Караваев А. Ф


Скачать 100.89 Kb.
НазваниеКараваев А. Ф
Дата публикации21.07.2013
Размер100.89 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра психологии и педагогики в деятельности сотрудников ОВД

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры
психологии и педагогики в деятельности сотрудников ОВД к.п.н., доцент, полковник милиции

Караваев А.Ф.

«12» ноября 2007 г.
Лобжанидзе Г.И.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЕКТИВЕ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Фондовая лекция

Время — 2 часа

Специальность 030505.65 - Правоохранительная деятельность

Специализация — административная деятельность

органов внутренних дел

Профиль подготовки — участковый уполномоченный милиции

Омск 2007

Рецензенты:

Скрипник Т.В.—

К.пс.н., профессор Омского гуманитарного института;

Макаров Н.Л. —

К.ю.н., доцент Омской академии МВД России

Зверев В.О.

К.и.н., старший преподаватель Омской академии МВД России

Лекция по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников милиции общественной безопасности» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности сотрудников ОВД «12» ноября 2007 г., протокол № 5.


П Л А Н
Введение

§ 1.

Актуальные психологические проблемы поддержания дисциплины в органах правопорядка

§ 2.

Психология формирования высокого уровня дисциплинированности работников органов правопорядка


Заключение

Список литературы
1. Актуальные психологические проблемы поддержания дисциплины в органах правопорядка
Органы правопорядка являются частью системы государственных организаций и поэтому их работники находятся на государственной службе и, как следствие, подчиняются требованиям государственной дисциплины. Обычно под государственной дисциплиной понимается установленный порядок деятельности государственных организаций, предусматривающий добросовестное выполнение каждым работником возложенных на него служебных обязанностей, определенных правил и требований должностного поведения.

В ряде органов правопорядка России (МВД, ФСБ, ФСНП и др.) принято говорить о соблюдении служебной дисциплины. Служебная дисциплина имеет общие черты с другими видами государственной дисциплины, но и обнаруживает определенную специфику. Поскольку указанные органы правопорядка представляют собой, по существу, военизированные организации, то для их персонала установлена дисциплина применительно к воинской. Такая служебная дисциплина требует четкого повиновения приказам начальника, всемерного содействия им в обеспечении установленного порядка и прекращения замеченных нарушений со стороны сослуживцев, личной ответственности не только за собственное поведение, но и за состояние дисциплины в профессиональном коллективе. Жизнь и деятельность личного состава этих органов правопорядка четко регламентируется уставами, приказами и распоряжениями начальников. Подобно воинскому приказу, приказ начальника должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. В свою очередь, начальник несет ответственность за состояние дисциплины среди подчиненных. Служебная дисциплина обязывает начальников воспитывать подчиненных в духе неуклонного выполнения требований законов, присяги, уставов, приказов и распоряжений, развивать и поддерживать у них осознание служебного долга, чести и профессионального достоинства.

Практика показывает, что обеспечение высокого уровня дисциплины в органах правопорядка невозможно без учета психологических особенностей их работников и профессиональных коллективов. Дисциплинированное поведение зависит от направленности личности, особенностей характера, темперамента, способностей работника. Своеобразно преломляясь и взаимодействуя друг с другом, элементы структуры личности работника образуют у него такое синтетическое свойство как дисциплинированность.

На уровень дисциплинированности влияют также различные социально-психологические явления в профессиональном коллективе: общественное мнение, внутриколлективные нормы поведения, социально-психологический климат и удовлетворенность работников различными сторонами жизнедеятельности коллектива, стиль и методы руководства и др. Дисциплинарные воздействия и дисциплинарная практика в целом должны также учитывать особенности профессионального общения, профессиональной этики, уровня притязаний и самооценки каждого сотрудника.
2. Психология формирования высокого уровня дисциплинированности работников органов правопорядка
Для определения степени развития у работников органа правопорядка такого качества, как дисциплинированность используются следующие критерии:

уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений, усвоенную в учебном заведении и на практической работе (опыт);

усердие, проявляемое в профессионально-служебной деятельности как степень напряжения потенциальных возможностей (безотносительно к успехам и неудачам);

результаты деятельности (успехи и недостатки);

общественная активность, включающая в себя оказание помощи руководителю в укреплении дисциплины и законности путем положительного воздействия на сослуживцев;

характер и количество поступков и проступков, в том числе и тех, за которые не объявлены поощрения или взыскания. (См. Китов А.И. Психология управления - М.: Академия МВД СССР, 1979,с.301)

В определяющей мере дисциплинированность работника органа правопорядка зависит от его мотивов и степени их осознанности. Различают три уровня осознанности мотивов: высший - когда работник четко осознает цели и мотивы своего поведения; средний - при котором работнику ясны лишь общие контуры собственных мыслей и чувств, побуждающих к поступку (или проступку); низкий - когда мотивы поведения человеком, практически, не осознаются. Поступки, мотивы которых не осознаются, имеют различную природу. Причиной таких поступков может быть чрезмерное эмоциональное напряжение, стресс, утомление или переутомление, склонность к негативным привычкам (например, употреблению алкоголя) и др. Однако неосознаваемость мотива поступка не следует смешивать с непризнанием его истинного мотива, которое выступает в виде своеобразной психологической защиты, заключающейся в попытке работника отклонить менее привлекательный в профессионально-нравственном отношении мотив и приписать своим поступкам благородные побуждения.

К числу основных мотивов, влияющих на поведение работника и уровень его дисциплинированности следует отнести:

деловые мотивы, выражающие отношение к служебной деятельности и выполняемым профессионально-служебным задачам;

коллективистские мотивы, характеризующие степень связи побуждений работника с ближайшим окружением, принятыми нормами и традициями поведения;

мотивы уровня профессиональных достижений, показывающие степень влияния успехов и профессиональной деятельности на дальнейшее поведение работника;

мотивы уровня притязаний, отражающие особенности сложившейся профессиональной самооценки и определения в связи с ней целей и трудностей выполняемых профессиональных задач;

мотивы избегания возможного наказания за нарушения дисциплины.

У работников органов правопорядка необходимо сформировать позитивную мотивацию деятельности, позволяющую преодолевать элементы недисциплинированности, склонности к дисциплинарным проступкам и нарушению законности. Недисциплинированное поведение проявляется,

во-первых, в склонности к пререканиям и обсуждениям распоряжения руководителя, отступлении от установленного порядка служебных взаимоотношений, выражении недовольства,

во-вторых, в неисполнительности, проявлении недостаточного усердия к выполнению должностных обязанностей,

в-третьих, в побуждениях к самочинным действиям, запрещенным установленным порядком прохождения службы в органах правопорядка.

Уровень дисциплины в профессиональном коллективе, естественно, зависит от уровня дисциплинированности каждого его работника, но не сводится только к этому. Такие факторы, как психологическая совместимость и степень сплоченности членов коллектива, степень организационной и профессиональной подготовленности к совместной деятельности, качество официальных и неофициальных взаимоотношений и другие существенно влияют на уровень дисциплины в коллективе.

К числу критериев оценки уровня дисциплины в служебном коллективе относят:

степень тяжести дисциплинарных проступков /с точки зрения оценки их последствий/;

социометрический статус нарушителей дисциплины в коллективе, то есть положение в неформальной структуре отношений членов коллектива;

распространенность тенденций к дисциплинарным нарушениям (отношение числа работников, не допускающих нарушений к числу совершивших дисциплинарные проступки);

повторяемость одноименных дисциплинарных проступков;

динамика изменения количества дисциплинарных нарушений, ее соотношение с особенностями изменений в жизнедеятельности профессионального коллектива;

соотношение поощрений, полученных всеми сотрудниками, с наложенными взысканиями по количественным и качественным признакам. (См. Китов А.И. Указ. соч., с. 304)

Важное значение для поддержания высокого уровня дисциплины в коллективе имеет учет складывающихся формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) взаимоотношений.

В неофициальной структуре взаимоотношений образуются дружеские микрогруппы, появляются неформальные лидеры, которые оказывают значительное влияние на жизнедеятельность коллектива. Сближение формальной и неформальной структур по их направленности, ценностным ориентациям, нормам и т.д. может способствовать улучшению дисциплины и организованности в работе. Если же, например, ориентация неформальных, дружеских групп или иные носят негативный характер (праздное время провождение, пьянство, уклонение от исполнения сложных профессионально-служебных задач и т.п.), то в этом случае такие "групповые стандарты" поведения могут привести к резкому снижению уровня дисциплинированности всего коллектива.

Исследования показывают, что уровень дисциплины профессионального коллектива связан с общественным мнением и преобладающими в нем настроениями. Через коллективное мнение к личности каждого сотрудника предъявляется определенная система требований, осуществляется контроль за его поведением и оценка поступков. Таким образом, мнение выполняет нормативную имотивационную функцию в сфере поддержания служебной дисциплины.


Основные нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.  М., 2007.

2. Федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (В ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ) //СЗ РФ.  2006.  № 11.  Ст. 1146.

3. Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (В ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ) // СЗ РФ.  1998.  № 2.  Ст.219.

4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (В ред. Федерального закона от 01 декабря 2007 г. № 309-ФЗ) // СЗ РФ.  1995.  № 50.  Ст.4873.

5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (В ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ) // СЗ РФ.  1995.  № 33.  Ст.334.

6. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 31-ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (В ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ) // Вед СНД РФ и СН РФ.  1992. № 17.  Ст.888.

7. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (В ред. Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 24-ФЗ) // Вед. СНД РФ и СН РФ.  1992.  № 15.  Ст.769.

8. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (В ред. Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 225-ФЗ) // Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР.  1991.  № 16.  Ст. 503.

9. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» // САПиП РФ.  1993.  № 7.

10. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.  М., 2007.

11. Уголовный кодекс РФ.  М., 2007.

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М., 2007.
Основная литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология.  СПб., 2007.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология с основами общей психологии.  М., 2007.

3. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции в вопросах и ответах.  М., 2005.

4. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности.  М., 2007.
Дополнительные нормативные правовые акты и литература
1. Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (В ред. Приказа МВД Российской Федерации от 12 апреля 2007 г. № 356).

2. Акулов В.И. Особенности действий инспектора-дежурного на месте дорожно-транспортного происшествия.  Домодедово, 2004.

3. Кисляков А. Особенности проведения воспитательной работы с осужденными, имеющими психические аномалии // Ведомости уголовно-исполнительной системы.  2004.  № 8.

4. Кораблев С.Е. Коммуникативная компетентность участковых уполномоченных милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки.  М., 2003.

5. Малыхина Н.И. История возникновения и развития методики построения психологического портрета преступника в России и за рубежом // Следователь.  2004.  № 12.

6. Меншел Р. Рынки и безумства толпы: Современный взгляд на природу массового умопомрачения.  М., 2005.

7. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании.  М., 2005.

8. Панкратов В.Н. Культура общения сотрудника ОВД.  М., 2006.

9. Сергеев С.И. Меры безопасности сотрудников ОВД и ВВ при несении службы в экстремальных условиях.  Красноярск, 2005.

10. Синьков Д.В. Преступления женщин: криминологическая характеристика и предупреждение (по материалам Восточно-Сибирского региона) // Российский следователь.  2006.  № 2.

11. Сничко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии.  М., 2006.

12. Соколова Е.Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов.  М., 2005.

13. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы.  Ростов н/Д, 2004.

14. Чебуреков А.А. Виды поведения подозреваемого и обвиняемого, подтверждающие его причастность к преступлению (улики поведения) // Следователь.  2004.  № 4.

15. Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм.  М., 2005.

16. Эстерлейн Ж.В. Некоторые аспекты производства дознания по делам несовершеннолетних // Юридический консультант. 2004.  № 9.

Похожие:

Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Педагогическое управление в профессиональном коллективе участковых уполномоченных милиции
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Сущность, специфика и методы воспитательной работы участковых уполномоченных милиции
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Психологическое обеспечение дисциплины и законности действий сотрудников милиции общественной безопасности
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Психологические особенности деятельности сотрудников милиции общественной безопасности в экстремальных условиях
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Методы психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Основные направления использования знаний психологии в деятельности сотрудников милиции общественной безопасности
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Психологический анализ механизмов формирования общественного мнения о деятельности сотрудников милиции общественной безопасности
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
...
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Лекция по дисциплине «Профессиональная педагогика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности...
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Лекция по дисциплине «Профессиональная педагогика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница