1. Высшие органы власти Киевской Руси


Название1. Высшие органы власти Киевской Руси
страница1/13
Дата публикации30.07.2013
Размер1.49 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
1 .Высшие органы власти Киевской Руси

Государственный строй Киевской Руси можна определить как раннефеодальную монархию Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет- старейшин. Управление на местах осуществляли его намесники (в городах) и волостели (в сельской местности). Великий князь находился в дог или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает г новой формы и нового органа власти — «свема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.Киевский престол по традиции должен был занимать старший член княжеского рода. Верховная власть принадлежала не отдельному лицу и не семье, а княжескому [хх)у в целом, признак физического старшинства в претензиях на престол играл главную роль. Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община — вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчпнной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина, становление системы происходило в условиях феодальной раздробленности. В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание — вече. В компетенцию веча первоначально входили все вопросы государственного правления: законодательство, суд, управление, арбитражные дела и споры и т.д. Постепенно этот круг дел сужается и у веча остаются функции только высшего управления (призвание и назначение князей, заключение договоров с ними, контроль за управлением, высший суд, вопросы войны и мира, международные договоры, принятие законов) После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси склады ваются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные).
^ 2. Административно-финансоваая реформа 10 ст.

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то естъ дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно- сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов. В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты»., крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.
^ 3. Источники холопства в Киевской Руси.

Закон регламентировал различные источники холопства. Русская Правда предусматривала следующие случаи: самопродажа в кабалу (одного человека либо всей семьи), рождение от холопа, женитьба на «робе», «ключничество» — поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Источниками холопства были также совершение преступления (такое наказание, как «поток и разграбление», предусматривало выдачу преступника «головой», превращение в холопа), бегство закупа от господина, злостное банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое имущество).

Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым, однако, в Русской Правде, был плен.
^ 4. Редакции Русской правды.

До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст. 1 —18), Правды Ярославичей (ст. 19—41), Покона вирного (ст. 42), Урока мостников (ст. 43).

Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделялась на Суд Ярослава (ст. 1—52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53—121). Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции. Существующие в литературе две прогивопопожных оценки признают Русскую Правду либо официальным сводом княжеского права действующего на Руси (Погодин, Беляев, Ланге и др.), либо частным сборником юридических обычаев и судебной практики (Сергеевич, Владимирскии-Буданов и др.).

Русская Правда формировалась постепенно: вначале выкристаллизовывались отдельные ее нормы (путем «притирки» заимствованных из византийского права положений к реальной судебной практике), которые затем путем отбора были кодифицированы. Краткая редакция Русской Правды состоит из двух частей: первая, включающая 17 статей, содержит нормы об убийстве, побоях, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о вознаграждении за порчу чужих вещей. Во второй части содержатся решения, принятые на княжеском съезде потомков Ярослава, дополняющие уже имеющиеся статьи нормами су­дебных пошлин и расходов.

Пространная редакция развивает положения Краткой, выстраивая их в более стройную систему, и добавляет к ним нормы, установленные законодательством Владимира Мономаха.

Разделение Правды на «Суд Ярослава» и «Устав Владимира» довольно условное: с именами этих князей связаны только первые статьи разделов, остальные статьи кодекса заимствованы из разных эпох и источников, ведь в задачу Правды входило собрать и включить в свой состав разные нормы, которые кодификатор считал необходимым закрепить.
^ 5. Договоры Руси с Византией.

Наиболее ранние письменные памятники русского права — это тексты договоров Гуси с Византией (9Ц, 944 и 971). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по-видимому, сводом устных

норм обычного права.

В договорах упоминалась смертная казнь (о чем не говорится в Русской Правде), штрафные санкции, регламентировались право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров («наволок»). При этом в договорах предусматривалась реализация права кровной мести и других норм обычного права.

«Право договоров» значительно раньше обычного начинает фиксироваться в письменном виде. Его нормы содержались в договорах Руси с Византией (X в.), междукняжеских договорах, договорах с вольным Новгородом (XIII в.).

Первые договоры Руси с Византией некоторые исследователи (М. Владимирский-Буданов) оценивают как опыт заимствования (рецепции) иноземного права и форму перехода от обычного права к законодательству.

Договоры содержали нормы международного частного, торгового, уголовного и гражданского права/В них определялось юридическое положение русских купцов и воинов в Византии торговые льпэты и пошлины, положения о взаимном выкупе рабов и пленников (ст. 9, 11 договора 911 г.), о выдаче преступников (ст. 14 договора 911 г.), о праве русов поступать на службу к византийскому императору (ст. 10 договора 911г.).

Нормы уголовного права (о смертной казни по греческому праву, о кровной мести по закону русов) содержатся в договорах 911 и 945 г. О наказаниях за причинение телесных повреждений говорят ст. 5 договора 911 г. и ст. 14 договора 945 г., об имущественных преступлениях (краже, грабеже и разбое) — ст. 6, 1 договора 911 г. и 5, 6 договора 945 г.

К области гражданского права относились нормы о наследовании по завещанию, по закону (для нисходящих и боковых родственников) (ст. 13 договора 911 г.), о рабовладении и взаимном обязательстве возвращать беглых рабов (ст. 12 договора 9! 1 г., ст. 3, 4 договора 945 г.).
^ 6. Религиозная реформа Владимира Святославовича.

Язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей, торговли. Византия - могущественная страна во многих отношениях.

    1. Язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси. Язычество - пережиток первобытной демократии.

    2. Требовалась новая идеология, которая помогла бы утверждению новых отношений: господства и подчинения.

    3. Монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси.

    4. Появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного военачальника державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов. Кроме того, этим действием Владимир отодвигал на задний план наемных дружинников-варягов, часть которых была христианами. Владимир строго относился к наемникам и, когда они после водворения мира начали бесчинствовать, великий князь выгнал их из Руси. Новый русский пантеон был противопоставлен не только византийскому христианству, но и скандинавскому язычеству, от которого не было взято ничего. В-третьих (это будет обосновано в последующем изложении), реформа значительно расширяла религиозно-идеологическое воздействие многогранностью и глубокими историческими корнями нового пантеона, что нам и надлежит теперь разобрать.
^ 7. Правовое положение населения в Киевской Руси.

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое-положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп — боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и проч.). Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. В литературе существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однако следует помнить, что она неоднородна: наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине.

Более сложной юридической фигурой является закуп. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться разные ценности — земля, скот, зерно, деньги и проч. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое — все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину в качестве компенсации передавался другой холоп.
^ 8. Преступление и наказание по Русской правде: понятие, виды.

Поступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение в законе не отграничивалось от гражданско-правового Объектами преступления были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление (например, наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление. Закон намечал понятие соучастия (упомянут случай разбойного нападения «скопом»), но еще не разделял ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т.д.). В Русской Правде уже существовало представление о превышении пределов необходимой обороны (если вора убьют после его задержания, спустя некоторое время, когда непосредственная опасность от его действий уже не исходит). К смягча­ющим обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягчающим •— корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторності-! преступления (в случае конокрадства). Субъектами преступления были все физические лица, включая холопов. О возрастном цензе для субъектов преступления закон ничего не говорил. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность. Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не существовало, но они уже намечались в законе. Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. Смертная казнь не упоминается в кодексе, хотя на практике она, несомненно, имела место. Высшей мерой наказания по Русской Правде остается поток и раз грабленые, назначаемые только в трех случаях — за убийство в разбое, поджог и конокрадство Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», т.е. в рабство.

Следующим по тяжести видом наказания была аира - штраф, который назначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось головничество, равное вире. Вира могла быть одинарная (40 гривен за убийство простого сво бодного человека) или двойная (80 гривен за убийство человека с приви легиями ).

Существовал особый вид виры — «дикая», или «повальная», которая налагалась на всю общину. Наказание применялось при простом, неразбойном убийстве; при этом община либо отказывалась выдавать своего подозреваемого в убийстве члена, либо не могла «отвести от себя следА (подозрения). Община платила за своего члена только в том случае, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом — продажей, размер которой дифференциро вался в зависимости от тяжести преступления (1, 3,12 гривен) Продажг поступала в казну, потерпевший получал урок — денежное возмещение за причиненный ему ущерб.

В Русской Правде сохраняются древнейшие элементы обычая, свя занные с принципом талиона («око за око, зуб за зуб»), в случаях с кровной местью.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

1. Высшие органы власти Киевской Руси icon1. Высшие органы власти Киевской Руси
Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень,...
1. Высшие органы власти Киевской Руси icon1. Высшие органы власти Киевской Руси
Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень,...
1. Высшие органы власти Киевской Руси iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «история государства и права россии»
Основные черты государственной организации Киевской Руси, органы власти и управления
1. Высшие органы власти Киевской Руси iconОрган государственной власти
Органы общей компетенции (высшие представительные и исполнительные органы государственной власти)
1. Высшие органы власти Киевской Руси iconПредпосылки появления христианства в Киевской Руси
...
1. Высшие органы власти Киевской Руси icon-
Ую религию в лето 6496 от смзх (988 год), организованного через Владимира Кровавого, псевдорусского князя, было уничтожено практически...
1. Высшие органы власти Киевской Руси iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «история отечественного государства и права»
Государственное устройство Киевской Руси. Особенности организации власти и управления
1. Высшие органы власти Киевской Руси iconКультура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры
Много традиционного было в свадебном и похоронном обрядах, которые сопровождались песнями и плачами-причитаниями. Древние обычаи,...
1. Высшие органы власти Киевской Руси iconКультура Киевской Руси не только не уступала другим европейским народам,...
Ова украинской культуры. Кроме славянских традиций, творчество древнерусских мастеров испытала значительное влияние культур соседних...
1. Высшие органы власти Киевской Руси iconКраткая характеристика отделов царства растений
Царство растений условно подразделяют на низшие и высшие растения. У низших растений органы полового и бесполого размножения обычно...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница