Муниципальное право


Скачать 69.56 Kb.
НазваниеМуниципальное право
Дата публикации26.07.2013
Размер69.56 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы

Муниципальное право

Гунина Татьяна Геннадьевна, ст. преподаватель кафедры г.п.д.

Местное самоуправление в РФ это форма осуществления народом принадлежащей ему власти по решению самостоятельно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Местное самоуправление – самостоятельная ветвь власти.

ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ №131-ФЗ от 6 октября 2003 года.

Теории местного самоуправления

  1. Теория свободной общины характеризуется следующим: избираемость органов местного самоуправления членами общины, разграничение дел общинных и дел порученных общине государственных, своеобразие управления собственными делами общины и его отличие от дел государственных, невмешательство государственных органов в собственную компетенцию общины и ограничение влияния государства на общинное самоуправление контролем за соблюдением общиной пределов своей компетенции. Идея теории свободной общины нашли свое отражение в законодательстве первой половины XIX века. В конституции Бельгии 1831 года об особой общинной власти, Германская конституция 1849 года разработанная Франкфуртским национальным собранием содержащая положение об особых правах общин.

  2. Теория общественного самоуправления (Хозяйственная теория самоуправления). Для местного самоуправления характерны в основном хозяйственные функции, не носящие политического характера. Сторонники данной теории сравнивают местное самоуправление с каким то коммерческим предприятием, но не поддерживают привязанность к политике.

  3. Теория государственного самоуправления (автор Штейн, Гнэйст): самоуправление – одна из форм организации местного государственного управления. Полномочия местного самоуправления по своему источнику являются производно от государственной власти. Местное самоуправление осуществляется местными жителями, заинтересованными в результатах местного самоуправления, а не государственными чиновниками, назначаемыми центральной властью. Вопросы, решаемые органами местного управления имеют ту же природу, что и государственные вопросы. Передача государства отдельных вопросов для их решения местным самоуправлениям связано с целью их более эффективного решения на местном уровне. Гнэйст исходя из опыта английского самоуправления связывал местное самоуправление с системой почетных и безвозмездных должностей, а самостоятельность органов самоуправления с особенностями порядка их формирования и замещение отдельных должностей. Штейн считал, что самоуправляющиеся территориальные коллективы являются особыми субъектами права, особыми юридическими лицами, вступающими с государственными в юридические отношения. Именно в этом отличия органов самоуправления от государственных органов, которые созданы государством, действуют от его имени, по его поручению и в его интересах, не имея каких либо своих и не способных вступать с государством в юридические отношения как органы самоуправления.

  4. Теория социального обслуживания – упор на осуществление муниципалитетами одной из основных задач – предложение услуг жителям, организация обслуживания населения. Основной целью муниципальной деятельности является благосостояние жителей коммуны.

Традиции общинного городского самоуправления своими корнями уходит в глубину веков – полисные демократии античного мира к городским и сельским общинам периода сословного государства средних веков. Муниципалитетом называли городское управление, которое решало задачи в интересах населения города: строительство водопроводов, общественных бань, охраны правопорядка и собственности.

Термин муниципалитет в древнем Риме обозначал города, обладающие правом самоуправления. В настоящее время – избираемое городское и сельское самоуправление.

А. 1835 году в своем труде отмечал «Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свобод она так и не приобретет».

Признаки

  1. Осуществляется в границах муниципальных образований. Местное самоуправление подразумевает границы территории.

  2. Население –

  3. Выборный орган

  4. Формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения

  5. Муниципальная собственность

  6. Местный бюджет

  7. Местные налоги (в Хартии)

  8. Наличие муниципальных правовых актов


По градостроительному кодексу в Чувашии три п.г.т.: Ибреси, Кугеси, Лапсары. Муниципальное право определяет их инача: Ибреси – городское поселение, Кугеси – сельское поселение.
^

Принципы местного самоуправления


  1. Самостоятельность решения населения в вопросах местного значения. В гл. 3 ФЗ очерчен круг вопросов местного значения. Любой вопрос указанный в гл.3 может быть вынесено на референдум.

  2. Независимость органов местного самоуправления и их обособление в системе государственной власти – органы государственной власти не могут вмешиваться деятельность органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, не образуют с ними иерархии, соподчиненности, а одно муниципальное образование не подчиняется другому.

Органы государственной власти не могут назначать и смещать должностных лиц местного самоуправления.ст. 73-74 ФЗ

Решение, принятое органом местного самоуправления может отменить только сам орган, издавший это решение, вышестоящий орган местного самоуправления, либо может быть признано недействительным судом (однако только обязывает отменить решение принявший орган).

Органы государственной власти не могут осуществлять функции местного самоуправления.

  1. Соответствие финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Свои полномочия – за счет местного бюджета. Доход: собственные (налоговые(местные налоги и отчисления от федеральных и региональных налогов) и неналоговые), финансовая помощь (дотации, субсидии, субвенции) и заимствование (у государства или иных муниципальных образований).

Финансовая помощь со стороны государства является обязанностью государства.

  1. Ответственность органов местного самоуправления




виды ответственности

основания ответственности

органы применяющие санкции

виды санкции

население













Физ и юрлица













государство













органы местного самоуправления















  1. Многообразие форм осуществления местного самоуправления.

  2. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

  3. Законность деятельности органов местного самоуправления: прокуратура (функции всех органов надзора входят систематический контроль деятельности органов местного самоуправления на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, ФЗ о прокуратуре, прокурор вносит протест в орган издавший этот акт или в суд, прокурор может требовать внеочередного созыва органа издавшего нпа; законодательный орган субъекта и высшее должностное лицо субъекта РФ (ст. 73, 74 ФЗ); представительный орган местного самоуправления (является вышестоящим по отношению ко всем остальным органам местного самоуправления); орган регистрирующий устав муниципального образования (орган юстиции, регистрация уставов образований осуществляет управление минюста РФ по ЧР – отдел законодательства субъектов и ведение федерального регистра субъекта федерации. Суть государственной регистрации в правовой экспертизе муниципально-правовых актов на соответствие КРФ, конституции субъекта, ФЗ и законам субъекта. В случае изменения действующего законодательства, признает уставы недействительными и рассылает представительные органы местного самоуправления информационные письма с требованием привести устав в соответствующим законодательством. Исправленные уставы – перерегистрируются). Реестр всех остальных муниципальных правовых актов ведет к министерству юстиции ЧР).

  4. Принцип гласности деятельности органов местного самоуправления – связывается с муниципальными заказами (прозрачность действий – аукционы в Интернете). Наиболее важный правовой акт требует принятия на публичных слушаниях. Каждое муниципальное образование должно иметь свое эфирное время на местном телеканале. Вестник Чебоксарского городского собрания депутатов – 500 экз. каждый депутат отчитывается не реже раза в год. Глава местной администрации должен периодически устраивать горячие линии. Информация о тарифах жкх и их повышением и их обоснованием - в соответствующих органах – тсж, УК.

  5. Сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления - коллегиальный-представительный орган, глава муниципального образования, глава местной администрации

  6. Государственная гарантия местного самоуправления -

Функции местного самоуправления:

  1. Решение вопросов местного значения – издание муниципально-правовых актов

  2. Комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования

  3. Управление местными финансами, муниципальной собственности

  4. Жк обслуживание населения – предоставление населению услуг по газо-водо-электро-теплоснабжению и тп, благоустройство территории, организация досуга населения, способствование занятости населения, создание новых рабочих мест, организация детского отдыха и тд

  5. Организация транспортного, торгового, бытового обслуживания населения, медицинского обслуживания, обеспечение доступа к среднему и средне-спец образования, а в городских округах – высшего. Содействие органов государственной власти, поддержание противопожарного, санитарно-эпидемиологического, экологического благополучия населения.

  6. Организация охраны общественного порядка

  7. Защита прав и интересов местного самоуправления


Понятие муниципального права

Предмет муниципального права

Метод муниципального права

Система муниципального права

Муниципально-правовые отношения, субъекты, объекты, содержание

Источники муниципального права


Похожие:

Муниципальное право iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «муниципальное право»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Муниципальное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Муниципальное право iconВопросы к экзамену по дисциплине "Муниципальное право"
Местное самоуправление – право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
Муниципальное право iconМуниципальное право, 7П, лекция

Муниципальное право iconУчебной дисциплине «История и методология юридической науки» для...
Понятие и значение метода конкретно-социологического исследования права, основные методы сбора эмпирической информации
Муниципальное право iconПсо доц. Кротик А. С. ауд. 42 Муниципальное право

Муниципальное право iconМуниципальное право россии
Корсакова С. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ростовского филиала рап
Муниципальное право iconПримерный перечень вопросов к экзамену по курсу «Муниципальное право»
Международные документы и федеральные нормативные акты как источники муниципального права
Муниципальное право iconМуниципальное право россии
Юриспруденция, специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность / Составитель: Н. Д. Кочеткова. – Орел: Орюи мвд россии,...
Муниципальное право iconРабочая программа учебной дисциплины «муниципальное право россии»
С. Н. Болдырев, доцент кафедры теории и истории государства и права Ростовского филиала Российской таможенной академии
Муниципальное право iconУчебно-методический комплекс дисциплины: «гражданское право. Часть I»
Указанная дисциплина логически-содержательно взаимосвязана с дисциплинами: «Теория государства и права», «Конституционное право»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница