1. Политическая социология как наука


Название1. Политическая социология как наука
страница1/28
Дата публикации07.03.2013
Размер4.41 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Лекции по курсу "социология политики":

1. Политическая социология как отраслевая социологическая наука.

2. Становление и развитие политической социологии в России.

3. Эволюция основных парадигм современной политической социологии

4. Социология политической власти

5. Социология политического господства

6. Политическая система общества.

7. Социология государства.

8. Политические партии и партийные системы.

9. Социология общественных движений.

10. Группы интересов и лоббизм в политике.

^ 11. Социология гражданского общества.

12. Этнонациональные организации и сообщества как субъекты политического процесса.

13. Молодежь: формы политического участия

14. Бюрократия как общественный и политический феномен.

15 Политическая социализация.

Тема 1. Политическая социология как наука

Возникновение социологии как наиболее общей науки о человеческом обществе стало возможным благодаря развитию несколь­ких предпосылок.

С одной стороны, благодаря утверждению новой пара­дигмы науки, нового объективистского типа мышления, согласно кото­рому научное знание должно опираться на объективную реальность, а не строиться на основе метафизических и спекулятивных представлений об обществе.

С другой стороны, благодаря институционализации новой со­циальной практики эпохи промышленной и буржуазных революций. Но­вым социальным субъектам требовалось объективное социальное знание. Одним для того, чтобы разумно ориентироваться в новой социальной ре­альности. Другим — для того, чтобы своими социальными действиями ее переустраивать, исходя из собственных представлений о законах и зако­номерностях ее развития.

Социология в период своего возникновения выражала, прежде всего, социальные и политические устремления господствовавшего класса бур­жуазии. Можно согласиться с мнением Ю. Хабермаса о том, что Фран­цузская революция свою практическую энергию потратила на экономи­ческую и политическую эмансипацию буржуазии, а свою теоретическую энергию — на основание социологии. С точки зрения буржуазии, буржу­азное общество отличалось естественным, рациональным и неизменным устройством. Поэтому западная социология стремилась определить условия его стабилизации. В ходе своего развития западная социология, давая достоверное описание западного общества, пыталась способствовать его сохранению и усовершенствованию. Достоверное описание западного общества, способы его сохранения и усовершенствования были теми рамками, в которых возникали и развивались различные те­ории западной социологии. При этом одни из этих теорий стремились объяснить общество как совокупность социальных явлений, другие же пытались объяснить лишь отдельные формы социальной жизни.

^ 1. Специфика социологического знания

Социология - это научное изучение общества и общественных от­ношений. Она черпает данные из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа. Социологическая наука возникла на ос­нове попыток понять широкие изменения, произошедшие в человеческих обществах за последние два-три века. Социология изучает социальное поведение людей, т. е. «поведение людей, живущих в среде себе подоб­ных» [П.Сорокин]. Человек не может существовать вне общения с себе подобными, вне взаимодействия с другими людьми. Поэтому люди вынуждены учитывать намерения друг друга. Поведение человека, ори­ентированное на поведение других людей, называется социальным дейс­твием. Действие есть, по Веберу, любое деяние, недеяние или претерпевание, поскольку действующий связывает с ним субъективно значимый смысл. Если мы хотим идентифицировать действие, то должны понять его смысл, причем не тот объективный смысл, который оно приобретает в глазах окружающих в той или иной связи, а субъективно значимый смысл, смысл для самого действующего. Поэтому мы не можем сказать о каком-то действии, что оно «бессмысленно», если нас удручает его неправиль­ность, несоответствие каким-то образцам. Согласно теории М. Веберасоциальным можно назвать такое действие, которое «по предполагаемо­му действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Со­циальное действие может существовать по привычке (традиционно), под влиянием страсти (аффективно), на основе расчета (целерационально) или подражания образцу (ценностно-рационально). Социология изучает факторы, механизмы и результаты социального действия.

Социология является наукой в том смысле, что она использует сис­тематические научные методы исследований и строит теории, опираясь на имеющиеся факты и логическую аргументацию. Но она не может быть непосредственно уподоблена естественным наукам, поскольку изучение человеческого поведения фундаментальным образом отличается от изу­чения мира природы. Изучение социологии подразумевает способность мыслить с воображением и отстраняться от заранее сложившихся пред­ставлений о социальных отношениях.

В социологии существует три уровня анализа социальной действи­тельности: методологический, теоретический и эмпирический.

Методологию, по словам Джона Ч. Маккинни, можно определить как принципы организации исследований, «нормы», при помощи которых вы­бираются и оформляются процедура и техника познания действительности. Социологи должны владеть методологическим мышлением, поскольку они должны понимать план исследования, нормы процедуры, природу выводов и соответствующее использование теоретических систем.

Методологический уровень определяет систему онтологических и эпистемологических (теоретико-познавательных) предпосылок, прин­ципов, подходов, методов познания социальной действительности. Формой существования методологического мышления являются по­нятия. Можно выделить три группы понятий методологии.

1.  Понятия, фиксирующие результаты познавательной деятельности (идеи, концепции, гипотезы, теории, факты).

2.  Понятия, фиксирующие исходные предпосылки сознания познающего субъекта (картина мира, образ социальной действительности, онтологические представления).

3.  Понятия, описывающие познавательную деятельность исследователя, ее отдельные аспекты (парадигмы, метод, эксперимент).

Методология — это не просто учение о средствах и методах мыш­ления и деятельности, а форма организации, и в этом смысле «рамка» всей мыследеятельности и жизнедеятельности людей. Это означает, что ее нельзя транслировать как знание и набор инструментов от од­ного человека к другому, а можно лишь выращивать, включая людей в новую для них сферу методологической мыследеятельности и обеспе­чивая им там полную и целостную деятельность.

^ На теоретическом уровне разрабатываются теоретические кон­струкции, с помощью которых упорядочиваются и проверяются на ис­тинность данные, полученные с помощью эмпирических исследований. Теоретический анализ позволяет обнаружить тенденции и законы соци­ального действия. Социологическая теория есть средство, «с помощью которого мыслительная деятельность, известная как наука, реализу­ет три свои основные цели:

1) классифицировать и организовать про­исходящие в мире события таким образом, чтобы их можно было представить в перспективе;

2) объяснить причины происходящих событий и предсказать, когда, где и как будут происходить события будущего;

3) предлагать интуитивно привлекательное здравое "понимание" того, почему и как должны происходить события» [Тернер].

Формой существования теоретического мышления также являют­ся понятия, которые служат для профессионального описания, объяс­нения, обоснования, а следовательно, понимания и научного овладе­ния социальной реальностью.

Оперирование важнейшими понятиями является непременным условием изучения и построения теоретических моделей, установления сход­ства и различия социологических теорий, посвященных сложным про­цессам функционирования и развития общества, многообразию действий людей в обществе. Понятийный аппарат социологии позволяет осмыс­лить эти процессы в динамике и перспективе, перейти к эмпирическим исследованиям, систематическому сбору и анализу данных об обществе.

^ Эмпирические исследования изучают объект социологии в его объек­тивной реальности, используя соответствующие эмпирические техники и процедуры и индуктивный метод мышления.

Теоретические и эмпирические исследования различаются по объекту, по способам движения мысли, по языку, с помощью которого формулиру­ется знание, по процедуре получения знания. В то же время эмпирические и теоретические исследования взаимосвязаны и дополняют друг друга.

^ 2. Общая и политическая социология

Социология как наука, согласно позиции Ю. Хабермасавозника­ет как теория буржуазного общества, и на ее долю выпадает задача объяснить протекание и аномические формы проявления капитали­стической модернизации добуржуазных обществ. Именно социоло­гия, по словам Ю. Хабермаса, есть в первую очередь наука о кризисе перехода от традиционных к современным обществам, именно она, единственная из социальных дисциплин, сохранила связь с пробле­мами всего общества. Иными словами, социология становится социо­логией одновременно с тем, как современность становится модерном, она представляет собой совершенно новую попытку постигнуть общество как общество, а не только его экономику, политику, искусство или рели­гию. Она претендует на особое место в ряду установившихся дисциплин. Какова бы ни была в разных обществах и в разные исторические периоды роль политики как объемлющей сферы, основные понятия политической социологии и социологии вообще изначально привязаны именно к разде­лению сфер социальной жизни, к современному дифференцированному обществу.

На этом основании социологию подразделяют на общую и специаль­нуюОбщая социология исследует универсальные проблемы социальной действительности, специальная — изучает особенности проявления социального действия в различных сферах общества. К специальным об­ластям социологического знания относятся экономическая, этническая, политическая социология, социология семьи, молодежи, образования, управления, культуры, науки и т. д.

Становление политической социологии неразрывно связано с раз­витием общей социологии, ее основных парадигм, теорий, понятий. Но было бы неверно умолчать о влиянии политической мысли (политиче­ской философии) на развитие и становление современного общества и современной политической социологии.

Современное общество в значительной степени сформировалось под воздействием политических теорий, которые, в свою очередь, в значи­тельно большей степени отягощены грузом традиции, чем это явлено в социальных структурах и формах политической организации. Поэтому для социологической теории, безусловно, важны не только, например, исследования политической организации в так называемых «примитив­ных обществах» или высокоразвитых, но в высшей степени «незападных» политических системах Ближнего и Дальнего Востока. Однако следует акцентировать внимание на следующем. Социология вообще, и полити­ческая в особенности, во многом наследуют традиции политической фи­лософии Запада и в ретроспективе обнаруживает свои непосредствен­ные истоки у Платона и Аристотеля, у Макиавелли и Гоббса, у Локка и Юма, Ш-Л. Монтескье и Кондорсе, Сен-Симона и А. де Токвиля, не гово­ря уже о Канте, Гегеле, и Марксе. По мнению многих западных автори­тетных ученых (Р. Бендикс, С. Липсет и др.),основателями политической социологии как науки были К. Маркс и М. Вебер.

Таким образом, понятия современной политической социологии, изначально создаваемой для описания современного западного обще­ства, многослойны. Их нельзя ни правильно изложить, ни правильно применить вне широкой теоретической традиции. Знание теоретических традиций общей и политической социологии является своеобраз­ным предварительным условием формирования правильных, с научной точки зрения, представлений о главных тенденциях как общественно­го, так и политического развитии современного общества.

Но теоретическое знание в политической социологии не сводится только к теориям и традициям, присущим западноевропейской и се­вероамериканской социологическим школам. Русская философская и политическая мысль имеет не менее глубокие традиции, история кото­рых берет свое начало с момента формирования русского государства. Как самостоятельная область научного знания, русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения, природу и сущность государства, формы и типы политической органи­зации государства и общества, оптимальные для России.

Среди русских ученых, занимавшихся вопросами общей и полити­ческой социологии, есть имена, во многом сопоставимые с именами клас­сиков европейской социологической традиции. Широкую известность имеют труды отечественных исследователей: П.Л. Лаврова, Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского, П.Б. Струве, П.А. Сорокина. Знание тра­диций русской общей и политической социологии является также не­обходимым условием формирования объективных научных взглядов как на политическую историю нашего общества и государства, так и на современные российские общественные и политические процессы. В единстве знания теоретических традиций зарубежной и отечествен­ной общей и специальной социологии лежит ключ к успеху в понима­нии современных проблем политического развития как современной цивилизации в целом, так и отдельных региональных и национальных политических процессов.

^ 3. Объект и предмет политической социологии

Современный человек, за исключением профессиональных полити­ков, не отдает себя политической деятельности целиком. Рабочее время он проводит там, где протекает его неполитическая профессиональная деятельность. Его отношение к политике и поведение в ней является да­леко не первостепенным в ряду возможных занятий. Но политика и поли­тические вопросы постоянно присутствуют в жизнедеятельности людей и в определенные периоды становятся для многих из них более важными, несравненно более значительными, чем их неполитическая профессио­нальная деятельность, семья, развлечения или вера.

Политика есть способ совместной жизнедеятельности людей преимущественно большими общностями. Постоянной функцией политики явля­ется приведение в единство разделенного на группы, классы и прослойки современного общества. Само по себе общество не представляет собой единство: оно обладает единством только тогда, когда является поли­тическим обществом. Политика есть важно и относительно автономная часть социума. Она как определенный тип деятельности вторична по отношению к обществу. Но, вместе с тем, все общество так или иначе задано политике и является ее объектом, которому политическая де­ятельность придает конкретные формы. Политика есть средоточение социального. В этом плане политику можно рассматривать как опре­деленный тип социального действия, характеризующийся определен­ными свойствами. Подробное рассмотрение этого аспекта проблемы содержится в социологических теориях Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса.

Современная политика есть система взаимодействий, включающая в себя политических акторов, носителей определенных ценностей, ро­лей, функций, действующих на различных политических уровнях. В этом плане осуществление политики всегда субъективно. Конкретная политика имеет различные направления и уровни своего осуществле­ния. Политика как действительность имеет множество форм и видов своего существования.

Политика в одно и то же время является и источником мотивации, и «аккумулятором» нереализованных социальных практик. Для абсолют­ного большинства людей «реальная политика» всегда остается «обрат­ной стороной Луны», видимой только в «телескоп» средств массовой ин­формации. Однако зеркало этого телескопа обладает одним коварным свойством: отражая, транслируя и многократно увеличивая инфор­мацию о политической действительности, оно само становится новой политической практикой, новой политической действительностью, порой существенно отличной от первоначальной.

Приблизиться к раскрытию подлинного смысла реальной полити­ки способны только политические науки в своих различных видах и направлениях. Политика является объектом изучения многих направ­лений в науке. Наиболее значимыми из них являются политическая на­ука и политическая социология. Признание наличия различий между этими двумя науками остается по-прежнему предметом жарких науч­ных споров.

Как специализированная отрасль науки политическая социология утвердилась на Западе в 30-50-е годы XX в., т. е. спустя несколько де­сятилетий после того, как сформировалась и была институционализи­рована политическая наука.

Возможно, и поэтому предмет политической социологии как науки и научной дисциплины является темой незавершенных дискуссий. Это свя­зано с тем, что политическая социология сформировалась как результат синтеза социологических и политических знаний, социологизации поли­тической науки, развиваясь в рамках каждой из этих наук.

Политическая наука, как более ранняя и самостоятельная область знаний, начала процесс своего формирования еще во второй половине XIX столетия. Известно, что во многих университетах США отделения политических наук были созданы в конце XIX — начале XX в., а Амери­канская ассоциация политических наук образовалась в 1903 г. В евро­пейских университетах этот процесс проходил значительно позднее. Международный коллоквиум политологов, организованный под эги­дой ЮНЕСКО в Париже в 1948 г.,определил четыре группы тем, изу­чаемых политической наукой:

  политическая теория и история политических идей;

  политические институты и их сравнительный анализ - кон­ституция, центральное, региональное и местное правитель­ства, государственная администрация, экономические и соци­альные функции правительственных органов;

  политические партии, группы и ассоциации, участие гражда­нина в правительстве и государственной администрации, об­щественное мнение;

  международные отношения - международная политика, организации и право.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

1. Политическая социология как наука iconЛекция Социология как наука Термин "социология"
О. Контом, что буквально обозначает "наука об обществе, социальной жизни", и дает нам общие представления о том, что изучает эта...
1. Политическая социология как наука icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...
1. Политическая социология как наука iconТема социология как наука
Социология, объект социологии, предмет социологии, общность социальная, парадигма, социальное, социальное действие, интеракция, социальный...
1. Политическая социология как наука iconВасильев Глеб Иванович: политическая социология вопросы геополитики...

1. Политическая социология как наука iconСоциология Оглавление Социология как наука Функции социологического знания Функции социологии
Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации
1. Политическая социология как наука iconСоциология Оглавление Социология как наука Функции социологического знания Функции социологии
Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации
1. Политическая социология как наука iconЛекция №1 «социология»
«Социология» производное от двух слов: латинского societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение. Следовательно...
1. Политическая социология как наука iconТема социология как наука
Социология – это своеобразная анатомия и физиология общества, позволяющая выявлять его нормальное и патологическое состояние и предлагать...
1. Политическая социология как наука iconЛекция № Социология как наука Предмет, объект, функции и методы социологии...
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение»....
1. Политическая социология как наука icon1. Г. Алмонд. Политическая наука: история дисциплины
Ренессанса и сделала резкий скачок в XX в., когда политическая наука обрела подлинно профессиональный характер. Эта кривая отразила...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница