Ростов-на-Дону «феникс» 2006


НазваниеРостов-на-Дону «феникс» 2006
страница1/14
Дата публикации23.03.2013
Размер3.12 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




Ростов-на-Дону

«ФЕНИКС»

2006




УДК 395(031) ББК 87.774я2 КТК 566

Д 99

Дятлева Г.В.

Д99 Энциклопедия этикета / Г.В. Дятлева, С.А. Хво- ростухина. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 286 с. — (Супер!)

ISBN 5-222-08129-х

Каждому современному человеку, считающему себя культурным и цивилизованным, необходимо знать и выполнять правила и нормы поведения, быть вежливым с окружающими его людьми (причем не только с теми, кто ему незнаком, но и с теми, кого он знает с самого рождения). Именно взаимовежливость как форму выражения взаимоуважения можно считать залогом наиболее продуктивного общения между людьми. Многие правила прививаются нам с детства, о многих же мы даже не догадываемся, поэтому порой попадаем в очень неловкую ситуацию. Чтобы избежать этого, следуйте советам книги «Энциклопедия этикета».

ISBN 5-222-08129-х УДК 395(031)

ББК 87.774я2

© Дятлева Г.В., Хворостухина С.А., 2006 © «Абсолют-Юни», 2006 © «Феникс», 2006

ПРЕДИСЛОВИЕ

Этикет, как и любой другой пласт культуры, имеет свою давнюю историю. Можно предположить, что свое начало этикетные формы получили в то время, когда человек осознал себя частью социума и ощутил необходимость быть вежливым и внимательным к окружающим его людям, а также оберегать не только собственные права и свободу, но и других.

Основные дошедшие до наших дней этикетные формы и правила поведения сформировались и были известны еще в ряде древних государств — таких, как Древний Египет, Древняя Греция, Римская империя. Их совершенствование и усложнение происходило и позднее, в Средние века. Развитие этикета продолжается и в наше время. Так, например, появляются новые его формы, в частности деловой этикет.

Многие современники третьего тысячелетия, живущие в России, убеждены в том, что соблюдение этикетных норм и правил есть пережиток прошлого. Они уверены в том, что современному, «цивилизованному» человеку незачем в повседневной жйзни, и без того чрезмерно насыщенной событиями и наполненной переживаниями и эмоциями, думать еще и о том, как соблюсти негласные правила вежливости и приличия. Однако стоит заметить, что думают они так лишь до той поры, покуда окружающие выполняют по отношению к ним те самые этикетные установки, в существование и функционирование которых не верят




скептики. В таких случаях именно те, кто отрицал необходимость норм и правил этики, становятся наиболее верными их исполнителями, памятуя, видимо, об истине, определенной в народной мудрости: «Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Действительно, значение этикета в наши дни становится все большим. Если некоторые его формы, например семейный этикет, этикет эпистолярного жанра, общественный этикет, требуют восстановления, то другие, скажем, деловой этикет, переживают время своего расцвета. В любом случае каждому современному человеку, считающему себя культурным и цивилизованным, необходимо знать и выполнять правила и нормы поведения, быть вежливым с окружающими его людьми (причем не только с теми, кто ему незнаком, но и с теми, кого он знает с самого рождения). Именно взаимовежливость как форму выражения взаимоуважения можно считать залогом наиболее продуктивного общения между людьми.

В настоящее время, к сожалению, многие воспринимают соблюдение этикетных норм и правил общения как нечто зазорное, считая это признаком малодушия и при этом забывая о том, что грубое и бестактное поведение может вызвать такую же реакцию в ответ. А это, в свою очередь, приводит к разобщению людей, являющихся не только членами большого общества, но и маленького социума — отдельной семьи или рабочего коллектива. Таким образом, знание и выполнение норм вежливости и правил этикета не являются простой формальностью. Их можно определить как гарантию сплочения людей.

Кроме того, назвать человека интеллигентным и культурным можно лишь в том случае, если он тактичен, вежлив и с должным уважением относится к окружающим. Именно сумма степени интеллекта, образо




ванности и уровень культуры каждого гражданина и итоге становится показателем степени цивилизованности общества в целом. А подтверждением тому является история развития таких авторитетных и могущественных государств, существовавших в древности, какими были Древний Египет, Эллада и Римская империя.


ГЛАВА 1

Об истории этикета и его важной роли в жизни человека

^ ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Как известно, данные об основных этапах развития отдельных государств и цивилизаций' современные ученые узнают из сохранившихся памятников той или иной культуры, к которым можно отнести дошедшие до наших дней рисунки, гробницы, храмы, остатки поселений, жилищ и предметов быта. Свидетельствами различных сторон жизни древних египтян также остаются обнаруженные археологами рисунки, оставленные в гробницах и храмах. Необходимо заметить, что древние египтяне почитали богов и умерших, подчас забывая о благах и удобстве живых. Египтяне благодарили богов за ниспосланную им жизнь на земле. Города, которые они возвели на живописных берегах Нила, они считали земным раем, а свою жизнь счастливой. Именно потому древние египтяне, по мнению историков, отличались веселым и добродушным .нравом, что и отражают оставленные ими в гробницах, как оказалось, на память потомкам, рисунки с изображением картин повседневной жизни. Стоит, правда, заметить, что главными героями нарисованных сцен являются в основном люди богатые, знатные вельможи, цари и их родственники.

Почему же рисунки, изображающие бытовые сцены, находят именно в гробницах? Дело в том, что жители Древнего Египта свято верили в воскрешение, точнее — в пробуждение умершего после проведения ряда магических действий и прочтения заклятий. Проснувшийся от вечного сна должен был увидеть




картины своей земной жизни и таким образом как бы сначала пережить все то, что ему довелось пережить при жизни на земле. Загробную жизнь древние египтяне видели своеобразным продолжением жизни земной. Причиной такого видения было отсутствие кажо- го-либо конкретного представления о жизни после смерти на земле и нежелание расставаться с земной жизнью и всем тем, что с ней связано, навсегда. Именно поэтому гробницы знатных жителей Древнего Египта украшают рисунки с изображением картин повседневной жизни, которую считали благополучной и счастливой, которую хотели продлить И которую хотели перенести в мир потусторонний после смерти.

Необходимо заметить, что рисунки со сценами повседневной жизни, украшающие гробницы древних египтян, были выполнены на камне с использованием особого приема — выпуклого и врезанного рельефа. Почти все обнаруженные археологами рельефы содержат надписи, комментирующие ту или иную сцену. В одной из гробниц были найдены рисунки с изображением жизни знатного вельможи, его дом и обширнейшее хозяйство. Главным героем их является сам вельможа: один рельеф показывает его в окружении домочадцев: супруги, детей, родственников, дру

гой — во время утреннего туалета, третий — на рыбалке, четвертый — на охоте и т. д. Таким образом, оставленные древними египтянами рисунки в гробницах могут служить для современных жителей земли свидетельством отношений между людьми более ранних эпох, иллюстрацией формирования и бытования особых правил поведения человека в восприятии его не только как члена отдельной семьи; но и общества.

Стремление украшать свое тело и наряды драгоценностями переросло у древних египтян в целое искусство. Мастера-ювелиры в больших количествах изготавливали на заказ и поставляли ко дворам знати




самые разные украшения: кольца, браслеты, диадемы, ожерелья, амулеты и талисманы. Особым было к таким изделиям и отношение. Так, например, египетские девушки хранили свои сокровища в сундучках и вынимали их оттуда лишь изредка, в особенно значительные праздники.

Судя по сюжетам сохранившихся древнеегипетских рисунков, уход за телом и Поддержание красоты занимали довольно важное место в повседневной жизни. Так, известно, что омовение тела производилось древними египтянами несколько раз в день. Умывальные принадлежности — небольшой таз и кувшин с водой — размещали под столом, за которым трапезничали. Делали это для того, чтобы обедающие могли умыться и вымыть руки до и после еды.

После утреннего туалета мужчин-египтян всегда посещал цирюльник, место которого затем занимали слуги, делающие маникюр и педикюр своему хозяину. А к женщинам каждое утро приходил парикмахер, чтобы сделать знатным красавицам прическу. Утренний туалет фараона являлся едва ли не главным событием в жизни придворных. Только удостоившиеся чести быть приглашенными могли присутствовать при одевании, умывании и причесывании самого главного человека в государстве.

Другие высокопоставленные особы Древнего Египта, как то визири, чиновники и судьи, подобно фараону, превращали утренний туалет в действо. Все манипуляции парикмахеры и слуги производили не только в присутствии многочисленных родственников, но также и писцов, которые находились рядом и, вооружившись пером и чернилами, были готовы запечатлеть приказы государственной важности на бумаге. Необходимо заметить, что парикмахеры и цирюльники держали свои инструменты в строгом порядке. Так, бритвенные принадлежности хранили в специальных




футлярах из кожи, которые в свою очередь складывали в шкатулки, изготовленные из дорогостоящего черного дерева.

Но на стрижке и приведении в порядок ногтей утренний туалет знатного вельможи или судьи в Древнем Египте не оканчивался. Место парикмахера, гладко выбривавшего голову, не оставляя не единого волоска, цирюльника, ухитрявшегося придавать даже самой жидкой бороденке форму каре, и мастера маникюра и педикюра занимал специалист по ароматам и красоте. Все благовония хранили в специальных флаконах, сделанных их хрустального камня, алебастра или обсидана. А в небольших холщовых мешочках держали порошки, приготовленные из малахита и галенита, необходимые для подводки глаз. В моде у древних египтян были глаза миндалевидной формы. Причем подводить глаза могли как женщины, так и мужчины. Считалось, что краска для глаз служит не только способом получить выразительные глаза, но также помогает уберечь их от пыли, ярких солнечных лучей и насекомых. Поэтому можно сказать, что красить глаза в Древнем Египте означало не только следовать тенденциям моды, но и сохранять здоровье.

Говоря о нежелании жителей Древнего Египта умирать и прощаться с жизнью на земле, преисполненной всяческими благами, стоит заметить, что древние египтяне очень внимательно и трепетно относились к красоте и сохранению молодости, словно пытаясь таким образом открыть секрет долголетия. Так, например, ни один мужчина, ни одна женщина в Древнем Египте не могли позволить себе оставить на голове седые волосы. Да и мелкие волоски и пушок на теле считались дурным тоном. Именно поэтому седые волосы и пушок на теле беспощадно удаляли. А уж способов сохранения и укрепления волос древние египтяне знали в избытке.




«По одежке встречают...» — гласит народная мудрость. Действительно, человек не случайно с давних пор придает большое значение предметам одежды. Ведь она есть первый показатель его вкуса и, пожалуй, ума и характера. Столь же внимательно к подбору одежды относились и древние египтяне, хотя, стоит признать, особенно большим ассортиментом они не располагали. Закончив утренний туалет, мужчина- египтянин завершал свой наряд, состоявший, как правило, из одной только набедренной повязки, украшениями: кольцами, браслетами, нагрудными ожерельями и подвесками из яшмы или сердолика. Именно в таком облачении знатный вельможа мог не только осматривать свое владение, но также принимать посетителей, вести переговоры и посещать какие- либо учреждения. В ряде случаев набедренную повязку меняли на длинную, до середины икры («миди», как сказали бы современные модницы), юбку и обували сандалии.

К сандалиям в Древнем Египте было особенно трепетное отношение. Так, даже фараон, желая поберечь обувь, мог идти босиком, а слуга нес следом за ним его сандалии. По прибытии же к назначенному месту фараон обувался. Материалом для плетения сандалий в Древнем 'Египте были папирус, кожа и даже золотые пластины. Судя по сохранившимся свидетельствам, сандалии на золотой подошве часто вызывали развитие различных болезней ног, отчего их надевали крайне редко.

Рисунки свидетельствуют о том, что некоторые жители Древнего Египта носили длинные платья на тонких бретелях, а другие облачались в широкие туники и подвязывались гофрированным поясом. Часто пользовались париками. Женщины носили в основном нательные рубашки из тонкой материи, а поверх них надевали платья из гофрированной полупрозрачной




ткани. Наряды и мужчин и женщин завершали, как уже было сказано выше, разнообразные украшения.

Не менее важную роль в жизни древних египтян играла трапеза. Блюда со всевозможными кушаньями ставили на маленький низкий стол, за который могли сесть только один-два человека. Детей усаживали на подушки или циновки, положенные на пол. Все члены семьи ели отдельно. Первым завтракал глава семейства. Ему подавали кушанья (как правило, это был хлеб, мясо, пирог и пиво) сразу после завершения утреннего туалета. Его супруга могла завтракать либо во время туалета, либо после его окончания.

Обеденное меню включало мясо птицы и говядину, фрукты и овощи, хлеб, пироги и пиво. Спустя три-че- гыре часа древние египтяне вновь трапезничали. На этот раз подавали легкие блюда и напитки. Ужинали они в конце дня, за один-два часа до сна.

Одним из наиболее часто встречаемых сюжетов рисунков в египетских гробницах являются изображения сцен застолий и пиров. Их устраивали наиболее зажиточные египтяне. Это были пышные приемы, на которых присутствовали многочисленные друзья и родственники хозяина. Последний должен был тщательно подготовиться к встрече гостей: купить в лавке необходимые продукты, убрать в доме, пригласить музыкантов, певцов и танцоров. Наиболее зажиточные хозяева забивали быка, мясо которого затем шло на приготовление жаркого и соусов. Гусей целиком обжаривали на вертелах. К столу подавали также кувшины с вином, ликерами и пивом. Фрукты выкладывали пирамидой на специальных подставках и в корзины. Посуда для подачи таких изысканных кушаний также была особенной, отличавшейся от той, которой пользовались хозяин и домочадцы в обычные дни: это были расписные тарелки и кубки из золота и серебра.




Правила вежливости обязывали хозяина встречать каждого особенно знатного или желанного гостя у ворот, а затем провожать через сад к столу. Иногда гостей встречал специально приставленный привратник, а хозяева поджидали их в зале приемов. Если гость прибывал со своим семейством в колеснице, то слуги должны были показать вознице место, куда можно было поставить повозку.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Ростов-на-Дону «феникс» 2006 iconМассовые коммуникации и медиапланирование Учебное пособие Ростов-на-Дону...
Г61 Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие / E. Л. Головлева. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 250 с. — (Высшее...
Ростов-на-Дону «феникс» 2006 iconПеречень рекомендуемой литературы
Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. Учебное пособие. Ростов-на-Дону : Феникс. 2002
Ростов-на-Дону «феникс» 2006 iconЛитература. Виленкин И. В., Гробер В. М. Высшая математика для студентов...
Виленкин И. В., Гробер В. М. Высшая математика для студентов экономических, технических, естественно-научных специальностей вузов....
Ростов-на-Дону «феникс» 2006 icon1. Образование государства и его социальное устройство
Культурология для технических вузов. // Под ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов на Дону: “Феникс, 2001. 19
Ростов-на-Дону «феникс» 2006 iconУчебник для вузов» Москва, 2000 Коллинз Д. «Этика и этикет в бизнесе»
Поваляева Н. А. «психология и этика делового общения», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004
Ростов-на-Дону «феникс» 2006 iconКнига получилась в результате ведения автором элект­ронной рассылки «Блеск и нищета нлп»
М 80 Крах нлп в бизнесе. Серия «Психология бизнеса». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. 224 с
Ростов-на-Дону «феникс» 2006 iconКнига представляет собой хорошо структурированное пособие-справочник...
Диагностика зависания и неисправностей компьютера/Серия «Техномир». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 320 с
Ростов-на-Дону «феникс» 2006 iconВ. В. Черноус Ростов на Дону
С 31 Современное положение Чечни: социально – политический аспект/ Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований...
Ростов-на-Дону «феникс» 2006 iconСтоляренко Л. Д. Этнопсихология и этнопедагогика. Ростов-на-Дону:...
Виховна: виховати етнічну свідомість І самосвідомість, етнічні цінності та орієнтації, етнічні мрії, етнічні характери
Ростов-на-Дону «феникс» 2006 iconЛитература: П. И. Коробкин, А. Е. Передельский, «Экология»
П. И. Коробкин, А. Е. Передельский, «Экология», Феникс, Ростов на Дону 2001-2008г
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница