Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов


Скачать 185.67 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Дата публикации26.07.2013
Размер185.67 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Право > Методические рекомендации


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Ростовский филиал
Кафедра теории и истории права и государства



ВЕРТИКАЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ


Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

(специальность 030501.65 – «Юриспруденция»)

Ростов-на-Дону

2009

Автор:
Власов В.И., д.ф.н., профессор, профессор кафедры теории и истории права и государства Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»

Рецензенты:
Цечоев В.К., д.ю.н., доц., зав. каф. теории и истории права и государства Рф РАП
^ Головко А.Г., к.ю.н., доц., доцент каф. теории и истории права и государства Рф РАП

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 – Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридического факультета) Ростовского филиала ГОУ ВПО Российской академии правосудия (протокол № ___ от ___ ____________2009 г.).

Утверждён Учебно-методическим советом Ростовского филиала ГОУ ВПО Российской академии правосудия ___ ____________ 2009 г., протокол № ___.


© Ростовский филиал ГОУ ВПО Российская академия правосудия, 2009 г.

© Власов В.И. 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….....................4
Объём дисциплины и виды учебных занятий ………………………………...……………….5
Тематический план………………………………………………………………….. ………….5
Программа ………….………………………………………………………………………........6
Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………………………..7
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов………..7
Примерная тематика рефератов…………….…………………………………………………11
Литература………………………………………………………………………………………12
Вопросы для подготовки к зачёту…………………………………………..............……........16
ВВЕДЕНИЕ

«Вертикаль государственной власти в Южном федеральном округе» – факультативная дисциплина.

Настоящий учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В целом курс ориентирован на углублённое изучение проблем правового развития современной России, которые имеют непосредственное практическое значение.

В процессе изучения настоящего курса студенты должны усвоить следующие проблемные аспекты:

- закономерности правового развития государственной власти в ЮФО;

- взаимосвязь государства и права на опыте развития южного региона.

В результате изучения спецкурса студент должен:

- знать современную политико-правовую ситуацию на юге России;

- уметь применять теоретические знания при анализе конкретных жизненных ситуаций.


^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

(по учебному плану)

^ Количество часов

по очной форме обучения

Общая трудоёмкость

42

Аудиторные занятия

34

Лекции

34

Самостоятельная работа

4

НИРС


4

Форма итогового контроля

Зачёт


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

для студентов очной формы обучения





п\п


Разделы (темы) дисциплины


Количество часов

по видам учебных занятий

(по учебному плану)

1.

Российская государственность на современном этапе

4

2.

Южный федеральный округ

4

3.

Система государственной власти в субъектах РФ, расположенных на территории ЮФО

16

4.

Организация местного самоуправления в субъектах, расположенных на территории ЮФО

10




ВСЕГО

34



ПРОГРАММА



^ Тема 1. Российская государственность на современном этапе

Форма российского государства. Основные подходы к анализу государственной власти. Институт главы государства в России и монархический принцип. Система органов государственной власти в России.
^ Тема 2. Южный федеральный округ

Южный федеральный округ в системе федеративных отношений. Институт полномочного Представителя Президента РФ в федеральном округе.
^ Тема З. Система государственной власти в субъектах РФ, расположенных на территории ЮФО

Принципы организации органов государственной власти в субъектах РФ. Глава республики в составе РФ и организация исполнительной власти в республиках юга России. Губернатор и система исполнительной власти в краях и областях, рассоложенных на территории ЮФО.

Законодательная власть и правовые системы субъектов РФ, расположенных на территории ЮФО.

Судебная власть в субъектах РФ на юге России.
^ Тема 4. Организация местного самоуправления в субъектах, расположенных на территории ЮФО

Институт главы муниципального образования. Представительные органы местного самоуправления. Нормативные и правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления. Перспективы развития местного самоуправления на юге России.
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная цель факультативной дисциплины «Вертикаль государственной власти в Южном федеральном округе» – прочное усвоение студентами-юристами фундаментальных основ современной правовой науки, овладение базовой юридической терминологией, позволяющей студентам плодотворно изучать и адекватно воспринимать положения отраслевых наук. В связи с этим в ходе изучения дисциплины должны быть решены следующие задачи:

- в совершенстве усвоен общеправовой терминологический ряд, правовые принципы и аксиомы;

- профессионально усвоены основные позиции российских правоведов по проблемам, составляющим данный курс;

- отработан навык оценки текущих политических событий, действующего законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов, правоприменительной и, прежде всего, судебной практики.

Для решения этих задач студент должен усвоить тот минимум знаний, который дается на лекциях, овладеть пособиями, предлагаемыми для подготовки к зачету, закрепить полученные знания в ходе самостоятельной работы, используя рекомендуемую литературу.
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Одним из основных видов работы студента является самостоятельная работа, которая включает изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку рефератов.

Самостоятельная работа представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий. Режим работы выбирает сам обучающийся. Организация самостоятельной работы студентов ставит задачу формирования у студентов потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.

Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения Программы. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе лекционного занятия.

Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данной темы. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Студентам следует организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы, исходя из сведений, приобретённых в ходе лекций и изучения основной литературы, отслеживать публикации в периодических изданиях. Для того чтобы отслеживать текущие изменения в российском законодательстве необходимо использовать официальные Интернет-ресурсы, справочные правовые системы (Гарант, Консультант Плюс и др.).

Студентам, имеющим научные интересы, соответствующие проблематике данного курса, рекомендуется принимать участие в работе студенческих научных кружков, ежегодных научно-практических конференциях с перспективой последующего опубликования.

Основные этапы овладения знаниями:

- прослушивание и конспектирование лекций;

- самостоятельная работа с лекционным материалом, учебниками и дополнительной литературой;

- написание рефератов.

Реферат (от лат. «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или изложение сути книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.

Реферат – это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.

Написание реферата практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т.п. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы спецкурса «Вертикаль государственной власти в Южном федеральном округе», учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести научно-обоснованную полемику по вопросам государства и права.

Процесс написания реферата включает в себя:

- выбор темы;

- подбор литературных и иных источников, их изучение;

- составление плана;

- написание текста работы и ее оформление;

- устное изложение реферата.

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные взгляды авторов и определяется собственная позиция студента с изложением соответствующих аргументов.

Темы рефератов должны охватывать дискуссионные, проблемные вопросы. Они призваны отображать передовые научные идеи, обобщать тенденции юридической практики.

Рекомендованная ниже тематика примерна. Поэтому студент при желании может сам предложить ту или иную тему, согласовав ее предварительно с преподавателем.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой путем прочтения соответствующего раздела учебника, конспектов лекции. После того как общее представление о теме сложилось, студенту следует изучить литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако перечень этих источников не должен связывать инициативу студента. Он может использовать работы, самостоятельно подобранные в результате изучения библиографии. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за статьями в журналах «Государство и право», «Правоведение», «Общественные науки и современность», «Журнал российского права» и т.п.

План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.

Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержащего суть проблемы и пути ее решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.

Внимание в реферате акцентируется на новых сведениях, определятся целесообразность обращения к тем или иным проблемам, книгам, статьям и т.п.

Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные данной науке, избегать непривычных понятий и символов, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста. Рекомендуется включать в реферат схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание проблемы и сокращают объем реферата.

Объем реферата – от 5 до 10 машинописных страниц или 10 – 15 страниц написанного от руки текста.

Особое внимание следует уделить подготовке к зачету.

Руководство самостоятельными внеаудиторными занятиями преподаватель осуществляет при проверке выполненной работы. Такая проверка может проводиться в ходе опроса, самостоятельной работы на занятии, в виде беглого просмотра выполненных дома письменных работ.

При подготовке к зачету следует особое внимание уделить конспектам «живых» лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и т.п. печатной продукции. Дело в том, что «живые» лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, наглядны и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую «свежую» научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие аудиторию в данный момент вопросы.
^ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Статус губернатора области (на примере Ростовской, Волгоградской или Астраханской областей).

  2. Статус президента республики (на примере одной из республик Северного Кавказа).

  3. Правительство республики (на примере одной из республик Северного Кавказа).

  4. Администрация области (на примере одной из областей, входящих в ЮФО).

  5. Администрация края (на примере Краснодарского или Ставропольского краев).

  6. Законодательная власть в республике (на примере одной из республик Северного Кавказа).

  7. Законодательная власть в области (на примере Ростовской, Волгоградской или Астраханской областей).

  8. Законодательная власть в крае (на примере Краснодарского или Ставропольского краев).

  9. Конституционный суд республики (на примере одной из республик Северного Кавказа).

  10. Правовая система республики, края или области (на примере субъектов, расположенных на территории ЮФО).

  11. Развитие местного самоуправления в республиках (на примере одной из республик Северного Кавказа).

  12. Развитие местного самоуправления в краях юга России (на примере Краснодарского или Ставропольского краев).

  13. Развитие местного самоуправления в областях юга России (на примере Ростовской, Волгоградской или Астраханской областей).

  14. Статус мэра или главы муниципального образования.

  15. Администрация муниципального образования.

  16. Представительный орган муниципального образования.

  17. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.


ЛИТЕРАТУРА

^ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

2. Федеральный закон от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Конституция Республики Адыгея.

5. Конституция Республики Дагестан.

6. Конституция Республики Ингушетия.

7. Конституция Республики Калмыкия.

8. Конституция Республики Кабардино-Балкария.

9. Конституция Республики Карачаево-Черкесия.

10. Конституция Республики Северная Осетия (Алания).

11. Конституция Чеченской Республики.

12. Устав Астраханской области.

13. Устав Волгоградской области.

14. Устав Краснодарского края.

15. Устав Ростовской области.

16. Устав Ставропольского края.
ОСНОВНАЯ

  1. Антонова Н.А. Органы местного самоуправления: нормативные правовые акты: научн.-практич. пособие. М., 2006.

  2. Игнатов В.Г. Становление государственного управления и местного самоуправления в современной России. Изд.: СКАГС. Ростов н/Д, 2001.

  3. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление в России и его реформирование: история и современность. Ростов н/Д., 2004.

  4. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и её регионы. М., Ростов н/Д., 2006.

  5. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. М., 2005.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Автономов А.С. Региональные парламенты современной России. М., 2000.

  2. Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления. Очерки. М., 1998.

  3. Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М., 1998.

  4. Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2005.

  5. Боер В.М. Российская государственность: от тоталитаризма к правовому государству. М., 1997.

  6. Величко А.М. Исторические формы российской государственности. 1999.

  7. Володин В.В. Областная дума: организационно-правовые основы формирования. Саратов, 1995.

  8. Блинов И.А. Губернаторы. Историко-юридический очерк. М., 2008.

  9. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001.

  10. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Органы государственной власти в современной России. М., 2004.

  11. Горбачёв И.Г. Российский федерализм: проблемы сотрудничества и взаимной ответственности федерального центра и субъекта федерации. Спб., 2001.

  12. Горшуляк В.В. Конституционное и уставное законодательство субъектов Российской Федерации. М., 1999.

  13. Горшуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000.

  14. Горшуляк В.В. Государственная власть субъектов Российской Федерации. М., 2001.

  15. Дроздова А.М. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского региона. 2001.

  16. Дроздова А.М. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации и Северного Кавказа. 2001.

  17. Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной России. М., 1997.

  18. Емельянов Н.А. Местное самоуправление: международный опыт. М., 1996.

  19. Емельянов Н.А. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ. М., 1999.

  20. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия: История и современность. Ростов н/Д., 2002.

  21. Кистяков В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства. М., 2000.

  22. Конюхова (Умнова) И.А. Устав области (края): первый опыт. М., 1995.

  23. Кронский В.С. Социальное предназначение местного самоуправления. Горький, 1991.

  24. Кряжников В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М., 1999.

  25. Лаптева Л.В. Региональное и местное управление в России. М., 1997.

  26. Макуев Р.Х. Проблемы российской государственности через призму трагедии Чеченской республики. Орёл, 2000.

  27. Маликов М.Ф. Концепция государственной власти и самоуправления. Уфа, 1997.

  28. Манохин В.М. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. Саратов, 2000.

  29. Митюков М.А. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: сравнительное исследование законодательства и судебной практики. М., 1999.

  30. Митюков М.А. Конституционные суды на постсоветском пространстве. М., 1999.

  31. Михеева Т.Н. Местное самоуправление и государственная власть.

  32. Некрасов Е.Е. Местная власть в России: историко-правовой анализ. М., 1998.

  33. Некрасов Е.Е. Государственная власть и местное самоуправление в России: опыт историко-правового исследования. М., 1999.

  34. Некрасов Е.Е. Наместничество и его деятельность на Северном Кавказе. Спб., 2004.

  35. Исполнительная власть в Российской Федерации / отв. ред. Ноздрачёв А.Ф.

  36. Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов субъектов РФ. 1990 – 2000 гг.

  37. Соловьёв С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. Спб., 2003*.

  38. Сурков Д.Л. Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). Иркутск, 1999.

  39. Таболин В.В. Самоуправление в крупном городе. М., 1999.

  40. Таболин В.В., Корнев А.В. Муниципальное городское право. Правовые и организационные основы деятельности органов местного самоуправления в городах. М., 2000.

  41. Фадеев В.И. Представительные и исполнительные органы в системе местного самоуправления. 1994.

  42. Филиппов Н.К. Республики в составе Российской Федерации: конституционные аспекты взаимоотношений.

  43. Хабибулин А.Г. Государство (республика) в составе Российской Федерации: теоретико-методологические и правовые аспекты. Спб., 2001.

  44. Хаманёва Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1999.

  45. Хангельдыев Б.Б. Исполнительная власть в Российской Федерации. М., 1996.

  46. Чепурнова Н.М. Конституционные принципы судебной власти и проблемы формирования судебной системы в субъектах Российской Федерации. Ростов н/Д., 1999*.

  47. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и её субъектами. Спб., 2004*.

  48. Щендригин Е.Н. Государственная власть и местное самоуправление: историко-правовой анализ. Спб., 1997.

  49. Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и её субъектами. М., 2003.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

  1. Государство, страна, государственность.

  2. Форма правления Российской Федерации.

  3. Публичная власть в России.

  4. Статус Президента РФ.

  5. Монархический принцип.

  6. Система органов исполнительной власти России.

  7. Статус полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе.

  8. Южный федеральный округ в системе федеративных отношений.

  9. Принципы организации органов государственной власти в субъектах РФ.

  10. Статус главы республики, расположенной на территории ЮФО.

  11. Статус губернатора края или области, расположенных на территории ЮФО.

  12. Правительство и исполнительная власть в республике.

  13. Администрация области или края.

  14. Парламент республики.

  15. Законодательная власть в краях и областях.

  16. Конституционный суд республики.

  17. Правовая система республики, края, области, расположенных на территории ЮФО.

  18. Местное самоуправление на юге России.

  19. Глава муниципального образования.

  20. Администрация муниципального образования.

  21. Представительный орган местного самоуправления.

  22. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Власов Василий Иванович


ВЕРТИКАЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ


Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

(специальность 030501.65 – «Юриспруденция»)

 Имеется в наличии в библиотеке Ростовского филиала Российской академии правосудия.


Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Шиянов А. В., к ю н., ст преподаватель кафедры международного права Ростовского филиала рап
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Ростовского филиала гоу впо «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Горшенёва Ю. А., к ю н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины …19 Методические...
Цечоев В. К д ю н., профессор, зав кафедрой теории и истории права и государства Ростовского филиала рап
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации...
Сырых Е. В., к ю н., заместитель зав кафедрой земельного и экологического права гоу впо «Российская академия правосудия», доцент...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Горшенева Ю. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница