Учебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,


НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,
страница1/8
Дата публикации26.07.2013
Размер0.75 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ


КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

И.И.Рогов


СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс


Ростов-на-Дону

2012

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Южно-Российский институт – филиал

Кафедра социологии


^ Рогов И.И.

Социология: Учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2012. 60 с.


Учебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предъявляемыми к содержанию и уровню подготовки студентов бакалавриата очной и заочной форм обучения по направлению подготовки «Политология». Он включает в себя общие сведения о курсе, учебные планы, программу курса, планы семинарских занятий, список рекомендуемой литературы, вопросы к зачету, тесты, глоссарий.

Печатается по решению кафедры

Протокол № 10 от 5 марта 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ


Общие сведения о курсе

4

Учебно-тематические план

5

Программа курса

6

Планы семинарских занятий

9

Список рекомендуемой литературы

18

Рекомендации по использованию информационных технологий

20

Вопросы к экзамену

21

Тесты для самоконтроля

23

Глоссарий

38

Ответы на тестовые задания

54


^ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
Социология в современном мире представляет комплексный вид знания, использующий как теоретические, так и практические конструкты. Социология изучает общество, в котором мы живём и элементы, из кото­рых это общество состоит. В рамках курса Социологии для студентов бакалавриата очной и заочной форм обучения по направлению подготовки «Политология», предусмотрено изучение основных социоло­гических проблем, теоретико-методологической базы и понятийного ап­парата. Изучение курса Социологии позволит студенту выработать ком­плексные знания об обществе, в котором мы живём и рассматривать об­щество не как серую массу, но как совокупность структурных элементов, обладающих специфическими свойствами и потребностями.

Программа данного курса «Социология» предполагает изучение методологии, методики и техники социологического исследования.

Цель данного учебного курса – представить предметное поле данной дисциплины, изучить наиболее важные понятия социологической теории, овладеть теоретическими и практическими основами анализа современ­ных социально-политических процессов, а также умениями и навыками использования социальных технологий в практической деятельности.

Задачами курса являются:

- изучить концептуальные положения социологической науки в контексте политологической профессионализации; определить ее место в структуре социологического и политологического знания;

- сформировать четкое представление о теоретической социологии как о науке; о сущностных характеристиках социологического знания;

- сформировать четкое представление о социальной структуре и ин­ституциональном устройстве общества, знать особенности функциониро­вания социальных и институтов и процессов;

- освоить методологические основы социального анализа современ­ных процессов, происходящих в обществе;

- изучить социальные явления и процессы, происходящие в современной России, исследовать вопросы социального неравенства, социальных и политических конфликтов, процессов происходящих в институтах российского общества, сформировав активную жизненную и гражданскую позицию, ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Реализация изложенных задач позволит студентам, обучающимся по направлению «Политология» в будущем овладеть политологическими и социологическими знаниями и использовать их для эффективного решения профессиональных задач.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для бакалавриата 1 курса I cем.

Направление подготовки «Политология»

по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ»

Наименование темы

Количество часов

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Лекции

Семинары

Лекции

Семинары

Тема 1. Социология как наука об обществе. История социологической мысли.

2

2







Тема 2. Общество. Критерии типизации об­щества. Традиционное, индустриаль­ное, и постиндустриальное.

2

2

2




Тема 3. Социальная стратификация, неравенство и социальная мобильность

2

2

2

2

Тема 4. Социальные группы и общности.

2

2

2




Тема 5. Культура как фактор социальных изменений. Социологическое понимание культуры

2

2







Тема 6. Социология личности: личность как элемент структуры общества, процесс социализации и его основные стадии.

2

2







Тема 7. Социальные институты.

2

2

2

2

Тема 8. Социальные трансформации: теории революций и теории социальных изменений.

2

2







Тема 9. Глобализация социальной жизни. Теория зависимости.

Теория мировой системы.

2

2







ИТОГО:

18

18

8

4

Самостоятельная работа

36

60

Экзамен

6

6

^ ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Социология как наука об обществе. История социологической мысли.
Объект, предмет и методы социологии. Социология в системе обще­ствознания, её связь с философией, политологией, и отличие от этих и других наук об обществе. Основные понятия социологии, структура со­циологического знания и специфика социального познания.

Социально-экономические, социокультурные и научные предпосылки появления социологии как самостоятельной науки. Основоположники позитивистской социологии А. Сен-Симон, О. Конт Г. Спенсер. Социологическая концепция Э. Дюркгейма, М. Вебера и других. Социологическая система К. Маркса.
^ Тема 2. Общество. Критерии типизации об­щества. Традиционное, индустриаль­ное, и постиндустриальное.
Общество как изменяющаяся социальная реальность. Развитие общества как закономерный естественноисторический процесс. Понятие общества и его основных сфер. Формационный и цивилизационный подходы к проблеме общест­венного прогресса. Традиционное, индустриальное, и постиндустриальное общества. Междисци­плинарный подход к изучению общества. Органицистский подход. Струк­турно-функциональный метод исследования общества. Распределительная и процедурная концепции.
^ Тема 3. Социальная стратификация, неравенство и социальная мобильность
Понятие неравенства и стратификации. К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс о социальном неравенстве. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Критерий и способы анализа социальной стратификации. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Типы стратификационных систем. Социальный класс и социальный слой. Дискуссии о среднем классе.

Социальная мобильность. Типология мобильности. Социальная мобильность и миграция. Вынужденная миграция и беженцы. Маргиналы.
^ Тема 4. Социальные группы и общности.
Виды групп в социологии. Первичные и вторичные группы. Формальные организации. Бюрократия и олигархия.

Понятие социальной группы и общности. Теории социальных групп. Многообразие социальных групп. Малая группа: понятие и признаки. Малая группа как ячейка общества. Спе­цифические свойства малой группы. Типология малых групп, групповое поведение и поведение личности в группе. Конформизм. Разновидности социальных общностей. Социально-территориальные и национальные (этнические) общности. Межгрупповое взаимодействие и межгрупповые конфликты. Статусы внутри малой группы. Внутригруппо­вые конфликты и их профилактика. Проблема лидерства и подчинения.
^ Тема 5. Культура как фактор социальных изменений. Социологическое понимание культуры
Социологическое понимание культуры. Основные теории культуры. Функционалистская трактовка культуры Т. Парсонсом. Культура с точки зрения понимающей социологии. Понятие и структура культуры. Функции культуры. Культурное единство и культурные универсалии. Разновидности культуры.

Феномен массовой культуры: ее признаки и черты. Народная, элитарная и массовая культуры. Социальная роль культуры. Специфика институциональных норм. Субкультура и контркультура. Культура и циви­лизация. Формирование культурных стереотипов и локальных общностей. Замкнутые и открытые культуры. Язык и его формы как ретранслятор культурных тенденций.
^ Тема 6. Социология личности: личность как элемент структуры общества, процесс социализации и его основные стадии
Человек, индивид, личность. Социологический подход к личности. Общественное и индивидуальное в личности. Зависимость личности от общества и автономия личности. Социально-исторические типы личности. Типология личности. Социальный статус и его структура. Статусный набор. Иерархия статусов. Социальная роль. Концепция социальной роли Дж. Мида. Классификация ролей Дж. Морено. Основные характеристики описания роли. Понятие ролевого набора. Проигрывание, построение и принятие ролей. Ролевая идентификация и ролевое дистанцирование.

Социализация личности как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и умений, социальных норм и культурных ценностей. Агенты и институты социализации. Функции социализации. Процессы ресоциализации и десоциализации.
^ Тема 7. Социальные институты
Социальные институты и организации. Базовые и вторичные институты. Структура, функции и дисфункции социальных институтов. Явные и латентные функции. Институт как нормативная система. Динамика социальных институтов. Типы социальных институтов. Социальные институты: политики, экономики, образования и науки, религии, права, семьи. Родство, брак и семья, образование и религия, труд и экономическая жизнь.

Социальные организации. Возникновение, строение и функционирование организации. Типология и организаций. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе. Человеческий фактор в организации. Организационная патология. Особенности становления социальных институтов и организаций российского общества в переходный период.
^ Тема 8. Социальные трансформации: теории революций и теории социальных изменений
Теория прогресса и теория модернизации. Понятие «открытого общества»: К.Р.Поппер. Традиционное и модернизационное общества. Понятие социального изменения. Теории социальных изменений. Социал-дарвинизм. Империализм. Глобальная стратификация и революционное движение. Социальные и политические революции. Исторический и диалектический материализм. Последствия революций. Нейл Смелзер: шесть условий социальных движений. Социология толпы.
^ Тема 9. Глобализация социальной жизни. Теория зависимости.

Теория мировой системы
Мировое сообщество и мировая система. Глобальные процессы мирового сообщества. Социальные изменения при переходе к постиндустриальному обществу. Глобальные проблемы и пути их решения. Россия в мировом сообществе. Глобализация и её разновидности: экономическая, политическая, культурная и проч. Мон­диалистская теория и теория цивилизационных конфликтов. Перспективы вестернизации и демократизации.

^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
План семинарского занятия № 1

на тему:

«Социология как наука об обществе. История социологической мысли»


  1. Объект, предмет и структура социологии.

  2. Предпосылки развития социологического знания: О.Конт и Г.Спенсер.

  3. Основные социологические концепции.


Практическое задание: составьте сравнительную таблицу объект-предметной области известных вам дисциплин.

^ Ключевые понятия: социальная реальность, социальные закономерности, анализ общественной жизни, общественное сознание, позитивная социология, социальная динамика, социальная статика, эмпирическая социология, фундаментальная социология, макросоциология, микросоциология.
Темы рефератов и докладов:

  1. Социология как совокупность концепций и подходов.

  2. Макросоциология и микросоциология: различные способы изучения общества.

  3. Социология и практика. Социология как поведенческая наука.


Литература:


  1. Волков Ю. Г. Социология: учебник. / Под ред. В. И. Добренькова – 5-е изд. / Ю. Г. Волков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 571 с.

  2. История социологии; Учеб - пособие/ А.Н. Елсуков и др. Минск, 1993.

  3. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: «Едиториал УРСС», 2005. – 319 с.

  4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: Инфра – М, 2007 – 624 с.

  5. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 352 с.

  6. Здравомыслов А. Г. Социология: Теория, история, практика / А. Г. Здравомыслов. – М.: Наука, 2008. – 382 с.

  7. Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Изд. ПБОЮЛ, 2008. – 536 с.

  8. Масионис Дж. Социология. 9-е издание. Питер 2004. – 752 с.


План семинарского занятия № 2

на тему:
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Учебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Жилищное право» разработан...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой гражданского права юридического факультета юфу (Протокол № от )
Учебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен...
Автор-составитель: Мамедова Т. Ш., к ф н., доцент, доцент. Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в...
Учебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное частное право»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» составлен...
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями...
Игнатов В. Г., Сологуб В. А., Хашева И. А. Основы государственного и муниципального управления. Ростов н/Д.: Изд-во юриф ранхиГС,...
Учебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconРостовский филиал кафедра уголовно-правовых дисциплин
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс для студентов факультета среднего профессионального образования
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего специального...
Учебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинговые исследования» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «муниципальное право»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Муниципальное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница