Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление»


НазваниеКонспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление»
страница1/3
Дата публикации21.03.2013
Размер0.52 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Право > Конспект
  1   2   3




ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление» Настоящий конспект лекций предназначен для студентов дневного и заочного отделений специальности «Государственное и муниципальное управление» (061000), изучающих дисциплину «Введение в специальность».



Введение

Студенты, поступившие институт на специальность «Государственное и муниципальное управление», по окончании института будут квалифицированными управленцами - менеджерами в системе государственного и муниципального управления. Цель настоящей учебной дисциплины - ознакомить студентов первого курса с их будущей профессией, объектами, видами и характером профессиональной деятельности, а также с системой образования и организацией учебного процесса.

^ Роль и значение менеджмента и менеджеров в современном мире

Особая роль в современном, все усложняющемся мире принадлежит науке об управлении - менеджменте - и специалистам этой профессии - менеджерам.

Управление необходимо на любом уровне: предприятия, банка, учебного заведения, больницы, государства, города и т.д. Соответственно этому может быть производственный, финансовый, социальный, государственный, муниципальный и другой менеджмент. Давно известно, что плохой управленец может в короткие сроки привести предприятие к банкротству, а талантливый менеджер - к успеху.

К современному менеджеру предъявляются исключительно высокие требования. Он должен разбираться в вопросах экономики, политики, финансов, права, человеческой психологии, уметь работать в коллективе, ясно и логично излагать и защищать свои мысли, хорошо знать конкретную сферу своей профессиональной деятельности, быть всесторонне развитым, цивилизованным, культурным человеком. Для менеджера в сфере ГМУ особое значение имеет работа с людьми, с населением. Ведь власть существует для блага людей и может эффективно функционировать только опираясь на поддержку населения.

Задача будущих менеджеров - быть на высоте современных требований.

2 Профессии высшего образования

  1. Классификация профессий высшего образования

  2. Государственные образовательные стандарты

  3. Циклы и виды учебных дисциплин

2.1 Классификация профессий высшего образования

Приказом Министерства образования РФ от 02.03.2000 г. № 686 утвержден перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

Направление или специальность - это совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, обеспечивающих возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. Квалификация - это уровень знаний и подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Чаще всего применяется квалификация по специальностям в рамках направлений (групп специальностей). После окончания вуза каждому выпускнику присваивается та или иная квалификация.

Каждая специальность имеет кодовый шестизначный номер. Первые две цифры характеризуют направление или группу специальностей. Примеры:

Естественнонаучные специальности - 010000,

Гуманитарно-социальные специальности - 020000,

Педагогические - 030000,

Медицинские - 040000 и т.д.
Наша группа специальностей имеет индекс 060000 и называется «Специальности экономики и управления».
Две вторых цифры характеризуют специальность в составе направления.

На нашем направлении 13 специальностей:

  • 060100 Экономическая теория

  • 060200 Экономика труда

  • 060400 Финансы и кредит

  • 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

  • 060600 Мировая экономика

  • 060700 Национальная экономика

  • 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

  • 061000 Государственное и муниципальное управление

  • 061100 Менеджмент организации

  • 061500 Маркетинг

  • 061700 Статистика

  • 061800 Математические методы в экономике 062100 Управление персоналом

Ни один даже самый крупный вуз не в состоянии готовить специалистов по всем специальностям данного направления и обычно выбирает несколько специальностей.

На право обучения по каждой специальности вуз обязан получить государственную лицензию. Перед выдачей лицензии специальной экспертной комиссией министерства проверяется кадровый состав вуза, обеспеченность методическими материалами и в необходимых случаях лабораторной базой, библиотечным фондом, наличие производственных площадей и др.

Кроме общего обучения в рамках своей специальности, студент должен получить углубленные знания и навыки в отдельной более узкой профессиональной сфере - специализации. Внутри каждой специальности может быть несколько (иногда много) специализаций. Для специальности «Государственное и муниципальное управление» этих специализаций 25. Некоторые примеры специализаций:

061001 - Муниципальное управление,

061002 - Государственная служба,

061008 - Государственное регулирование экономики,

061009 - Управление региональной экономикой,

061013 - молодежная политика,

061018 - Управление в чрезвычайных ситуациях и т.д. Специализации лицензировать не требуется, их выбирает в рамках специальности сам вуз по согласованию с учебно-методическим объединением (УМО) вузов по данной специальности.

Специалист по каждой специальности получает также наименование своей квалификации, которая (наряду со специальностью) вписывается в его диплом. Специалист по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» получает квалификацию менеджер.

^ 2.2 Государственные образовательные стандарты

На каждую специальность и уровень подготовки разрабатывается и утверждается Министерством образования РФ Государственный образовательный стандарт, выполнение требований которого обязательно для всех вузов России.

Стандарт определяет:

  • объекты и виды профессиональной деятельности выпускника;

  • требования к уровню подготовки абитуриента;

  • требования к обязательному минимуму содержания профессиональной образовательной программы;

  • сроки обучения, включая количество часов на теоретическое обучение с разбивкой по циклам учебных дисциплин, максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной работы, продолжительность теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, дипломного проектирования, итоговой государственной аттестации;

  • требования к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и другому обеспечению учебного процесса, организации учебных и производственных практик, итоговой государственной аттестации специалиста;

  • требования к уровню подготовки самого выпускника.

Для специальности «Государственное и муниципальное управление» сроки обучения составляют (в неделях).

^ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 11

Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление» Настоящий конспект лекций предназначен для студентов дневного и заочного отделений специальности «Государственное и муниципальное управление» (061000), изучающих дисциплину «Введение в специальность». 11


На каждую специальность и специализацию вуз в соответствии с требованиями стандарта разрабатывает профессиональную

образовательную программу и ее детализацию - учебный план. В учебном плане отражается распределение учебных дисциплин по времени, по семестрам, по формам обучения (сколько лекций, семинаров и т.д.), по формам контроля (курсовые работы, зачеты, экзамены и др.), распределение практик по семестрам и по продолжительности и многое другое.

^ 2.3 Циклы и виды учебных дисциплин

Государственный образовательный стандарт разбивает учебный процесс на несколько циклов и определяет продолжительность циклов в часах. В каждом цикле приведен перечень учебных дисциплин, обязательных для обучения и минимальные требования к содержанию каждой дисциплины, так называемый «федеральный компонент». Дисциплины федерального компонента, перечисленные в стандарте, обычно охватывают 70-80% времени цикла. На оставшееся время вводит дополнительные дисциплины по своему выбору субъект Российской Федерации (национально-региональный компонент) или сам вуз (вузовский компонент), с учетом своего профиля и местной специфики. В нашем университете национально-регионального компонента нет, только вузовский. Часть времени внутри цикла должна отводиться на дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом. То есть в отдельных случаях студенту может быть предложен выбор например одной из двух дисциплин. Вуз имеет также право изменять объем часов на отдельные циклы до 5% в пределах общего баланса учебного времени.

В учебный план, кроме того, вводятся так называемые «факультативные» дисциплины, не являющиеся обязательными для студентов. На них в учебном плане отводится определенное число часов, в пределах которых студент выбирает интересующие его дисциплины.

По вашей специальности учебный процесс разделен на следующие циклы учебных дисциплин с балансом времени в часах (всего, в т.ч. федеральный компонент):

    1. Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

    2. Цикл математических и общих естественно-научных дисциплин

    3. Цикл общепрофессиональных дисциплин

    4. Цикл специальных дисциплин Факультативы

Дополнительные виды подготовки

Всего на теоретическое обучение


Примечание: В цикле специальных дисциплин дисциплины федерального компонента не устанавливаются. Часть времени этого цикла должна быть отведена на изучение дисциплин специализации (Приложение А).

3 Основы государственного управления

  1. Сущность и происхождение государства

  2. Типы государств

  3. Правовое государство

  4. Функции государства, задачи и методы государственного управления

  5. Государственное устройство современной России

^ 3.1 Сущность и происхождение государства

Государство - это главный орган политической власти. Под властью мы будем понимать регулирующее начало, опирающееся на силу и устанавливающее с помощью силы порядок, нацеленный на достижение определенных целей, результатов. Политическая власть (в отличие от других, вплоть до бытовых видов власти) регулирует, определяет соотношение интересов различных социальных групп общества - сословий, слоев, классов, обеспечивая преимущество одних по отношению к другим. Где есть государство - везде есть расслоение общества на социальные группы и классы, есть несовпадение интересов этих групп, есть аппарат насилия для поддержания равновесия и порядка. В.И. Ленин: «Государство есть политическая организация экономически господствующего класса». Государство является универсальной организацией политической власти, распространяющей свое действие на всю территорию страны, на всех ее жителей.

Существует и другая точка зрения на сущность государства. Многие исследователи трактуют его как орган социального компромисса между различными слоями общества. С помощью налогов и иных способов государство изымает в бюджет часть доходов богатых слоев населения и помогает бедным. Такое государство принято называть «социальным». В этом случае государство выступает как союз целого народа, населяющего данную территорию, управляемого верховной властью, в котором существует единый закон, народ приобретает гражданство, получает права и обязанности. Понятие социального государства противостоит понятиям классового, сословного или религиозного государства. Социальное государство имеет своей целью общее благо.

Первые государства возникли при переходе от первобытно­общинного к рабовладельческому строю, когда в обществе сложилось первое крупное разделение труда на земледельческий, скотоводческий и ремесленный и появилась необходимость регулировать, упорядочивать, ставить на законодательную основу отношения между различными слоями общества. Существует множество разных теорий, объясняющих происхождение государства: божественная или теологическая (власть дана от бога), патриархальная (нужен хозяин), договорная (государство - продукт общественного договора), классовая (государство - есть политическое орудие экономически господствующего класса) и др.

Основные признаки любого государства: суверенитет (полновластие) на определенной территории, независимость и равноправие во взаимоотношениях с другими государствами, право издания законов, наличие аппарата насилия (армия, полиция, суды, тюрьмы и др.), обеспечивающих выполнение законов, символика (флаг, герб, гимн и др.).

^ 3.2 Типы государств

В настоящее время в мире существует около 200 государств, существенно различающихся между собой по способам организации власти.

По формам правления различают монархию и республику. Монархия может быть абсолютной и ограниченной. Республика может быть президентской и парламентской.

По политическому устройству различают государства авторитарные (сильная личная власть), тоталитарные (жесткий контроль государства в лице господствующего класса, слоя, за всеми сторонами жизни общества) и демократические, основанные на волеизъявлении народа, выборности и подотчетности власти перед народом. В демократическом государстве народ признается источником власти, предполагается многообразие во всех сферах жизни общества, формах собственности, политических, идеологических, религиозных и иных взглядах, но при условии принятия государственных решений в интересах большинства населения. Древнегреческий историк Полибий изобразил различные формы государственной власти :

По внутреннему административно-территориальному устройству различают:

а) унитарное государство, в котором вся власть, вся полнота суверенитета сосредоточены в центре, существуют единое законодательство и единая иерархическая система органов государственной власти в центре и на местах. Примеры: Франция, Япония, большинство государств СНГ;

б) федерация, в которой составные части государства или субъекты федерации (области, штаты, земли и др.) обладают определенной степенью независимости, могут в отдельных вопросах принимать местные законы, не противоречащие федеральным законам, иметь свои органы власти, регулировать в некоторой части экономическую жизнь и т.д. В федеративных государствах центральный парламент часто бывает двухпалатным: одна палата избирается по принципу общего количества избирателей, другая палата по принципу равного представительства субъектов федерации, независимо от численности населения. Примеры: США, Германия, Канада, Индия, Грузия, Молдавия и др.;

в) конфедерация - добровольный союз независимых государств с весьма ограниченными функциями центральной власти: единая валюта, таможенное пространство, внешняя политика и оборона. Конфедеративные государства неустойчивы и в большинстве своем либо распадаются (Швеция - Норвегия, Египет - Сирия) либо превращаются в федеративные (США, Великобритания). Пример устойчивой конфедерации - Швейцария. Еще более слабые, чем в конфедерации, связи между собой имеют государства Европейского союза (вводят единую валюту - евро, единое визовое и таможенное пространство), общий рынок США, Мексики и Канады, страны СНГ.

^ 3.3 Правовое государство

Под правовым государством понимают такое государство, в котором все, даже правители, подчиняется силе закона. Сам закон, его правовые нормы должны отражать и защищать интересы личности, гражданина и в то же время устанавливать ответственность гражданина перед властью и власти перед гражданином. Основным законом правового государства является конституция. Другие принимаемые законы не могут противоречить конституции.

Важным признаком правового государства является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти наделена по конституции своими полномочиями и в пределах своих полномочий самостоятельна. Для принятия ответственных решений требуется согласие двух, а иногда и всех трех ветвей власти.

Поэтому ни одна из ветвей власти не может доминировать над другой, они вынуждены искать согласия, что и обеспечивает наилучшее соблюдение общественных интересов.

^ 3.4 Функции государства, задачи и методы государственного управления

В чем состоят функции, обязанности государства, что такое государственное управление, какие задачи оно должно решать, чем и как управлять ?

Функции государства могут быть разделены: на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся:

а) защита прав и свобод граждан, их жизни, достоинства, собственности;

б) государственное регулирование экономики, хозяйственной деятельности;

в) государственное регулирование социальной сферы, культурной, научной и иной деятельности;

г) карательная функция - подавление покушений на государственный строй, собственность, жизнь, права и свободы граждан, нарушений общественного порядка.

В решении этих задач государство использует методы административного и экономического регулирования, а также методы идеологического воздействия. Административные методы - издание обязательных для исполнения законов, система наказаний за их несоблюдение. Экономическое регулирование - система налогов, таможенных сборов, бюджетное финансирование, система акцизов, социальных и других льгот, с помощью которых поддерживаются или ограничиваются отдельные виды деятельности. Идеологическое воздействие осуществляется через средства массовой информации и имеет целью воспитание в гражданах чувства патриотизма, гордости за свою страну, желания содействовать ее процветанию. Одним из средств воспитания патриотизма является использование государственной символики.

В то же время, государство не должно вмешиваться в личную жизнь граждан, если это не затрагивает интересов других граждан или общества, в деятельность хозяйствующих субъектов, политических партий, общественных, религиозных и других организаций, если они не нарушают закон.

Внешние функции государства:

а) оборона границ, защита суверенитета и независимости страны;

б) внешнеполитическая деятельность;

в)внешнеэкономическая деятельность;

г) представление и защита интересов своих граждан за рубежом;

д) укрепление своего престижа в мире, завоевание достойного места в ряду других стран, для крупных и экономически сильных государств установление сфер влияния, а в прошлые времена - захват колоний.

Методы решения внешних задач государства: дипломатические, экономические и военные.

^ 3.5 Государственное устройство современной России

Согласно Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме в 1993 году, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (статья 1). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (п.1 статьи 3). Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п.2 статьи 4).

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п.1 статьи 7).

В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие и многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (статья 13).

Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (п.1 статьи 14).

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральными органами государственной власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (статья 10). В других статьях Конституции излагаются функции, полномочия и порядок формирования каждого из перечисленных органов. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (п.2 статьи 10).

Как федеративное государство, РФ состоит из 89 субъектов федерации. Ими являются республики (21), края (6), области (49), города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная

область (Еврейская), автономные округа (10) - статья 65. Все субъекты РФ равноправны (п.1 статьи 5). Конституция определяет перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации (статья 71) и вопросы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (статья 72). Установлено, что по вопросам, не перечисленным в статьях 71 и 72, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (статья 73).

Местную власть в РФ осуществляют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Более подробно вопросы государственного устройства, государственной политики и государственного управления будут изучаться в ряде учебных дисциплин: политология и социология, правовые основы российского государства (конституционное, административное, гражданское, трудовое право) и.наконец, «система государственного управления».

^ Город как самоуправляемая система. Основные понятия о местном самоуправлении

Управление городом в РФ осуществляется на принципах местного самоуправления, закрепленных в Конституции и законодательстве РФ. Согласно нашей Конституции, источником власти в РФ как демократическом государстве является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления.

Местное самоуправление - это демократически организованная система местной власти, избираемая населением и подотчетная населению. Для возможности решения возложенных на него задач местное самоуправление наделяется собственностью (муниципальная форма собственности), в том числе собственностью на землю и некоторые природные ресурсы, и финансовыми средствами (местный бюджет, местные налоги и сборы). Более подробно эти вопросы будут изучаться в специальной учебной дисциплине «Организация местного самоуправления».

Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но государство регулирует деятельность местного самоуправления путем издания законов, наделяет местное самоуправление собственностью и финансами. Через органы прокуратуры государство осуществляет надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления. Конституция РФ гарантирует права населения на осуществление местного самоуправления, в том числе право на

судебную защиту. Государство оказывает органам местного самоуправления поддержку в различных формах: финансовую, организационную, методическую, информационную, кадровую и др.

Главным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый в 1995 году. Согласно упомянутому Федеральному закону, под местным самоуправлением понимается самостоятельная, под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, т.е. таких вопросов жизни населения, которые могут быть решены на месте и не требуют вмешательства государственной власти. Именно к таким вопросам относятся вопросы управления городом. Закон перечисляет около 30 вопросов местного значения. Некоторые из них:

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов;

комплексное социально-экономическое развитие территории, регулирование ее планировки и застройки, контроль за использованием земельных и водных ресурсов;

содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и др.; охрана общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; транспортное обслуживание населения;

дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории; организация утилизации и переработки бытовых отходов и др. На органы местного самоуправления могут также возлагаться отдельные государственные полномочия, например, содействие призыву на военную службу, ведение записи актов гражданского состояния и др. На выполнение этих функций государство должно выделять специальное финансирование.

Деятельность городского самоуправления регулируется уставом города, своеобразной местной конституцией. Устав города не может противоречить федеральному и областному законам. В развитие Устава органы местного самоуправления города принимают различные нормативные акты, регулирующие вопросы городской жизни.

^ Органы городского самоуправления
Каждый орган городского самоуправления наделен собственной компетенцией, изложенной в уставе города.

  1   2   3

Похожие:

Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление» iconЕ. П. Силла Управление качеством Конспект лекций для студентов специальности
«Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» дневной и заочной форм обучения
Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины (наименование дисциплины) специальность
«Государственное и муниципальное управление» и на основании рабочего учебного плана специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное...
Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление» iconПримерные темы выпускных аттестационных работ государственных гражданских...
Специализация «Государственное и муниципальное управление» в гр. Гпп-51-12 на 22. 11. 12
Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление» iconМетодические указания по выполнению разделов курсовых работ и выпускной...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности (направлению) «Государственное и муниципальное управление»,...
Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление» iconУчебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»
Анкета
Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма итогового государственного комплексного экзамена специальность...
«Государственное и муниципальное управление», квалификация «менеджер», утвержденного 17 марта 2002 г., номер государственной регистрации...
Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма преддипломной практики методические указания для студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма преддипломной практики для студентов 5 курса специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление» iconПрактикум для студентов специальностей «Мировая экономика»; «Налоги...
«Мировая экономика»; «Налоги и налогообложение»; «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Антикризисное...
Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Тульской области по специальности «Юриспруденция» специализация «Государственное и муниципальное управление»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница