А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г


Скачать 455.62 Kb.
НазваниеА. П. Косоротов 16 сентября 2011 г
страница1/2
Дата публикации21.07.2013
Размер455.62 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ




Кафедра управления и информационных технологий в деятельности органов внутренних дел



УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

УиИТ в ОВД

к.т.н., доцент,

полковник полиции

А.П. Косоротов

16 сентября 2011 г
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ОВД

ТЕМА 4. Управленческие решения в органах внутренних дел

Тезисы лекции для курсантов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности

030501.65 Юриспруденция

очная форма обучения

Время лекционного занятия 2 часа


Омск 2011

Рецензенты:

А. А. Гайдамакин к.т.н., доцент;

Е. Г. Смирнова к.ф-м.н.











Разработанные тезисы лекции по дисциплине «Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел» обсуждены и одобрены на заседании кафедры УиИТ в ОВД «16» сентября 2011 г. протокол № 2.

Автор:

С. А. Ильин

Лекция 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, ИХ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Основные вопросы:

  1. Понятие, место и роль управленческого решения в системе управления органами внутренних дел.

  2. Формы управленческих решений.

  3. Понятие планирования в органах внутренних дел. Организационное обеспечение и технология разработки реализации управленческих решений.

  4. Организационное обеспечение и технология разработки реализации управленческих решений.
^
Литература
Основная

  1. Приказ МВД России от 26 февраля 2002г. № 174 ДСП “О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел”.

  2. Саввинов А.Г. Управленческое решение: понятие, виды, организация исполнения //Штабная практика МВД РФ, 1996. - № 1 (17). - С. 80-82.

  3. Иванов Н.Н. «Управленческое решение в деятельности аппаратов ГУВД, УВД». М., Академия МВД СССР. 1989г.

  4. Иванов Н.Н. Управленческое решение и организация процесса управления правоохранительной деятельностью органов внутренних дел. – М., 1993.

  5. Маилян С.С. Некоторые условия и факторы, оказывающие влияние на эффективность управленческих решений, принимаемых в органах внутренних дел. – М., 1999.

  6. Планирование и выработка управленческих решений с использованием информационных технологий. В кн.: Информационные технологии управления в органах внутренних дел. Учебник. - М., Академия управления МВД России, 1997.

  7. Селиверстов В.И. Организация прогнозирования преступности и использование данных прогноза в подготовке управленческих решений //Штабная практика МВД РФ, 1997. - № 3 (23). - С. 39-46.

  8. Шалахин И.В. «Технология подсчетов в принятии управленческих решений в органах внутренних дел». М., Академия МВД СССР. 1990г. Литература с грифом ограниченного пользования.


Дополнительная

  1. Основа управленческих решений //Штабная практика, 1997. - № 3 (23). - С. 46-57.

  2. Грибов В.Н., Иванов Н.Н. Организация исполнения управленческих решений в МВД, УВД. - М.: Академия МВД России, 1997.

  3. Иванов Н.Н. Управленческое решение и организация процесса управления правоохранительной деятельностью ОВД. - М.: Академия МВД России, 1993.

  4. Капорцев А.Г. Система контроля в органах внутренних дел и ее планирование. Лекция. - М.,1990 (ДСП).


Введение

На предыдущей лекции вы получили представление об ОВД как системе управления. Мы выяснили, что один из признаков системы управления – это динамичность, т.е. способность изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов. И действительно в ОВД постоянно проходят изменения, осуществляется движение, решаются задачи, ставятся новые. И во всем этом находит свое проявление процесс управления. Ведь само управление как абстрактная категория не имело бы большой значимости, если бы оно не воплощалось в реальной действительности посредством производства субъектом управления определенных действий, операций.

Поэтому сегодня мы с вами рассмотрим содержание процесса управления, выделим его стадии и особенности в ОВД.

^ Понятие, место и роль управленческого решения в системе управления органами внутренних дел. В общих чертах решение можно определить как обязательное к исполнению общественно необходимых действий установление, сознательный акт субъекта управления, связанный с выбором цели и путей ее достижения,

Часто решение рассматривается как кульминационная точка управленческой деятельности, как действие, документ, программа разрешения противоречий в системе управления, являющаяся результатом выбора между возможными вариантами на основе соединения знания и воли. Вместе с тем выработка решения есть творческий процесс, требующий от руководителя глубоких профессиональных знаний, исключения стереотипов мышления и ограниченного видения проблем, правильного использования разносторонней информации и опыта организатора, умения сочетать коллегиальность и единоначалие.

Применительно к управленческой деятельности органов внутренних дел (ОВД) решение — это основанный на законах и подзаконных актах, анализе и оценке оперативной обстановки волевой акт соответствующего руководителя, содержащий постановку целей, обоснование путей и средств их осуществления, имеющий директивный (властный) характер, принятый в установленном порядке, обеспечивающий организационную устойчивость и совершенствование деятельности органов внутренних дел при решении возлагаемых на них задач.

Управленческое решение всегда связано с определением цели по достижению определенного результата. Поэтому цели конкретных управленческих решений ОВД должны рассматриваться в контексте с целями общегосударственной политики в области правоохраны, так как ОВД республики, края, области призваны обеспечивать проведение в жизнь этой политики.

Однако руководящие установки вышестоящих органов государственной власти и управления в области борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности являются лишь исходной, хотя и основополагающей информацией. Для творческой их реализации с учетом особенностей организации и деятельности каждого конкретного ОВД необходимо:

1) владеть оперативной обстановкой и учитывать ее специфику в республике, крае, области, городе, районе;

2) знать и использовать имеющийся передовой опыт, рекомендации науки по применению тех или иных форм, методов и средств борьбы с преступностью и охраны общественного порядка;

3) широко применять профессиональные знания, умения и навыки руководителей в области организации управления.

Как следует из определения, управленческие решения ОВД, с одной стороны, надо рассматривать как средство претворения в жизнь директивных установок в области борьбы с преступностью и охраны правопорядка, а с другой,— как средство организации деятельности органов и подразделений с целью реализации этих установок. Более того, управленческое решение призвано обеспечить организационную устойчивость и развитие системы ОВД.

Сложность и разнообразие функций и задач обусловливают необходимость принятия в ОВД множества самых различных решений. Чем больше задач приходится решать одновременно, тем настоятельнее потребность рассматривать их во взаимной увязке. В системе решений находит отражение органическая связь организационных, правовых, тактических, методических и других аспектов деятельности ОВД по борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

В этой связи для руководителей и должностных лиц ОВД, в той или иной мере участвующих в разработке управленческих решений, важным научно-практическим положением является системное видение управленческих решений, которое позволяет:

а) оценивать приоритеты целей в условиях конкретной оперативной обстановки уже на начальных стадиях разработки решения, т. е. действовать целеустремленно, обеспечивать цикличность, преемственность решений, ритмичность и планомерность процесса их разработки и принятия;

б) рассматривать каждое из них как звено в общей цепи постановки и реализации целей деятельности органов внутренних дел.

Важно, чтобы руководитель, принимающий управленческое решение, видел его назначение, место и роль в системе решений, степень его влияния на выполнение стоящих перед ОВД задач.

Характер взаимодействия решений, их предписаний с различными сторонами организации и функционирования ОВД диктуют те условия, которые в конечном счете определяют эффективность их действия. С организационной стороны это— требования к управленческому решению, выполнение которых и обеспечивает их эффективность.

Решение может быть эффективным, если оно

- всесторонне и научно обоснованно, когда оно предвидит и учитывает всевозможные повороты событий и принимается с учетом наиболее вероятного исхода управленческой ситуации.

Научная обоснованность характеризуется глубоким и всесторонним познанием причинно-следственных связей социально-правовой сферы жизни и деятельности органа внутренних дел. Научно обоснованным решениям противостоят субъективистские решения, принимаемые без тщательного анализа сложившейся обстановки на основе только собственного видения событий и субъективного отношения к ним. В этой связи организационными, правовыми, психолого-педагогическими мерами необходимо добиваться решительного взлома субъективных, аппаратно-бюрократических барьеров, отделяющих науку от практики, практику от науки. Сейчас уже очевидно, что не столько наука оторвалась от практики—известная сентенция некомпетентных и инертных управленцев — сколько практика отстала от науки.

^ Надлежащее информационное обеспечение — непременное условие своевременности выявления проблем, установления причин их возникновения. Оно дает возможность обосновать цель, пути и средства ее достижения, оперативно регулировать процесс реализации решения. Решение качественно, если оно содержит оптимальный объем информации, обеспечивающий его эффективность.

Эффективное решение отвечает требованиям законности, оно не противоречит действующим государственным и ведомственным нормативным актам, приказам, нормативам, инструкциям и т. п. Законность решения — это его соответствие не только букве закона, но и духу законодательства и права. Именно это обстоятельство способствует укреплению государственной дисциплины и законности.

Важным требованием эффективности решения является его полномочность и властность. Это означает, что оно должно исходить из объема властных полномочий, которыми наделен субъект управления. Соблюдение этого требования придает решению силу, способную воздействовать на объект управления

и при необходимости использовать принуждение в виде различных санкций.

Безусловным является требование компетентности решения. Решение компетентно, если оно принято тем лицом (органом), которое должно принимать подобного рода решения. Компетентность решений резко снижается и в тех случаях, когда подменяются функции нижестоящих органов.

Велико значение требования своевременности решения. Правильное и обоснованное решение, но принятое с опозданием, равносильно ошибке. В органах внутренних дел принятие решения часто происходит в условиях активных действий правонарушителей, постоянно изменяющихся условий оперативной обстановки и жесткого лимита времени. Важнейшими факторами в достижении этого требования выступают оперативность в принятии решения и гибкость реакции на меняющиеся события.

^ Решение эффективно, если оно актуально. Факт актуальности решения в какой-то мере связан со своевременностью. Однако это далеко не тождественные понятия. Решения актуальны, если они направлены на разрешение актуальных задач, которые необходимо выбрать среди большого количества проблем путем оценки их значимости. Поэтому, когда вопросов, требующих решения, много, необходимо учитывать, были ли они оценены по степени актуальности и принимались ли по ним решения в порядке их важности.

Решение руководителя ОВД при сохранении своей общей целенаправленности, кроме того, должно определяться его гибкостью по отношению к исполнителям, т. е. учитывать их субъективные особенности и не навязывать им излишне строгих рамок поведения. Во всех случаях наиболее эффективны решения, составляющие простор для проявления инициативы и творчества подчиненных. Такие решения воспринимаются исполнителями как проявление доверия к ним. Однако при оценке этого требования всегда следует исходить из конкретно сложившейся ситуации и субъективных качеств исполнителей.

Вместе с тем результативность решения во многом зависит от адаптации его к исполнительскому уровню, т. е. от того, какие условия созданы для его исполнения. С одной стороны, нереальные и явно завышенные планы, непосильные задачи, поставленные перед отдельными сотрудниками или службами, подрывают веру в людей, в собственные возможности, снижают их инициативу и активность. С другой, явно облегченные решения, умышленно заниженные планы, обязательства также дают отрицательный эффект. Они расслабляют сотрудников и резко снижают эффективность труда.

^ Решение эффективно, если оно исчерпывает, т. е. разрешает проблему полностью или на длительный срок. На практике часто встречаются решения, принимаемые как бы в ответ создавшейся ситуации, но не разрешающие ее до конца. Как правило, это является следствием неглубокой оценки обстановки, недостаточного анализа причин, породивших данную ситуацию, без определения (выявления) путей их искоренения. Повторные решения по одному и тому же вопросу потребуют больших затрат сил, энергии, времени.

^ Эффективное решение отличается преемственностью, непротиворечивостью по отношению к ранее принятым решениям. Оно является как бы логическим продолжением более общих стратегических установочных решений. Такое решение углубляет и конкретизирует основные положения ранее принятых решений и соответствует общей концепции, а также целям ОВД. Каждое решение должно быть непротиворечивым не только по отношению к другим решениям, но и быть «внутренне» непротиворечивым. Такая непротиворечивость заключается в единстве целей и средств их достижения, в логической связи отдельных положений, фактов и предписаний, вытекающих из них, и т. д.

Выполнение вышеперечисленных условий может быть достигнуто лишь при высокой исполнительской дисциплине управленческого персонала ОВД, что в свою очередь требует стимулирования и предполагает юридическую ответственность конкретных должностных лиц за исполнительность или ненадлежащее исполнение указаний, а также непринятие управленческих решений на своем уровне в пределах своей компетенции и в установленные сроки.

Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что решение будет эффективным, если оно имеет общественную мотивацию и преследует интересы дела (соответствует общим целям ОВД). Сотрудники всегда должны знать, какими мотивами руководствовался начальник, принимая то или иное решение, и какие цели будут достигнуты в итоге его выполнения. Это одно из главных условий эффективности управленческого решения.

Наконец, эффективность управленческих решений ОВД обеспечивается оперативностью их оформления. Данное требование предполагает осуществление комплекса мер по обеспечению четкого и быстрого оформления принятого решения. Выполнение указанных мер для распорядительных документов, содержащих определенные поручения и задания, представляется

весьма важным.

Общая характеристика управленческих решений. Характеристика управленческих решений ОВД связана с определением их видов, форм, структуры и содержания.

В условиях большого количества разнохарактерных управленческих решений, действующих и периодически разрабатываемых ОВД, большое практическое значение имеет их классификация.

Чтобы осуществить классификацию управленческих решений, необходимо составить их перечень, затем на основании определенных классификационных признаков сгруппировать их по видам. Так, применительно к аппаратам МВД, УВД целесообразно выделить следующие виды управленческих решений ,

^ По целевому назначению — стратегические и тактические решения. Определение целей является основой рассмотрения любых систем, в том числе и систем решений

Приведенная ниже классификация не претендует на полноту и завершенность. В то же время она охватывает наиболее важные, виды решений МВД, УВД.

Назначение стратегических управленческих решений связано с реализацией целей развития, преобразования ОВД. К ним относятся:

— перспективные, годовые планы работы;

— установочные приказы о задачах органов внутренних дел на очередной год;

— комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел на очередной год;

— комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел по отдельным проблемам борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.

Тактические решения призваны стабилизировать деятельность органов и подразделений путем своевременного внесения корректив в работу и устранения отклонений от целей стратегических решений. К ним относятся многочисленные приказы, указания, решения коллегии или оперативного совещания, а также планы, принимаемые в процессе повседневного управления.

^ По признаку юридических свойств выделяются индивидуальные и нормативные решения.

Индивидуальные решения имеют разовое назначение, т. е. после реализации они прекращают свое действие. Исполнение предписаний решения нормативного характера в одной ситуации не прекращает его действия в других подобных ситуациях.

Особое место занимают нормативные решения, закрепляющие основы организации и деятельности органов внутренних дел и тем самым обеспечивающие их развитие и организационную устойчивость. К ним относятся: положения об органах и подразделениях, закрепляющие задачи, функции, структуру, а также правовой статус. К этой же группе решений относятся, например, инструкции об организации деятельности аппаратов МВД, УВД, их подразделений и т. д. Эти решения рассчитаны на многократное, долговременное использование и по своей сущности являются нормативными актами в узком юридическом значении этого слова.

^ По направленности управляющих воздействий выделяются следующие виды решений:

— по организации управления внутри системы;

— по организации борьбы с преступностью, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Перечисленные группы решений различаются между собой, в то же время между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, ибо преобразования в самих системах МВД, УВД подчинены успешному решению задач борьбы с преступностью, обеспечению правопорядка на обслуживаемой территории.

Любые существенные изменения в состоянии общественного порядка и преступности, возникновение новых задач в сфере правоохранительной деятельности должны незамедлительно повлечь переориентировку в деятельности аппаратов МВД, УВД. Это происходит на основе изменения внутриорганизационных задач, поставленных в соответствующих решениях.

Например, первый вид решений связан с вопросами подбора, обучения, воспитания кадров, с совершенствованием информационно-аналитической работы, организации выработки и принятия решений, контрольной деятельности и т. д. Так, в настоящее время во многих МВД, УВД разработан ряд следующих документов: инструкции о порядке работы коллегий МВД, УВД, оперативного совещания; инструкции о порядке выездов сотрудников аппаратов министерств и управлений в служебные командировки в органы и подразделения внутренних дел республики, края, области и т. д.

В аппаратах МВД, УВД основную часть составляют решения, направленные на организацию борьбы с преступностью, раскрытия и расследования преступлений, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности и т. п.

^ По охвату проблем и задействованных в их решении сил и средств выделяются общие и частные решения.

Общие решения носят общесистемный, многоцелевой, комплексный характер, охватывают все направления деятельности и все службы и подразделения МВД, УВД. При их разработке используется весь информационный потенциал министерства, управления внутренних дел.

В этой группе целесообразно выделить особый вид— директивы МВД России, установочные приказы МВД, УВД по организации деятельности подчиненных органов и подразделений в предстоящем году. По времени принятия для них характерна четкая годовая цикличность. По форме,— это приказы о задачах органов внутренних дел на очередной год, годовые планы работы МВД, УВД. Частные решения связаны с выполнением отдельных задач по одной или нескольким проблемам. К ним относятся решения по вопросам:

— обеспечения правовой регламентации организации и деятельности различных служб, подразделений ОВД, а также в целом министерства, управления; организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в связи с особыми событиями общественно-политического характера;

— организации и проведения комплексных операций различного масштаба и направленности;

— комплексных инспекторских и иных проверок; анализа различных сторон деятельности ОВД и принятия мер по устранению недостатков в работе;

— использования оперативно-розыскных средств и методов борьбы с преступностью, а также оперативно-технических средств;

— изучения, обобщения и распространения передового опыта работы;

— организации воспитательной и учебно-методической работы с личным составом и укрепления исполнительной дисциплины и законности в деятельности органов внутренних дел.

Информационной базой для их разработки являются директивные установки, оценка оперативной обстановки, а также целевые исследования и проверки по отдельным проблемам. По форме — это приказы, указания, планы и другие решения.

^ С учетом источника возникновения задачи могут приниматься следующие решения:

— по выполнению директивных установок федеральных и местных органов государственной власти;

— по выполнению отдельных требований директив, приказов и указаний МВД России;

— по выполнению собственных решений данного МВД, УВД по отдельным проблемам борьбы с преступностью, обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности;

— по осуществлению мероприятий, связанных с непредвиденными осложнениями оперативной обстановки в республике, крае, области, в целом или отдельном регионе, с итогами отдельных комплексных, контрольных и иных проверок деятельности органов, служб, подразделений, с внедрением передового опыта (вне плана).

В более крупном плане можно выделить решения, принимаемые во исполнение установок вышестоящих органов, и инициативные, т. е. принимаемые по собственной инициативе.
К группе инициативных решений относятся, например, приказы о неудовлетворительном использовании сил и средств теми или иными горрайорганами в борьбе с преступностью, о мерах по оказанию практической помощи горрайорганам, работающим в сложной оперативной обстановке, инструкции по некоторым вопросам организации деятельности аппаратов МВД, УВД и т. д. Здесь же целесообразно отметить, что инициативные решения МВД, УВД, как правило, связаны с возникновением в процессе управления проблемных ситуаций, с изменениями в оперативной обстановке, нарушением ритмичности работы тех или иных органов и подразделений внутренних дел и т. п. Необходимость принятия решений с целью разрешения проблемной ситуации возникает потому, что она затрудняет реализацию задач, определенных вышестоящими органами и собственными общими решениями МВД, УВД (годовыми, пятилетними планами работы).

По принадлежности сил и средств, используемых для борьбы с преступностью, решения делятся на собственные (ведомственные) и совместные (межведомственные).

Собственные (ведомственные) решения реализуются силами служб, подразделений органов внутренних дел с использованием имеющихся в их распоряжении средств, форм и методов.

Совместные решения применяются для выполнения стоящих перед ОВД задач, которые в той или иной мере решаются и могут быть решены с использованием сил и возможностей других ведомств, органов, организаций.

Наиболее типичными формами этого вида решений являются комплексные планы профилактики, планы специальных операций, совместных мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних, совместные решения коллегий МВД, УВД и других государственных органов и общественных организаций.

^ По признаку «начала—окончания» реализации поставленной задачи выделяются основные (исходные), дополнительные (промежуточные) и итоговые решения.

Основные (исходные) решения являются начальным пунктом в процессе решения той или иной задачи, в ряде случаев они открывают временные циклы деятельности МВД, УВД (год, полугодие, квартал).

Очень часто в процессе решения одной проблемы возникает необходимость в разработке и принятии нескольких управленческих решений. В этом случае наряду с основным (исходным) и итоговым по данной проблеме решением появляются дополнительные (промежуточные) решения. Так, при наличии приказа МВД, УВД об усилении борьбы с организованной преступностью в республике, крае, области (основное решение) решение коллегии МВД, УВД о ходе выполнения органами внутренних дел этого приказа будет являться дополнительным (промежуточным) решением. Итоговым решением по данной проблеме может быть приказ или решение коллегии МВД, УВД об итогах выполнения основного решения.

Итоговые решения связаны с моментом завершения определенного периода работы или моментом реализации конкретного управленческого решения (например, приказ об итогах работы МВД, УВД за полугодие, об итогах проведения операции органами и подразделениями внутренних дел, о результатах инспекторских проверок конкретных органов внутренних дел и т. д.).

По времени (моменту) реализации поставленных задач выделяются перспективные и текущие (оперативные) решения ОВД.

Перспективные решения представляют собой годовые и пятилетние планы деятельности органов внутренних дел республики, края, области, комплексные программы, приказы, инструкции, уставы, наставления, регламентирующие те или иные вопросы управленческой деятельности (организацию контроля и проверки исполнения, порядок подготовки и проведения коллегии или оперативного совещания, разработку и принятие управленческих решений и т. д.).

Текущие (оперативные) решения реализуются в рамках текущего управления или в определенный в самом решении срок, но в пределах текущего года. Как правило, эти решения вытекают и связаны с реализацией годовых планов работы МВД, УВД. В то же время необходимость немедленного решения тех или иных задач правоохраны, своевременного реагирования на изменения оперативной обстановки определяет систему оперативного управления, в процессе которого принимается и реализуется большое число управленческих решений МВД, УВД. Эти решения могут быть связаны с резким ростом числа совершаемых преступлений в отдельных городах или районах республики, края, области, совершением отдельных тяжких преступлений, акциями стихийных выступлений и массовых беспорядков, серьезными дорожно-транспортными происшествиями, грубыми нарушениями законности со стороны работников ОВД и т. д. В частности, к текущим (оперативным) относятся решения, связанные с резким осложнением оперативной обстановки, возникновением особых ситуаций и требующих оперативных координированных действий различных служб и подразделений МВД, УВД.

По форме выражения во вне выделяются устные и письменные управленческие решения.
  1   2

Похожие:

А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г iconА. П. Косоротов 16 сентября 2011 г
Тезисы лекции для курсантов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности
А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г iconА. П. Косоротов 16 сентября 2011 г
Тезисы лекции для курсантов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности
А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г iconПриказ мвд 22. 08. 2011 n 618 Зарегистрировано в Министерстве юстиции...
...
А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г iconИтоги выставки «Зеркало Моды Одесса- 201 1»
С 8 по 10 сентября 2011 года в Одессе состоялась 2-я Национальная выставка индустрии красоты «Зеркало Моды Одесса 2011»
А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г iconОктоберфест 2011
Вылет из Челябинска 17 сентября, на 7 ночей/8 дней. Проживание в отеле 4*, завтраки
А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г icon17 сентября 2011 г. Ханты-Мансийск
Туристский слет студентов в зачет универсиады Югорского государственного университета
А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г iconА. П. Косоротов
Возникновение управленческой мысли в Древние века (Хаммурапи, Птаххотеп, Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель)
А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г iconПрограмма показа VII казанского Международного фестиваля мусульманского...
Казанского Международного фестиваля мусульманского кино 6 сентября-11 сентября 2011г
А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г iconКонкурс эссе “Как я поступал в вуз” Сентябрь 04th, 2011 | рубрики
Принимаются работы на конкурс эссе “Как я поступал в вуз”. Дедлайн 15 сентября 2011 года
А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г iconМетодические указания по выполнению курсовой работы Направление подготовки бакалавра
Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол №2 от «29» сентября 2011 г.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница