППУ является содержание и развитие политико-правовой идеологий и теорий в разных странах, вся совокупность идей доктрин, теорий дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права в закономерностях их возникновения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции в разных странах. Предметом ИППУ является теоретически оформленные доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику, власть. В соотношении с общетеоретическими юридическими науками она выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету сориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

  1. Понятие политико-правовой доктрины.

Политико-правовая доктрина включает три компонента:

1. Логико-теоритическая, философская или иная основа у любого учения.

2. Выраженные в виде понятийно-категориального аппарата. Содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, по форме, социальном назначении и принципа устройства государства, об основных принципах права, его соотношений с государством, личностью, обществом.

3. Программные положения – оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

3. Методология истории политических и правовых учений.

Общефилисовский:

1. Исторический. Два метода: биографический и сравнительный.

2. Логический. Два метода: структурный и функциональный.

Исторический метод рассматривает возникновения развития учения. И оперирует методом биографическим .сравнительный метод сравнение с предшествующими, последующими и последующими.

Логический метод выявляет те концепции, которые отличаются разработанностью фундаментальных положений, и оказывает заметное влияние на развитие политико-правовой мысли, на политику различных социальных сил и государства в целом.

Структурный метод это анализ составных идей учения и связи между ними.

Функциональный метод исследует роль и влияния учения в обществе.

  1. ^ Периодизация истории политических и правовых учений.

Курс ИППУ делится на 3 периода:

  1. Др. Мир - эпоха зарождения политико-правовых идей на почве религиозной мифологии впервые показавшей мировой порядок как соблюдение установленных правил.

  2. Ср. Века - в средние века в Европе отличало распространение монотеистический религии христианства, как официального мировоззрения и идеологии. Важнейшей проблемой становится соотношение духовной и светской власти.

  3. ^ Эпоха возрождения - подготовило почву для буржуазных революций. В центре внимания становится человек. В русле мировоззрения гуманизма развивается индивидуализм, обосновывается значение светской политической организации.

  4. ^ Эпоха буржуазных революций - формулируются идеи естественных прав и общественного договора. Эпоха свободной конкуренции. Период преобладания идеология либерализма, рассматривавшая все общественные явления с естественно правовой позиции, а права граждан с формальной точки рения равенства всех перед законом.

  5. ^ Эпоха свободной конкуренции – период преобладания идеологии либерализма, рассматривались все общественные явления естественно-правового познания, а права гражданские с формальной стороны равенства всех перед законом.

  6. ^ Эпоха империализма и социалистических революций - показала необходимость государственного вмешательства в жизнь общества с целью управления и предотвращения социальных взрывов.

  1. ^ Политические и правовые учения Древней Индии.

Зачатки идеологии брахманизма встречаются в Ведах. В Ведах говорится о делении общества на четыре варны. Члены всех раннеиндийских варн в принципе были свободны, поскольку рабы находились вне варн, однако сами варны и их члены были неравноправны: две первые варны (брахманов-жрецов и кшатриев-воинов) были господствующими, а две остальные (вайшии, включавшие крестьян, ремесленников, торговцев; шудры, состоявшие из свободных низов) – подчиненными. Все варны и их члены должны, согласно Ведам и Упанишадам, следовать божественно предустановленной для них дхарме – закону, долгу, обычаю, правилу поведения.

Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами.

^ Законы Ману. . Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы. Существенная роль в «Законах Ману» отводится наказанию. Наказание (данда) буквально означает палку. Именно в этом своем значении наказание определяет смысл «искусства управления» – данданити, означающего «руководство (во владении) палкой. Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактовке «Артхашастра»

  1. ^ Политические и правовые концепции Древнего Китая: даосизм.

Основателем даосизма считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).В отличие от традиционно-теологических толкований дао как проявления «небесной воли» Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Все недостатки Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении прежде всего как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое.

Все неестественное (культура, искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т.д.), согласно даосизму, это отклонение от дао и ложный путь. Резко критиковал Лао-цзы всякого рода насилие, войны, армию. «Где побывали войска, – говорил он, – там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы». Победу следует отмечать похоронной процессией.Однако восхваляемое даосизмом недеяние означало вместе с тем и проповедь пассивности. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной утопии. Поворачиваясь спиной к прогрессу, Лао-цзы призывал к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях, к отказу от письменности, орудий труда и всего нового.

^ 7. Политические и правовые концепции Древнего Китая: конфуцианство.

Конфуций. Книга «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составлена его учениками.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть имератора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам. Присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает это учение как от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, так и от теоретических концепций, оправдывавших деспотическое насилие против подданных и отвергавших моральные сдержки в политике.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым.

Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Помимо чисто моральных факторов он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения. Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов («варваров»). Не отвергая в принципе сами гегемонистские претензии китайских правителей, Конфуций советовал им: «людей, живущих далеко и не подчиняющихся», необходимо «завоевать с помощью образованности и морали. Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится».В целом добродетель в трактовке Конфуция– это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т.д. Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением. Конфуций не отвергал полностью значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении Конфуция несет принцип «исправления имен».Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением, а во II в. до н.э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

^ 8. Политико-правовые воззрения старших софистов.

Политическая мысль рабовладельческой демократии получила свое основании в трудах старших Софистов: Протагор, Горгий, Гиппи, Антифонт. Протагор считал каждого причастным к политическому искусству. Законы тоже произведение искусства. И справедливости в общественных делах может научиться любой. Софисты подчеркивали, что общего блага и единой истины не бывает. Концепции, отрицающие существование абсолютного единого блага получили позднее название Этического релятивизма.

Политическая мысль рабовладельческой демократии в древнегреческом государстве получила обоснование в произведениях софистов (греч. «софоо - мудрый) - философов, которые обучали спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании.

Старшие софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт.

Они отличались некоторой сдержанностью в суждениях, отсутствием стремления к крайнему радикализму. Также они придавали гораздо большее значение понятиям морали и закона, чем младшие софисты. Смысл создания системы законов и нравственных норм они видели в том, что люди не могут нормально существовать и взаимодействовать без них. Законы необходимы для развития цивилизованности общества, для усовершенствования бытовых условий и повышения уровня жизни в целом. Они помогают человеку удерживаться от исполнения исключительно собственной воли в стремлении к улучшению жизни.

Именно старшие софисты первыми высказали идею об индивидуальном восприятии многих истин. К примеру, одно и то же блюдо здоровому человеку покажется вкусным и сладким, а больному – горьким. В целом, многие здравые и верные идеи софистики принадлежат именно старшим ее представителям. Некоторые представители данной группы отличались наличием обширных познаний в разных областях.

Протагор

Он был очень популярным «учителем мудрости» и собирал большое количество слушателей. В основе его учения лежал тезис, высказанный им в такой формулировке:

«Человек есть мера всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют». Это значит, что истина такова, какой она в каждый данный момент кажется человеку. Это — учение об относительности истины, учение о том, что каждый индивидуальный человек есть мера истины. Развивая эту мысль дальше, современник Протагора Горгий дошел в теории познания до полного нигилизма: не только до отрицания объективной истины, но до отрицания возможности познания и даже самого бытия. Горгий написал сочинение под очень характерным заглавием: «О природе, или о несуществующем». Сочинение это до нас не дошло, но нам известны его основные положения: 1) ничего нет; 2) если бы что и существовало, то было бы непознаваемо; 3) если бы какое-нибудь знание и существовало, то его нельзя было бы сообщить другим. Демократические основы политики и управления. Согласно Протагору, человек первоначально отличался от животных только умением обращаться с огнем, которому научил его Прометей. Люди овладели ремеслами, но еще не умели жить в сообществе, — собираясь вместе, они враждовали. Тогда боги наделили людей стыдом и правдой, и каждый стал причастен к справедливости и политическому искусству. Никакое государство не устоит, заключает Протагор, если политическим искусством будут владеть немногие, в управлении же государством должны участвовать все граждане. Идея эволюции. Протагор опровергает традиционные мифологические представления о «золотом веке» в прошлом, о необходимости возврата к старине и обосновывает идею восходящего развития культуры и совершенствования общественной жизни по мере накопления знаний. Законы относятся к произведениям искусства и, подобно любому другому ремеслу, справедливости в общественных делах можно научиться.

Договорный характер происхождения государства и закона. Старшие софисты утверждали, что законы являются той высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон есть выражение согласованной «взаимной справедливости» (Протагор), нечто вроде суммы индивидуальных добродетелей, договора граждан или народа. Различение закона и права. Противопоставляются искусственный закон полиса и природное право как разумное начало. Горгий, высоко оценивая достижения человеческой культуры, относил к ним и писаный закон (номос) - искусное человеческое изобретение, в отличие от неписаной «справедливости» (фюсис).Гиппий считал, что закон, властвуя над людьми, принуждает ко мно¬гому, что противно природе. Он отмечал условность, изменчивость, временный характер полисных законов, зависимость от сменяющих друг друга законодателей.Антифонт считал, что законы искусственны и произвольны, тогда как в природе все происходит само собой, по необходимости. При этом он ссылался на то, что у всех людей — эллинов и варваров, благородных и простых — одни и те же естественные потребности. Неравенство же людей проистекает из полисных законов, а не из природы. Это была форма моральной критики привилегий аристократии и свободных граждан. Отрицание варварства и рабства по природе было выгодно прежде всего торгово-промышленной прослойке, состоявшей из неполноправных граждан, «метеков» (иностранцев), вольноотпущенников и др. Значение насилия в определении политики. Фрасимах сформулировал своеобразный принцип (закон), суть которого в том, что политика - это сфера проявления человеческих сил и интересов, а не божественного действия; справедливость устраивает сильнейшего и не может устраивать слабого; власть устанавливает законы в свою пользу и по своему подобию, т.е. диктует свою мораль.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук icon§ История политических и правовых учений: междисциплинарные связи,...
Вых учений – юридическая наука и учебная дисциплина исторического профиля. В то же время, как и юриспруденция в целом, она относится...
Предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук iconДягтерева Алла Максимовна Учебники: «История политических и правовых учений» В. С. Нерсесянц
Программа по курсу истории политических и правовых учений + Учебно-методический комплекс
Предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук iconВопросы к экзамену по иппу для до предмет, метод, периодизация истории...
Общая характеристика политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества
Предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук iconВопросы к экзамену по дисциплине «криминалистика»
Предмет криминалистики и изучаемые этой наукой закономерности. Место криминалистики в системе уголовно-правовых наук
Предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических...
Учебный курс «История политических и правовых учений» предусмотрен для студентов 4 курса дневного отделения, 5 курса вечернего отделения,...
Предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук icon«криминалистика» для студентов заочной формы обучения (5 лет обучения), 5 курс
Предмет криминалистики и изучаемые этой наукой закономерности. Место криминалистики в системе уголовно-правовых наук
Предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук iconЛ. В. Пакуш, 2012
Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси», его место в системе экономических наук
Предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук iconВопросы к экзамену по истории: Место истории в системе наук
Мировая тенденция к территориальному расширению государств и ее проявление в России
Предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук iconЛекция Предмет, метод и структура курса истории экономических учений...
История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика»
Предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессинального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница