Учебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100.


Скачать 258.84 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100.
Дата публикации26.07.2013
Размер258.84 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ
Факультет управления

Кафедра экономики, финансов и природопользования

О.А Очкин, Г.Г. Уварова


СТАТИСТИКА



Учебно-методический комплекс



Ростов-на-Дону, 2012

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
^ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ
Кафедра экономики, финансов и природопользования


^ Очкин О.А.,Уварова Г.Г.

Статистика: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2012. С.29 .
Учебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», профили «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере», «Государственные и муниципальные финансы», «Управление персоналом государственной и муниципальной службы» . Содержит программу курса, учебно-тематический план, , вопросы к семинарским и практическим занятиям, список рекомендуемой литературы, вопросы для подготовки к зачету, тестовые задания.

Печатается по решению

кафедры. Протокол №

от -------- 2012г.

Введение

Цели и задачи дисциплины

Основной целью и задачами курса является формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров посредством достижения следующих образовательных результатов:

- умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

- способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

- умение обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владение средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления (ПК-17);

- умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);

- способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);

умение находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31).


^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: теоретические и практические основы анализа социально-экономических явлений и процессов; международные стандарты, используемые в оценке уровня развития стран с рыночной экономикой.
Уметь: использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и, переработки статистической информации; применять методы статистического анализа в управленческой деятельности, в практике решения конкретных управленческих задач.

^ Демонстрировать способность и готовность: к анализу значимых общественных проблем, явлений и процессов, тенденций их развития; работе со статистической информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах.

^ Учебная программа дисциплины

Тема 1. Предмет, метод, задачи и организация статистики.
Понятие статистики и его содержание. Предмет статистики. Методы статистики. Основной прием статистики. Задачи статистики: общие и частные. Организация статистического учета. Органы статистики: структура, функции и задачи.

Место и роль статистического учета в управлении социальными и экономическими процессами в современных условиях.

Основные категории (понятия) статистики: сущность и содержание.
^ Тема 2. Методика проведения экономико-статистического исследования
Понятие экономико-статистического исследования. Алгоритм и логика его проведения. Значение в экономическом анализе.

Последовательность проведения экономико-статистического исследования. Обязательные и специальные этапы (методы) экономико-статистического исследования. Общая характеристика этапов. Применение обязательных методов исследования в экономико-статистическом анализе социально-экономических явлений и процессов.

Специальные методы статистического исследования: графический, анализ рядов динамики, индексный метод, расчет показателей оценки объемов производства, оценка экономической эффективности на различных уровнях общественного производства, корреляция и регрессия, моделирование и прогнозирование, многомерный статистический анализ. Особенности их применения на практике.

Статистическое наблюдение: понятие, план проведения и виды. Сводка и группировка: методика проведения и типы. Метод обобщений: расчет абсолютных, относительных и средних величин. Показатели вариации.

^ Тема 3. Ряды динамики и их анализ.
Понятие ряда динамики. Правила и принципы построения рядов динамики. Основные элементы рядов динамики. Классификация рядов динамики.

Основные показатели анализа рядов динамики и методы их расчета. Цепные и базисные: абсолютный прирост, темпы роста, темпы прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Расчет показателей динамики.

Система средних показателей динамики. Интерполяция и экстраполяция.

Практика применения рядов динамики в экономическом анализе.
^ Тема 4. Индексный метод.
Индексный метод, его значение в оценке социально-экономических явлений и процессов. Понятие индекса. Применение индексов в статистике. Основные задачи, решаемые с помощью индексных показателей.

Способы и правила построения индексов. Индивидуальный, сводный и групповой индексы. Свойства индексов. Индексы количественных и качественных показателей. Цепной и базисный способы расчета индексов.

Общие индексы и их применение в анализе. Общий индекс стоимости выпускаемой продукции. Агрегатные индексы цен и физического объема продукции. Постоянные и переменные веса агрегатных индексов.

Индексы качественных показателей цен, себестоимости продукции, производительности труда, трудоемкости, заработной платы и т.д.

Среднеарифметический и среднегармонический индексы. Экономический смысл расчета индексов. Система взаимосвязанных индексов. Факторный анализ. Факторы производства. Роль факторов в оценке экономической эффективности производства. Трансформация натуральных факторов в стоимостные, их количественная и качественная оценка. Определение удельного веса влияния различных факторов.

^ Тема 5. Система национального счетоводства (СНС).
Основные этапы развития международной статистики. Современное состояние Глобальной статистической системы. Основные организации, входящие в Глобальную статистическую систему. Основные классификации ООН.

Система национального счетоводства (СНС) и ее значение. Понятие и подсистемы СНС. Принципы построения счетов внутренней экономики.

Макроэкономическая модель экономики страны. Методы изложения СНС. Значение бухгалтерского учета для СНС. Схемы основных счетов СНС. Практика адаптации СНС в России.

Система макроэкономических показателей: понятие и основные группы. Методология расчета валового выпуска. Общая характеристика основных показателей системы национальных счетов. Показатели результатов экономической деятельности.

Система статистических показателей отраслей и секторов экономики.
^

Тема 6. Статистика национального богатства


Понятие национального богатства. Задачи статистики национального богатства. Система показателей статистики национального богатства.

Состав и структура национального богатства. Классификация активов, включаемых в состав национального богатства в соответствии с методологией СНС. Общая характеристика нефинансовых и финансовых активов. Расчет национального богатства. Баланс активов и пассивов как инструмент расчета. Задачи составления баланса. Динамика изменения национального богатства. Международные принципы расчета национального богатства. Необходимость внедрения новых российских классификаторов (ОК), обеспечивающих оценку национального богатства России на сопоставимой основе. Схема построения ОК показателей национального богатства применительно к рекомендациям ООН и ВБ. Экспериментальные оценки элементов национального богатства России. Проблемы оценки.

Понятие, состав и структура основных фондов. Задачи статистического изучения основных производственных фондов.
^

Тема 7. Статистика населения


Понятие о статистике населения. Население как предмет изучения в статистике. Единица наблюдения в статистике населения. Объекты наблюдения в статистике населения.

Основные источники статистики населения. Понятие переписи населения. Понятие среднегодовой численности населения и формулы их расчета. Деление населения по территориальному признаку. Городское и сельское население.

Основные группировки населения. Группировка населения по возрасту и полу. Группировка населения по национальному составу и по семейному состоянию. Группировка населения по уровню образования.

Понятие естественного движения населения. Абсолютные и относительные показатели естественного движения населения.

Воспроизводство населения. Общие, частные и специальные коэффициенты воспроизводства населения.

Миграция населения: понятие, виды и причины. Основные показатели миграции населения. Направления миграции рабочей силы.
^

Тема 8. Статистика труда, занятости и безработицы



Понятие статистики труда и ее основные задачи. Трудовые ресурсы: понятие и состав. Баланс трудовых ресурсов населения. Статистическое изучение работников предприятий производственной сферы. Учет занятых на предприятии работников. Показатели учета.

Показатели использования рабочего времен, движения работников, оборота рабочей силы.

Статистика производительности труда. Основные показатели. Анализ производительности труда.

Статистика занятости и безработицы: понятие и основные задачи. Источники информации. Понятие экономически активного и экономически неактивного населения. Категории занятых и безработных. Показатели уровней занятости и безработицы. Определение численности и состава занятых лиц. Классификация населения по статусу в занятости.

Статистика трудовых конфликтов: понятие и основные показатели.
^

Тема 9. Статистика уровня и качества жизни населения



Понятие уровня жизни населения и необходимость его изучения. Составляющие уровня жизни населения. Классификация жизни населения по уровням. Социальные нормативы как индикаторы уровня жизни населения. Задачи статистики уровня и качества жизни населения. Источники информации.

Общее представление о системе показателей уровня жизни населения: основные блоки. Количественная и качественная характеристика уровня и условий жизни населения.

Показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем. Основные источники статистической информации об объеме накопленного домашнего имущества. Основные показатели накопления имущества. Оценка жилищных условий населения. Обобщающие показатели уровня жизни населения: общая характеристика и методика расчета.
Рекомендуется для бакалавров по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», профили «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере», «Государственные и муниципальные финансы», «Управление персоналом государственной и муниципальной службы».




^ Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

72




2







^ Аудиторные занятия (всего)

36













В том числе:
















Лекции

18













Практические занятия (ПЗ)

14













Семинары (С)

4













Лабораторные работы (ЛР)















^ Самостоятельная работа (всего)

36













В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы















Реферат















И(или) другие виды самостоятельной работы : самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)

36













Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

зачет














4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплин и виды занятий



Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практи-

ческие

Лабора-

торные

Семи-

нары

СРС

1

Предмет, метод, задачи и организация статистики

2







2

2

2

Методика проведения экономико-статистического исследования


2

2






2

3

Ряды динамики и их анализ



2

2







2

4

Индексный метод

2

2







2

5

Система национального счетоводства

2






2

2

6

Статистика национального богатства

2

2







2

7

Статистика населения

2

2







2

8

Статистика труда, занятости и безработицы

2

2







2

9

Статистика уровня и качества жизни населения

2

2






2


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Предмет, метод, задачи и организация статистики


Понятие статистики и его содержание. Предмет статистики. Методы статистики. Основной прием статистики. Задачи статистики: общие и частные. Организация статистического учета. Органы статистики: структура, функции и задачи.

Место и роль статистического учета в управлении социальными и экономическими процессами в современных условиях.

Основные категории (понятия) статистики: сущность и содержание.


2

Методика проведения экономико-статистического исследования

Понятие экономико-статистического исследования. Алгоритм и логика его проведения. Значение в экономическом анализе.

Последовательность проведения экономико-статистического исследования. Общая характеристика этапов. Применение обязательных методов исследования в экономико-статистическом анализе социально-экономических явлений и процессов.

Специальные методы статистического исследования: графический, анализ рядов динамики, индексный метод, расчет показателей оценки объемов производства, оценка экономической эффективности на различных уровнях общественного производства, корреляция и регрессия, моделирование и прогнозирование, многомерный статистический анализ. Особенности их применения на практике.

Статистическое наблюдение: понятие, план проведения и виды. Сводка и группировка: методика проведения и типы. Метод обобщений: расчет абсолютных, относительных и средних величин. Показатели вариации.



3

Ряды динамики и их анализ

Понятие ряда динамики. Правила и принципы построения рядов динамики. Основные элементы рядов динамики. Классификация рядов динамики.

Основные показатели анализа рядов динамики и методы их расчета. Цепные и базисные: абсолютный прирост, темпы роста, темпы прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Расчет показателей динамики.

Система средних показателей динамики. Интерполяция и экстраполяция.

Практика применения рядов динамики в экономическом анализе.




4


Индексный метод

Индексный метод, его значение в оценке социально-экономических явлений и процессов. Понятие индекса. Применение индексов в статистике. Основные задачи, решаемые с помощью индексных показателей.

Способы и правила построения индексов. Индивидуальный, сводный и групповой индексы. Свойства индексов. Индексы количественных и качественных показателей. Цепной и базисный способы расчета индексов.

Общие индексы и их применение в анализе. Общий индекс стоимости выпускаемой продукции. Агрегатные индексы цен и физического объема продукции. Постоянные и переменные веса агрегатных индексов.

Индексы качественных показателей цен, себестоимости продукции, производительности труда, трудоемкости, заработной платы и т.д.

Среднеарифметический и среднегармонический индексы. Экономический смысл расчета индексов. Система взаимосвязанных индексов. Факторный анализ. Факторы производства. Роль факторов в оценке экономической эффективности производства. Трансформация натуральных факторов в стоимостные, их количественная и качественная оценка. Определение удельного веса влияния различных факторов.


5

Система национального счетоводства


Основные этапы развития международной статистики. Современное состояние Глобальной статистической системы. Основные организации, входящие в Глобальную статистическую систему. Основные классификации ООН.

Система национального счетоводства (СНС) и ее значение. Понятие и подсистемы СНС. Принципы построения счетов внутренней экономики.

Макроэкономическая модель экономики страны. Методы изложения СНС. Значение бухгалтерского учета для СНС. Схемы основных счетов СНС. Практика адаптации СНС в России.

Система макроэкономических показателей: понятие и основные группы. Методология расчета валового выпуска. Общая характеристика основных показателей системы национальных счетов. Показатели результатов экономической деятельности.

Система статистических показателей отраслей и секторов экономики.


6

Статистика национального богатства



Понятие национального богатства. Задачи статистики национального богатства. Система показателей статистики национального богатства.

Состав и структура национального богатства. Классификация активов, включаемых в состав национального богатства в соответствии с методологией СНС. Общая характеристика нефинансовых и финансовых активов. Расчет национального богатства. Баланс активов и пассивов как инструмент расчета. Задачи составления баланса. Динамика изменения национального богатства. Международные принципы расчета национального богатства. Необходимость внедрения новых российских классификаторов (ОК), обеспечивающих оценку национального богатства России на сопоставимой основе. Схема построения ОК показателей национального богатства применительно к рекомендациям ООН и ВБ. Экспериментальные оценки элементов национального богатства России. Проблемы оценки.

Понятие, состав и структура основных фондов. Задачи статистического изучения основных производственных фондов.


7

Статистика населения



Понятие о статистике населения. Население как предмет изучения в статистике. Единица наблюдения в статистике населения. Объекты наблюдения в статистике населения. Основные источники статистики населения. Понятие переписи населения. Понятие среднегодовой численности населения и формулы их расчета. Деление населения по территориальному признаку. Городское и сельское население. Основные группировки населения. Группировка населения по возрасту и полу. Группировка населения по национальному составу и по семейному состоянию. Группировка населения по уровню образования.

Понятие естественного движения населения. Абсолютные и относительные показатели естественного движения населения. Воспроизводство населения. Общие, частные и специальные коэффициенты воспроизводства населения.

Миграция населения: понятие, виды и причины. Основные показатели миграции населения. Направления миграции рабочей силы.


8

Статистика труда, занятости и безработицы

Понятие статистики труда и ее основные задачи. Трудовые ресурсы: понятие и состав. Баланс трудовых ресурсов населения. Статистическое изучение работников предприятий производственной сферы. Учет занятых на предприятии работников. Показатели учета.

Показатели использования рабочего времен, движения работников, оборота рабочей силы.

Статистика производительности труда. Основные показатели. Анализ производительности труда.

Статистика занятости и безработицы: понятие и основные задачи. Источники информации. Понятие экономически активного и экономически неактивного населения. Категории занятых и безработных. Показатели уровней занятости и безработицы. Определение численности и состава занятых лиц. Классификация населения по статусу в занятости.

Статистика трудовых конфликтов: понятие и основные показатели.


9

Статистика уровня и качества жизни населения

Понятие уровня жизни населения и необходимость его изучения. Составляющие уровня жизни населения. Классификация жизни населения по уровням. Социальные нормативы как индикаторы уровня жизни населения. Задачи статистики уровня и качества жизни населения. Источники информации.

Общее представление о системе показателей уровня жизни населения: основные блоки. Количественная и качественная характеристика уровня и условий жизни населения.

Показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем. Основные источники статистической информации об объеме накопленного домашнего имущества. Основные показатели накопления имущества. Оценка жилищных условий населения.

Обобщающие показатели уровня жизни населения: общая характеристика и методика расчета.



Практикумы



Номер раздела дисциплины

Наименование практических работ

1

2

Тренинг по теме: «Методика проведения статистического исследования»

2

3

Анализ тенденций развития динамических рядов (на примере конкретных социально-экономических явлений и процессов)

3

4

Расчет агрегатных и сводных индексов

4

6

Количественная оценка состава, структуры и динамики национального богатства

5

7

Определение численности, состава и структуры населения территории. Оценка динамики рассчитанных показателей

6

8

Расчет показателей занятости и безработицы. Количественная оценка тенденций развития рынков труда

7

9

Расчет обобщающих показателей уровня и качества жизни населения. Оценка дифференциации уровня жизни населения по территориям

^ Планы семинарских занятий



Номер раздела дисциплины

Вопросы для обсуждения

1

1

  1. Предмет и метод статистики.

  2. Задачи и основные категории статистики.

  3. Организация статистического учета.

  4. Информационное обеспечение статистики.

5. Классификация статистической информации

2

5

1. Понятие и подсистемы СНС.

2. Схемы построения счетов внутренней и внешней экономики.

2. Система макроэкономических показателей в СНС.


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература :
   1.Очкин О.А., Уварова Г.Г. Общая теория статистики в системе государственного и муниципального управления: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2006 г.

2.Статистика : учеб. для бак. и спец. вузов: Рек. Мин. обр. / под ред. И. И. Елисеевой. - М. : Юрайт, 2010. - 565 с.

3.Статистика : учеб. для вузов: Допущено УМО / под ред. В. Г. Ионина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2010. - 445 с.

4. Сухорукова Т. А.   Статистика для бакалавров : учеб. пособие для вузов / Т. А. Сухорукова, О. А. Очкин. - Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2009. - 444 с.

5. Харченко Н. М.   Экономическая статистика : учебник / Н. М. Харченко. - М. : Дашков и К, 2010. - 368 с.

6. Экономическая статистика : учеб. для вузов: Рек. УМО / под ред. Ю. Н. Иванова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2009. - 736 с.

7.Социально-экономическая статистика : учеб. для вузов: Допущено УМО / под ред. М. Р. Ефимовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.
б) дополнительная литература:

1.Неганова Л. М.   Статистика: курс лекц. / Л. М. Неганова. - М. : Юрайт, 2010. - 220 с.

2. Международная статистика : учеб. для вузов: Рек. УМО / под ред. Б. И. Башкатова, А. Е. Суринова . - М. : Юрайт, 2010. - 671 с.

3.Казанцева Л. С.   Статистика : 100 экзамен. ответов / Л. С. Казанцева. - Ростов н/Д : МарТ : Феникс, 2010. - 208 с.

4. Дмитриева Н. Е.   Проблемы формирования информационных ресурсов и основные направления работы в сфере обеспечения пользователей статистической информацией // Вопросы статистики. - N 10. - 2009. - С. 16-20.

5.Днепровская Н. В.   Международные статистические Web-ресурсы // Вопросы статистики. - N 11. - 2009. - С. 64-66.

6.Елисеева И. И.   О статистическом учете нанотехнологий и нанопродукции // Вопросы статистики. - N 4. - 2010. - С. 19-23.

7.Абдрахманова Г. И.   Статистическое измерение информационных и коммуникационных технологий в экономике // Вопросы статистики. - N 5. - 2010. - С. 55-61.

8. Башина О. Э.   Роль и место статистики в экономическом развитии общества // Вопросы статистики. - N 8. - 2010. - С. 83-84.

9.Пашинцева Н. И.   Официальная статистика - необходимое звено информационной системы демократического общества // Вопросы статистики. - N 10. - 2010. - С. 8-10.

10. Дмитриева Н. Е.   Статистика как информационная составляющая инновационного развития // Вопросы статистики. - N 1. - 2011. - С. 31-34.

11.Елисеева И.   Российская статистика на современном этапе // Вопросы экономики. - N 2. - 2011. - С. 75-92.

12.Олейник О. С.   Нанотехнологии и статистика // Вопросы статистики. - N 4. - 2011. - С. 15-21.

13.Голованов Ю. К.   Внедрение системы сбора статистической отчетности от респондентов в электронном виде // Вопросы статистики. - N 6. - 2011. - С. 41-46.

14.Суринов А. Е.   О развитии системы государственной статистики в России в 1811-2011 годах // Вопросы статистики. - N 7. - 2011. - С. 3-10.
в) программное и коммуникационное обеспечение предполагает наличие ПК у студентов, использование программы Excel , информационных ресурсов сети Интернет.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В целях успешного освоения дисциплины рекомендуется активная аудиторная и самостоятельная работа.

Для конкретизации полученных знаний по дисциплине необходимо ознакомиться с контрольными вопросами к зачету:


  1. Предмет, метод и задачи статистики.

  2. Информационная база статистики.

  3. Основной прием и категории статистики.

  4. Методика проведения экономико-статистического исследования.

  5. Общая характеристика обязательных методов статистического исследования.

  6. Статистическое наблюдение: понятие, план проведения и виды.

  7. Сводка и группировка статистических данных: методика проведения и типы.

  8. Метод обобщений. Расчет абсолютных, относительных и средних величин.

  9. Общая характеристика специальных методов статистического исследования.

  10. Графики: виды и значения в статистическом исследовании.

  11. Ряды динамики: понятие , структура и классификация.

  12. Индексный метод: понятие и виды индексов.

  13. Система национальных счетов: понятие, основные концепции и показатели.

  14. Понятие, состав и структура национального богатства.

  15. Население как предмет изучения в статистике.

  16. Система статистических показателей оценки демографической ситуации в России.

  17. Статистическая оценка естественного и механического движения населения.

  18. Статистика труда: понятие, основные категории и показатели.

  19. Статистика занятости и безработицы: понятие и основные задачи.

  20. Статистика рабочего времени: основные понятия и показатели.

  21. Статистика трудовых конфликтов.

  22. Понятие и составляющие уровня и качества жизни населения.

  23. Задачи статистики уровня и качества жизни населения. Источники статистической информации.

  24. Системы статистических показателей уровня жизни населения.

  25. Обобщающие показатели уровня жизни населения: общая характеристика и методы расчета.



^ Самостоятельная работа по курсу предусматривает изучение рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Виды самостоятельной внеаудиторной работы включают в себя самостоятельное изучение разделов курса, повторение лекционного материала и материала учебников, подготовку к практическим занятиям и текущему контролю.

Текущий и итоговый контроль (зачет) осуществляются по тестовым материалам, имеющим следующее примерное содержание:

Тест 1.

Основной прием, используемый в статистике представляет собой:

1. расчленение сложного социально-экономического явления на ряд частей, которым затем дается количественная и качественная оценка;

2. оценку изменений, происходящих в общественной жизни посредством количественной и качественной характеристики отдельных признаков изучаемого явления;

3. изучение социально-экономических явлений с позиций количественной и качественной оценки их признаков.

Тест 2.

Относительные статистические показатели выражаются:

1. в отвлеченных числах или в %;

2. в промилле;

3. в чел./днях.

Тест 3.

Вариация признака в статистике характеризует…

1.объем статистической совокупности;

2. систему статистических показателей;

3. колеблемость значений изучаемого признака от одной единицы совокупности к другой.
Тест 4.

Изменение численности населения за счет рождений и смертей называют…

  1. механическим движением населения;

  2. естественным движением населения;

  3. миграцией населения.


Тест 5.

Коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини) характеризует:

  1. степень неравенства в распределении доходов населения;

  2. степень дифференциации доходов населения;

  3. степень индексации доходов населения.





Учебное издание

Очкин Олег Александрович

Уварова Галина Геннадьевна


Статистика
Учебно-методический комплекс
Редактор
Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага офсетная. Объем 1,2 п.л. Уч.-изд. л.

Тираж 100 экз. Заказ №

Издательство

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70.


Ризограф. 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70.


Похожие:

Учебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100. iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100. iconУчебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Жилищное право» разработан...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой гражданского права юридического факультета юфу (Протокол № от )
Учебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100. iconУчебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен...
Автор-составитель: Мамедова Т. Ш., к ф н., доцент, доцент. Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в...
Учебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100. iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное частное право»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100. iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Попова Ю. А., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процессуального права Северо-Кавказского филиала Российской...
Учебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100. iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Попова Ю. А., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процессуального права Северо-Кавказского филиала Российской...
Учебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» составлен...
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100. iconУчебно-методический комплекс для студентов факультета среднего профессионального образования
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего специального...
Учебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинговые исследования» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница