Государственное устройство Гос устройство


НазваниеГосударственное устройство Гос устройство
страница1/7
Дата публикации25.07.2013
Размер1.01 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
30.09.2003

Государственное устройство

Гос. устройство – это территориальная (национально-территориальная, политико-территориальная) организация государства.




Формы гос. устройства




унитарное государство

федерация


Унитарное государство – это единое, слитное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчинённых центральной власти, не обладающих политической самостоятельностью.

Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.

В современном мире преобладают унитарные государства, федераций насчитывается всего 23 – 25.
Конфедерация

Конфедерация – это объединение государств, вызванное какими-либо целями и задачами.

Конфедерация может перерасти в федерацию. Например: Швейцария, ОАЭ, США в период 1781 – 1787 гг. были конфедерацией.

Конфедерация является определённой ступенью к федерации.

Конфедерация может распадаться. Например: Австро-Венгрия в 1918 г., Швеция и Норвегия в 1905 г.

В рамках конфедерации государства суверенны: они имеют право на добровольный вход и выход из состава конфедерации. Государства суверенны в своей внутренней и внешней политике.

Договором предусматривается, что создаются общие конфедеративные органы, которые обладают императивной властью.

Конфедерация – это форма, которая или является переходной, или распадается.

Конфедерация совмещает черты международно-правовой и государственной организаций. Под воздействием обстоятельств равновесие между чертами нарушается.
^ Унитарное государство

Общие признаки:

1) единая территория

2) единая конституция

3) единая правовая система

4) единая судебная система

5) единая система высших органов

6) единое гражданство

Статус административно-территориальных единиц определяется общегосударственными правовыми нормами, т.е. законы принимает единый парламент страны. Во всех законах фиксируется, что органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам.

С точки зрения отношений центра с местными органами:
унитарные государства




централизованные

децентрализованные


Централизованное – это государство, где в административно-территориальных единицах наряду с местными представительными органами, избираемыми народом, есть представитель центра, назначаемое центром должностное лицо. Называется это должностное лицо по-разному: префект, правовой комиссар, воевода, управляющий. Централизованными государствами являются Италия, Испания, Финляндия, Норвегия, Чехия.

В централизованных государствах должностных лиц назначает Правительство, т.к. Правительство осуществляет контроль за местными органами. Должностное лицо следит, чтобы наряду с интересами регионов учитывались интересы центра. Должностное лицо имеет широкие полномочия.

^ Децентрализованные государства – те, в которых работают только органы, избранные народом. Нет представителя из центра. Местные органы работают автономно, они более самостоятельны. Великобритания, Япония, Новая Зеландия.


^ Баглай делит все унитарные государства следующим образом:

1) централизованные. Нет местных представительных органов, есть только представитель из центра. Например: Африка.

2) относительно централизованные. Наряду с местными представительными органами, избираемыми народом, есть представитель центра, назначаемое центром должностное лицо.

3) децентрализованные. Действуют только органы, избранные народом. Нет представителя из центра.




Административно-территориальное деление

унитарных государств




двухзвенное трёхзвенное

Болгария, Великобритания Китай, Польша




Деление унитарных государств

по национальному составу




однонациональные многонациональные

- КНР (более 50 национальностей)

- Вьетнам

- Великобритания (англичане,

уэльсцы, шотландцы, ирландцы).

Федерация

Федерация имеет ограниченный суверенитет.

США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Канада, Австралия, Бельгия, Швейцария, Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан и др.

^ Способы образования федерации:

1) на основе договора между независимыми субъектами. Например: Малайзия состоит из 13-и княжеств.

2) на основе принятия конституции. Например: Индия, Германия, Мексика, Пакистан, США.

3) за счёт повышения статуса прежних территорий. Например: Бельгия.

4) переход из конфедерации в федерацию. Например: Швейцария, ОАЭ.

По структуре:

федерации




симметричные

асимметричные


Субъекты равны между собой, однопорядковые в названии

(например: штаты, в Германии - земли).

Неравенство субъектов по правовому статусу.

Например: Индия (создана в 1950 г., в 1956 г. вышел закон о реорганизации штатов, в котором все субъекты признаются равными, хотя фактически по статусу они не равны).


В состав современных федераций входит разное число субъектов:

  • Австралия – 6

  • США – 50 штатов

  • Канада – 10 провинций

  • Австрия – 9 земель

  • ФРГ (после 1990 г.) – 16 земель

  • Бельгия – 6.

Советский Союз юридически являлся федерацией.

Исключение: лингвистический (языковой) принцип в Индии.

Федерация состоит из государственных образований (а не государств!), обладающих политической самостоятельностью. Они не суверенны. Не обладают правом выхода (сецессии). Обладают ограниченным суверенитетом.

Основные признаки федерации:

^ 1) территория федерации состоит из территорий субъектов

2) субъекты обладают учредительной властью: они могут принимать свою конституцию и свои законы. Однако федеральное законодательство имеет преимущество.

США, Германия.

Можно встретить субъекты федерации, не имеющие учредительной власти. Например: в Индии лишь один штат из 25-и обладает учредительной властью.

3) субъекты имеют свою судебную систему: одновременно действуют федеральный Верховный суд и Верховный суд субъекта. Образование судебных органов определяется как союзной конституцией, так и конституциями субъектов.

^ 4) субъекты имеют своё гражданство.

Исключение: Индия (единое федеральное гражданство).

5) отличительной особенностью является двухпалатная структура федерального Парламента: нижняя палата избирается по всей стране, верхняя палата – это представительство субъектов.

Представительство субъектов может быть равным или неравным.

6) право субъектов вступать в международные отношения (только с разрешения центра).

Например: Франция и канадская провинция Квебек, Договор об охране природы Альп (Швейцария и провинция Германии – Бавария).

7) в случае нарушения союзного законодательства или конституции центральная власть имеет право применения принудительных мер.

Для стабильного развития федерации необходимо распределение полномочий, предметов ведения.

  • США. Полномочия федерации перечислены в одной статье в конституции и в десятой

поправке к конституции. Всё, что осталось от полномочий Союза, принадлежит штатам и народу. Это самый удобный вариант.

  • Германия. В ныне действующем «основном законе» 1949 г. есть две статьи: в одной

перечисляются полномочия федерации, в другой – совместные (конкурирующие) полномочия => все остальные полномочия принадлежат землям.

  • Индия. Есть 3 статьи: 1) полномочия Союза, 2) штатов, 3) совместные. По мере

изменения ситуации и появления новых полномочий приходится принимать поправки и дополнения ко всем статьям.
Основные полномочия




Союза

субъектов

совместные


Основные полномочия Союза:

^ 1) регулирование междуштатной и внешней политики США

2) чеканка монет (денежное (валютное) обращение) Австралия

3) оборона и руководство вооружёнными силами ФРГ

4) установление границ и таможенное дело Швейцария и др.

^ 5) единая система мер и весов

6) федеральные финансы и налоги

7) почта, телеграф, телефон

8) паспортное дело

9) эмиграция и иммиграция. Въезд, выезд, поселение, пребывание иностранцев на территории страны.

^ 10) федеральный железнодорожный, воздушный, водный транспорт

11) учреждение федеральной системы правоохранительных и судебных органов

12) авторское, патентное и изобретательное право

13) поддержание порядка и безопасности государства

14) объявление войны и мира

^ 15) банковская деятельность, страхование

16) производство, приобретение и продажа оружия.

Совместные полномочия:

1) гражданское, уголовное, трудовое, земельное право

2) социальное обеспечение Германия

3) налоги Индия

^ 4) промышленность Австралия

5) биржевое дело Бразилия и др.

6) транспорт и пути сообщения (за исключением федеральных)

7) образование

8) культура Имеет место преимущество (примат)

9) здравоохранение федерального законодательства.

^ 10) охрана окружающей среды

Основные полномочия субъектов:

1) организация местных органов власти

2) внутриземельная (внутриштатная) торговля

^ 3) управление экономикой, хозяйством

4) местные налоги

5) общественный порядок

6) образование

7) культура

8) здравоохранение

9) коммунальное обслуживание

10) охрана окружающей среды.

03.10.2003

Представительство в верхней палате Парламента в разных странах разное.
Формы контроля центра за субъектами




ординарный контроль


  • законодательный

  • финансовый

  • судебный

неординарные формы контроля


  • введение чрезвычайного положения

на территории субъекта

  • введение президентского правления

  • приостановление собственного

правления

  • интервенция


Ординарный контроль

На основе федерального законодательства. ФЗ + Правительство издаёт постановления и распоряжения, а также контролирует их исполнение.

Финансовый контроль. Распределение дотаций осуществляется на федеральном уровне, и федеральное Правительство следит за использованием субъектами полученных средств.

Федерация может осуществлять и судебный контроль за субъектами. Осуществляется он путём подачи иска в суд на Правительство или конкретное должностное лицо субъекта.

В Индии, Пакистане ежемесячно собираются заседания.

^ Неординарные формы контроля:

1) введение чрезвычайного положения на территории субъекта. Чрезвычайное положение на территории субъекта вводит Президент. Его решение должно быть одобрено Парламентом (для этого даётся несколько месяцев, максимум – 9).

При чрезвычайном положении ограничивается политическая деятельность, могут быть распущены представительные органы субъектов (Парламент).

2) введение президентского правления на территории субъекта. По инициативе Президента с разрешения Парламента. Президент может распустить Парламент и назначить новые выборы, при этом назначается должностное лицо, которое осуществляет власть до выборов. Например: до принятия конституции в Индии президентское правление на территории субъектов назначалось более 100 раз.

3) приостановление собственного управления. Это приостановление работы Правительства субъекта. Правительство федерации распускает Правительство субъекта и направляет в субъект для управления несколько министров. Приостановление собственного управления встречается в случае коррупции, развала экономики, развала управления.

4) интервенция – это введение вооружённых сил на территорию субъекта. Интервенция имеет место в Мексике, Аргентине, Бразилии. Интервенция проводится в случае массовых беспорядков в субъекте, чрезвычайных обстоятельств. Это крайняя мера. Интервенция – это не применение вооружённых сил, а только введение их. Решение принимает Президент. Президент в это время может распустить любые органы и назначить в субъект для управления своего представителя.

В состав федерации входят:

  • субъекты и

  • ряд других территорий (союзные территории, заморские земли и т.д.)

Например: в Индии 25 штатов и 6 союзных территорий. США, помимо самих штатов, имеют Бельгийские острова, остров Гоа, Пуэрто-Рико – эти территории не являются штатами (субъектами), но входят в состав США. Австралия имеет 9 территорий, Бразилия – 3.

^ Система высших органов субъектов

Система высших органов субъектов строится в зависимости от формы правления в стране.

Законодательные органы в лице Парламента.
парламент
однопалатные двухпалатные
В США из 50 субъектов в 49-и штатах действует двухпалатный парламент и только в одном штате Неграско – однопалатный.

В Германии в 15-и землях действует однопалатный парламент и только в Баварии – двухпалатный.

В Индии из 25и штатов в 20-и действует однопалатный парламент, в 5-и – двухпалатный.

В Аргентине из 10-и провинций 8 имеют однопалатный парламент, 2 – двухпалатный.

Названия Парламент может иметь разные:

  • в США и Индии – легислатура,

  • в Германии и Австрии – ландтаги,

  • в Швейцарии – кантонное собрание.

Исполнительная власть.

При президентской форме правления – губернатор. Губернатор избирается народом субъекта. Например: США.

При парламентской республике. Например: Германия и Индия. Правительство. Правительство избирается Парламентом.

В штатах Индии одновременно встречаются и Правительство, и губернатор в качестве представителя Президента (губернатор назначается Президентом).

Порядок формирования органов на территории субъекта регулируется:

1) конституцией союза и

2) конституцией субъекта (там, где такие конституции есть. Например: США, Германия, один из 25-и штатов Индии). Там, где в субъектах конституции нет – только конституцией союза.

^ Судебные органы. Верховный суд субъекта. Формируется по-разному.

Судебная система строится по вертикали. Исключение – США (там 2 вертикали: федеральная судебная система и судебная система субъекта).
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Государственное устройство Гос устройство iconРф Понятие «бюджетное устройство»
...
Государственное устройство Гос устройство iconТранзисторные стереоралиолы первого и высшего классов
С появлени­ем стереовещания «стсреорадполой» стали называть устройство, которое обеспе­чивает прием стереофонических радиопередач,...
Государственное устройство Гос устройство iconТемы курсовых работ по дисциплине “ политические системы и государственное...
Темы курсовых работ по дисциплине “политические системы и государственное устройство стран европы ”
Государственное устройство Гос устройство iconУстройство вакуумного консервирования вакс
Устройство вакуумного консервирования вакс® система хранения продуктов и напитков в вакууме. Это простое, практичное, оригинальное...
Государственное устройство Гос устройство iconТема федеративное устройство России Вопросы
Статья 1 Конституции 1993 года провозглашает Россию федеративным государством. Принципы федеративного устройства конкретизируются...
Государственное устройство Гос устройство iconТемы рефератов по курсу “Правоведение”
Государственное устройство рф: административно-территориальное деление, федеральные и региональные органы власти
Государственное устройство Гос устройство iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «история отечественного государства и права»
Государственное устройство Киевской Руси. Особенности организации власти и управления
Государственное устройство Гос устройство iconНовое устройство преобразует движения глаз в рукописный текст и рисунки
И это новое устройство, разработанное и изготовленное доктором Жаном Лоранко (Jean Lorenceau) из Университета Пьера и Марии Кюри...
Государственное устройство Гос устройство icon1) исторических источников права, 2) законодательных памятников (изданных...
При изучении выделяют: 1) историю гос-ва (устройство, гос органы, механизмы управления); 2) историю права (процесс возникновения...
Государственное устройство Гос устройство iconМетодические рекомендации Ответ на вопрос следует начать с рассмотрения...
Географические условия. Население. Государственное устройство. Экономика и туризм
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница