42. Советская республика и её признаки Советская республика


Название42. Советская республика и её признаки Советская республика
страница1/10
Дата публикации23.07.2013
Размер1.23 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
42. Советская республика и её признаки
Советская республика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы: Советы народных депутатов, Советы депутатов трудящихся, Советы рабочих депутатов, Советы солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, Советы матросских депутатов, Советы батрацких депутатов и т. д.

Советская республика характеризуется полновластием Советов — представительных органов государственной власти.

Советская республика обладает общепринятыми демократическими институтами:

избирательная система

права и свободы и др.

Единственную систему органов государственной власти составляют особые представительные органы — Советы разных уровней, объединённые иерархией и соподчинённостью. По основному Закону Советам принадлежит вся полнота власти, они представляют политическую основу советского государства, все иные органы подотчётны и подконтрольны Советам.

Советская республика строится по принципу демократического централизма, отрицая принцип разделения властей. Свою деятельность Советы проводят на сессиях, а в промежутках между ними постоянно-действующими органами являются президиумы и исполнительные комитеты (исполкомы), в зависимости от уровня Советов. Депутаты, если они не входят в руководство исполнительного комитета или президиума, не освобождаются от гражданской работы.

Для данного типа правления основополагающими являются следующие черты:

Принцип разделения властей не признаётся, так как руководствующая в обществе марксистско-ленинская теория отвергала этот принцип, как игнорирующий классовую природу государства;

Действует принцип демократического централизма;

Функции парламента выполняют или сами Советы, или их палаты;

Функции главы государства выполняют коллегиальные президенты — Президиумы Советов (в СССР - всесоюзного и республиканского уровней);

Действует императивный депутатский мандат — депутаты подотчётны населению и могут быть им отозваны в случае неоправдания доверия;

Нет различия между государственными органами и органами местного самоуправления (в теории и государственной практике советской республики само понятие «местное самоуправление» не употребляется);

Функции главы правительства выполняют коллегиальные органы — бюро или Президиумы Советов Народных Комиссаров, либо Советов Министров;

Функции главы законодательной власти выполняют коллегиальные спикеры — президиумы Советов или Съездов Советов;

В Советы избираются и беспартийные, иногда их было больше, чем партийных.

Социалистическая Республика Чили (в 1932, в некоторых городах);

Китайская Советская Республика (1931—1934, c 1949 — как народная республика).

^ 43. Понятие и формы территориально-политического устройства государства.
Территориально политическое устройство - это территориально-политическая структура государства, т.е. определенный порядок деления территории на части, их правовой статус и взаимоотношение центральных органов власти с органами власти составных частей, т.е. государственных или административно-правовых единиц.

Принято считать, что есть две основные формы территориально-политического устройства государств - унитарное государство и федеративное государство. Кроме того, имеются и иные государственно-правовые образования, которые входят в данную часть конституционного права: конфедеративное государство и автономия.

^ Унитарное государство - это такое государство, которое не имеет в своем составе государственно-правовых образований, государственных единиц.

Федерация - это государственный союз, в который входят государственные образования, имеющие юридическую самостоятельность, формально ограниченную лишь правами этого союза.

Конфедерация - это постоянный союз государств, объединенных какой-то общей целью или задачей: это может быть военный союз, экономический союз, таможенный союз.

Автономия может быть определена, как внутреннее самоуправление определенной части государства, отличающейся от других некоторыми специфическими особенностями: историческими, культурными, религиозными, бытовыми, языковыми, географическими, иногда - национальными.
^ 44. Унитарное государство и его признаки. Правовое положение административно-территориальных единиц.
Унитарное государство - это такое государство, которое не имеет в своем составе государственно-правовых образований, государственных единиц. Территория унитарного государства делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью, а их правовой статус определяется центральной властью, т.е. актами центральных органов власти и управления.

К числу унитарных государств относятся такие государства, как Франция, Великобритания, Италия, Швеция, Греция, Испания, Голландия. К унитарной форме относится много стран Латинской Америки, почти все африканские страны, страны Азии (Япония, Таиланд и др.). Для унитарного государства характерен ряд основных отличительных признаков. Среди них называют:

1. единая законодательная власть - общий для всей страны парламент;

2. единая исполнительная власть;

3. единая судебная власть (судебная система);

4. единая конституция, которая распространяется на всю территорию страны;

5. единое законодательство - единая правовая система, обязательная для всех граждан на территории этой страны;

6. территория унитарного государства делится на административные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью;

7. отмечается также такой признак унитарного государства, как единое гражданство.

Так или иначе, самым характерным является положение, что унитарное государство делится на административные единицы. Эти единицы образуются по определенным принципам. Например, используется принцип примерно равной численности населения, принцип образования единиц вокруг крупных экономических, промышленных и географических центров. Данные единицы служат определенным целям - удобству управления, удобству взимания налогов и т.д. Другими словами, это деление создается для облегчения осуществления государственной власти.
^ 45. Автономия: понятие, виды, конституционное закрепление.
Автономия может быть определена, как внутреннее самоуправление определенной части государства, отличающейся от других некоторыми специфическими особенностями: историческими, культурными, религиозными, бытовыми, языковыми, географическими, иногда - национальными.

^ Политическая автономия предполагает более высокий статус автономной единицы. Политическая автономия характеризуется тем, что субъекты политической автономии имеют практически все внешние признаки государства: там имеются парламент, правительство, гражданство, местное законодательство и ряд других важных атрибутов, в том числе и государственно-правовая символика. Иногда бывает конституция или акт, который выполняет функцию конституции. Статусом политической автономии обладает, например, Северная Ирландия. В Северной Ирландии, по закону, должен действовать двухпалатный парламент. Нижняя палата должна избираться, а Верхняя - назначаться Британским парламентом.

^ Административно-территориальная автономия чаще создается в связи с каким-то особым географическим положением территориальной единицы. Например, в связи с тем, что данная территория представляет собой остров или расположена в труднодоступной местности, где-нибудь в горах.

В административной автономии, исходя из ее определения, уже круг прав и полномочий, компетенция у ее государственных органов не такая широкая, как в политической автономии. К административно-территориальной автономии часто относят, например, ряд областей с автономным статусом в Италии: Сицилию и Сардинию. Хотя там также есть свои законодательные органы, свое правительство, свое управление. К подобного рода единицам относят Азорские острова и остров Мадейра, которые являются автономией Португалии.

«национально-культурная» автономия. На практике это означает предоставление какой-то этнической группе право развивать свою национальную культуру, иметь школы на национальном языке, национальные театры, издавать газеты, иметь свое радиовещание, телестанции и т.д. Такая национально-культурная автономия формально присутствует в Ираке по отношению к курдам, которые добились культурной автономии, но, естественно, хотят большего.

Под персональной автономией понимается закрепление возможности и создание способов учета мнения национальных меньшинств, а также персональное присутствие этих меньшинств в специально создаваемых органах либо при центральном правительстве. Этнические меньшинства, при желании, создают специальные органы по своим проблемам. Например, народность саами проживает в Швеции, в Финляндии и в Норвегии.

^ Корпоративная автономия означает, что часть мест в государственных органах резервируется для государственных служащих, представляющих определенную национальность, т.е. определенная квота выделяется для людей местной национальности. Служащие госаппарата должны знать язык этой национальности.

^ Национально-территориальная автономия осуществляется в случаях компактного проживания национальных меньшинств. Тогда в названии единицы подчеркивается этот национальный характер. Например, Страна басков либо Каталония в Испании, поскольку и баски, и каталонцы - это этнические группы, отличающиеся от испанцев.
^ 46. Федеративное государство и его признаки. Типы федераций.
Федерация - это государственный союз, в который входят государственные образования, имеющие юридическую самостоятельность, формально ограниченную лишь правами этого союза.

Признаки:

  1. Большинство зарубежных федераций образуются не на основании национальных или этнических признаков. Зарубежные федерации объединяют государственно-политические образования по географическому признаку, признаку соседства или общих экономических, военных, таможенных, торговых интересов.

  2. Отсутствие права на выход из федерации. На юридическом языке это называется «отсутствие права на сецессию» (на отделение).

  3. Признак неравенства членов федерации друг с другом. Иногда это называют асимметрией федерации. Штаты, провинции, земли большие по площади, по количеству населения в федерациях обычно имеют больше прав, чем штаты, меньшие по площади и менее населенные.

  4. Территория федерации, союзного государства состоит из территорий субъектов федерации.

  5. Федерация, как государство, имеет общую конституцию. Федеральной конституции должны соответствовать конституции субъектов федерации и законодательство этих субъектов.

  6. У субъектов федерации имеются свои конституции, которые являются признаком самостоятельного государства, но по содержанию, по духу, по букве они не могут противоречить конституции федеральной.

  7. Федерация имеет законодательную, исполнительную и судебную власти, полномочия которых распространяются на территорию союзного государства.

  8. У субъектов федерации имеются собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, которые имеют свою специальную компетенцию, свои полномочия. Их компетенция не совпадает с компетенцией центральных органов.

  9. Существует четкое разграничение компетенции в сфере законодательства, управления и зачастую в судебной сфере между союзным государством и субъектами федерации. Это означает, что ряд вопросов решают только союзные органы, а ряд вопросов - только субъекты федерации.

  10. Верховные суды федерации являются высшей судебной инстанцией для всех судов страны, включая суды субъектов федерации, и осуществляют конституционный надзор за законодательство субъектов федерации.

  11. Существует федеральное гражданство, хотя в некоторых случаях формально признается гражданство субъектов федерации.

  12. Важным юридическим признаком федерации следует назвать двухпалатную структуру федерального парламента.

Исходя из происхождения этого понятия, федерации можно разделить на две группы: договорные и недоговорные федерации. Первая группа федераций - договорные федерации - это такие союзные государства, которые возникли на основе договора будущих субъектов федерации, как правило, независимых государств. К договорным федерациям принято относить США, Швейцарию, Австралию, Малайзию и др.

^ Второй тип федерации - недоговорная федерация - это такой случай, когда центральная государственная власть предоставляет значительную самостоятельность административным единицам, и те превращаются в субъекты федерации. Такая перестройка проводится как бы по доброй воле унитарной власти. К таким странам относится Канада, Индия, Пакистан, Нигерия. В последнем случае у субъектов федерации компетенция меньшего объема, говоря простым языком - меньше прав, а больше обязанностей, больше же власти у центральных органов. Это естественно, поскольку, когда центральная власть предоставляет права и полномочия, то, естественно, стремится дать поменьше. А если какие-то субъекты объединяются, то они стремятся оставить себе побольше полномочий и прав.
^ 47. Виды и правовой статус субъектов федерации.
Субъе́кт федера́ции — составная часть федеративного государства.

В различных странах имеют различные наименования: штат, земля, республика, область,федеральный округ, край, кантон, провинция, территория, город федерального значения.

В конституционном праве Германии подчеркивается, что земли не являются административными единицами ФРГ (то есть производными от федерации), а наоборот, ФРГ является объединением земель. Земли считаются субъектами конституционного права, а также обладают ограниченной международной правосубъектностью. Земли несут «государственную ответственность». Три земли используют термин «свободное государство» (Баварии, Саксонии и Тюрингии), однако особые права по сравнению с другими землями с этим не связаны.

^ К компетенции субъектов федерации обычно относят:
· вопросы организации местных органов самоуправления и самоуправления;

· охрану общественного порядка;

· устройство дорог и обслуживание их;

· охрану и защиту окружающей среды;

· принятие местного законодательства (гражданского и уголовного);

· вопросы культуры, образования, медицины. Как правило, эта сфера в большинстве случаев относится к компетенции субъектов федерации.

В ряде случаев к компетенции субъектов федерации относят также организацию и проведение выборов, в том числе и федеральных, вопросы внутренней торговли и некоторые другие.

Например, может запрещаться введение новых налогов, если их перечень закреплен, запрещается предоставлять привилегии какому-то субъекту федерации в ущерб другим, запрещается изменять границы субъектов федерации без их согласия. Существует и ряд других, прямых ограничений союзной власти.

Субъектам федерации в ряде случаев также запрещается предпринимать какие-то действия, которые относятся к исключительной компетенции союза, причем такие ограничения прямо перечисляются. Например, запрещается печатать собственную валюту, содержать войска, заключать международные договоры, вводить какие-то ограничения или льготы для граждан своего штата (провинции), которые отличались бы от привилегий, прав или ограничений жителей других провинций или штатов. Запрещается нарушать федеральную конституцию и т.д.
^ 48. Основные системы распределения компетенции между союзом и субъектами федерации.
? исключительная федеральная, где в принципе только федеральные органы могут обладать властными полномочиями и осуществлять их, однако допускается делегирование отдельных полномочий субъектам федерации;

? исключительная субъектов федерации, где только их органы могут иметь и осуществлять полномочия власти, которые возможно делегировать как центру, так и органам местного самоуправления;

? совместная федерации и ее субъектов, где властные полномочия принадлежат и федеральным органам и органам субъектов федерации. В этой сфере компетенция может быть строго распределена между федерацией и ее субъектами (например, федерация законодательствует, а ее субъекты обеспечивают исполнение законов или федерация издает основополагающее, рамочное регулирование, а ее субъекты – конкретное), и в таком случае в данной сфере могут быть полномочия, входящие в исключительную компетенцию как федерации, так и ее субъектов. Но распределение в совместной сфере может иметь и конкурирующий характер: органы субъектов федерации вправе принимать решения по любым вопросам данной сферы, пока такие решения не приняты федеральными органами. В любом случае акты субъектов федерации в совместной сфере не могут противоречить актам федеральным;

? остаточная, то есть не определенная конституцией; она может быть посредством конституционной презумпции отнесена к любой из вышеперечисленных.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

42. Советская республика и её признаки Советская республика iconАзербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь,...
Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова,...
42. Советская республика и её признаки Советская республика iconКнига представляет интерес для всех, кто интересуется развитием современной...
И. С. Вдовиной. — М.: Республика; Палимпсест, 2003. — 431 с. — (Мыслители XX века)
42. Советская республика и её признаки Советская республика iconПрограмма Международной конференции «10 лет на благо детей»
Субъекты Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Мурманская область
42. Советская республика и её признаки Советская республика iconАрбитражный процесс История становления арбитражных судов в РФ
Впервые сформировался экономический суд в 1135 году в Новгородской республике. Новгородская республика отличалась от других тем,...
42. Советская республика и её признаки Советская республика iconГлаве Чувашской Республики М. В. Игнатьеву
Все республики, за исключением Чувашской Республики, восстановили исторические названия. Например, Республика Хакасия, Республика...
42. Советская республика и её признаки Советская республика iconДепутатам Государственного Совета Чувашской Республики обращение
Все республики, за исключением Чувашской Республики, восстановили исторические названия. Например, Республика Марий Эл, Северная...
42. Советская республика и её признаки Советская республика iconГлаве Чувашской Республики Игнатьеву М. В. Депутатам Государственной Думы Российской Федерации
Все республики, за исключением Чувашской Республики, восстановили исторические названия. Например, Республика Хакасия, Республика...
42. Советская республика и её признаки Советская республика iconСоветская патриотическая музыка вып. 1

42. Советская республика и её признаки Советская республика iconСлужбы экстренного вызова
Советская, 5 5-22-17, 5-22-00 гу «Управление Пенсионного фонда РФ по г. Лабытнанги»
42. Советская республика и её признаки Советская республика iconАдрес: г. Марьина Горка, ул. Советская, 13 (отдел находится  в здании...
Адрес: г. Марьина Горка, ул. Советская, 13 (отдел находится  в здании Пуховичского районного центра культуры;  второй этаж)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница