В современном соревновании технологий и информационных сетей выигрывает в практическом плане то государство или сообщество, которое признает доминирующую роль глобальных процессов


НазваниеВ современном соревновании технологий и информационных сетей выигрывает в практическом плане то государство или сообщество, которое признает доминирующую роль глобальных процессов
страница1/5
Дата публикации22.03.2013
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
1. Провозглашение суверенитета РБ и процесс международного признания Республики Беларусь

Под суверенитетом понимают полную независимость гос-ва в установлении законов и правил, согласно которым осущ-ся основные процессы на его территории. В современном соревновании технологий и информационных сетей выигрывает в практическом плане то государство или сообщество, которое признает доминирующую роль глобальных процессов. Но вопреки всяческим попыткам быть полностью самостоятельным, любое государство существенно зависит от решений, принимаемых вне его границ. Главным источником нарушения суверенитета на сей день по-прежнему остается крупное государство или альянсы крупных государств. Конституционно-правовые основы внешней политики РБ изложены, в первую очередь, в Конституции РБ. 25 августа 1991 г. было принято решение о политической и экономической независимости Беларуси, а Декларация о государственном суверенитете БССР приобрела статус конституционного закона. 19 сентября 1991 г. БССР была переименована в Республику Беларусь, принято решение об изменении государственной символики. 2 октября 1991 г. принято заявление «О принципах внешнеполитической деятельности Республики Беларусь», в котором провозглашалось стремление Беларуси к вступлению в качестве суверенного государства в СБСЕ. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще при участии Беларуси было принято судьбоносное решение о прекращении существования СССР и образовании СНГ. Полоса международно-правового признания Беларуси началась после того, как процесс распада СССР приобрел необратимый характер и президент М. Горбачев был вынужден 25 декабря 1991 г. покинуть свой пост. В число первых государств, которые признали Беларусь еще до отставки М. Горбачева и подписания Алматинской декларации, вошли Турция (16 декабря 1991 г.), Швеция (19 декабря 1991 г.), Монголия (20 декабря 1991 г.). 27 декабря 1991 г. суверенитет Беларуси был признан США. До конца года Беларусь была признана 54 государствами мира, 2 из которых установили с Беларусью дипломатические отношения (США и Украина). Признание суверенитета Беларуси не всегда шло параллельно с установлением дипломатических отношений. Из 129 государств, признавших Республику Беларусь в период 1991—1994 гг., дипломатические отношения с белорусским государством установило 102. На сегодняшний день (по состоянию на октябрь 2012 года) Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 172 государствами мира, в 50 из которых открыто 48 посольств.

2. Особенности белорусского пути по укреплению независимости и суверенитета после распада СССР.

После распада СССР перед РБ как и перед остальными постсоветскими странами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития. Этот выбор был связан с 2 векторами движения: ориентация на Запад; уклон в сторону самостоятельной модели внутреннего развития. Беларусь была готова к диалогу с Западом, но не собиралась полностью перенимать их модель развития. В отличии от других стран Беларусь смогла избежать массовой и безконтрольной приватизации; сохранить в государственной собственности основные производственные фонды; начала формирование собственной экономической модели основанной как на гос. секторе, так и на новых методах рыночной экономике. Изменилась структура гос. аппарата: появилась нац. валюта, была принята конституция РБ, сформированы законодательная и исполнительная ветви власти. С 1994г. Начались серьезные экономические и политические реформы, которые предусматривали сохранение в гос. собственности основных производственных фондов; сохранение основных рынков сбыта продукции экспортно ориентированных предприятий (путем глубокой интеграции с РФ) и последующее использование экспортной выручки для модернизации этих предприятий; сохранение основного поставщика энергоресурсов в лице РФ; вступление в неизбежный политический конфликт со странами Запада, а не обслуживание западных политических интересов по образцу большинства постсоциалистических стран.

3. Роль Республики Беларусь в СНГ.

ПЕРВОЕ: 08.12.1991 в Беловежской Пуще состоялось подписание документа о распаде СССР и создании СНГ. Подписан этот документ был представителями Росси, Беларуси и Украины. Таким образом, Беларусь явилась одним из инициаторов и основателей СНГ.

ВТОРОЕ: Роль Беларуси в СНГ достаточно значима, хотя бы уже в силу того, что Минск является местом нахождения исполнительных и координационных органов СНГ. Штаб-квартира (Исполнительный комитет) этой организации размещена в столице нашей страны Минске.

ТРЕТЬЕ: Помимо этого, именно от Беларуси исходит много инициатив по развитию СНГ. Беларусь принимает активное участие в деятельности основных органов СНГ – Совете глав государств; Совете глав правительств; Совете министров иностранных дел; Совете министров обороны; и др.

Представители Беларуси участвуют и в деятельности таких отраслевых органов СНГ, как Антитеррористический центр;  Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения; Координационный совет государств–участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи, Совет руководителей таможенных служб государств–участников Содружества и др.

ЧЕТВЕРТОЕ: Из уст глав двух государств – Беларуси и России – прозвучали схожие отзывы о сути и роли СНГ. Исходя из этого СНГ – это консультационная организация для глав государств и министерств стран-участниц, бывших членов СССР. У лидеров Беларуси и Российской Федерации нет разногласий по поводу необходимости сохранения СНГ как интеграционного объединения. При этом именно Республика Беларусь инициирует более практическую деятельность СНГ, изменяя её номинальный характер на реальный. В 2006 году Беларусь стала одним из инициаторов реформы СНГ, способной вдохнуть в Содружество новую жизнь.

ПЯТОЕ: После распада СССР Беларусь осталась с крупными промышленными предприятиями, продукцию которых необходимо было реализовывать. Поэтому заинтересованность нашей страны в создании СНГ очевидна, т.к. историческим странам-соседкам наша неконкурентоспособная продукция была по крайней мере необходима.

А также мы остались не только товарозависимыми в плане реализации от стран СНГ, но и, главным образом, энергозависимыми от России.

^ 4. Внешнеполитический потенциал белорусской модели

Внешнеполитический потенциал – это суммарный ресурс, затрачиваемый на внешнюю политику, он складывается из финансовых потоков, реализуемых через аппарат внешней политики. Все составляющие внешнеполитического потенциала работают на реализацию всех аспектов национальных интересов,.

Руководство Беларуси учитывает и использует для позитивного развития страны множественные факторы, имеющие значение в ситуации глобализации. Потенциал реализующейся в Беларуси модели с каждым годом будет все более признаваем другими незападными странами, размер экономики которых не позволяет им следовать путем полного подражания модели Китая.

Популярности белорусской модели в мире станут способствовать следующие факторы.

Во-первых, с каждым годом доля стран Запада в мировой экономике будет неуклонно сокращаться в силу более быстрого роста незападных стран. Это неизбежно повлечет за собой падение влияния Запада на глобальные процессы, в силу чего встанет вопрос о поиске привлекательной незападной альтернативы, примером которой может выступить белорусская модель.

Во-вторых, во влиятельные международные организации (Всемирный банк, ВТО, МВФ), которые сейчас находятся в распоряжении в основном западных стран, в силу уменьшения их значения в мировой экономике будет проникать все больше представителей незападных стран, подавляющее большинство которых с симпатией относится к Беларуси.

В-третьих, ошеломляющее по своим темпам развитие Китая приводит к реализации им своего видения глобализации в современном мире, а Китай является одним из главных стратегических партнеров Беларуси наряду с Российской Федерацией и Венесуэлой. Реализация китайского проекта глобализации будет все более сужать пространство для западного влияния на незападный мир и, соответственно, увеличит спектр стратегических возможностей для Беларуси

Белорусский путь экономического и политического развития по своим основным параметрам является реальной и более привлекательной альтернативой реформам, предлагаемым западными экспертами для незападных стран, оказавшихся в ситуации экономического кризиса.


5. ^ Национальные интересы Республики Беларусь.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь представляет собой систему взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В концепции под национальной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз. А национальные интересы понимаются как совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие РБ. Национальные интересы РБ охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, тесно взаимосвязаны и являются концептуальными ориентирами для ее долгосрочного развития. Стратегическими национальными интересами являются: обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан. Согласно Концепции национальной безопасности, обеспечение национальной безопасности представляет собой деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности по защите личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, реализации национальных интересов, созданию необходимых условий для устойчивого развития Республики Беларусь. Субъектами обеспечения национальной безопасности являются: государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти; общественные и иные организации; граждане. Объектами национальной безопасности являются: личность – ее конституционные права, свободы и законные интересы; общество – его материальные и духовные ценности, система общественных отношений, охраняемых нормами права;государство – его независимость, территориальная целостность, суверенитет, конституционный строй.

Целью обеспечения национальной безопасности является достижение и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, который гарантирует устойчивое развитие Республики Беларусь и реализацию ее национальных интересов.

Основными задачами обеспечения национальной безопасности выступают:

  • разработка и реализация гос. политики обеспечения национальной безопасности; определение и поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства; нейтрализация источников внутренних угроз и защита от внешних угроз национальной безопасности; обеспечение реализации национальных интересов и устойчивого развития Республики Беларусь; создание системы обеспечения национальной безопасности и организация ее эффективного функционирования.

В Концепции национальной безопасности указываются следующие меры по защите от внешних угроз национальной безопасности:

  • проведение последовательной и сбалансированной многовекторной внешней политики, основанной на принципах партнерства, невмешательства;

  • своевременное выявление, предупреждение и пресечение политико-дипломатическими методами попыток вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь со стороны зарубежных государств и их спецслужб, международных организаций, а также иных сил, не являющихся признанными субъектами международных отношений;

  • противодействие применению в международной практике экономических, политических и иных мер принудительного характера, направленных на ущемление суверенных прав государств, либо поощрению таких мер;

  • сохранение глобальной роли ООН и Совета Безопасности ООН в обеспечении международной стабильности и безопасности;

  • продолжение последовательного курса в сфере ядерного разоружения, миротворческой деятельности под эгидой ООН;

  • развитие международного сотрудничества в вопросах борьбы со всеми видами транснациональной организованной преступности, в первую очередь связанной с терроризмом, незаконной миграцией, торговлей людьми, наркобизнесом;

  • активное участие Республики Беларусь в деятельности ОБСЕ,;

  • формирование полноценного, без искусственных изъятий и ограничений, эффективного и взаимовыгодного таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;

  • активизация деятельности Республики Беларусь по расширению участия во взаимовыгодных инициативах и проектах в рамках ключевых субрегиональных организаций: Содружества Независимых Государств, Центральноевропейской инициативы, Организации Черноморского экономического сотрудничества, Совета государств Балтийского моря и других;

  • развитие по периметру внешних границ Республики Беларусь пояса добрососедства во всех его измерениях: военном, политическом, культурном, информационном, социальном и экономическом;

  • эффективная реализация государственной пограничной политики, обеспечивающая комплексный подход к управлению границами,

  • сохранение и укрепление основ Союзного государства, реализация имеющегося конструктивного потенциала стратегического партнерства с Российской Федерацией;

  • развитие полноформатных отношений с государствами Европейского союза, поддержание активного диалога с ЕС по всему спектру вопросов, а также отмены дискриминационных мер в отношении белорусского государства;

  • последовательное наращивание вовлеченности Республики Беларусь в общеевропейские объединительные процессы,связанных с производством и транспортировкой энергоресурсов, эксплуатацией транспортных коридоров;

  • последовательное углубление отношений стратегического партнерства с Китаем, Венесуэлой, развитие всестороннего сотрудничества с другими государствами Азии, Латинской Америки и Африки, прежде всего с Индией, Вьетнамом, Бразилией, приведение масштабов экономического взаимодействия с ними в соответствие с уровнем политических отношений;

  • развитие диалога с США на принципах равноправия, взаимоуважения и партнерства, основывающегося на совпадающих интересах, в первую очередь в контексте обеспечения международной безопасности;

  • доведение до широких кругов мировой общественности объективной информации о Беларуси и ее позиции по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах, достижениях отечественной культуры и науки;

  • повышение эффективности защиты прав и законных интересов белорусских граждан и соотечественников за рубежом.


6. Цели и задачи внешней политики РБ

Закон «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики РБ» от 14 ноября 2005 г.

Стратегические цели внешней политики

1. защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

  1. защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

Основные задачи внешней политики РБ:

  • содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного

  • равноправная интеграция РБ в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;

  • создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;

  • формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;

  • обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан РБ за границей;

  • содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из РБ и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;

  • содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

  • расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;

  • привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития РБ;

  • участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.



  1. Сущность и особенности многовекторного характера внешней политики Республики Беларусь.

Политическая интеграция с Российской Федерацией, принесшая неоспоримые преимущества для успешной модернизации белорусской экономики, стала приносить и негативные последствия. Альтернативой стал переход к многовекторной внешней политике с двойным стратегическим партнерством с крупными странами – как с Россией, так и с Китаем. Помимо этого, осуществляется тесное партнерство с Венесуэлой, Кубой, Ираном и рядом других стран, самостоятельное развитие которых не удалось подчинить себе лидерам западного проекта глобализации. Помимо сотрудничества с бывшими республиками СССР в рамках интеграционных проектов различного уровня и масштаба, Беларусь активно взаимодействует с десятками международных организаций на глобальной арене. Это ООН, Программа развития ООН, Программа ООН по окружающей среде, Европейская экономическая комиссия, Комиссия ООН по разоружению и др.

В основу многовекторной политики заложена простая экономическая формула: интересы Беларуси там, где покупают белорусские товары. К слову, в этом году в стране почти на треть увеличился приток валютной выручки от экспорта. Расширяется и география экспортных поставок. многовекторная внешняя политика должна обрести более устойчивый характер. Главное – это обеспечение экономических интересов страны на внешних рынках и получение необходимых источников сырья и энергии. За прошедшие годы сложилась и закрепилась балансировка по двум традиционным векторам: восточному и западному. То есть около 90 процентов белорусского экспорта примерно поровну распределяется между Россией и странами ЕС. Уже сегодня Беларусь получает немалые дивиденды от сотрудничества с такими странами, как Китай, Венесуэла, Индия, Арабские Эмираты, Катар, Вьетнам, Иран, Бразилия и др. Показательный в этом плане пример – сотрудничество с Китаем, который на реализацию совместных проектов открыл для Беларуси кредитные линии на 16 миллиардов долларов. Сейчас завершается подготовка документов по строительству неподалеку от Минска китайско-белорусского технопарка. На очереди еще один крупный инвестпроект по строительству в Беларуси совместно с китайской корпорацией Geely завода по выпуску легковых автомобилей. За три года планируется построить новый завод производственной мощностью до 60 тысяч легковых автомобилей, а в 2015–2016 годах довести мощность предприятия до 120 тысяч авто. Есть хорошие перспективы для развития взаимодействия с такими крупными странами, как Бразилия, Аргентина, Чили. Неплохие отношения сложились с Турцией. Товарооборот с этой страной, по итогам 2011 года, приблизился к 500 миллионам долларов, а совокупные инвестиции турецких предпринимателей в белорусскую экономику превысили один миллиард долларов. Новым импульсом к сотрудничеству может стать визит Президента Беларуси в Индонезию, запланированный на этот год. Заслуживает внимания европейский вектор внешнеполитической стратегии Беларуси. Пока политические взаимоотношения с ЕС в силу ряда причин отстают от потребностей жизни. Позиция официального Минска неизменна: Беларусь никогда не была заинтересована в имеющихся разногласий, но будет адекватно реагировать на внешнее давление и санкционную политику. 
  1   2   3   4   5

Похожие:

В современном соревновании технологий и информационных сетей выигрывает в практическом плане то государство или сообщество, которое признает доминирующую роль глобальных процессов icon«Системный анализ. Оценка качества и управление проектами информационных систем»
Роль и место информационных технологий в совершенствовании строительного комплекса. Основные задачи системного анализа продукции...
В современном соревновании технологий и информационных сетей выигрывает в практическом плане то государство или сообщество, которое признает доминирующую роль глобальных процессов iconПроцесса
Информационный процесс. Виды информационных процессов. Примеры информационных процессов в природе, технике, обществе
В современном соревновании технологий и информационных сетей выигрывает в практическом плане то государство или сообщество, которое признает доминирующую роль глобальных процессов iconКлассификации технологий разработки информационных систем.
Классификация технологий разработки информационных систем в соответствии с научно-техническими направлениями их создания. 6
В современном соревновании технологий и информационных сетей выигрывает в практическом плане то государство или сообщество, которое признает доминирующую роль глобальных процессов iconВопросы для подготовки к итоговой аттестации
Роль информационных технологий и новейших средств массовой комму­ни­кации в меж­дународных конфликтах
В современном соревновании технологий и информационных сетей выигрывает в практическом плане то государство или сообщество, которое признает доминирующую роль глобальных процессов iconПонятие «информация», откуда возникает, с чем связано, меры информации?
Эволюция информационных технологий в зависимости от развития процессов хранения, транспортирования и обработки информации
В современном соревновании технологий и информационных сетей выигрывает в практическом плане то государство или сообщество, которое признает доминирующую роль глобальных процессов iconИнструментальные средства разработки информационных систем
В то же время, созрели предпосылки для развития информационных систем, так как уровень современного состояния информационных технологий,...
В современном соревновании технологий и информационных сетей выигрывает в практическом плане то государство или сообщество, которое признает доминирующую роль глобальных процессов iconЖигалов Михаил Иванович Архипова Марина Юрьевна Взаимосвязь информационных...
Глобализация – это процесс всемирной экономической и политической и культурной интеграцией, т е сближение стран и народов и объединение...
В современном соревновании технологий и информационных сетей выигрывает в практическом плане то государство или сообщество, которое признает доминирующую роль глобальных процессов iconРеферат на тему: «История развития информационных систем. Информационные...
Информационные технологии (ИТ) – наиболее важная на сегодняшний день составляющая процесса использования информационных ресурсов...
В современном соревновании технологий и информационных сетей выигрывает в практическом плане то государство или сообщество, которое признает доминирующую роль глобальных процессов iconПеречень вопросов к экзамену разработаны в соответствии с рабочей...
Понятие информационных технологий. Информационные технологии в управлении социально-культурного сервиса и туризма. Основные направления...
В современном соревновании технологий и информационных сетей выигрывает в практическом плане то государство или сообщество, которое признает доминирующую роль глобальных процессов iconМы запаздываем по многим направлениям
Нпо как инструмента «цветных революций», роль сетевых технологий в организации протестного движения, влияние блогосферы и социальных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница