1. Понятие источника права


Скачать 203.07 Kb.
Название1. Понятие источника права
Дата публикации25.07.2013
Размер203.07 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
XII. Источники права.
1.Понятие источника права.
Право - это совокупность правил поведения, поддерживаемых властными органами. Проблема источников права существует уже долгое время. В общей теории права формы выражения и закрепления правовых норм определяются как источники права в формальном, юридическом смысле. Чтобы люди могли ознакомиться с правом, с его содержанием, ему необходимо придать определенную форму. Различные формы, в которых выражается право могут иметь название источника права. Трактовка источника права как формы права довольно условна, поскольку само понятие источник гораздо шире, чем то значение, которое употребляется в данном случае. Поэтому если указывать на те источники, в которых содержится право, уместнее употреблять понятие «форма» права.

Понятие источник права, как правило употребляется в более широком смысле и включает в себя ряд элементов.

  1. К источникам права относятся те силы, явления социальной жизни которые занимаются правотворчеством. Поэтому в строго логическом смысле их можно назвать источниками правовых норм. К таким явлениям относятся народ, государство. в лице своих органов. Представители теологических философских течений силой, от которой исходит право называют Бога.

  2. К источникам право следует отнести те материалы, правовые документы, которые положены в основу законодательства. Действительно, принцип исторической преемственности предполагает, что право развивается постепенно, и те нормы, которые ранее регулировали социальные отношения, так или иначе влияют на регулирование современных отношений. С другой стороны, то или иное государство может взять за основу опыт правовых систем иных государств. В этом случае эти последние также могут именоваться источниками права. Например, римское право явилось источником германского и французского права нового времени.

  3. Источником права могут именоваться те общественные отношения, которые требуют появления той или иной правовой нормы. Например, переход к рыночным отношениям вызвал необходимость принятия ряда нормативных актов, регулирующих эти отношения. То же самое относится к изменениям в политической системе и других областях общественной жизни России последнего десятилетия. Перемены в экономике, социальной и политической жизни сопровождались изменениями в правовом регулировании: принятии новых норм, отмене уже отживших.

  4. Наконец, к источникам права следует отнести историко-правовые памятники, которые являются достижением развития правовой культуры того или иного государства. Например, источником права Древнего Вавилона является Законник Хаммурапи, источником права Древней Руси - Русская правда.

При раскрытии источников права мы будем для удобства и облегчения понимания мы будем отождествлять их с формами права. Под формой права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в 1)определенных документах, к которым относятся акты государственных органов, в том числе и судебных решениях; 2)устных и письменных соглашениях; 3) правовых обычаях и обыкновениях, имеющих также устный и письменный характер.


  1. ^ Правовой обычай.


Правовой обычай формируется, вырабатывается в процессе жизнедеятельности. Нормы обычного права создаются помимо государственной власти Историческая школа права рассматривала обычай как основной источник права, считая его наивысшей формой народного духа. Представители исторической школы права утверждали, что обычай приобретает обязательную силу не от государственной власти, а от народного правосознания. В Германии в XIX в. считали, что обычай и нормативный акт равны по юридической силе. Но это не так. Если с этим согласиться, то нормативный акт не может заменить обычай. Но государственная власть вправе закрепить те или иные общественные отношения посредством нормативных актов. Существовало мнение, что обычай надежнее закона. Правовые обычаи, развиваясь в каждом народе, в каждой стране, являются отражением исторических и национальных особенностей. Обычаи - это средство поддержания национального духа. Нормативный акт - космополитичен, легко поддается влиянию нормативных актов других государств, которые нередко привносят в свою страну чужую культуру. Таким образом, обычаи исходят от народа, нормативные акты, если можно так выразиться, навязываются народу государственной властью.

С точки зрения нормативизма и с точки зрения социологической школы права правовой обычай также трактовался по разному.

С точки зрения нормативизма обычай признается правовым, если он обеспечивается государственным принуждением, юридической санкцией. То есть сила обычая основывается на авторитете государственной власти. Государственная власть правомочна упразднить обычную норму, отменив её законодательным порядком, но она также может дать ей силу, снабжает её средствами юридической защиты.1

Обычай - это такое же государственное веление, но это веление выражается в виде санкционирования, то есть согласия с уже сложившимися правилами поведения. Если государство сочтет то или иное правило поведения важным в жизни общества и государства, оно придает ему форму нормативного акта. Следовательно, с точки зрения нормативизма обычай нуждается в правовой норме (как правило отсылочной норме), которая бы указывала на возможность применения обычая. Таким образом, правовой обычай представляет собой две нормы - обычая и закона в качестве составляющих элементов, образующих единое целое.2

Нормативизм отрицает возможность суда активно влиять на процесс образования обычного права. Обычай, как и закон, стоит как бы над судом и должен приниматься последним помимо его воли. Суд не может знать достоверно содержание обычая, следовательно необходимо, установить его содержание. Эта процессуальная деятельность напоминает процесс доказывания. Следовательно, применение обычая в судебной практике не есть то же самое, что применение нормы права.

С точки зрения социологической школы нормы обычного права - не самый древний источник права. Ему предшествуют акты правосудия, устанавливающие право на отдельный случай. Право, на первых порах и представляет собой совокупность судебных решений. Норма права - это обобщение судебных казусов. Обычай занимает промежуточное положение между нормой права и судебным казусом. Обычай - результат повторяющихся, однообразных актов правоприменителя, следовательно обычаи складываются в результате судебной практики. Вынесение повторяющихся судебных решений становится обычаем, а потом может стать правовой нормой.
^ 3. Правовой прецедент и судебная практика.
Судебное решение, состоявшееся по частному делу, может иметь двоякое значение: оно разрешает конкретный случай, который вызвал необходимость судебного процесса и может стать правилом для разрешения подобных ситуаций на будущее время. В последнем случае на состоявшееся судебное решение будут ссылаться как на норму права.

Судебное решение можно назвать прецедентом, в двух случаях:1) если оно разъясняет смысл уже данной нормы, дает свое понимание смысла закона. Правда такое понимание прецедента можно считать условным, так как в Российской правовой системе до сих пор остается спорным вопрос о том считать ли прецедентами руководящие разъяснения Верховного Суда РФ.; 2) если оно формулирует властные веления, создает новую норму. Вынося решение или приговор, суды одновременно объявляют или издают право, то есть выступают в роли законодателя. При этом, в одном случае они лишь ссылаются на уже существующее решение (деклараторный прецедент), в другом - создают новую норму (креативный прецедент).3 Судебное решение в англосаксонской правовой системы состоит из обязательной части и «попутно сказанного». Образцом для последующих судебных решений является обязательная основная часть.

Суть теории прецедента - в обязанности судов следовать решениям судов более высокого уровня, а также в связанности апелляционных судов своими собственными решениями. Существование прецедента обусловливает особую роль суда в формировании и развитии права.

Почему возникает прецедент? Вообще, жизненный прецедент играет большую роль. Люди охотно обосновывают свои решения и поступки тем, что так было раньше. В международном праве прецедент играет чуть ли не главную роль.

Что касается того, почему возник прецедент можно сказать следующее. Суд является государственным органом, решения которого обязательны для тех, в отношении кого они выносятся. Поэтому высказанный им взгляд по одному делу создает мнение о том как надо поступать в дальнейшем. Авторитет суда основан на том, что суд есть орган власти, проводник государственной воли, и что к точке зрения суда необходимо приспосабливаться. Для людей, которые стремятся отстоять какое-то свое право, важно не столько наличие нормативного акта, сколько осведомленность о том, как это дело может решить суд, как складывается судебная практика. Ведь одна и та же статья закона может быть положена в основу разных судебных решений. Многое высказанное судом в решении может послужить основанием для выбора того или иного типа поведения на будущее время и приспособления к вероятному судебному решению. Следовательно роль судебной практики высока.

В разных странах судебная практика имеет разное значение. В Англии судебная практика является, как уже говорилось, основной формой права. Во Франции - картина иная. Здесь суд не связан судебной практикой, в том числе даже практикой Верховного Суда (Высшего Кассационного суда). Французские юристы приводят два соображения: 1) нигде закон не придает судебной практике значение формы права; 2) такое значение судебной практики не соответствует духу французской республики.4 В Германии уже в начале XIX в. существовал запрет на судебные прецеденты. В России, как уже отмечалось, вопрос о судебном прецеденте остается спорным. Прецеденты может создавать Конституционный суд. Верховный Суд и Высший Арбитражный суд дают руководящие разъяснения. Но общего согласия о том можно ли их считать прецедентами не достигнуто.

Вопрос о признании судебной практики в качестве источника права в России стоит уже давно, не одно десятилетие. Предметом научных дискуссий является вопрос о том может ли решение суда приобретать общеобязательный характер, являться образцом при решении аналогичных дел. Известные советские правоведы С.Н. Братусь и А.Б. Венгеров высказывали мысль о том, что норма права устанавливает меру поведения, а судебная практика накапливает конкретные формы поведения в границах этой меры.5 Из смысла этого высказывания следует, что судебный прецедент создает общеобязательное правило поведения, обязательное к исполнению.

Однако официальная правовая доктрина советского государства не рассматривала судебный прецедент как самостоятельный источник права, хотя конечно, эту проблему игнорировать было невозможно, и при характеристике источников права особо давалась характеристика правовой природы руководящих разъяснений пленумов Верховного Суда СССР. Эти разъяснения являлись обязательными к исполнению наряду с нормами права, и многие положения, содержащиеся в них выходили за рамки простого толкования, по сути Верховный Суд рождал новые общеобязательные правила поведения. Налицо было противоречие между фактической значимостью судебной практики и формальным непризнанием судебного прецедента в качестве источника права. Это противоречие формального и фактического принималось как аксиома.

Главной причиной отказа советской правовой науки ставить судебный прецедент в ряд других источников права являлся характер общественных отношений в советском государстве. Действовал разрешительный принцип правовой жизни: все что прямо не дозволено, является запрещенным. Дозволение закреплялось в нормах права, поэтому, несмотря на то, что роль судебной практики была крайне высока, все же сфера судебной юрисдикции являлась достаточно ограниченной и охватывала лишь строго определенную часть общественной жизни. То есть лишь определенная категория жизненных ситуаций подлежала разрешению в суде, и эти ситуации были предусмотрены материальными нормами права.

В настоящее время проблема судебного прецедента стала чрезвычайно актуальной, и тому есть соответствующие объяснения. Прежде всего, это наделение Конституционного суда РФ правом толковать Конституцию и проверять соответствие ей законов, применяемых в конкретных ситуациях. По мнению ряда авторов, решения Конституционного Суда следует признать актом правотворчества.6 Существует даже более категоричное высказывание, что толкование Конституции РФ есть её конкретизация.7

Кроме этого, не может быть оставлено без внимания и наличие общемировой тенденции сближения различных правовых систем, ориентация России на политико-правовые стандарты «цивилизованных» стран, прежде всего, США.8 Все же оценка судебного прецедента как источника права может быть дана, исходя из анализа деятельности судов общей юрисдикции. Как и ранее, она фактически учитывается нижестоящими судами в качестве ориентира применения и толкования права, устранения пробелов в нем, применения аналогии права и закона. Вместе с тем, нормативно закреплена возможность судебной проверки соответствия нормативных актов Конституции РФ, нормам и принципам международного права. Суд вправе не применять нормы закона, которые противоречат Конституции, международным договорам и конвенциям.

Также следует сказать, что в пользу признания судебного прецедента в качестве источника права свидетельствует расширение сферы деятельности судов. Категория дел, которые подлежат разбирательству в суде, резко расширилась. В самих нормативных актах заложена возможность создания судебного прецедента. Так, гражданское право знает такую категорию как злоупотребление правом. В законе не прямого указания на то какие именно действия могут быть признаны злоупотреблением. В конечном счете, окончательное решение вопроса об этом передается на усмотрение суда.

Таким образом, судебный прецедент представляет собой правовую реалию, независимо от того, признается он таковым официально или нет.

Конечно, оценка судебного прецедента как самостоятельного источника права имеет и противников. Так, например, по мнению В.С. Нерсесянца, судебная практика во всех её проявлениях «представляет собой согласно действующей Конституции 1993 г. не правотворческую, а лишь правоприменительную деятельность. Это однозначно следует из конституционной концепции российской правовой государственности и конституционной регламентации принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную».9

С этим выводом не соглашается М.Н. Марченко, указывая на то, что в данном случае принцип разделения властей трактуется слишком категорично, абсолютизированно. Он ссылается на практику США, где Конгресс, осуществляя процедуру импичмента, выполняет судебные функции. Судебная власть при создании прецедентов выполняет правотворческую функцию, следовательно, аргументы против понимания судебного прецедента как источника права, базирующиеся на толковании принципа разделения властей, оказываются несостоятельными.10

В России судебная практика в целом и отдельные решения судов служат ориентиром для разрешения последующих аналогичных дел. Таким образом, эволюция права в России достаточно ощутимо движется в сторону расширения деятельности судов и повышения роли судебного прецедента при разрешении конкретных юридических казусов. Судебный прецедент – это объективно существующий правовой феномен.


^ 4.Нормативно-правовой акт.
Нормативный акт является формой права, которая является преобладающей в большинстве государств.. Нормативный акт - это официальный документ, исходящий от государственного органа, содержащий в себе нормы права. Нормативный акт обладает следующими признаками: 1) он содержит нормы права, то есть правила поведения, рассчитанные на неопределенное число случаев. Правда это правило содержит исключения, например, бюджет, нормативные акты, по которым выделяются субсидии и т.п. Поскольку в этих случаях нет нормы права, можно утверждать, что они носят формальный характер; 2) Нормативный акт исходит от государства и представляет собой прямое выражение воли органов власти. В зависимости от того кем принимается нормативный акт, его можно отнести к тому или иному виду; 3) Принятие нормативного акта происходит в строго установленном порядке. В первую очередь это касается законов.

Существуют следующие виды нормативных актов.


  1. Закон - нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом или народом, обладающий вышей юридической силой. Законы также обладающим характерными свойствами: 1) принимаются парламентом страны, 2)регулируют наиболее важные сферы жизни общества, 3)рассчитаны на многократное применение, 4)принимаются в особом порядке, который называется регламентом;5) подлежат опубликованию; 6) отменяются и изменяются в особом порядке.

Законы разделяются на несколько видов. В зависимости от значимости и юридической силы выделяют конституционные и текущие законы. Оба этих вида регулируют наиболее значимые сферы общественной жизни общества и государства, но в отличие от текущих, конституционные принимаются в развитие положений Конституции и утверждаются в особом порядке. Так, для принятия конституционного закона необходимо не менее двух третей голосов депутатов в Государственной Думе и одобрение верхней палаты - Совета Федерации.

В зависимости от органа принимающего законы, они делятся на федеральные, действующие на всей территории Российской федерации и законы субъектов федерации, действующие на территории этих субъектов и принимаемые представительными органами субъектов федерации.

Кроме того, можно выделить отраслевые законы, касающиеся сферы общественных отношений, регулируемой определенными отраслями права и комплексные, содержащие в себе нормы нескольких отраслей. Например, Закон о здравоохранении и т.п.

Среди законов можно выделить такой вид как кодексы. Кодекс - это единый законодательный акт, систематизирующий какую-либо область права. Зачастую кодекс пересматривает ранее действующее законодательство. Кодексы издаются для удобства реализации права или правоприменения.

^ 2)Подзаконные акты. Они обладают нормативной силой, обязательны к исполнению, не должны противоречит законам К ним относятся 1) Указы Президента Российской федерации; 2) Постановления Правительства Российской Федерации; 3) Приказы и инструкции министерств и ведомств, регулирующие отношений в подведомственной сфере. Предусмотрена обязательная ведомственных актов в Министерстве юстиции РФ.

На территории субъектов федерации действуют акты местной исполнительной власти, так глава администрации субъекта федерации вправе издавать распоряжение. Кроме того, издаются акты местных муниципальных органов, локальные нормативные акты.

Все нормативные акты имеют определенные правила действия во времени, пространстве, по кругу лиц.

Говоря о действии нормативного акта во времени, следует ввиду порядок вступления его в силу, момент прекращения действия и применение нормативного акта, к отношениям, возникшим до его принятия, то есть речь идет об «обратной силе закона».

В Российской федерации нормативно-правовые акты вступают в действие одним из следующих способов.

  1. В тексте закона или иного нормативного акта указывается календарная дата, с которой он приобретает юридическую силу;

  2. В тексте закона или иного нормативного акта может содержаться указание на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление его в законную силу - «с момента подписания», «с момента опубликования»;

  3. Если в тексте закона или иного нормативного акта не содержится особых указаний о его вступлении в юридическую силу, то они вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования.

  4. Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования.

Официальными изданиями являются «Российская газета», «Собрание законодательства Российской федерации».

  1. Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования;

  2. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов федерации, муниципальных органов определяется самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в трех основных случаях 1) по истечении срока действия закона или иного нормативного акта, если он имел срочный характер;2) в случае прямой отмены нормативного акта управомоченным органом. В данном случае должно быть прямое указание на отмену, которое содержится в специальном акте; 3) принятия управомоченным органом нового нормативного акте равной или большей силы, регулирующего тот же круг общественных отношений.11

При раскрытии вопроса о действии нормативно-правовых актов во времени следует рассмотреть еще два аспекта - Так называемую «обратную силу закона » и «переживание закона».

Как правило, нормативные акты не имеют обратной силы, они действуют только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действия. Это правило - необходимый фактор правовой стабильности, года субъекты права должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.12 Исключение составляет только уголовное законодательство, в котором действует правило «Уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяния».

Переживание закона имеет место тогда, когда нормативный акт утратил юридическую силу, но отдельные его положения действуют и регулируют общественные отношения.

Для раскрытия вопроса о действии нормативных актов в пространстве необходимо уяснить что именно подразумевается под территорией Российской Федерации, на которую распространяется государственный суверенитет. К территории, ограниченной границами государства относится сухопутное пространство, включая внутренние воды, недра, континентальный шельф, территориальные воды (двенадцать морских миль), воздушное пространство. Воздушный коридор. Демаркационная линия.

К государственной территории приравниваются морские, речные, воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без ограничений, а гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства, в открытом море, воздушном пространстве. Кроме того, в отношении территории посольств, консульств, иных территорий, согласно международным договорам, действует правило экстерриториальности. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права. Судейская и депутатская неприкосновенность. ( раскрыть) – особенности привлечения к уголовной и административной ответственности.

Правила действия нормативных актов по кругу лиц таковы, что все граждане, лица без гражданства (апатриды) , иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), юридические лица подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Однако некоторые лица обладают правовым иммунитетом. К ним относятся дипломатические представители иностранных государств. Они признаются не находящимися на территории государств где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чьими представителями они являются.
^ 5.Нормативный договор.
Нормативные договоры, то есть договоры, содержащие нормы права - это совместные юридические акты, выражающие взаимное волеизъявление правотворческих органов, принятие каждым из них встречных юридических обязательств. Это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнить принятые на себя обязательства.

Нормативный договор применяется главным образом в трех сферах. Это прежде всего международное публичное право, где договоры между государствами всегда являются нормативными. Международный договор, порождающий отношения внутри страны, выступает либо как непосредственный источник внутригосударственного права либо как основание для издания участвующими в нем государствами соответствующих законов. Это, далее, конституционное право, источники которого включают, помимо прочего такие разновидности договора как федеративный договор, (такой договор от 31 марта 1992 г. входит составной частью в Конституцию РФ 1993 г.), договор о разграничении полномочий между федерацией и её субъектами. Договоры такого вида широко распространены в российской практике.

Третьей сферой является трудовое право. К его источникам относятся коллективные договоры и коллективные соглашения. В России и во многих зарубежных странах, в качестве источника права признаются коллективные соглашения между профсоюзами наемных работников и предпринимателями, а также представителями государства в масштабах экономической отрасли или региона.

Специфические разновидности нормативного договора получили распространение в сфере частного права стран Запада. Это, в частности, общие условия бизнеса, вводимые коммерческими организациями; нормы о мировом соглашении, о третейском суде, принимаемые торговыми палатами; определения коммерческих терминов, даваемые совместно авиационными и судоходными компаниями или банками. Рядом профессиональных ассоциаций принимаются кодексы поведения. Не имея санкции государства, они, тем не менее обладают юридической силой. В частности кодексы профессиональной этики действуют в рамках ассоциаций судей Англии и США. При этом, один из них регулирует отдельные аспекты поведения судьи в уголовном процессе.13

^ 6.Правовые и религиозные доктрины

как источник права.
Большое историческое значение в праве имеют правовые доктрины и религиозные источники.

В Западной Европе правовая доктрина являлась одним из основополагающих источников как светского, так и канонического права. Церковные суды, например, руководствовались учениями апостолов, высказываниями авторитетов, постановлениями церковных соборов. В XII веке вышел в свет первый сборник канонического права – Кодекс Грациана. Каждая норма была подкреплена в нем цитатой из Библии и высказываниями «отцов церкви».

Что касается светского права, то в романо-германской семье в правовой доктрине вплоть до XIX века доминировали концепции, связанные с изучением, трактовкой и комментированием римского права, реципированного в европейских странах в XII-XVI веках. Это объясняется тем, что в европейских университетах той поры главным образом преподавалось римское право, которое считалось идеальным по своей структуре, понятийному аппарату и терминологии. Хотя рабство, правовой регламентации которого посвящены многие нормы, уже исчезло, а каноническое право распространило свою юрисдикцию на такую традиционную сферу классического римского права, как наследственные и брачно-семейные отношения, тем не менее, университеты успешно приспосабливали римское право к новым отношениям. Создавались обширные руководства по применению римского права. С XVI столетия признанным центром изучения римского права становится Франция, где комментаторская работа была обогащена знаниями римской истории и учением гуманистов.

В англо-саксонской правовой семье в историческом развитии правовая доктрина воспринималась как важный источник права. Судьи нередко обосновывали решения ссылками на труды английских юристов. Вплоть до второй четверти XIX века, когда в Англии и США получила свое влияние школа юридического позитивизма, «доктринальные»описания в большинстве случаев играли роль комментариев к казусам.

В настоящее время правовая доктрина также присутствует в правовой системе. Так в США, Американский институт права с 1932 по 1957 г издал 19 томную серию кратких комментированных решений судов штатов, чтобы добиться сравнительно единообразной судебной практики на территории страны. Помимо комментариев там частично излагается доктрина.

В мусульманском праве важность доктрины как источника права определяется недопустимостью отступлений от предписаний Корана – норма, данных Аллахом. Коран и Сунна являются, как уже говорилось выше, важнейшим источником мусульманского права. Сунна представляет собой своеобразный итог толкования Корана самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти Мухаммеда богословами и юристами. И Коран и Сунна не содержат выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. При рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к «книгам права», толкованиям широко известных правоведов.

Мусульманская правовая доктрина стала складываться с VIII века. Именно тогда появились первые правовые школы. С XI века мусульманские правители настаивали, чтобы в случае умолчания Корана судьи руководствовались каким-либо толкованием авторитетных мусульманских законоведов, комментариями той школы, на которую ориентировался халиф. С тех пор при отсутствии правового регулирования какого-либо отношения, судьи могли руководствовать при вынесении решения принципами права либо определенными доктринами.

в настоящий период мусульманская правовая доктрина почти не используется в виде самостоятельного источника. Однако она опосредованно применяется при разработке нормативных актов во всех отраслях права.

Раскрывая роль правовой доктрины и религиозных источников, необходимо упомянуть об иудейском праве. Иудейское право религиозный характер, что обусловило особенность его источников. Главным источником иудейского права является Библия, кроме того, важнейшую роль имеет Талмуд – собрание догматических, религиозных, правовых и этических положений и текстов иудаизма, которые сложились в период в до IV н.э. Талмуд содержит в себе тексты не только священных писаний, но и их раввинских толкований, причем этим толкованиям придается гораздо большее значение в праве, чем священным писаниям.14


1 См. об этом Алексеев С.С. Теория государства и права. М. 2000.

2 Там же.

3 Муромцев Г.И. Позитивное право: система и категории // Проблемы общей теории права и государства// Под ред. Нерсесянца В.С. М. 2001. С. 270.

4 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. СПб. 1909. С. 158.

5 См. Поленина С.В. Законодательная техника и судебный прецедент // Проблемы юридической техники. Нижний Новгород. С. 54.

6 Хабрилова Т.Я. Толкование Конституции РФ. Теория и практика. М. 1998. С. 10-11.

7 Теория государства и права. Курс лекций // Под ред. М.Н. Матузова и А.В. Малько.

8 См. Поленина С.В. Указ. Соч. С. 54.

9 Несесянц В.С. Суд не законодательствует, не управляет, а лишь применяет право // Судебная практика как источник права. М. 1997. С. 34.

10 Марченко М.Н. проблемы теории государства и права. М. 2001. С. 596.

11 Теория государства и права // под. ред. Корельского В.М.,

Перевалова В.Д. С.309

12 Там же.

13 Муромцев Г.И. Указ. Соч. // Проблемы общей теории права и государства// Под ред. Нерсесянца В.С. М. 2001. С. 276-277.

14 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М. 2001. 439.

Похожие:

1. Понятие источника права iconВопросы для подготовки к зачёту римское право
Понятие права (ius). Понятие публичного и частного права (ius publicum и ius privatum). Основные черты и принципы римского права
1. Понятие источника права iconВопросы к экзамену: Понятие арбитражных судов и их система
Понятие арбитражного процессуального права и его соотношение с другими отраслями российского права
1. Понятие источника права icon1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли публичного права
Конституционные законы: понятие, юридическая природа, виды, особенности принятия
1. Понятие источника права iconТема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее...
Структурные элементы системы права: отрасль, подотрасль, институт права, нормы права
1. Понятие источника права iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «международное право»
Понятие международного права как особой системы права. Отличие международного права от внутригосударственного права и международного...
1. Понятие источника права iconГражданское право
Понятие и предмет гражданского права как отрасли права. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Отграничение...
1. Понятие источника права iconБиологически активная добавка к пище
Рекомендована в качестве источника гидроксикоричных кислот, кофермента Q,10, карнитина, янтарной кислоты, дополнительного источника...
1. Понятие источника права icon§ Понятие международного частного права и его место в системе права...
Мчп является одним из сложнейших, поскольку его усвоение требует знаний в области гражданского, финансового, трудового, международного...
1. Понятие источника права iconВопросы к курсу ” Симметричная криптография”
Понятие энтропии, энтропия на символ источника, избыточность. Модели источников открытого текста
1. Понятие источника права iconВопросы к экзамену по Налоговому праву Понятие налогового права России....
Понятие налогового права России. Место налогового права в системе финансового права
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница