Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия


Скачать 488.04 Kb.
НазваниеВыбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия
страница1/3
Дата публикации22.03.2013
Размер488.04 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3

Тема 4. ВЫБОР СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Выбор сферы деятельности нового предприятия, разработка стратегии и тактики его развития

Успех предпринимательства зависит в значительной мере от избранной сферы деятельности, организационно-правовой формы предприятия, стратегии и тактики управления.

Решая проблему создания нового предприятия, предприниматель должен избрать сферу деятельности, учесть возможности вложения в дело собственного и заемного капиталов, определить сроки окупаемости финансовых ресурсов.

На первом этапе формирования рыночной экономики в нашей стране относительно быстрый и заметный предпринимательский эффект обеспечивали банковская деятельность, производство компьютеров, посуды, тары, упаковочных материалов, сборка бытовой техники из импортных комплектующих узлов и деталей и некоторые другие виды деятельности. Приемлемыми считались и такие сферы деятельности, как оказание различных деловых услуг в сфере предпринимательства, общественное питание, торговля потребительскими товарами и строительными материалами, обслуживание и ремонт автомобилей, строительство жилья. В последние годы все больший интерес представляет инновационное предпринимательство.

Предпочтительным вариантом предпринимательства является такая сфера, в которой предприятие начинает функционировать первым и имеется возможность предопределять ассортимент, цены, привлекать клиентов и заказчиков. Однако предприниматель должен иметь "запасной" вариант направления деятельности на тот случай, если первоначально избранный не приносит успеха.
Выбор оптимального варианта осуществления предпринимательской деятельности дает возможность технико-экономического обоснования (ТЭО) предполагаемого проекта. Важнейшим инструментом ТЭО является бизнес-план. (По бизнес планированию отдельная тема).

Под стратегией понимают постановку среднесрочных и долгосрочных целей, заключающихся в максимизации выгоды (прежде всего дохода и прибыли). Другими словами, стратегия нового предприятия - это программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсов для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление действий.

Тактикой считаются краткосрочные оперативные планы и решения, необходимые для достижения стратегических целей в конкретных условиях.

При выборе стратегии необходимо ответить на вопросы, что представляет собой выбранное направление бизнеса, какой областью бизнеса будет заниматься предприниматель. Не находя своевременного ответа на эти вопросы, предприятия могут оказаться в сложном положении.

Стратегия предназначена для действий в будущем, поэтому необходим прогноз экономической и рыночной ситуации в перспективе. Многие предприятия прогнозируют цены на внутреннем и внешнем рынках, вероятные последствия конкуренции, научно-технический прогресс и даже политическую обстановку.

Стратегия в области торговли и услуг включает такие важнейшие области, как новые товары, услуги, маркетинг. Имидж предприятия в наибольшей степени определяется новыми товарами и услугами. При формировании стратегии важнейшим являются ответы на вопросы, как потребители относятся к продукции предприятия, купят ли они ее и сколько готовы за нее заплатить. От этого, собственно, зависят прогнозируемые объемы производства. Предприниматель должен постоянно изучать рынок и прежде всего спрос. Особенно важно уметь определить спрос на перспективу, иначе невозможно разработать стратегию деятельности.

Разработка стратегии должна опираться на анализ предложения и оценку конкуренции. Главным в изучении предложения считается возможность определения меры насыщенности рынка предпринимательской деятельностью. Если насыщенность недостаточна, то предприниматель может найти производственную нишу для своей деятельности. Для отыскания такой ниши требуется изучение справочников, рекламных изданий, статистических материалов, непосредственное общение с производителями и потребителями. В последние годы возможности изучения предложения и спроса быстро растут в связи с развитием информационных технологий, созданием региональных и глобальных компьютерных сетей.

При определении стратегии важно правильно оценить характер и силу конкуренции. Если конкуренция очень сильна, предприниматель, выбирая стратегию, должен серьезно взвесить свои возможности, включая реальные ресурсы, производственные мощности, исследовательский потенциал, рекламу, конкурентоспособность.

Стратегия производства тесно связана со стратегией маркетинга. Предприниматель для разработки эффективной стратегии маркетинга должен получить ответы на следующие вопросы:

  • где находится потребитель и почему он покупает;

  • оптовые или розничные покупатели у фирмы;

  • продукция приобретается для конечного или промежуточного потребления;

  • как потребитель покупает: непосредственно у изготовителя, через специализированные организации-распространители иди через посредников;

  • какую выбрать форму торговли: прямой контакт с потребителем, продажу по предварительным заказам или реализацию розничными торговцами;

  • имеется ли возможность предложить то, что отсутствует у конкурентов;

  • нужны ли вспомогательные службы (например, ремонтные) и есть ли возможность их организовать;

  • какой должна быть ценовая политика?

  • От ответов на эти и некоторые другие вопросы зависит стратегия маркетинга, а следовательно, и стратегия производства.

В условиях рыночной экономики ситуация на рынке характеризуется неопределенностью из-за невозможности точно определить поведение и стратегию конкурентов. В условиях такой неопределенности сложно выбрать однозначную стратегию. Например, в имитационной деловой игре "Дельта" предлагаются 5 стандартных динамичных стратегий, которые в определенных условиях могут обеспечить предприятию хорошие результаты:

1. Стратегия максимальной цены при высоком уровне качества продукции.
2. Стратегия изъятия: после получения высоких прибылей из за высоких первоначальных цен тот же продукт предлагается другим слоям покупателей по умеренным ценам.

3. Стратегия проникновения: сначала фирма завоевывает рынок с помощью низких цен, а затем, когда конкуренты побиты, цены можно повышать.
4. Стратегия низкой цены при невысоком качестве продукции.
5. Стратегия пульсации. Начиная с фактически складывающегося исходного положения стратегия постепенно перерастает в какую-либо из предыдущих четырех стратегий. Такой подход может быть рекомендован начинающему предпринимателю при отсутствии информации о конкурентах или слабом опыте руководства у предпринимателя.

Любая стратегия ориентирует предпринимателя на будущий период, а в будущем в любой момент могут произойти непредвиденные события, которые не приведут к успеху на основе выбранной ранее стратегии. Поэтому необходимо иметь резервную стратегию, выработанную на случай непредвиденных обстоятельств.

Вопросом тактики является, прежде всего, расчет темпов развития с тем, чтобы бизнес был успешным. Быстрый рост чреват для нового предприятия угрозой банкротства. Производственная и инвестиционная деятельность требует значительных финансовых ресурсов, наличных денежных средств, нехватка которых особенно ощутима в условиях интенсивного развития. Для предпринимателя важным является правильный выбор источников финансирования. Если финансирование осуществляется за счет акционеров, имеется риск потерять контроль над предприятием. Некоторые предприниматели используют венчурный капитал, получаемый в обмен на определенную долю прибыли, собственные сбережения, средства родственников и знакомых. При использовании венчурного капитала предприниматель во многом теряет самостоятельность. Считается более целесообразным получить долгосрочный, со стабильным процентом кредит.

В случае кризиса платежеспособности необходимо найти возможность перехода к расчетам с покупателями на условиях предоплаты или же использовать аккредитивную форму расчетов.
^ 2. Учредительные документы и государственная регистрация предприятий
Разработка учредительных документов является важным (определяющим) этапом как в процессе создания предприятия (организации), так и в процессе его функционирования, поэтому законодательными актами установлены определенные сведения, которые должны содержать учредительные документы. Учредительные документы (особенно устав предприятия) представляют собой свод прав, обязанностей, условий функционирования предприятия, его трудового коллектива, конституирующих статус предприятия.

В законодательных актах, регулирующих деятельность предприятий (организаций), установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы собственности: устав и учредительный договор. Установлено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юр2дическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Для государственных и муниципальных унитарных предприятий и для казенных предприятий основным учредительным документом является устав предприятия. Устав предприятия разрабатывается и утверждается его учредителями (участниками), а учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством. Унитарное предприятие, создающее в качестве юридического лица другое унитарное предприятие, утверждает устав вновь создаваемого предприятия.

В ГК РБ отмечено, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место нахождения и порядок управления его деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Для отдельных видов юридических лиц в учредительных документах должны быть определены предмет и цели деятельности.

Установлено, что устав должен в обязательном порядке содержать сведения об организационно-правовой форме, наименовании, нахождении предприятия, размере его уставного капитала (фонда), составе, порядке распределения прибыли и образования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации предприятия.

В учредительном договоре должно быть установлено, что учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему имущества, участия в его деятельности, порядок и условия распределения прибыли и убытков между участниками управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Хозяйственные товарищества создаются и действуют на основе учредительного договора, который в полном товариществе подписывается всеми его участниками, а в товариществе на вере - всеми его полными товарищами. Учредительный договор полного товарищества помимо сведений, указанных выше, должен содержать условия о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

В учредительном договоре полного товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда управление производится не только по общему согласию всех участников, но и когда решение принимается большинством голосов участников. Учредительным договором может быть определен и иной порядок определения количества голосов его участников. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или соглашением участников, но не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или убытках. В учредительном договоре полного товарищества могут быть установлены и другие условия создания и функционирования товарищества в соответствии с ГК РБ и другими нормативными актами.

Учредительный договор товарищества на вере должен содержать (помимо сведений, установленных для других юридических лиц): условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками. В учредительном договоре товарищества на вере должны быть установлены права не только полных товарищей, но и вкладчиков.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью (ООО) являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав, утвержденный учредителем. Учредительные документы ООО помимо сведений, установленных для всех юридических лиц, должны содержать условия о размере уставного капитала общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством, а также иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.

В уставе ООО необходимо зафиксировать вопросы, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания участников ООО, и другие сведения в соответствии с законодательством, особенно вопросы мотивации труда наемных работников, управления персоналом и т.д.

Учредительными документами акционерного общества являются договор, который заключается между учредителями АО, и устав, утвержденный учредителями. В заключенном договоре учредители АО должны определить порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала, категории выпускаемых акций и порядок их распределения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах.

Устав АО должен содержать также условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества, о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством; об уменьшении уставного капитала общества путем покупки и погашения части акций; о компетенции общего собрания (конференции) акционеров. В уставе могут быть и другие сведения и условия функционирования АО.
Любой гражданин, достигший 18-летнего возраста, если он не признан судом полностью или частично недееспособным, может стать предпринимателем. Гражданин вправе заниматься предпринимательством без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация граждан, пожелавших стать предпринимателями, производится в соответствии с Законом РБ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в РБ».

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в целях:

- поверки соответствия учредительных документов юридических лиц законодательству;

- удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации юридического лица;

- учета созданных, реорганизованных, ликвидированных юридических лиц на территории РБ;

- учета действующих и прекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателей;

- ведение Единого государственного реестра;

- создания информационного банка данных о юридических лицах и учета индивидуальных предпринимателей.

Для государственной регистрации юридического лица в орган государственной регистрации подается заявление по форме, установленной Министерством юстиции РБ, к которому прилагаются оригинал и копии учредительных документов (в двух экземплярах), других документов, предусмотренных законодательством. Одновременно с учредительными документами в орган государственной регистрации предоставляется документ, подтверждающий формирование уставного капитала в размере, установленном законодательством.

В случае формирования уставного капитала денежными средствами подобным документом является справка кредитной организации о размере собственных денежных средств, находящихся на временном (накопительном) расчетном счете, открытом одним из учредителей создаваемого юридического лица. В случае внесения в уставный капитал создаваемого юридического лица вклада в иной форме, учредители представляют в орган государственной регистрации необходимые документы, подтверждающие правовой статус данного вклада.

Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя подается заявление установленной формы с приложением документов, предусмотренных законодательством.

Для государственной регистрации гражданин должен представить: паспорт, квитанцию об уплате регистрационного сбора и заявление по установленной форме. Запрещено требовать иные документы, а также понуждать заявителя к совершению иных действий (например, сбор виз) при регистрации. Размер ставки регистрационного сбора и определение категорий плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются органами местного самоуправления. Сведения о государственной регистрации представляются налоговым органам.

Государственная регистрация юридического лица должна быть произведена не позднее месяца со дня подачи заявления с приложением необходимых документов. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение одного рабочего дня со дня подачи заявления с приложением необходимых документов в орган государственной регистрации или в течение трех рабочих дней с момента получения документов по почте. Срок рассмотрения заявления о государственной регистрации прерывается на время, в течение которого заявитель устраняет недостатки учредительных документов, выявленных в ходе их рассмотрения.

За государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за внесение изменений и дополнений в учредительные документы взимается сбор в порядке и размере, установленных Советом Министров РБ.

Нарушения установленного законодательством порядка образования юридического лица или индивидуального предпринимателя или несоответствие учредительных документов юридического лица законодательству, использование юридическим лицом чужого зарегистрированного фирменного наименования влечет отказ в государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя по мотивам нецелесообразности их создания не допускается. В случае отказа в государственной регистрации орган государственной регистрации обязан в месячный срок со дня подачи заявления выдать мотивированный отказ в письменном виде.

Арбитражному суду подведомственны дела об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок организации или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом.

Если арбитражный суд признает отказ в регистрации неправомерным, в решении суда указывается дата, с которой предпринимательская деятельность считается зарегистрированной, а соответствующие органы обязываются в установленный срок выдать предпринимателю Свидетельство о государственной регистрации. Судебно-арбитражная практика исходит из того, что гражданин должен быть признан зарегистрированным в качестве предпринимателя с момента истечения срока для принятия решения о регистрации.

Есть еще один нюанс, в арбитражный суд следует обращаться в том случае, если у заявителя есть на руках документы регистрирующего органа, из которых явствует отказ или уклонение от регистрации. Если таких документов нет, надо обращаться в суд.

При отказе в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя сбор, уплаченный за государственную регистрацию, возврату не подлежит. Юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации.

По результатам проверки соответствия представленных документов законодательству орган государственной регистрации вносит запись в соответствующий реестр и выдает вновь созданному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о государственной регистрации установленного Министерством юстиции РБ образца.

Единый государственный реестр является банком данных РБ о созданных, действующих, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Единый государственный реестр включает реестр Регистрационной Палаты Министерства юстиции РБ, реестры территориальных органов государственной регистрации.

Свидетельство о государственной регистрации является официальным документом, подтверждающим факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Выдача свидетельства о государственной регистрации не является основанием для начала деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании лицензии.
  1   2   3

Похожие:

Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия iconТехнико-экономическое обоснование создания нового предприятия
Выбор оптимального варианта осуществления предпринимательской деятельности дает возможность технико-экономического обоснования (тэо)...
Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия icon12. стадия контроля анализ результатов деятельности туристского предприятия...
Анализ результатов деятельности туристского предприятия по внедрению нового туристского продукта, корректировка деятельности на следующий...
Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия iconФормирование требований к ас обследование объекта и обоснование необходимости создания ас
Стандарт гост 34. 601-90 предусматривает следующие стадии и этапы создания автоматизированной системы
Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия icon1. 1Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия....
Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации 3
Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия icon1. Основные цели, задачи и виды деятельности предприятия. 4
Организационно-технологические аспекты деятельности предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса 18
Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия iconБизнес-плана является обоснование целесообразности проекта, ресурсообеспеченности,...
Специфическим видом планирования является составление бизнес- плана. Бизнес-план составляется при создании нового предприятия, кардинальных...
Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия icon«Экономическая стратегия развития гриТ»
Целью контрольной работы является: 1 изучение стратегий увеличения стоимости предприятия иг и Т; 2 рассмотрение деятельности выбранной...
Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия iconФедеральный закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях
Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного...
Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия icon1. Бизнес-план и его роль в экономической деятельности предприятия...
В настоящее время в России особую актуальность приобретают обоснование и разработка стратегии социально-экономических преобразований...
Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия iconКонтрольные вопросы. С чего начинается процесс создания нового документа?...
Получение практических навыков по созданию нового документа, редактированию и оформлению текста, а также использование средств автоматизации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница