Лекция 23,24 Количество часов 4 тема: государсвенные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления


Скачать 132.76 Kb.
НазваниеЛекция 23,24 Количество часов 4 тема: государсвенные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления
Дата публикации26.07.2013
Размер132.76 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция





ЛЕКЦИЯ 23,24
Количество часов 4


ТЕМА: ГОСУДАРСВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ, ВЛИЯНИЕ НА ИХ ОРГАНИЗАЦИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

1. Содержание государственных и муниципальных финансов.

2. Полномочия органов власти местного самоуправления по формированию бюджетов.

3. Местные бюджеты: их функции, методы формирования и направления расходования средств.

4. Межбюджетные отношения и бюджетный процесс на муниципальном уровне.

^ 1. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
Государственные и муниципальные финансы – это экономические отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием средств на затраты по выполнению государственных функций.

Государственные расходы – система экономических отношений по поводу распределения и использования финансовых ресурсов на выполнение функций государства.

Финансовые функции современного государства:

экономическая – вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства. Это создание и управление государственным сектором экономики, а также программирование и регулирование экономики;

управленческая – финансирование системы органов управления. Это совокупность представительных и исполнительных органов власти всех уровней, суда и прокуратуры. Расходы на управленческую функцию государства – 3–5 %;

оборонная – обеспечение существования нации, защита ее суверенитета, национальных границ. Расходы на эти цели превышают все другие расходы, составляя 20–30 % всех расходов государства;

социальная – регулирование личных доходов граждан путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев.

Существование функциональных государственных расходов предполагает наличие источников их финансирования.

Государственные доходы – экономические отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства.

Главный источник их мобилизации – национальный доход.

Методы мобилизации государственных доходов:

военные доходы;

доменный доход;

государственные регалии;

налоги;

займы;

эмиссия.

Организация государственных финансов тесно связана с организацией государственного управления, прежде всего с уровнями управления. Государственные финансы включают в себя 4 звена:

государственный бюджет;

муниципальные финансы;

финансы государственных предприятий;

внебюджетные фонды.

Масштабы полномочий каждого уровня управления и выполняемые ими функции предопределяют размеры их доходов, порядок формирования и расходования средств:

федеральный уровень – решение следующих общеэкономических задач:

а) обеспечение деятельности Президента и его аппарата, федеральной судебной системы;

б) национальная оборона, безопасность, конверсия;

в) атомная энергетика, космос, государственные инвестиционные программы и т. д.;

уровень субъекта Федерации – решение тех же задач на региональном уровне;

муниципальный уровень. Его роль постоянно возрастает. Осуществляет регулирование экономических процессов, влияет на размещение производительных сил, повышение конкурентоспособности продукции, улучшение инфраструктуры. Доля местных финансов в финансовых системах всех государств составляет 30–60 %. В России большая часть социальных расходов финансируется на местном уровне.

^ Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения складываются между органами местного само­управления и населением, живущим на территории данного му­ниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают:

• средства местного бюджета;

• муниципальные внебюджетные фонды;

• государственные и муниципальные ценные бумаги, при­надлежащие органам местного самоуправления;

• другие денежные средства, находящиеся в муниципаль­ной собственности.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

• самостоятельности;

• государственной финансовой поддержки;

• гласности.

Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образова­ния органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уста­вом муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственно­стью, имуществом, находящимся в государственной собственно­сти и переданным в управление органам местного самоуправле­ния, другой собственностью, служащей удовлетворению потреб­ностей населения муниципального образования.

Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сда­вать в аренду, отчуждать.

Порядок и условия приватизации муниципальной собствен­ности определяются населением непосредственно или предста­вительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственно­сти поступают в полном объеме в местный бюджет.

Органы местного самоуправления имеют право создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организа­ций, находящихся в муниципальной собственности, осуществ­ляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления могут выступать заказчи­ком на выполнение работ по благоустройству территории муни­ципального образования, коммунальному обслуживанию насе­ления, строительству и ремонту объектов социальной инфра­структуры, производству продукции, оказанию услуг, необходи­мых для удовлетворения бытовых и социально-культурных по­требностей населения соответствующей территории, на выпол­нение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
^ 2. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ: ИХ ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресур­сов отдельного муниципального образования, формирование, утвер­ждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

В качестве составной части сметы в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленны­ми на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправле­ния для реализации отдельных государственных полномочий, по­ступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дота­ции, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного само­управления.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжа­ются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципаль­ным образованиям минимальные местные бюджеты путем закре­пления доходных источников для покрытия минимально необ­ходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходи­мые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная часть минимальных местных бюджетов формирует­ся путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если до­ходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы госу­дарственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доход­ные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворе­ние основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, вы­полнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государст­венной власти, органами государственной власти субъектов РФ отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Финансовые средства, необходимые для осуществления ор­ганами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в федеральном бюд­жете и бюджетах субъектов РФ. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, воз­никшие в результате решений, принятых федеральными органа­ми и органами государственной власти субъектов РФ, компен­сируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего ре­шения. Решения органов государственной власти, влекущие до­полнительные расходы органов местного самоуправления, реа­лизуются ими в пределах переданных в качестве компенсации средств.

Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанав­ливаются представительными органами местного самоуправле­ния самостоятельно.

Органы государственной власти РФ и субъектов РФ наделе­ны следующими функциями/

1) регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, между федеральным бюджетом и мест­ными бюджетами в рамках федеральных целевых программ;

2) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;

3) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и других мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использова­нием этих средств;

4) разрабатывают государственные минимальные социаль­ные стандарты, устанавливают социальные нормы;

5) оказывают методическую помощь органам местного са­моуправления в работе по формированию и исполнению мест­ных бюджетов;

6) осуществляют контроль за соблюдением органами мест­ного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и субъектов РФ и др.

7) другие функции, предусмотренные законодательством.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдель­ными государственными полномочиями РФ и отдельными госу­дарственными полномочиями субъектов РФ. В этом случае им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществля­ются органами местного самоуправления самостоятельно в соот­ветствии с уставом муниципального образования.

Органы государственной власти гарантируют.

1) право представительных органов местного самоуправле­ния самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

2) право представительных органов местного самоуправле­ния самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансо­вого года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

3) компенсацию увеличения расходов или уменьшения до­ходов местных бюджетов, возникших в результате принятия фе­деральных законов и законов субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в ходе формирования местных бюджетов руко­водствуются государственными минимальными социальными
^ 3. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ.
Органы местного самоуправления России осуществляют свою деятельность в условиях постоянно меняющегося законодательства. Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс, сделали его формулировки более конкретными, четко разграничивая полномочия между участниками бюджетного процесса. Положительным моментом является также то, что теперь направленные остатки средств на счетах по учету средств местного бюджета не учитываются при определении предельного объема дефицита бюджета.

Однако сегодня можно констатировать, что внесенные в Бюджетный кодекс поправки не только не решили проблем муниципалитетов, но и создали несколько новых.

В частности, ст. 136 БК РФ устанавливает определенные ограничения для муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10, 30 и 70%.

В ст. 92.1 БК даны ограничения дефицита местного бюджета, при расчете которого также не учитываются поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Как видно, в обоих случаях не учитываются доходы, полученные муниципалитетами за счет замены дотации на дополнительные нормативы отчислений, хотя применение данного механизма способствует укреплению финансовых основ местного самоуправления, повышению заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании собственной налоговой базы, повышению собираемости налогов. Выбор органов местного самоуправления в пользу замены дотации дополнительными нормативами отчислений исключает "иждивенческий" подход в формировании доходной части местных бюджетов, так как всегда присутствует риск недопоступления налогов против рассчитанной плановой дотации.

Исключение из состава межбюджетных трансфертов налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений при расчете уровня дотационности, а также при определении предельного размера дефицита бюджета снижает интерес муниципальных образований в замещении дотации дополнительными нормативами. Чтобы изменить ситуацию необходимо внести соответствующие поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые позволят в перечисленных расчетах не исключать доходы, полученные муниципалитетами по дополнительным нормативам.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусматривает формирование представительного органа муниципального района из глав поселений. При этом пять полномочий муниципального района выполняются в пределах и за счет субсидий, передаваемых поселенческими муниципалитетами на районный уровень. В то же время возможно формирование представительных органов муниципального района на основе равного и прямого избирательного права. В данном случае финансовое решение этих вопросов осуществляется напрямую из бюджета соответствующего муниципального района. Законодательное требование финансового обеспечения решения указанных вопросов межмуниципального характера, относящихся к вопросам местного значения муниципальных районов, за счет средств бюджетов поселений значительно усложняет межбюджетные отношения. А теперь еще, увеличивая долю межбюджетных трансфертов в составе доходов муниципальных районов, увеличит и число ограничений для них. При этом доля межбюджетных трансфертов увеличивается только из-за выбранного способа формирования представительного органа муниципального района. По нашим расчетам, доля межбюджетных трансфертов в бюджетах муниципальных районов по указанной причине увеличивается практически на 40%. В связи с этим было бы целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исключающих из них требование финансирования пяти полномочий муниципального района за счет субсидий из поселений. Это создало бы условия для реализации простого и эффективного регулирования межбюджетных отношений, а также позволило бы ликвидировать потенциальные конфликты между органами местного самоуправления отдельных поселений и муниципального района по поводу размеров субсидий и порядка их расходования.

Статьи 137 и 138 Бюджетного кодекса РФ предоставляют право муниципалитетам дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности заменять дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц. В Ставропольском крае в части совершенствования межбюджетных отношений проведена работа по укреплению финансовых основ местного самоуправления, повышению заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании собственной налоговой базы, повышению собираемости налогов. С этой целью в переходный период, установленный Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", до его полного вступления в силу с 01.01.2009 муниципалитетам было дано право выбора налога, на норматив по которому будет заменена дотация. Это налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налог на имущество организаций и транспортный налог. Данная схема позволяла сделать межбюджетные отношения более "гибкими", учитывающими особенности каждого муниципалитета (численность, структуру населения, степень развития промышленности, торговли, социальной инфраструктуры, объемы неналоговых доходов), а соответственно, стимулировала муниципалитеты к дальнейшему наращиванию налогового потенциала территории. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно закрепить на постоянной основе за органами местного самоуправления право выбора налогов, зачисляемых в бюджет субъекта Федерации, на нормативы от которых будет заменена дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Новая редакция Бюджетного кодекса РФ не разрешает передачу иных межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений в бюджет муниципального района, а соответственно, исключает возможность передачи полномочий поселений муниципальному району. Многие вопросы местного значения поселений возможно оперативно и эффективно решить только путем консолидации усилий муниципалитетов. Речь идет о:

- создании, содержании и организации деятельности аварийно-спасательных формирований;

- полномочиях в сфере градостроительной деятельности;

- сборе и вывозе твердых бытовых и промышленных отходов и т.д. От скорейшего решения данной проблемы зависит судьба учреждений, созданных в муниципальных районах для выполнения переданных им от поселений полномочий.

Одной из основных задач реформы местного самоуправления и реформы бюджетного процесса является повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.



Похожие:

Лекция 23,24 Количество часов 4 тема: государсвенные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления iconЛекция 21,22 Количество часов 4 тема: региональные финансы
Охватывает все текущие финансовые возможности региона и включает следующие элементы
Лекция 23,24 Количество часов 4 тема: государсвенные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления iconЛекция №2 по дисциплине «Управление проектами» тема «Жизненный цикл...
Проанализировать влияние организационной структуры организации на стиль проектного управления
Лекция 23,24 Количество часов 4 тема: государсвенные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления iconЛекция 11 Количество часов 2 тема: доходы государственного бюджета
Анализ мировой практики решения проблемы разделения налогов между бюджетами разного уровня
Лекция 23,24 Количество часов 4 тема: государсвенные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления iconЛекция 28 Количество часов 2 тема: страхование как финансовая категория, ее специфика
Экономическая сущность страхования. Его задачи, функции и роль в рыночной экономике
Лекция 23,24 Количество часов 4 тема: государсвенные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления iconОбразовательный проект для предпринимателей
Финансовая система России включает три основные сферы отношений: государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов...
Лекция 23,24 Количество часов 4 тема: государсвенные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления iconЛекция 12,13 Количество часов 4 тема: расходы государственного бюджета
Бк рф). Расходы бюджетов относятся к кате­гории «общественные расходы». Бк РФ также предусматривает обязательное формирование реестра...
Лекция 23,24 Количество часов 4 тема: государсвенные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления iconТесты по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
Отношения, характеризующие финансы в качестве экономической категории, рассматриваются как …
Лекция 23,24 Количество часов 4 тема: государсвенные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Лекция 23,24 Количество часов 4 тема: государсвенные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления iconЛекция 26,27 Количество часов 4 тема: государственный и муниципальный кредит
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими...
Лекция 23,24 Количество часов 4 тема: государсвенные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления iconПриложение б министерство образования и науки Российской Федерации...
В 2 семестре учебным планом на изучение этой дисциплины предусмотрено следующее количество часов: лекций – 17 часов; практических...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница