Лекция 13


Скачать 85.93 Kb.
НазваниеЛекция 13
Дата публикации22.03.2013
Размер85.93 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция

Лекция 13


Девиантное поведение учащейся молодёжи.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп [9, с. 216]. Исходным для понимания девиантного (от лат. deviatio – отклонение) поведения является понятие «норма». Под социальной нормой понимается исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации [10, с. 212]. Девиантным называется поведение, не соответствующее принятым социальным нормам. Выделяют позитивные и негативные отклонения. Проявлени­ями негативных отклонений являются следующие ситуационно обусловлен­ные детские и подростковые поведенческие реакции: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематичес­кие уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация; преступность; антиобщественные действия сексуаль­ного характера; попытки суицида. Педагогическая социология рассматривает следующие формы проявления девиантного поведения в системе образования.

Под преступностью понимается социальное явление, представляющее общественную опасность, степень которой определяется уголовным законодательством.

Российские реформы привели к криминализации общества, которая охватывает как все слои населения. Опасные тенденции наблюдаются среди учащейся молодежи, которую соблазняют легкие способы добывания денег, в том числе с нарушением норм морали и права. Более 30% 17 и 24 летних считают "возможным" и "нормальным" вступление в брак по расчету; получить взятку – 20%, столько же - взять силой или "взять, что плохо лежит" ("чрезвычайных обстоятельствах" последние три позиции возрастают до 15—17%).

В 1993 г. в России было зарегистрировано 2,8 млн. преступлений, из них более 500 тыс. тяжких. Особую тревогу вызывает втягивание в преступный мир молодежи. В 1993 г. 16,1% выявленных преступников — это нёсовершеннолетние. Ближайший резерв преступного мира — часть молодежи, которая выбывает из школы. Из 375,9 тыс., состоящих на учете в милиции, 156,9 тыс. — это учащиеся общеобразовательных школ, 68,2 тыс. — ПТУ, 66,1 тыс. — работающие; 78,6 тыс. не работают и не учатся. В 1993 г. возрастная когорта 15- летних включала примерно 120 тыс. человек, имевших привод в милицию, и 70 тыс. состоящих там на учете; в подавляющем большинстве это городская молодежь.

В России растёт количество «группировок негативной направленности». По данным МВД, в России в 1993 г. было 20 тыс. подобных группировок, в них входило 58,2 тыс. человек в возрасте до 17 лет. Пример­но четверть из них (15 тыс.) составляют 15-летние. Втянутые в преступные орга­низации подростки — непосредственный резерв и составная часть уголовного мира.

Алкоголизм — форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности. О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его при­знаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд харак­терных особенностей. Во-первых, быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрос­лого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Во-вторых, злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования. Устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего проис­ходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения.

В- третьих, ребёнок принимает большие дозы алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без за­куски, принимая всю дозу одномоментно.

В-четвёртых, для подростков характерно быстрое развитие запойного пьянства. Они пьют по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Поэтому характерно стремление к полному опьянению — только в этом случае выпивка расценивается как пол­ноценная.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их от­клоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма — он резко ос­лабляет самоконтроль. Проявляется прямая взаимосвязь пьянства и преступности. Большинство преступлений несовершеннолетних соверша­ется в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбо­ев) либо с целью добычи спир­тного или средств для его приобретения (40,5% подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хи­щение для приобретения спиртных напитков). Это обусловлено тем, что опьянение снимает навыки социально одобряемого поведения [9].

Вызывает интерес реакции старшеклассников на неоконченное предложение "Я по­нимаю, если человек пьет, когда ...". Из исследований видно, что за 15 лет обоснования пьянства горем и радостью поменялись местами: если в 1982 г. 43,8% респондентов обосновывали прием алкоголя радостным событием, и только 20,6% - неприятностями, то в 1997 г. соот­ветственно - 18,8% и 48,7%. Таким образом, поводы для пьянства могут служить инди­катором удовлетворенности жизнью.

Наркомания (от греч. nark – оцепенение и mania – бездумье, страсть) – это зависимость от средств, вызывающих состояние эйфории.

Проблема наркомании в России начала приобретать остроту в середине 70-х, а с начала 90-х начался лавинообраз­ный рост наркоманов. По статистическим данным в России, на данный момент, число наркоманов пере­шло 7% населения и составляет более 10 млн. человек. За последние четыре года число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло в 6-8 раз. Учащиеся составляют 14% от общего числа наркоманов. Число смертных случаев от употребления наркотиков увели­чилось за последние десять лет среди населения России в 12 раз, среди детей — в 42 раза. По данным Международной организации здравоохранения в каждом школьном классе 3-4 ученика — наркоманы. Разновидностью наркомании является токсикомания, при которой вместо наркотиков в организм вводятся химические вещества (пары бензина, средства бытовой химии и т.д.).

Наркомания так же связана с преступностью. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения. Сюда же относятся преступления, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевоз­кой или сбытом наркотических средств; скло­нение детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержа­щих наркотические вещества и т.д. За 1997 год в России более чем на 70 тысяч подростков заведе­ны уголовные дела за распространение наркотиков.

Под проституцией (от лат. prostitutio – обесчещение) понимаются внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе эмоционального влечения. В современной России произошло изменение отношения к данной проблеме. Что касается учащейся молодёжи, то 10% 17 и 24 летних считают «возможным» и «нормальным» вступить в физическую близость за плату. Студенты в большей мере считают проституцию нормальным явлением и пред­лагают оставить проституток в покое (58% опрошенных). Такой же точки зрения придерживаются немногим более трети подростков (31,7%). Они более склонны считать это явление асоциальным [12].

Особую опасность представляет детская проституция. Данные социологических опросов профессиональных проституток, проведенных в 1975 г. в США, показали, что в детстве практически все они были со­вращены, изнасилованы родителями или родственниками, при­нуждены к сожительству с мужчинами старшего возраста, а затем брошены. В то же время лишь в Москве число детей, занимающихся проституцией, составляет не менее 10 тысяч [9].

Суицид – это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. В 1994 г. Россия заняла второе место в мире по количеству самоубийств на 100 тыс. человек (41,8) после Литвы (45,8). Показателем неблагополучия в обществе является суицид молодёжи. Исследователи выявили суицидальные установки у 5-8% российских подростков. В возрасте 5-9 лет в 1992 году самоубийства совершили 25 человек, в 1993 г. 21; в возрасте 10-14 лет в 1992 г. –368, в 1993 г. – 409; в возрасте 15-19 лет в 1992 г. – 1692, в 1993 г. – 2097 [3, с. 50]. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется от­сутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин этой формы девиантного пове­дения есть и особые причины. Среди молодежи распространены следующие причины: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного до­стоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механиз­мов личности в результате алкогольного опьянения; токсикомания и наркомания; отождествле­ние себя с известным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

Бездомность – трактуется как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение им и/ или под угрозой немедленного выселения, в общежитиях, ночлежках. Близко к этой находится проблема беспризорных и безнадзорных детей. Безнадзорность как юридическое понятие, вошедшее в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), имеет определенное правовое содержание. Оно заключается в том, что безнадзорность – это не совершение правонарушений, а отсутствие надзора. Закон определяет понятие «безнадзорный несовершеннолетний» следующим образом. Безнадзорный несовершеннолетний - это несовершеннолетний, за поведением которого отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц (Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). Беспризорные дети – дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий; лишенные необходимого ухода, воспитания; не получающие систематического обучения.

Психическое состояние этих детей и выявляемые у них психогенные и депривационные нарушения во многом определяются характером предшествующей социализации. Особенности семейных отношений характеризуются следующими признаками:

неполная семья (51,4%), наличие мачехи или отчима (34,4%);

частые физические наказания (42,1%);

противоречивая направленность воспитательных мер: со стороны отца, отчима - физические наказания, со стороны матери - гиперопека с потаканием или оправданием поведения (39%).

Антиобщественное поведение формируется рано, как правило, в младшем школьном возрасте. Более чем в 65% случаев стойкие асоциальные нарушения поведения сформировались и закрепились в возрасте от 7 до 12 лет. Явлениям безнадзорности предшествовало самовольное оставление школы, частые уходы из дома, случаи ранней и систематической алкоголизации.

По ее данным, число несовершеннолетних, доставленных в органы МВД в 2002 году превысило 1 миллионов 140 тысяч. 10 лет назад их было в два раза меньше. Среди доставленных - 310 тысяч - это подростки, не достигшие 13 лет, 45 тысяч оказались неграмотными. Около 24 тысяч несовершеннолетних числятся без вести пропавшими.

Таким образом, последнее десятилетие XX века в России ознаменовалось резким увеличением масштабов проявления девиантного поведения. И исследование данных негативных процессов в системе образования является одной из важнейших задач педагогической социологии.
^

Вопросы для самоконтроля


  1. Какова сущность понятия «девиантное поведение»?

  2. Что такое социальная норма?

  3. Какие формы девиации вам известны?

  4. В чём заключаются особенности детского алкоголизма?

  5. Назовите особенности детской проституции.

  6. Чем вы можете объяснить всплеск девиантного поведения в современной России?

Литература


  1. Голубкова Н.Я. Социальное поведение учащеёся молодёжи //СОЦИС. 1998. №9.

  2. Горнов В. А. Некоторые штрихи к социальному «портрету» региональной молодежной элиты // Вопросы социологии и социальной педагогики: Сборник научных трудов / Под ред. А. Н. Ростовцева. Рязань, 1999.

  3. Димов В. М. Проблемы девиантного поведения российской молодёжи // Вестник МГУ. Сер. 18. 1997. № 3.

  4. Кириллов И.М. Отношение учащихся к употреблению спиртных напитков и токсических веществ //СОЦИС. 1992. №4.

  5. Ольшанский В.Б., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе //СОЦИС. 1999. №6.

  6. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно – ценностных ориентаций учащейся молодёжи // СОЦИС. 1999. № 6.

  7. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России - шаг до национальной катастрофы //СОЦИС. 1998. №8.

  8. Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников основной школы //СОЦИС. 1994. №10-12.

  9. Социальная педагогика /Под ред. М.А. Галагузовой. –М., 2000.

  10. Социология: Курс лекций /Под ред. А.В. Миронова, В.В. Панфёровой, В.М. Утенкова. –М., 1996.

  11. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. –М., Прометей, 1998.

  12. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. -М., 1997. С. 286-288.







Похожие:

Лекция 13 iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция 13 iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
Лекция 13 icon«Классический и современный психоанализ в зеркале символдрамы» лекция 1
«Психоанализ: прошлое, настоящее и будущее», лекция 2 «Психоанализ характера», лекция 3 «Психоанализ, любовь, семья и супружеские...
Лекция 13 iconЛекция Понятие риэлторской деятельности 2 Лекция Характеристика рынка риэлторских услуг в РФ 13
Лекция Особенности брокерской деятельности. Реализация квартир по договорам комиссии и поручения 161
Лекция 13 iconЛекция Фоновые и предраковые заболевания. Рак матки 46 Лекция Злокачественные...
Жалобы (основные и сопутствующие). Специфические функции женского организма (половая, репродуктивная, секреторная, менструальная)....
Лекция 13 iconЛекция I. Предмет, система и основные понятия курса “Судоустройство”
Лекция II. Судебная власть и правосудие
Лекция 13 iconЛекция № Вакцинация
Лекция № История отечественной педиатрии, организация охраны материнства. Периоды детского возраста
Лекция 13 iconЛекция №1 вводная лекция
Поэтому все мы вас призываем на 3 курсе с особой серьезностью относиться к учебному процессу
Лекция 13 iconЛекция Управление как социальное явление
Лекция Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности
Лекция 13 iconЛекция №1 Курс «Метрология и стандартизация»
Введение. Предмет дисциплины. Краткие сведения из истории метрологии и стандартизации (Лекция №1)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница