Xvi. Основные правовые системы современности. Романо-германская правовая система


Скачать 171.67 Kb.
НазваниеXvi. Основные правовые системы современности. Романо-германская правовая система
Дата публикации25.07.2013
Размер171.67 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
XVI. Основные правовые системы современности.
Романо-германская правовая система.
Романо-германская правовая система имеет тысячелетнюю историю. Она связана с правом Древнего Рима и как бы продолжает римское право, являясь результатом его эволюции, но при этом, не копирует его. Романо-германская правовая система сформировалась в континентальной Европе, а появление её относят примерно к XIII в. Однако и до этого времени существовали отдельные правовые элементы, которые впоследствии были заложены в основу романо-германского права. Еще до XIII в. собирались материалы, хотя попытки синтезировать их были еще слабы. Формированию романо-германской правовой системы способствовало изучение римского права в европейских университетах.

Романо-германская правовая система обладает отличительными особенностями.1 Среди них следует прежде всего выделить объединение правовых норм в одни и те же крупные группы. Повсюду в континентальной Европе встречается деление права на публичное и частное, которое основано на следующей идее: отношения между субъектами управления и объектами управления выдвигают свои, свойственные им проблемы, требуют иной регламентации, нежели отношения между частными лицами. Общий интерес и частные интересы не могли получать одинаковое правовое оформление и регламентацию. Как отмечает Р.Давид: «добавим к этому, что уважение к праву куда легче внушить частным лицам (государство здесь может играть роль арбитра), чем государству-носителю власти».2 Всё это послужило основанием деления права на частное и публичное. Публичное и частное право во всех странах романо-германской правовой системы распадаются на одни и те же отрасли - конституционное право, административное право, международное публичное право, уголовное право, гражданское, семейное право. Такое совпадение наблюдается и на более низком уровне - правовых институты, понятий. Следовательно в рамках романо-германской правовой системы нет никаких трудностей в переводе терминов с французского языка на немецкий и т.д.3

Это сходство обеспечивает возможность понимания законодательства всех стран романо-германской правовой системы. Объяснения правовой общности кроется в том, что правовая наука в континентальной Европе имела одну и ту же базу для изучения права - римское и каноническое.

Для романо-германской правовой системы свойственна концепция правовой нормы. Во всех странах романо-германской правовой системы правовую норму оценивают и анализируют одинаково. Она не является просто средством решения конкретного случая. Благодаря усилиям науки норма права поднята на высший уровень. Её понимают как правило поведения, обладающее всеобщностью и имеющее более высшее значение, чем лишь только её применение конкретного случая, для разрешения конкретной ситуации. Правовая норма - это абстрактная модель поведения. Она формировалась на протяжении долгого времени путем анализа конкретных однотипных ситуаций и выявления среди них более общих существенных при формулировании. Вместе с тем, правовая норма при всей свойственной ей логической абстракции, тесно связана с жизненными реалиями и направлена на разрешение конкретных жизненных ситуаций. «Правовая норма очищает практику от несоответствующих или излишних элементов, она упрощает тем самым познание права... Норма позволяет общественному мнению, законодателю более эффективно вмешиваться в определенные ситуации и даже ориентировать общество на достижение определенных целей... То есть право рассматривается как модель социальной организации. Право имеет не только судебный аспект, но и распорядительный, политический».4 Нормы права не должны быть слишком общими, так как в этом случае они не смогут быть основой для разрешения конкретных дел. Но все же они должны быть достаточно обобщенными, так чтобы быть способными выявлять определенный тип общественных отношений.

Понятие правовой нормы является основой кодификации. Кодекс в романо-германской правовой семье не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы, встречающиеся в практике. Его задача состоит в том, чтобы дать достаточно общие, связанные в систему, легко доступные для понимания правила, которые должны служить руководством и базой для разрешения юридических дел различного характера.

Основным источником права в романо-германской правовой системе является нормативный акт. Высшей законодательной силой обладают конституции, а также конституционные законы. Эти источники носят двойственный, политико-юридический характер. В частности в некоторых странах конституции имеют декларативный, политический характер.

Некоторые законы именуются кодексами. 5 В литературе возникал вопрос о месте кодификационных источников в системе нормативных актов, и было признано, что кодекс не имеет приоритета перед другими законодательными актами.

Что касается стиля законов, то в странах романо-германской системы существуют две тенденции. Первая - стремление сделать нормативные акты как можно более доступнее, вторая - выработка точного технико-юридического языка, даже если он не будет доступен для широких слоев населения.

В странах романо-германской правовой системы нормативные акты воспринимаются как путеводители в поисках справедливого решения, а не как строгие приказы. Везде в этих странах осуществляется толкование нормативного акта. Предпочитают логическое и грамматическое толкование, подчеркивается уважение к закону до тех пор, пока не будут приняты новые законы. Логическое толкование предоставляет выбор между решениями, которые могут основываться на аналогии или на противопоставлении или на комбинации различных методов. Используется также историческое толкование, в основном для исправления нормативного акта. При этом, толкователь располагает определенной свободой действий. Например, французские судьи признаются, что вначале они находят решение, а затем ищут его обоснование в праве.6

Большую роль в странах романо-германской правовой системы играет судебная практика. Учитывая стремление современных юристов опираться на закон, творческая роль судебной практики скрывается за видимым толкованием закона.7 Судебная практика играет творческую роль в той степени , в какой в каждой стране позволяется отделяться от простого толкования. Вклад судебной практики в эволюцию права большой, но все же это иной вклад, нежели вклад законодателя. Законодатель, определяя в нашу эпоху рамки правопорядка, делает это путем особой техники, которая состоит в установлении правовых норм. Судебной практике лишь в исключительных случаях разрешается использовать подобную технику. Так, Гражданским кодексом Франции запрещено выносить решения по делам общего распространения.

Таким образом судебная практика не имеет того авторитета, который имеют нормы права. Она непрочна, может изменяться. Поворот в судебной практике всегда возможен. Но он не посягает на нормы права, не угрожает его принципам.

Характеризуя романо-германскую правовую систему, нельзя не упомянуть о юридической доктрине. В течение длительного времени она была основным источником права. И сейчас доктрина влияет на законодателя. Она создает инструментарий для работы юристов, вырабатывает концепции права, влияет на толкование права, и, следовательно на применение, формулирует принципы права.

Существенные особенности отличают правовые системы Скандинавских стран , испытавших меньшее влияние римского права. Кодификация права произошла здесь еще в XVII- XVIII вв. , то есть до наполеоновских кодификаций. При этом, в каждой из стран региона - Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии был принят лишь один кодекс охватывающий все право. Кроме того, здесь менее четкой является грань между публичным и частным правом и более значительна роль судебной практики, что сближает их с англосаксонской правовой системой. К особенностям этих стран следует отнести унификацию в рамках региона ряда институтов гражданского, торгового и морского права. В силу этих особенностей, некоторые авторы, например, А. Саидов выделяют страны Скандинавии в самостоятельные правовые системы.8
^ 2. Англо-саксонская правовая система. Особенности американского права.
Структура английского права объясняется его историей. Английское право формировалось без каких-либо забот о логике в ходе судебной процедуры. Как уже говорилось, наиболее элементарным с самых первых шагов в изучении права романо-германской правовой системы является деление права на частное и публичное. Такое деление отсутствует в праве Англии. Это деление в принципе критиковалось английскими юристами, так как в этой идее видели отказ государства подчиняться праву.

Другая особенность англосаксонской правовой системы - деление права на общее право (common law) и право справедливости (law of equity) . Общее право - это совокупность судебных прецедентов. Процесс его становления начался еще VI в. н. э. Основу общего права составили нормы обычного права, использованные разъездными королевскими судами при рассмотрении дел и выраженные в судебных отчетах. Такие обычные нормы считались общими для всего королевства. Позднее общее право включило в себя и нормы законодательства, получившие судебное истолкование. Общее право отличалось крайним формализмом, казуистичностью, противоречивостью. Право справедливости появилось примерно XIII в., когда каждый свободный житель королевства, не удовлетворенный решениями общих судов, мог обратиться к королю, который разрешал его дело. Позже эти функции стал выполнять лорд-канцлер. Следовательно, право справедливости - совокупность правовых норм, которая создавалась судом канцлера, с тем, чтобы дополнять, а иногда пересматривать систему общего права.. Канцлер, не создавал новых норм, наоборот, он всегда высказывал уважение к праву, однако считалось, что следовать праву - не значить пренебрегать нормами морали. Именно во имя морали осуществлялось вмешательство канцлера. Объективно общее право было призвано исправлять недостатки общего права. В результате судебной реформы 1873 и 1875 гг. нормы «общего права» и « права справедливости» стали применяться в рамках единой системы судов. Сейчас существует процедура общего права и права справедливости , но фактически обе эти процедуры применяют одни и те же судьи. Однако, по прежнему и в настоящее время деление английского права на общее право и право справедливости присутствует, и это деление остается отличительной чертой английского права.

Английское право имеет такую отличительную черту как институт траста. Траст (trust) является число английской категорией. Его сущность состоит в следующем: лицо, учреждающее доверительную собственность, оговаривает, что некоторое имущество будет управляться одним или несколькими лицами в интересах одного или нескольких лиц, которых называют бенефициантами. Характерно, что французский юрист увидел бы здесь институт представительства. Но это не так, траст - это собственность, то есть владение, использование, распоряжение. Право собственности ограничивается в данном случае не юридическими рамками, а нормами морали.

Как мы уже видели, романо-германская правовая система образует стройный ансамбль, замкнутую сферу, где любой вопрос может и должен быть разрешен теоретически, путем толкования действующей нормы права. 9 английское право - открытая система, оно выступает как метод, который позволяет решить любой вопрос, но не содержит норм, подлежащих применению при любых обстоятельствах. Техника английского права заключается в том, чтобы на базе имеющихся норм, установить новую норму.10

Основным источником англосаксонского права является судебный прецедент. Если в странах романо-германской правовой системы судебная практика играет второстепенную роль, то в Англии- иное дело. Судебная практика в Англии не только применяет, но и создает нормы права. Правило прецедента включает в себя три основных положения: 1) Решения, вынесенные палатой лордов являются обязательными для всех английских судов; 2) Решения, принятые Апелляционным судом обязательны для всех ниже стоящих судов и для самого этого суда, кроме уголовных дел;11 3) Решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов и, не будучи строго обязательными имеют весьма важное значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда и Суда короны.

До 1966 г. палата лордов была связана своими прецедентами, но в 1966 году лорд-канцлер сделал заявление, что в особых случаях палата может делать нововведения.12

Решения низших судов и квазисудебных органов прецедентов не создают, хотя могут служить примером.

Форма английских судебных решений также имеет особенности по сравнению с решениями судов стран романо-германской правовой системы. Английские судьи по закону могут не мотивировать свои решения. Решение звучит как приказ. Однако в действительности, судьи, особенно в Высоких судах достаточно пространно излагают мотивы своих решений и делают это в свободном рассуждении, далеком от краткости, формулируют общие положения, выходящие за рамки данного дела. В каждом решении имеется «необходимая основа» решения и «попутно сказанное». Причем такое различение делает не судья, выносящий решение, а другой судья, который анализирует решение, чтобы использовать его как прецедент.

В Англии существуют публикации прецедентов. Например, сборник «Law Reports» состоит из нескольких серий - решений палаты лордов и Судебного комитета Тайного Совета, три другие - соответствующие решения трех судов, составляющих Верховный суд.

Закон в Англии также является источником права. Он имеет название парламентский статут. Важную роль закон играет в области социального обеспечения, просвещения, транспорта, здравоохранения, в области регулирования развития экономики. Таким образом, наряду с общим правом Англии возникает система дополнительных норм права, устанавливаемых законодательной властью. Эти нормы вполне можно сравнить с нормами стран романо-германской правовой системы. В Англии нет писаной конституции, и закон там играет второстепенную роль, но в последнее время роль закона существенно возросла. Судебная власть контролирует применение новых законов, но этот контроль ограничен и сведен лишь к контролю за процедурой разрешений споров административными органами. В Англии нет кодексов, но писаное право там имеет высокую ступень развития.

Кроме судебных прецедентов и законов в Англии источником права является разум. Дело в том, что англичане воспринимают право как разум, и это является концепцией права. Для Европы больше свойственна логическая абстрагированность, собственно говоря в Европе восторжествовал правовой позитивизм.13 В Англии же восприятие права как разума играет большую роль. Разум - это основа, на которой достигается единство правовых систем западного мира, она освобождает право от произвола государственной политики.

Наконец, в Англии в последнее время повышается роль правовой доктрины. Появились правовые школы в различных университетах.

Право США имеет ту же концепцию, что и право Англии. В обеих странах существуют одни и те же понятия, трактовка нормы права, категории «общее право» и «право справедливости», «траст». Они понятны как для английских, так и для американских юристов.

Тем не менее право США имеет свои особенности.

  1. США - это федеративное государство. Каждый штат имеет свое законодательство и еще к тому же имеется федеральное законодательство, следовательно в наличии - пятьдесят одна правовая система. Судьи каждого штата осуществляют свою юрисдикцию один независимо от другого. Возникает вопрос о соотношении компетенции федеральных властей и властей штатов. Главный принцип - законодательная компетенция штатов. Компетенция федеральных властей - исключение, которое должно всегда основываться на статье Конституции (10-я поправка Конституции). Но даже по тем вопросам, по которым законодательствует Конгресс США, штатам предоставляется определенная компетенция. Эта компетенция называется остаточной. Штатам запрещается принимать положения, идущие вразрез с нормами федерального права, зато они могут дополнить федеральное право или восполнять в нем пробелы.

2. Глубоко различает право Англии и США наличие таких отраслей как конституционное и административное. В США имеется Конституция, принятая в 1787 г. и, следовательно, в отличие от Англии, существует контроль судов за конституционностью. Этот контроль возлагается на Верховный суд и другие суды. Конституция США всегда толковалась в принципе с большой гибкостью. Больше всего используются целевые, то есть телеологические методы толкования. В США существует поговорка «Конституция - это то, что о ней скажут судьи». Иногда, без учета толкования, путем лишь одного ознакомления с текстом закона нельзя сказать соответствует ли он Конституции США. Административное право предполагает организацию различных комиссий, аналогов которых не существует в Англии.

Вообще, в США, большее значение, чем в Англии имеют законодательные акты. Издают их как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. В США есть кодексы. В нескольких штатах действуют Гражданские кодексы, в 25 штатах - Уголовно-процессуальные кодексы. Существует Единообразный торговый кодекс.

3 .Судебная практика Соединенных штатов также отличается от английской. Если в Англии Апелляционный суд и палата лордов связаны своей практикой, то Верховный Суд США и Верховные суды штатов не считают себя связанными своими собственными прецедентами. В США предусмотрена большая свобода, маневренность судебных решений, больше возможностей для судебного усмотрения.

Единообразию права способствует толкование, которое осуществляется Верховным Судом США. В настоящее время усиленно развивается федеральное законодательство, чему способствует администрация США.

^ 3. Системы традиционного права.
Правовые системы традиционного типа являются продуктом традиционных обществ. Среди них выделяются мусульманско-правовая система и индусская.

  1. ^ Мусульманское право сложилось в VII-Х вв. и основано на Исламе. Ислам исходил из того, что существование права пришло от аллаха, который открыл его Мухаммеду. Это право дано раз и навсегда, следовательно, надо руководствоваться им, а не создавать новые нормы. Возможно только толкование и комментарии. Мусульманское право охватывает все сферы социальной жизни, то есть вся жизнь мусульман регламентирована. Мусульманское право или шариат состоит из двух частей: теологии или принципов веры и собственно права - фикха. Фикх - это наука мусульманского права или точнее доктринальное изложение мусульманских законов. В свою очередь фикх делится на две части: линия поведения по отношению к богу и линия поведения к себе подобным. Обе этих части являются предметом юридической науки

Основа мусульманской юридической науки - это казуистический метод, то есть разбираются конкретные дела и по каждому выносится свое решение, отсутствуют абстрактные обобщения.

Главным источником мусульманского права является Коран - это откровения бога Аллаха, отрывшиеся Мухаммеду и предназначенные для мусульман. Записаны и систематизированы они были уже после смерти пророка. Другим основным источником мусульманского права является Сунна - сборник преданий (хадисов) о словах, делах и поступках пророка Мухаммеда. Сунна признается только таким течением ислама как сунниты. Шииты Сунну не признают.

У истоков всех школ стояли школы Медины и Ирака. Эти школы использовали обычное право и приспособили его к исламу

Важнейшим источником мусульманского права является - иджма, то есть согласие достигнутое всем мусульманским сообществом. Она используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Для того, чтобы норма основывалась на иджме, необязательно, чтобы масса верующих признавала её или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с обычаями. Требуемое единство - это единство компетентных лиц. Их единогласие придает правовому решению силу закона. Таким образом иджма - это согласованное мнение мусульманских правоведов, которое считается мнением всей общины верующих. В настоящее время только некоторые ученые обращаются к Корану и Сунне. Иджма представляет собой единственную догматическую основу мусульманского права. Мусульманский судья - кади, который бы попытался толковать собственной властью положения Корана или Сунны или хотел бы сам оценить возможную подлинность положений Корана совершил бы противоречащий ортодоксальности акт.14 В настоящее время иджма стала трактоваться как предложение. Принятое правоведами одной школы, которая считается правилом.

Источником мусульманского права признается суждение по аналогии, то есть кияс. В иерархии источников мусульманского права он следует после Корана, сунны, и иджмы и применяется в случаях, если ни один из низ не дает ответа на решаемый вопрос. Кияс позволяет сочетать «откровение бога с разумом человека». Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Допуская рассуждение по аналогии, мусульманские правоведы создали возможность рационального толкования, но тем самым создаются новые нормы.

К источниками мусульманского права относится также фетва, то есть официальное суждение, выносимое муфтием или другим религиозным авторитетом в ответ на запрос кади или частного лица по вопросам религии, морали или права ислама.

В мусульманском праве нет логического построения, глава следует за главой без логического разграничения. Основные отрасли мусульманского права - уголовное, семейное, судебное. В уголовном праве существуют различие между наказаниями, установленными законом и теми наказаниями, которые сам судья вправе применить в каждом конкретном случае. То есть судье предоставляется некоторая свобода усмотрения.

Судоустройство в мусульманском праве отличается простотой. Единоличный судья рассматривал все категории дел. Иерархии судов не существовало.

В современных условиях некоторые страны отказываются от мусульманских судов. В некоторых странах, например, в Судане существуют параллельные системы светских и мусульманских судов. К судьям предъявляются высокие требования на предмет религиозных знаний.
2.^ Индусское право. Индусское право - это одна из самых древних и наиболее сложных правовых систем. Происхождение этого права относится по мнению ряда исследователей к XV в. до н.э., а собственно правовых текстов - дхармашастр - к V-II вв. до. н.э.15

Основу индусского права составляет комплекс памятников, включающих вопросы религии, философии, этики. Памятники имеют название «Веды», что буквально переводится как «знание». Индусскому праву присуща слитность с религией, моралью, многозначность понятий одного термина. Важнейшей категорий индусского права является «дхарма» - комплекс предписанию, которым должен следовать человек. Несоблюдение дхармы для индуса влечет неблагоприятные последствия в потустороннем мире.

Каждый индус с момента рождения и до смерти является членом одной из четырех варн или каст - брахманов, кшатрий, вайший, шудр, построенных по иерархическому принципу. Существует также касты неприкасаемых - парии и чандалы.

В соответствии сучением индуизма, в основе деятельности человека лежат три основы - добродетель (дхарма), интерес (артха) и удовольствие (кама). Соответственно этому существуют три группы норм и три науки - дхармашастра, артхашастра, камашастра. Шастры в данном случае означают книги, в которых содержатся соответствующие нормы поведения людей.

На базе ведических текстов сложился источник дхармы - шрути (услышанное).16 Он включает произведения религиозного и философского характера. Шрути, в свою очередь, стали основой для формирования другого источника дхармы - смрити, что переводится как «запомненное», «традиция». Это такая традиция, которая позволяет познать мудрость, которую мудрецы вспомнили и передали людям. Наиболее ранние смрити написаны в форме афоризмов и изречений, называемых сутры. Дхармашастры - это наиболее поздние произведения, излагающие дхарму в систематизированном виде. Здесь начинают доминировать собственно юридические предписания. Законы Ману относятся к наиболее значительной дхармашастре.

Между нормами дхармашастр, а также между нормами смрити не должно быть противоречий, если же таковые находятся, они могут мы разрешены путем толкования.

Особое место в системе источников индусского права занимают артхашастры, то есть сочинения, охватывающие философские, социально-политические и экономические проблемы государственной деятельности. В отличие от дхармашастр, они не обращаются к потустороннему миру, в них уделяется внимание вопросам внешней и внутренней политики.

Основой индусского права по существу является обычай и религиозная доктрина - индуизм. Брахманы, как знатоки обычаев, разрабатывали на их основе детальные предписания для всех остальных групп древнеиндийского общества. Эти предписания рассматривались как основанные на Ведах и имеющие универсальный характер. Поэтому в эпоху дхармашастр признавались два источника дхармы: Веды и обычай.17

За свою тысячелетнюю историю индусское право претерпело существенную эволюцию. Во время исламского завоевания Индии (XVI - XVII в.) оно было запрещено в судах и органах управления. С установлением английского колониального господства ( XVII-XVIII в. ) этот запрет был отменен, однако дальнейшее развитие индусского права шло под определяющим английским влиянием. Причем трансформация индусского права осуществлялась с помощью судебного прецедента.

1 Давид Р. Спинози Ж. Основные правовые системы современности. М. 1998.

2 Там же С. 123.

3 Там же

4 Там же. С. 126.

5 Первоначально это слово обозначало сборник, в которым объединялись различные законы. Сегодня - кодекс - сборник законов, группирующий, излагающий в системной виде нормы права, относящиеся к той или иной области прав, регулирующий тот или иной тип общественных отношений.

6 Давид Р. Спинози Ж. Указ. Соч. С. 135.

7 Там же . 138.


8 Муромцев Г.И. Основные правовые системы прошлого и современности // Проблемы общей права и государства. Под. ред. Нерсесянца В.С.

М. 2001. С. 288.


9 Там же. С. 246.

10 Там же.

11 Всего Верховный Суд Англии состоит из трех судов - Высокого суда - включает три отделения : Суд королевской скамьи, канцлерский суд, суд по семейным делам; Апелляционного суда; Суда короны.

12 Давид Р. Спинози Ж. Указ. Соч. С. 251.

13 Там же .С. 258.

14 Там же. С. 376.

15 Муромцев Г.И. Основные правовые системы прошлого и современности // Проблемы общей права и государства// Под. ред. Нерсесянца В.С. М. 2001. С. 296.

16 См. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М. 1982. С. 23

17 См. Мэн. Г.С. Древний закон и обычай. М. 1884. С. 33.

Похожие:

Xvi. Основные правовые системы современности. Романо-германская правовая система icon1 семинар. 18. 09. 2012
Понятие правовой систем Англо-Саксонская правовая систем Романо-Германская правовая систем Мусульманская правовая систем Система...
Xvi. Основные правовые системы современности. Романо-германская правовая система iconРомано-германская (континентальная) правовая семья
...
Xvi. Основные правовые системы современности. Романо-германская правовая система iconИнститут государства и права ран академический правовой университет...
С14 Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В. А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003....
Xvi. Основные правовые системы современности. Романо-германская правовая система iconРене Давид. Основные правовые системы современности Перевод с французского...

Xvi. Основные правовые системы современности. Романо-германская правовая система iconОбъектом международно-правого регулирования являются
А целостная правовая система, включающая в себя правовые системы государств, политические и дипломатические договоренности по международным...
Xvi. Основные правовые системы современности. Романо-германская правовая система iconПравовые системы мира
Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют...
Xvi. Основные правовые системы современности. Романо-германская правовая система iconМетодические рекомендации (указания) по выполнению семинарских занятий Семинарское занятие №1
Цель: рассмотреть сущность понятия «система»; рассмотреть основные свойства систем и подходы к управлению системами; раскрыть понятие...
Xvi. Основные правовые системы современности. Романо-германская правовая система iconУрок №19 тема: типы права и основные правовые семьи современности
Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории...
Xvi. Основные правовые системы современности. Романо-германская правовая система iconТема: «Правовая психология»
Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы
Xvi. Основные правовые системы современности. Романо-германская правовая система iconЛекция 17. Тема: правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве
Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения и почв сельскохозяйственных угодий. Правовые меры охраны окружающей природной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница