Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений


НазваниеУчебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений
страница1/18
Дата публикации07.03.2013
Размер3.01 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

Белорусское государство

Учебное пособие для 11 класса

общеобразовательных учреждений
Под редакцией доктора философских наук,

профессора М.И. Вишневского

Минск 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………

4

Тема I. Конституция Республики Беларусь




§ 1. Основной закон государства………………………………….…

9

§ 2. Основы конституционного строя Республики Беларусь………

15

§ 3. Выборы и референдумы…………………………………………

21

§ 4. Органы государственной власти Республики Беларусь……….

26

§ 5. Конституционные права и обязанности граждан………………

33

Практикум «…Гражданином быть обязан» ..………………………

40

Документы и материалы……………………………………………...

44

Урок обобщения………………………………………………………

57

Тема 2. Основные отрасли права




§ 6. Гражданское право………………………………………………

59

§ 7. Основы трудового права…………………………………………

64

§ 8. Основы семейного права………………………………………..

71

§ 9. Основы административного права……………………………...

76

§ 10. Уголовное право………………………………………………..

82

§ 11. Правоохранительные органы в Республике Беларусь………..

89

Практикум. Молодежь и право………………………………………

95

Документы и материалы……………………………………………..

102

Урок обобщения………………………………………………………

116

Тема 3. Политика белорусского государства




§ 12.Социальный портрет Беларуси…………………………………

117

§ 13. Белорусская социально-экономическая модель………………

125

§ 14. Инновационное развитие страны……………………………...

132

§ 15. Региональная и аграрная политика…………………………….

139

§ 16. Национальная и конфессиональная политика………………..

145

§ 17. Развитие культуры и укрепление здоровья нации……………

150

§ 18. Молодежная политика………………………………………….

157

Практикум. Роль молодежи в становлении сильной и процветающей Беларуси ………………………………..…………………


164

Документы и материалы……………………………………………..

171

Урок обобщения………………………………………………………

185

Тема 4.Беларусь в современном мире




§ 19. Облик современного мира……………………………………..

186

§ 20. Система международных отношений…………………………

192

§ 21. Глобальные проблемы современности………………………..

200

§ 22. Горизонты информационного общества………………………

207

§ 23. Проблемы сосуществования и взаимодействия стран и народов……………………………………………………………………..


213

§ 24. Будущее человечества ………………..………………………..

219

Практикум. Стратегические направления развития Республики Беларусь в XXI веке ………………………………………………….


227

Документы и материалы……………………………………………..

239

Урок обобщения………………………………………………………

256

Заключение……………………………………………………………

257

Основные понятия…………………………………………………….

259

Литература…………………………………………………………….

265

Иллюстративный материал…………………………………………..

267


Введение

Конституция нашего государства начинается торжественными словами преамбулы:

«Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),

исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,

сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,

основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,

опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности,

стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,

желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,

принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь».

Каждый из нас, являясь гражданином Республики Беларусь, осознаёт ответственность за своё государство перед своей совестью, перед Историей.

Близится к завершению время вашей учебы в школе. Впереди самостоятельная жизнь, ответственный выбор дальнейшего пути. Вам предстоит определить профессию, общаться с новыми людьми, осваивать новые социальные роли. На каждом из этапов жизни вы заново будете осмысливать нерасторжимую связь со своей страной, своим народом.

Третий, завершающий раздел курса «Обществоведение», изучаемый в 11 классе, называется «Белорусское государство». Данный раздел имеет определенную внутреннюю логику построения. Прежде всего, вы будете изучать Конституцию Республики Беларусь. Это очень ответственный документ, который, кроме преамбулы, включает основную часть, состоящую из девяти разделов (некоторые из них разделены на главы). О значимости данных разделов можно судить уже по их названиям. Раздел I называется «Основы конституционного строя». Раздел II – «Личность, общество, государство». Раздел III – «Избирательная система. Референдум». Раздел IV – «Президент, Парламент, Правительство, суд». Раздел V – «Местное управление и самоуправление». Раздел VI – «Прокуратура. Комитет государственного контроля». Раздел VII – «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». Раздел VIII – «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения». Раздел IX – «Заключительные и переходные положения». Разделы и главы Конституции делятся на статьи; всего в ней 146 статей. Текст Конституции составляет основу Конституционного (или государственного) права.

Вам предстоит также рассмотреть основные отрасли права: гражданское, трудовое, административное, семейное, уголовное право, ознакомиться с деятельностью правоохранительных органов Республики Беларусь, их основными задачами. Знание этих вопросов, как и знание основ конституционного строя страны, прав и обязанностей граждан, избирательной системы и структуры органов государственной власти, является неотъемлемым условием формирования политической и правовой культуры личности.

При изучении данных вопросов важно учитывать, что юридическая наука отличается особой строгостью формулировок. Иногда они воспринимаются как суховатые или громоздкие, тяжеловесные, но мы не можем произвольно переделывать их на свой лад, если это угрожает искажением их смысла. Поэтому постарайтесь внимательно отнестись к ним. Дополнительные сведения можно получить в книгах, посвященных правовой системе Республики Беларусь. Некоторые из них названы в списке литературы, помещенном в конце учебного пособия.

Особый интерес и огромное значение для жизни каждого из нас представляет экономическая и социальная политика белорусского государства. В ходе ее изучения конкретизируется и дополняется материал, который вы изучали на уроках обществоведения в девятом и десятом классах – о социальной, экономической, политической и духовной сферах общественной жизни, о культуре человека и общества и т.д. Основная мысль этой части курса состоит в том, что благосостояние каждого отдельного человека, его экономическое и социальное благополучие основывается не только на его личной активности и предприимчивости, но и на взвешенной, научно обоснованной и гуманистически ориентированной политике государства, выражающего и отстаивающего общие интересы людей. При рассмотрении этих вопросов обязательно нужно привлекать факты, статистические данные, другие материалы, относящиеся и к республике в целом, и к отдельной области, городу, сельскому населенному пункту. Было бы неплохо, если бы вы подготовили доклады или сделали подборку материалов о практических задачах и конкретных результатах экономического и социально-культурного развития той местности, в которой вы живете, где трудятся ваши родители.

Далее вам предстоит уяснить взаимосвязь внутренних проблем жизни нашей страны и общих проблем современного мирового развития. Здесь будут широко использоваться уже известные вам сведения из географии, истории; привлекаются также материалы, почерпнутые из других наук, из средств массовой информации. Современная международная жизнь весьма сложна, противоречива; многое в ней вызывает озабоченность, порой даже тревогу, но есть и такие явления, которые обосновывают исторический оптимизм, рождают чувство гордости за нашу страну.

Вам предстоит освоить немало новых понятий, научиться использовать их при характеристике конкретных событий, процессов общественной жизни, особенностей политического курса белорусского государства, его действий, направленных на защиту наших национальных интересов, укрепление дружбы и добрососедства с сопредельными странами, тесных экономических и культурных связей со всеми регионами планеты. Каждому из вас нужно глубоко осознавать взаимозависимость всех частей современного мира, учитывать стремительность происходящих в нем изменений и неоднозначность их последствий. Для правильного истолкования таких явлений и событий не годятся застывшие, догматические понятия. Знания и выводы, относящиеся к современной социальной действительности, постоянно уточняются и порой серьезно пересматриваются. Подлинно научное мышление отвергает догмы.

Процессы глобализации, которым уделяется большое внимание в этом пособии, резко обостряют неустойчивость положения многих стран. В мировой экономике, в социально-политической и духовной сферах жизни современного мирового сообщества наблюдаются опасные кризисные явления. Вместе с тем постепенно вырисовывается новый мировой порядок, в котором не будет места гегемонизму и диктату одних стран и их группировок по отношению к другим, а благо человека будет признано высшей ценностью не только на словах, но и на деле.

Для того чтобы этот новый мировой порядок стал реальностью, необходимы усилия не только профессиональных политиков, но и миллионов рядовых граждан, осознающих общую ответственность за исторические судьбы человечества, за будущее своих стран, народов, их самобытных культур. Действуя разрозненно, эти сложные задачи не решить. Поэтому так важно укреплять общественное согласие, совершенствовать демократические механизмы управления общественной жизнью, формировать у людей по-настоящему государственное мышление.

Сила нашего государства – в поддержке его граждан, в сознательности и ответственности их действий, опирающихся на глубокие знания современной общественной жизни. На это и нацелен изучаемый вами курс обществоведения.

^ Вопросы и задания:

  1. Прокомментируйте содержание преамбулы Конституции Республики Беларусь, раскройте смысл каждого из ее положений.

  2. Назовите разделы Конституции Республики Беларусь. Постарайтесь объяснить порядок их расположения, их взаимную связь.

  3. Согласны ли вы с тем, что сознательный гражданин обязан знать и выполнять законы своей страны? Не означает ли это, что все мы должны быть юристами?

  4. Какие направления политики нашего государства вызывают у вас наибольший интерес? Почему?

  5. Какие изменения, происходящие в современном мире, на ваш взгляд, являются самыми значимыми? Свой ответ аргументируйте.

Тема 1. Конституция Республики Беларусь

§1. Основной закон государства

^ Конституция и ее место в национальной правовой системе. Термин «конституция» (лат.constitutio — установление, устройство) известен с античных времен. Акты под таким названием издавали еще императоры Древнего Рима. В современном мире конституция — основной закон государства и общества, «закон законов».

Конституции могут быть приняты различными способами. Известны такие способы, как:

– «дарование» конституции монархом народу (это исторически первый способ принятия конституций);

– принятие конституции парламентом;

– принятие конституции специально созданным для этой цели органом — Учредительным собранием, Парламентской Ассамблеей;

– принятие конституции на референдуме — наиболее распространенный в современной практике государств и наиболее демократичный способ принятия конституции.

Конституция закрепляет основы государственного строя, определяет основные ценности государства и общества, а также гарантирует их защиту.

Как юридический документ Конституция обладает верховенством в системе права, т.е. имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем другим актам государства.

Конституция оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения. Действие конституционных норм осуществляется как непосредственно, так и путем их конкретизации в других законодательных актах. В современных государствах активно утверждается идея прямого действия норм Конституции. Прямое действие Конституции означает, что в случае, когда еще нет законодательных актов, конкретизирующих определенную ее норму, данная норма может быть реализована непосредственно. Гражданин, права которого ущемлены, может в этом случает прямо обратиться в суд на основании конституционной нормы, закрепляющей то право, которое было нарушено. Прямое действие конституционных норм имеет важное значение и при разрешении противоречий между Конституцией и каким-то конкретным законом. В этом случае действуют нормы Конституции как документа высшей юридической силы.

Важно, чтобы Конституции быть присуща стабильность. Устойчивость основ конституционного строя является залогом успешного развития общества. Стабильность Конституции обеспечивается особым порядком внесения в нее изменений и дополнений. Конституция Республики Беларусь относится к так называемым «жестким» конституциям. Четыре ключевых ее раздела – «Основы конституционного строя», «Личность, общество, государство», «Президент, Парламент, Правительство, суд», «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» – могут быть изменены только путем референдума.

Конституция подлежит особой охране. Все государственные органы и должностные лица обязаны строго соблюдать Конституцию. Главным гарантом Конституции нашей страны является Президент Республики Беларусь.

С целью особой охраны Конституции функционирует ^ Конституционный Суд. Это орган, который следит за тем, чтобы нормативные правовые акты соответствовали Конституции страны.

Конституционное развитие Республики Беларусь на современном этапе. До декабря 1991г. Беларусь входила в состав СССР. В то время действовала Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики, принятая в 1978 г. Верховным Советом БССР (вспомните из курса истории Беларуси годы принятия Конституций БССР. С какими историческими событиями они были связаны?).

С начала 90-ых годов в стране происходят кардинальные преобразования, направленные на становление демократии, осуществление прав человека, проведение рыночных реформ. Данный исторический период насыщен разнообразными и очень важными событиями в жизни белорусского государства.

Основным документом, который знаменовал начало нового периода в жизни Беларуси, была ^ Декларация о государственном суверенитете, принятая 27 июля 1990 г. Декларация закрепляла все признаки суверенного государства: гражданство, собственные Вооруженные Силы, право собственности народа на природные ресурсы республики, собственную кредитно-финансовую и денежную систему, налоговую и таможенную службы. Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь» (1991 г.) четко осветил вопросы осуществления государственной власти в суверенной стране.

В этот период не только Беларусь, но и другие республики СССР объявляли о своей независимости. Вместе с тем существовали мощные политические силы, которые хотели сохранить СССР. 17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу сохранения СССР как обновленной федерации суверенных республик. В референдуме приняли участие 83% населения, за сохранение СССР проголосовало 82% граждан, которые участвовали в голосовании. Однако результаты референдума не смогли предотвратить распад Советского Союза.

Перед Республикой Беларусь, ставшей самостоятельным государством, встал вопрос о разработке новой Конституции, которая бы отразила произошедшие перемены, определила цели и приоритеты дальнейшего развития. Была образована конституционная комиссия, в которую вошли более 70 человек (депутаты, ученые, специалисты в области права). В парламенте того времени – Верховном Совете – шло бурное обсуждение каждой статьи Конституции. 15 марта 1994 г. Верховным Советом была принята Конституция Республики Беларусь. В ней впервые в истории нашей страны был введен институт президентства, реализована современная модель прав человека, отвечающая международным стандартам.

Шли важные процессы преобразований и на международном уровне. Многие политические деятели государств, образовавшихся в результате распада СССР, стали ясно понимать, что те экономические связи, которые существовали ранее, во многом обеспечивали нормальное функционирование экономики. Разрывать эти связи было просто губительно. Помимо этого, и вопросы борьбы с преступностью, и насущные задачи обороны молодых государств нельзя было успешно решить без соответствующих соглашений. Для решения подобных вопросов руководители России, Беларуси и Украины 8 декабря 1991 г. заключили Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

В 1996 г. Президент и депутаты Верховного Совета предложили для народного голосования проекты по внесению некоторых изменений в Конституцию, принятую в 1994 г. Референдум состоялся 24 ноября 1996 г. За проект, предложенный Президентом, проголосовало более 70% населения. Данными изменениями были уточнены полномочия органов различных ветвей власти.

Следующее изменение Конституции состоялось на референдуме 17 октября 2004 г. Из Конституции было исключено положение, запрещающее одному лицу избираться Президентом страны более двух сроков. В референдуме приняло участие почти 90% граждан, из них более 77% поддержали предложение об изменении Конституции.

Итак, конституционное развитие в период становления Беларуси как суверенного государства было непростым. Тем не менее, сегодня Республика Беларусь является государством, которое имеет не только высокий промышленный, сельскохозяйственный, научный, кадровый потенциал, но и устойчивую, достаточно эффективную политическую систему. Найден конструктивный баланс законодательной, исполнительной и судебной властей. Успешно реализуются многочисленные Государственные социально-экономические программы, направленные на оказание поддержки многодетным семьям, молодежи, развитие всех отраслей экономики. Стабильное развитие общества и государства обеспечивается повседневным трудом граждан Беларуси, вкладом каждого в процветание родной страны. Под это развитие подведена прочная правовая база.

^ Конституция – правовая основа белорусского государства, его идеологии. Конституция занимает особое положение в правовой системе государства. Она выступает системообразующим документом для всего законодательства страны. Данное свойство Конституции отличает ее от других законов. Оно выражается в том, что Конституция содержит нормы-принципы, исходные начала основных отраслей и институтов права. Одновременно Конституция является юридическим фундаментом для нормотворческой деятельности органов государственной власти. Она разграничивает их нормотворческую компетенцию, регламентирует нормотворческие процедуры, определяет виды нормативных актов и их соотношение по юридической силе. Благодаря этому Конституция выступает основой систематизации законодательства.

В Конституции закреплены общие основы жизни общества и государства, статус личности, механизм осуществления государственной власти. Тем самым Конституция определяет построение правовой системы государства. Нормы Конституции развиваются и конкретизируются в различных отраслях права, каждая из которых охватывает определенную область общественных отношений, деятельности людей.

Конституция, занимая ведущее место в системе права государства, задает ориентиры для всех отраслей права. Например, определяя формы собственности (государственная и частная), конституционные нормы тем самым устанавливают принципы гражданского права, финансово-кредитной системы; закрепляя систему органов государственной власти, Конституция направляет также развитие административного права и т.д.

Многие нормы Конституции детализируются в соответствующих отраслях права. Так, конституционное право на труд конкретизируется в разнообразных нормах трудового права; принципы отправления правосудия получают свое отражение в уголовном и уголовно-процессуальном праве; основы жилищной политики и право на жилище — в жилищном праве. Тем самым происходит тесное взаимодействие и взаимовлияние норм Конституции и других отраслей права.

Конституция – не просто юридический документ. Для каждой страны принять конституцию означает выбрать общую правовую модель общества, определить политические и идеологические основы ее жизни. Идеология белорусского государства – это совокупность идей, взглядов, представлений о целях развития белорусского общества и путях достижения этих целей. Идеология белорусского государства нацелена на объединение всех сил и движений ради построения сильной и процветающей Беларуси. Важнейшие положения государственной идеологии закреплены в Конституции.

Конституция выражает определенный итог предшествующего развития данного общества и определяет перспективы его дальнейшего развития. С этим связана двойственность задач Конституции как общей базовой правовой модели общества.

С одной стороны, Конституция должна быть реальной, отражать общепринятые ценности и сложившиеся отношения в обществе и государстве, обеспечивать преемственность их исторического развития. С другой стороны, Конституция должна предложить обществу цели и идеалы, программные положения, очертить ориентиры развития общества и государства на перспективу. В связи с этим некоторые люди считают нормы Конституции декларативными, полагая, что в ней записано то, что должно быть, а не то, что есть на самом деле. Однако это не так. Жизнь не стоит на месте, и в основном законе страны предусматривается то, что еще предстоит сделать в плане совершенствования организации нашей жизни. Реализуя нормы Конституции и достигая повседневным трудом тех целей, которые в ней сформулированы, общество стабильно развивается по пути прогресса, справедливости, гуманизма.

^ Вопросы и задания:

  1. Назовите способы принятия Конституции. Каковы, по вашему мнению, достоинства и недостатки каждого из них?

  2. Когда была принята ныне действующая Конституция нашей страны? Охарактеризуйте основные вехи конституционного развития Республики Беларусь.

  3. Охарактеризуйте место Конституции в национальной правовой системе.

  4. Каким образом в Республике Беларусь обеспечивается охрана Конституции? Прочитайте статью 116 Конституции Республики Беларусь (см. раздел «Документы и материалы»), ответьте на вопросы.

  5. Когда была принята Декларация о государственном суверенитете? Проанализируйте текст этого документа (см. раздел «Документы и материалы»), ответьте на вопросы.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений iconУчебные пособия: Информатика : учебное пособие для 7-го класса общеобразовательных...
Информатика : учебное пособие для 7-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Г. А. Заборовский,...
Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений icon“ родноеподмосковь е” ( учебное пособие для учащихся общеобразовательных...
Греханкина Л. Ф. «Родное Подмосковье» учебное пособие для учащихся 7-8-9 классов общеобразовательных учреждений
Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений iconИнформатика 6 класс
Информатика : учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / А. Е. Пупцев,...
Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений iconИнформатика 9 класс
Информатика : учебное пособие для 9-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Г. А. Заборовский,...
Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений iconИнформатика 8 класс
Информатика : учебное пособие для 8-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Е. Л. Миняйлова,...
Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений iconУчебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения
Разрыв между «богатыми» и «бедными» странами продолжает увеличиваться. В целом современное развитие человечества характеризуется...
Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений iconУчебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения

Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений iconУчебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
Д18 История России, XX — начало XXI века : Учеб для 9 кл общеобразоват учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков....
Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений iconУчебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских...
Ф62 «са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений....
Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений iconПособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары
Учебное пособие «Систематика растений» предназначено для учащихся 6 классов общеобразовательных школ и направлено, прежде всего,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница