31. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности


Скачать 409.27 Kb.
Название31. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности
страница1/5
Дата публикации28.07.2013
Размер409.27 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
31. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности

Контрольная власть — ветвь государственной власти, занимающаяся расследова-нием, проверкой, изучением состояния дел без права вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий. Обычно органы контрольной власти докладывают о результатах проверок иным органам государства, которые и принимают соответствующие меры к нарушителям. Сами же органы контрольной власти, как правило, никаких санкций применять не могут. Специфика построения контрольной власти состоит в том, что органы контроля рассредоточены, не имеют единой иерархической системы, и каждый из них осуществляет часть полномочий по общегосударственному контролю. По предмету контроля различают следующие виды, органов контрольной власти:

^ 1) органы конституционного контроля (общие суды в англо-саксонских странах, конституционные суды, конституционные советы, органы религиозно-конституционного контроля в странах ислама).

Осуществляют контроль над конституционностью (соответствием конституции) законов и иных нормативно-правовых актов, а порой и действий, например, выборов президен-та;

2) органы общего надзора (прокуратура, публичные министерства). Осуществляют надзор за соблюдением режима законности, т.е. определяет точность и единообразие исполнения и применения законов государственными органами (иногда и физическими, и юридическими лицами);

3) органы финансового контроля и антимонопольные органы (счетная палата, антимонопольный комитет). В их задачи входит контроль над расходованием средств государственного бюджета, над соблюдением режима экономической конкуренции;

4) органы контроля за соблюдением прав человека (парламентский комиссар, омбудсман). В большинстве государств омбудсман назначается парламентом, подотчетен парламенту и/или специальному парламентскому комитету.

Государственный контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности классифицируется по различным основаниям: по времени его осуществления различают предварительный, текущий и последующий контроль; по методам осуществления контрольных проверок выделяют контроль по документам, отчетам, по отдельным жалобам и запросам, а также непосредственный контроль в виде плановых и внеплановых сплошных или целевых (по определенным вопросам) контрольных проверок. При этом понятие "вид контроля" следует отличать от понятия "форма контроля". Наиболее распространенные формы контроля, присущие всем или, по крайней мере, многим его видам: рассмотрение отчетов по результатам деятельности подконтрольных объектов за определенный период или по определенному вопросу; целевые контрольные проверки по отдельным жалобам, сообщениям средств массовой информации, обращениям различных судебно-следственных и иных правоохранительных органов; ревизии финансово-хозяйственной деятельности; всестороннее целевое инспектирование деятельности подконтрольных организаций по всем видам и направлениям их деятельности за определенный период.

Виды государственного контроля можно классифицировать в зависимости от органов, его осуществляющих.

Внутриведомственный контроль проводится исключительно силами и средствами аппарата государственного управления, вышестоящими органами исполнительной власти своей системы. Масштабы этого вида контроля ограничены исключительно соответствующей отраслью или сферой государственного управления. Внутриведомственный контроль - одна из важнейших функций руководства вышестоящих органов исполнительной власти нижестоящими подчиненными организациями своей системы, зачастую он имеет форму проверки исполнения актов и директив своего ведомственного руководства.

Наряду с внутриведомственным контролем и независимо от него действует несколько видов надведомственного государственного контроля, осуществляемого органами представительной, исполнительной и судебной государственной власти.

^ 32) Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

^ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

по существовавшей ранее концепции, один из видов органов государства, задачей которых было общее управление (например, правительство, исполнительный комитет местного Совета) или управление в конкретных сферах, отраслях народного хозяйства (министерства, государственные комитеты, комитеты, отделы, управления и др.). Это управление осуществлялось на принципах исполнения действующих законов и иных нормативных правовых актов и распоряжения делами в соответствующих сферах, отраслях. Поэтому О. г. у. назывались также исполнительными и распорядительными органами.

По господствующей в настоящее время концепции, государственное управление является видом осуществления государственной власти, это - исполнительная власть. Поэтому О. г. у. теперь есть орган исполнительной власти.(С. А.)

При определении степени децентрализации предоставления каждой конкретной государственной функции исследователями [85; 87] предлагается определить уровень управления, который принимает принципиальные решения в следующих сферах:
 а) нормативно-правовое регулирование соответствующей функции (в том числе, определяет требования к объему, качеству и доступности общественных услуг, натуральные и финансовые нормативы, уровень и структура расходов);
 б) выделение финансовых средств, необходимых для предоставления услуги или исполнения государственной функции;
 в) исполнение государственной функции, предоставление населению соответствующих бюджетных услуг, обеспечение выплаты социальных пособий и т.д. за счет собственных средств или за счет трансферта, полученного от вышестоящего уровня власти.
    В отношении некоторых государственных функций все эти три вида полномочий могут и должны быть закреплены за одним уровнем власти. Примерами могут служить национальная оборона, обеспечение государственной безопасности, проведение государственной международной политики (закрепление за республиканским уровнем власти). 
    В других случаях выработка единых стандартов и предоставление финансового обеспечения могут быть закреплены за центральным уровнем власти, а исполнение – за региональными или местными уровнями власти. Нормативно-правовое регулирование и финансовое обеспечение таких функций централизовано, а исполнение их передано на места (децентрализация исполнения при централизации нормативно-правового регулирования и финансового обеспечения).
    Существуют государственные функции, нормативно-правовое регулирование которых осуществляет центральная власть, а  финансовое обеспечение и исполнение возлагается на региональные (местные) органы власти. Примером из практики Казахстана может служить социальная защита работников бюджетных учреждений. 

^ 33. Государственное управление организациями

Формы организаций:

Частные организации являются формой закрепления отношений частной

собственности. Теоретический пример существования только данных образований –

идеальные модели обществ совершенной конкуренции. Совокупность такого рода

структур принято называть частным сектором.

Когда появляется потребность в общественных услугах, защите общественных

интересов, доля собственности (и соответствующих прав) частного сектора

передается государству, возникают организации с государственной

собственностью (государственный сектор).

Совместные структуры создаются при наличии коммерческого или

предпринимательского риска, который частный сектор не готов целиком взять на

себя. Инвестиции (или доля) государства в частные организации нередко

используется для их развития до состояния, когда они могут взять целиком этот

риск на себя.

Регулируемые государством частные фирмы обычно действуют в ситуации

монопольного производства продукта или услуги (или близкой к ней). В таких

случаях государство выступает в качестве защитника потребителей монопольного

продукта от возможного злоупотребления рыночной властью, используя регуляторы в

виде гарантий поставки продукта, вилки цен, пошлин, налогов, тарифов,

стандартов качества и т.п.

Частные организации с государственной инфраструктурой формируются в

условиях, когда последняя относительно хорошо налажена. Наиболее популярны

такого рода образования в сфере автотранспорта, авиаперевозок и т.п., когда

государство берет на себя обеспечение основного производства частной компании

необходимыми сопутствующими услугами или компонентами (например, для

авиаперевозки – аэропорты, подъездные пути и т.п.).

Названные типы организаций позволяют ввести три вида взаимоотношений

субъект–объект, характеризующих степень участия в них государства, и один общий

термин “менеджмент” для всех типов организаций.

Во-первых, собственно управление, когда государство выступает одновременно и как субъект, и как

объект (государственное управление).

Во-вторых, вмешательство государства как субъекта в управление объектами смешанной

формы собственности (частичное управление).

В-третьих, регулирование государством деятельности предпринимательских организаций, в

которых доля государственной собственности близка или равна нулю

(косвенное управление).

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного

хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,

исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными

государственными учреждениями и общественными организациями в целях

стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к

изменяющимся условиям.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и

экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного

материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются

на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и

принуждения.

Основные инструменты государственного регулирования:

-фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;

-денежная политика;

-политика регулирования доходов;

-социальная политика;

-государственное регулирование ценообразования;

- внешнеэкономическое регулирование.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на

средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным

инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике. Основные

экономические средства - это:

- регулирование учетной ставки ( дисконтная политика, осуществляемая

центральным банком )

- установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые

институты страны обязаны хранить в центральном банке

-операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия

государственных обязательств, торговля ими и погашение.

^ 34."Простая" и классифицированная государственная служба

Особую роль в обществе играет государственная служба. Это такой вид общественно полезной деятельности, который имеет публичный характер и регулируется в основном не трудовым, а административным правом. Государственная служба представляет собой единый институт, комплектуемый из профессионально подготовленных граждан данного государства, предназначенный для службы государству и обществу в целом, а не отдельным коллективам, объединениям или лицам. Помимо «обыкновенной» государственной службы, выделяют классифицированную государственную службу. В одних странах она называется публичной, в других - гражданской, в третьих - федеральной государственной службой. В государственном управлении участвуют классифицированные государственные служащие, т.е. имеющие классные чины, ранги, звания, от которых в определенной степени зависят их полномочия и материальное положение. «Простые» государственные служащие, муниципальные служащие, если им не предоставлены полномочия государственных органов и государственных должностных лиц, государственным управлением не занимаются.

Профессионализация системы государственной службы, основанная на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу, является важнейшим фактором в обеспечении конкурентоспособности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению.

Новая модель государственной службы Республики Казахстан будет оставаться смешанной, включая в себя элементы карьерной и позиционной моделей государственной службы.

Вместе с тем, в новой модели государственной службы согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года будет четко прослеживаться корпусная вертикаль: политические государственные служащие, управленческий корпус «А» и исполнительный корпус «Б» административной государственной службы.

В новой модели в структуре административной государственной службы будет сформирован управленческий корпус «А», обеспечивающий реализацию политики, формируемой политическими государственными служащими, и взаимосвязь между принятием стратегических решений и их исполнением.

Разделение действующих административных государственных служащих на управленческий корпус и исполнительный корпус будет осуществлено по должностному критерию (в соответствии с должностью, которую в настоящий момент занимает государственный служащий).  

В исполнительный корпус «Б» государственной административной службы будут включены государственные служащие, занимающие исполнительные должности (должности, не отнесенные к корпусу «А»).

Основной задачей государственных служащих корпуса «Б» станет реализация государственной политики (исполнительская деятельность) в соответствии с установками государственных служащих управленческого корпуса «А».

^ 35. Служебные права и обязанности государственных служащих

Статья 8. Права государственных служащих 

Государственный служащий имеет право:

1) пользоваться правами и свободами, которые гарантируются гражданам Республики Конституцией и законами Республики Казахстан;

2) участвовать в пределах своих полномочий в рассмотрении вопросов и принятии по ним решений, требовать их исполнения соответствующими органами и должностными лицами;

3) получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

4) посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей организации, независимо от формы их собственности;

5) требовать от руководителя точного определения задач и объема служебных полномочий в соответствии с должностью, занимаемой государственным служащим;

6) на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

7) на стимулирование и оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, качества, опыта и иных установленных настоящим Законом оснований;

8) на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

9) беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;

10) на продвижение по службе с учетом квалификации и способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей;

11) требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению служащего, обвинений;

12) на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для высокопроизводительной работы условия труда;

13) на социальную и правовую защиту;

14) на увольнение с государственной службы по собственному желанию;

15) на пенсионное и социальное обеспечение;

16) на внесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы.

Статья 9. Основные обязанности государственных служащих

1. Государственные служащие обязаны:

1) соблюдать Конституцию и законодательство Республики;

2) приносить присягу государственного служащего в порядке, утвержденном Президентом Республики Казахстан;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры;

4) осуществлять полномочия в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями;

5) соблюдать государственную и трудовую дисциплину;

6) принимать на себя ограничения, установленные законом;

7) соблюдать нормы служебной этики, установленные законодательством;

8) выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их полномочий;

9) хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку;

10) сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

11) обеспечивать сохранность государственной собственности;

12) незамедлительно информировать должностное лицо, имеющее право их назначения, в случаях, когда частные интересы государственного служащего пересекаются или входят в противоречие с их полномочиями;

13) повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей.

2. Конкретные обязанности государственных служащих, вытекающие из установленных настоящим Законом основных обязанностей, определяются на основе типовых квалификационных требований и отражаются в должностных инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов.

36) Этика государственных служащих
  1   2   3   4   5

Похожие:

31. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности iconПубличный отчет адресован широкому кругу читателей: представителям...
Основные направления воспитательной деятельности. Виды внеклассной, внеурочной деятельности
31. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности iconИсточники бюджетного права
Источники бюджетного права — это внешние конкретные формы его выражения, т е правовые акты представительных и исполнительных органов...
31. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «конституционное право республики казахстан»
Кроме того, конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы деятельности органов государственной власти, порядок их образования,...
31. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности iconПонятие и виды выборов. Роль и значение избирательно права в механизме...
Ветви власти: Законодательная; Исполнительная; Надзорная; Судебная; Карательная; Идеологическая
31. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности icon Государственный (политический) режим: понятие и виды
В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства,...
31. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности iconСправочник телефонов
Работников правительства области, областной думы, избирательной комиссии воронежской области, исполнительных органов государственной...
31. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности iconКурсовой проект «Проект планировки жилого микрорайона»
Кр общие положения Грк РФ. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области градостроительной...
31. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности iconКонцепция государственной политики Пр-1355 от 2 июля 2008 года «Концепция...
Тетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее...
31. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности iconФормы правления и формы государственного устройства Форма правления
Форма правления – организация высших органов государственной власти и порядок их формирования
31. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности iconПлан Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории...
Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница