Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная


НазваниеМуниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная
страница1/9
Дата публикации22.03.2013
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  1. Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная дисциплина.

Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических общественных отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются.

Таким образом, вопрос о предмете муниципального права - это прежде всего, вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений, которые регулируются нормами муниципального права.

Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения.

Методы муниципального права

Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть специальные юридические средства и способы воздействия норм права на общественные отношения.

Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли права их соотношении и переплетении. Так, являясь отраслью публично-частного характера, муниципальное право использует в механизме правового регулирования сочетание публично-правового (императивного) и частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования.

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.

Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки муниципального права. Среди этих проблем важнейшими являются следующие: понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение его с государственным управлением; соотношение и содержание федерального, регионального и локального правового регулирования организации и деятельности муниципальных образований; проблемы территориальных основ местного самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальных образований и разграничение их с органами государственной власти; характер и формы взаимоотношений муниципальных органов с государственными органами; реальные гарантии местного самоуправления, защиты его самостоятельности, надежности, достаточной финансово-материальной обеспеченности; и, наконец, это изучение, обобщение практики деятельности местного самоуправления как в России, так и за рубежом.

Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний, теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.

В заключение данной лекции можно сделать следующие выводы относительно понятия и предмета муниципального права РФ.

Во-первых, муниципальное право связано с муниципальным (или местным) самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право местного самоуправления, местное (локальное) право.

Во-вторых, муниципальное право - комплексная отрасль права, которая включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере местного самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих отношений в данной сфере, но на локальном (местном) уровне.

И, в-третьих, нормы муниципального права регулируют специфический круг общественных отношений, связанных с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

МП как учебная дисциплина имеет более узкое содержание, чем наука, поскольку изучается в рамках программ, тематических и учебных планов учебного курса.

Задачи МП, как учебной дисциплины состоят в оказании помощи будущим юристам при изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и гарантий его осуществления, полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы МСУ.

Система учебной дисциплины МП имеет следующие составные части:

1) МП, как комплексная отрасль права, как научная и учебная дисциплина – изучает предмет МП; методы правового регулирования; особенности, источники и систему МП; субъектов ОО; основные методы научных исследований; задачи науки МП и учебной дисциплины МП.

2) Основы местного самоуправления – понятие и содержание территориальных, ФЭ, правовых основ МСУ и государственных гарантий его осуществления.

3) Система МСУ – понятие системы МСУ; формы волеизъявления граждан при осуществлении МСУ; структура, принцип организации и деятельности органов МСУ; особенности представительного органа и главы МСУ; принципиальные черты депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ; отличительные признаки ТОСУ.

4) Основные полномочия органов МСУ – понятие полномочия органов МСУ; содержание основных полномочий органов МСУ в различных сферах ОО (социальная, культурная, хозяйственное строительство, ООП, отдельные государственные полномочия).


  1. Предмет и методы муниципального права как отрасли права, его особенности.

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.
Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки муниципального права. Среди этих проблем важнейшими являются следующие: понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение его с государственным управлением; соотношение и содержание федерального, регионального и локального правового регулирования организации и деятельности муниципальных образований; проблемы территориальных основ местного самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальных образований и разграничение их с органами государственной власти; характер и формы взаимоотношений муниципальных органов с государственными органами; реальные гарантии местного самоуправления, защиты его самостоятельности, надежности, достаточной финансово- материальной обеспеченности; и, наконец, это изучение, обобщение практики деятельности местного самоуправления как в России, так и за рубежом.
Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний, теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.
В заключение данной лекции можно сделать следующие выводы относительно понятия и предмета муниципального права РФ.
Во-первых, муниципальное право связано с муниципальным (или местным) самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право местного самоуправления, местное (локальное) право.
Во-вторых, муниципальное право - комплексная отрасль права, которая включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере местного самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих отношений в данной сфере, но на локальном (местном) уровне.
И, в-третьих, нормы муниципального права регулируют специфический круг общественных отношений, связанных с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

Предмет, метод и система муниципального права.
Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических общественных отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются.
Таким образом, вопрос о предмете муниципального права - это прежде всего, вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений, которые регулируются нормами муниципального права.
Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения.
Методы муниципального права
Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть специальные юридические средства и способы воздействия норм права на общественные отношения.
Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли права их соотношении и переплетении. Так, являясь отраслью публично- частного характера, муниципальное право использует в механизме правового регулирования сочетание публично-правового (императивного) и частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования.
В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления как публично-правового института характерно, безусловно, преобладание публично-правовых методов правового регулирования. Однако, в тех сферах правового регулирования местного самоуправления. которые касаются деятельности его органов как юридических лиц, реализации их полномочий в сфере управления муниципальной собственностью, местными финансами и т.п., используются, как правило, частноправовые методы.
Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правового регулирования, к которым теория права относит дозволение, обязывание и запрет. Для муниципального права как комплексной отрасли права, характерно использование в механизме правового регулирования таких способов правового воздействия как дозволение и обязывание


  1. Источники муниципального права Российской Федерации.

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном юридическом смыслах.
В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют сущностное содержание права. К ним принято относите прежде всего. материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
В юридическом смысле в качестве источника нрава рассматриваются формы, в которых объективируются правовые нормы, получают общеобязательность и общеизвестность. Формами, выполняющими такую функцию, выступают в РФ соответствующие нормативные правовые акты.
Таким образом, источниками муниципального права, в юридическом смысле, являются действующие в настоящее время в РФ правовые акты, содержащие нормы муниципального права.
Виды источников МП
Во-первых, Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно- правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.
Внутрироссийская система источников муниципального права включает в себя три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов.
К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня, содержащие нормы муниципального права.
Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. В ней содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени местного самоуправления.
Однако, особое значение имеют положения статей 12. 130-133. Для муниципального права Конституция РФ является базовым источником права, но не ее главным источником’.
Следующую группу источников муниципального права федерального уровня составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы, содержащие нормы муниципального права.
Среди этих законов первостепенное значение имеет Федеральный Закон от
12.08.95 № 154 , подписанный Президентом РФ 28 августа 1995 года и вступивший в силу с
1 сентября 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в данный ФЗ. Можно с полным основанием сказать, что ФЗ № 154 является главным источником муниципального права РФ.
По своей форме и содержанию данный закон носит рамочный характер. Этим законом федеральный законодатель определил основы местного самоуправления в РФ. закрепил общие принципы организации и деятельности муниципальных образований в нашей стране.
Наряду с ФЗ № 154 к источникам муниципального права относятся также другие федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные нормы.
К источникам муниципального права федерального уровня относятся также:

1 ) Указы Президента РФ. содержащие нормы ‘ муниципального права и действующие в настоящее время (например. 
2) нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления (например, постановление ГД РФ и др.):
3) постановления Правительства РФ, содержащие нормы муниципального права
(например, );
4) постановления и другие акты Конституционного Суда РФ, касающиеся местного самоуправления .
Ко второму уровню источников муниципального права относятся нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы муниципального права.
Это: конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ о местном самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, о муниципальной службе и другие. Главное требование к этой группе нормативно-правовых актов состоит в том, чтобы они не противоречили КОНСТИТУЦИИ РФ (т федеральным законам в части. касающейся общих принципов организации и деятельности местного самоуправления в РФ.
Наконец, к третьему уровню источников муниципального права относятся локальные (местные) нормативные правовые акты, содержащие нормы муниципального права. Речь идет о нормативных установлениях, прямо регулирующих общественные отношения на локальном уровне в сфере местного самоуправления и исходящие, прежде всего, от самих муниципальных образований (путем местного референдума).

  1. Муниципально-правовые нормы и институты: понятие и виды.

Правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления принято называть муниципально-правовыми нормами, которые в своей совокупности и образуют муниципальное право как отрасль российского права. Особенность норм муниципального права определяется тем, что оно является комплексной отраслью права, поэтому муниципально-правовые нормы как бы раздваиваются, являются одновременно нормами гражданского, административного, финансового и других отраслей права. Муниципально-правовые нормы можно классифицировать по следующим видам: по объекту правового регулирования они делятся на нормы, закрепляющие местное самоуправление как форму народовластия, основы местного самоуправления, полномочия местного самоуправления, его гарантии и ответственность; по характеру предписаний - на нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие, отсылочные; по степени предписаний - на императивные и диспозитивные; по источникам, в которых они содержатся; по времени и территории действия, - на материальные и процессуальные нормы. Совокупность близких по характеру регулируемых общественных отношений муниципально-правовых норм представляет собой институт муниципального права. К институтам муниципального права относятся: конституционно-правовые основы местного самоуправления; территориальные основы; финансовые и экономические основы; формы осуществления местного самоуправления; органы и должностные лица местного самоуправления.

  1. Муниципально-правовые отношения и их виды.

Юридические нормы, составляющие муниципальное право как отрасль права, регулируют различные по характеру общественные отношения. Это организационные, статусные, процессуальные, материальные и иные отношения. Это общественные отношения в самых различных сферах: экономики, финансов, бюджета, налогов, экологии, земли и других природных ресурсов, социальной сфере и т.д.
Главными объединительными критериями данного круга общественных отношений являются, во-первых, их локально-территориальный уровень, а, во- вторых, специфический характер их содержания (исключительно вопросы местного значения).
Муниципальное право, как отрасль российского права, призвана регулировать:
- отношения, связанные с местом местного самоуправления в конституционном механизме РФ;
- договорные отношения по взаимным обязательствам’ муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня;
- отношения, связанные с образованием, видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществления местного самоуправления;
- отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;
- отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня;
- отношения в сфере местных налогов, местного бюджета, муниципальной собственности и т.п.;
- отношения, вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических лиц.
Предметом муниципального права является также практика деятельности муниципальных органов’.
Из сказанного выше следует, что муниципально -правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также в других муниципальных образованиях.

  1. Субъекты муниципально-правовых отношений.


Неотъемлемый признак любых правовых отношений наличие субъектного состава. В качестве субъектовмуниципально-правовых отношений могут выступать:

1) муниципальное образование - может являться участником не только муниципально-правовых отношений, но и ряда других публично-правовых отношений - административных, конституционных,международных, а также множества частноправовых отношений - гражданских, трудовых, земельных и т. д.;

2) ассоциации или союзы муниципальных образований - создаются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления их прав и интересов; подлежат государственной регистрации;

3) население муниципального образования -жители муниципального образования, имеющие постоянное либо преимущественное место жительства на территории данного муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Термин ≪население≫ понимается широко

и включает в себя не только граждан РФ, проживающих на территории муниципального образования, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства либо владеющих имуществом на праве собственности в данном муниципальном образовании. В рамках данной группы выделяются следующие субъекты муниципально-правовых отношений:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная icon1. Муниципальное право как отрасль права, наука, учебная
...
Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная iconКонтрольные вопросы по дисциплине «Российское предпринимательское право»
Предпринимательское право как отрасль права; отрасль законодательства; наука; учебная
Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная icon1. Земельное право как отрасль права, правовая наука, учебная дисциплина....
Земельное право это самостоятельная отрасль российского права призванная регулировать особую сферу общественных отношений по поводу...
Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная iconЗакон как источник конституционного права рф: понятие, особенности, виды
Конституционное право РФ как отрасль права, наука и учеб­ная дисциплина. Конституционализм. Предмет и метод конституци­онного права...
Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная iconВопросы к государственному Аттестационному экзамену по курсу «Гражданское право»
Гражданское право как отрасль, его предмет, метод функции. Гражданское право как наука и учебная
Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная iconТематика контрольных работ
Конституционное право Российской Федерации как отрасль права: понятие, предмет и метод регулирования, место в системе российского...
Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная iconВведение в курс. 4 Кпзс 4 Общая часть. 4 Особенная часть. 4 Конст...
Оф название гос-ва – Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. 8
Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная iconПредмет и метод конституционного права как отрасли права
Конституционное право как наука и учебная дисциплина. Место науки конституционного права в системе юридических наук
Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная iconI. Муниципальное право России комплексная отрасль права и наука
Фундаментом и материально-организационной основой формирования муниципального права является особая группа общественных отношений,...
Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная iconКоллектив авторов  Гражданское право. Части I, III и IV: Шпаргалка
Соотношение гражданского права (ГП) с другими отраслями права. Гп как наука и учебная
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница