Учебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический университет 2009 Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет»


НазваниеУчебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический университет 2009 Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет»
страница1/6
Дата публикации03.08.2013
Размер0.78 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6


В.В. ГРИДИНА

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Учебное пособие
Часть I

Самара

Самарский государственный технический университет


2009



Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


К а ф е д р а «Социология, политология и история Отечества»
^ В.В. ГРИДИНА

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия




^

Самара

Самарский государственный технический университет


2009

УДК 26

Г83

Р е ц е н з е н т ы: канд. ист. наук Е.Н. Ш м а т о в,

д. фил. наук В.Г. Л е в и н
^ Гридина В.В.

Г83 Религиоведение: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1. / В.В. Гридина. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2009. с.

Рассматриваются основные темы учебного курса «Религиоведение», подготовленные в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации 2003 г.

Представляет собой первую часть курса и содержит материалы лекций, контрольные вопросы, тематику докладов и рефератов, библиографические списки по темам.

Рассчитано на студентов, изучающих специальность «Связи с общественностью», дневной и заочной формы обучения.

УДК 26

Г83


 В.В.Гридина, 2009

 Самарский государственный

технический университет, 2009


ВВЕДЕНИЕ

Религия и религиозная жизнь в той или иной степени неразрывно связаны с жизнью каждого человека. Отношение к религии со стороны российского государства и общественности всегда было неоднозначным. Было время, когда она играла в нашей стране большую роль и когда со стороны государства ей была объявлена война. С начала 90-х гг. XX в., когда распалась прежняя система ценностей и российский народ оказался перед сложным выбором новых духовных ориентиров, религия приобрела за короткий срок большое число последователей и в обществе заговорили о религиозном возрождении. Неоднозначное отношение к религии сложилось и в мировой практике. Последние десятилетия в мире происходят серьезные изменения, связанные с процессами интеграции, модернизации, глобализации. Начиная с XX в. мировая общественность заговорила о кризисе ценностной системы. В светском обществе, где центральное место занимают материальные ценности, духовности часто не находится места. Интерес к религии в нашей стране, где долгое время политика государства была направлена на борьбу с религией, свидетельствует о том, что люди по-новому стали относиться к духовным ценностям, накопленным предшествующими поколениями. Однако если мы попытаемся более глубоко рассмотреть причины возросшего интереса к религии, то увидим, что зачастую это свидетельство не реальных изменений личности, а дань моде. «Внешняя» религиозность вовсе не свидетельствует о том, что люди руководствуются в повседневной жизни нравственными принципами, отраженными в христианских священных текстах. Таким образом, возрастающее число верующих вовсе не свидетельствует о том, что мир пересмотрел свое отношение к религии и вере. Однако интерес населения к религии все же свидетельствует о положительных изменениях в сознании населения и о том, что люди стали осознавать значимость духовной сферы в их жизни. На наш взгляд, существует еще одна проблема, о которой стоит упомянуть. Кризис ценностей охватил не только светское общество, но и затронул религиозное сообщество. Последние годы многие общественные деятели и богословы пишут о том, что пока христиане пытаются договориться между собой, ислам быстрыми темпами осваивает новое пространство, догоняя по численности христианство. В средствах массовой информации уже говорят об «исламизации Европы». Это побуждает ученых и богословов говорить о сотрудничестве и интеграции в религиозной среде, получившей название «экуменического движения». Сегодня нельзя закрывать глаза на то, что происходит в современном мире, необходимо объединить усилия церквей, общества и государства, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в духовной сфере. В большинстве своем население, формально относящее себя к христианству, очень мало знает о собственной религии и тех догматических основах, которые лежат в ее основе, поэтому задача религиоведения заключается не только в том, чтобы рассмотреть существовавшие и имеющиеся религии, но и помочь индивиду самостоятельно найти ответы о смысле человеческого бытия, чтобы сделать осмысленный выбор относительно собственного будущего.

Дисциплина «Религиоведение» занимает особое место в системе гуманитарных наук и опирается на опыт, накопленный историей, философией, археологией, этнографией, психологией, антропологией, правоведением и другими науками.

В религиоведении не существует единого универсального подхода к происхождению религий, а значит, изучать и анализировать накопленный опыт в данной сфере необходимо максимально корректно. Изучение религий в светском обществе не может носить идеологического или конфессионального оттенка. Изучение мировых религий должно осуществляться в культурном, историческом, общественном и политическом аспектах. Сегодня в нашей стране работают специалисты в области религиоведения, чьи имена известны во всем мире. Это проректор МГУ, декан философского факультета МГУ, профессор В.В. Миронов, зав. отделением религиоведения философского факультета МГУ профессор И.Н. Яблоков, главные редакторы журнала "Религиоведение" профессор А.П. Забияко, доцент А.Н. Красников, профессор Санкт-Петербургского университета М.М. Шахнович и др. В работе автор опирался на труды этих ученых, изданные в последние годы.

К основным задачам данного издания можно отнести следующие.

  1. Предоставление студентам необходимых знаний по основным религиоведческим проблемам.

  2. Оказание методической помощи в изучении теоретических положений и понятий религиоведения, основ вероучений и культа ранних религиозных систем и национальных религий.

  3. Помощь студентам в овладении основными сведениями об истории религии, ее сущности, природе, функциях.

Следует отметить, что в религиоведении есть ряд тем, которые могут вызвать некоторые затруднения. К ним можно отнести теории происхождения религии, рассматривающие различные подходы и интерпретации происхождения религий. Кроме того, особую сложность вызывает изучение индийских религий, поскольку их философско-религиозные доктрины сложны для европейского восприятия.

Данная работа представляет первую часть дисциплины «религиоведение», в которой рассматриваются методологические проблемы дисциплины, происхождение ранних форм религиозных верований и национальных религий. Во второй части данного пособия будут рассмотрены мировые религии, нетрадиционные религиозные движения, исторические альтернативы религиозному сознанию, рассмотрены причины и значение возрастающей религиозности в современном мире, интегративные процессы в традиционных религиях, а также государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации и осуществление принципа свободы совести в нашей стране. Пособие отражает прочитанный автором лекционный курс для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью», и может быть использовано для подготовки к практическим занятиям. В данной работе автором был реализован аналитико-синтетический подход в изложении материала. Для подготовки материала, вошедшего в данное пособие, автором была отобрана и проанализирована информация из различных источников по рассматриваемой проблематике, выпущенной за последние годы.

Следует обратить внимание, что в данном издании рассматриваются лишь те религии, которые оказали заметное влияние на развитие национальных религиозных систем.

Автор рассчитывает, что в ходе изучения данной дисциплины студенты научатся ориентироваться в многообразии религиозных конфессий и смогут вести конструктивный диалог с представителями религиозных конфессий.

Раздел^ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ


Тема 1. Религиоведение как наука
и учебная дисциплина


План

  1. Понятие и разделы религиоведения.

  2. Методология религиоведения.

  3. История религиоведения.

  4. Значимость изучения религиоведения

  5. Школы и направления религиоведения.




  1. Религиоведение как самостоятельная наука возникла во второй половине XIX в. на Западе, несмотря на то, что представления о религии накапливались в течение многих веков.

Религиоведение можно определить как особую разновидность гуманитарного знания, изучающую религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, Богу или богам, или к тому, что индивид считает священным или сакральным.

Своим предметом религиоведение определяет закономерности возникновения, функционирования и развития религии, ее теорию, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями жизни общества. Содержание религиоведческого знания помимо философского вбирает в себя социологические, психологические, исторические и другие компоненты.

За короткую историю развития религиоведения выделились такие более узкие направления, как философия религии, феноменология религии, история религии, социология религии, психология религии.

Ядро религиоведения составляет философия религии.

2. Поскольку религиоведение является комплексной дисциплиной, то использует научные методы изучения: диалектика, системный подход, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, экстраполяция, моделирование, аналогия, гипотеза, индукция, дедукция, наблюдение и пр. Однако данная наука имеет специальные теоретические и эмпирические методы, такие как типологический, исторический, герменевтический, каузальный, структурно-функциональный, феноменологический.

^ Типологический метод – процедуры расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам. В результате возникают группы признаков – типы, которые являются моделью для определенных объектов и явлений. С помощью типологизации выделяют, например, исторические типы религий.

^ Исторический метод – использует логику истории, которая позволяет понять современное состояние объекта и вместе с тем дает руководство к правильному осмыслению событий и фактов прошлого.

^ Герменевтический метод – применяется для понимания религиозных явлений. Предполагает использование приемов истолкования сакральных текстов, сочинений религиозных авторов, соотнесения понимания первоисточников.

^ Каузальный анализ – изучение причинно-следственных отношений, выявление причин возникновения и эволюции различных явлений религии.

Структурно-функциональный – выделяет элементы, которые соотносятся с другими элементами и системой в целом, выясняет их взаимное воздействие.

^ Феноменологический метод – совокупность приемов выяснения смыслов и значений в духовном взаимодействии людей. Он соотносит молитвы, идеи, представления индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи их поведения.

Социологические методы изучения религии также используются в изучении религиоведения. К ним относят опрос, интерпретацию, наблюдение, включенное наблюдение, контент-анализ.

3. Интерес к исследованию религии возник достаточно давно. Однако особенно быстро процесс накопления теоретического и эмпирического материала происходил в последние три столетия в Европе, что было связано с развитием наук, философской мысли и пересмотром теологической трактовки религии как божественного откровения.

Философы начинают обращаться к различным религиям, надеясь обнаружить в ходе их сравнительного анализа общие для всего человечества верования. Результатом подобных изысканий был бурный рост знаний о таких религиях, как конфуцианство, даосизм, буддизм, индуизм, ислам и т.п. Кроме того, философские открытия в религиозной сфере были подкреплены эмпирическим материалом и выводами специальных отраслей знания. Большую роль в формировании современных представлений о религии сыграло изучение миссионерами и путешественниками религиозных верований и обрядов малознакомых Европе народов (Маттео Рикки (1552-1610), Жозеф Лафито (1681-1746), Шарль де Бросс (1709-1777).

Последняя четверть XIX в. стала временем официального признания религиоведения. Особую роль в этом сыграл английский лингвист Макс Мюллер. Его исследования в области восточных религий послужили основанием для идеи создания науки по изучению религии. В 1873 г. его лекции были опубликованы под названием «Введение в науку о религии».

Возникнув во второй половине XIX в. на стыке философии, антропологии, этнографии, археологии, языкознания, сравнительной мифологии и фольклористики, религиоведение с самого начала поставило своей задачей беспристрастное исследование религий мира. Специалисты, разрабатывающие эту отрасль знания, стремились опираться на тщательно проверенные эмпирические данные, использовали рациональные методы их интерпретации, чтобы затем сформулировать общие законы развития и функционирования религии.

Начиная с 70-х годов XIX в. лекции по истории и философии религии читаются в крупнейших университетах Англии, Голландии, Германии, Франции, Италии и других стран Европы. Изучением религии с разных точек зрения занимаются также антропологи, филологи, историки, правоведы, социологи, психологи и философы, внося значительный вклад в развитие новой науки.

В современной России религиоведение делает первые шаги в развитии. Это связано с тем, что оно оказалось невостребованным в царское время, а затем и в Советском Союзе. В советские годы государство отказалось от религиозного образования, введя в образовательный процесс идеологический принцип партийности, сузив возможность беспристрастного отношения и оценки сущности религии.

Однако за короткий срок своего существования религиоведение превратилось в официально признанную науку, имеющую собственные методы, категории и понятия. В XXI в. результаты, полученные религиоведами, стали использоваться не только светскими учеными и либеральными теологами, но и религиозными ортодоксами.

4. Изучение религиоведения вносит большой вклад в свободное самоопределение личности, использование достижений мировой и отечественной культуры, формирование духовных интересов и ценностей. Наряду с такими обществоведческими дисциплинами, как история, философия, культурология, социология, правоведение и др., религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов применительно к анализу религии, способствует развитию исторической памяти народов. Кроме того, данная дисциплина закладывает основы для осмысленной реализации конституционного права личности на свободу совести и вероисповедания. Изучение данной дисциплины важно для утверждения в нашем обществе гуманистических ценностей современного мира, гармонизации межчеловеческих отношений, в том числе представителей религиозных и нерелигиозных взглядов. Усвоение теоретических положений и фактов данной науки способствует поиску путей сохранения религиозного мира, социального и духовного возрождения общества.

Профессиональная деятельность специалиста по связям с общественностью связана с построением коммуникационного пространства. Специалист по PR должен уметь составлять тексты публичных выступлений, пресс-релизы, проводить пресс-конференции и презентации. Указанные формы деятельности напрямую связаны с ценностями и потребностями тех целевых групп общественности, чью поддержку рассчитывает получить специалист по PR. Сегодня на территории РФ действует большое число религиозных организаций, чья деятельность затрагивает значительную часть населения. Сегодня можно уверенно сказать, что люди, принадлежащие к той или иной конфессии, составляют самостоятельную социальную категорию, с которой может быть связана профессиональная деятельность специалиста по связям с общественностью. Средства массовой информации неоднократно демонстрировали, к каким социальным и политическим последствиям может привести неквалифицированный подход во взаимодействии с религиозными людьми.

Сегодня в России практически отсутствуют PR-службы, осуществляющие взаимодействие между общественными, коммерческими и религиозными организациями. В США крупнейшие религиозные организации имеют свои отделения паблик рилейшнз. Кроме того, в отличие от Западной Европы, где более 50% всех благотворительных средств передается религиозным организациям, в РФ слабо развит фандрайзинг и разработка серьезных проектов в социальной сфере. В нашей стране PR в социальной сфере пока занимает незначительное место, отдавая предпочтение коммерческой и политической сферам, однако многие специалисты прогнозируют ей серьезное будущее. Ошибочно полагать, что знания в области изучения религии специалисту по связям с общественностью необходимы только для общего интеллектуального развития. PR-специалист должен не только овладеть определенной суммой знаний по данной дисциплине, но и уметь их использовать в своей будущей профессиональной деятельности, избегая возможных ошибок во взаимодействии с представителями различных конфессий.

5. В современном религиоведении существует многообразие школ, предлагающих собственное толкование происхождения религий. Выделяют следующие школы.

Мифологическая (М.Мюллер, Д.Фрэзер).

Ее сторонники считают, что в священных религиозных текстах запечатлено аллегорическое повествование реальной земной жизни.

Антропологическая (Л.Фейербах, Э.Тэйлор, Л.Леви-Брюль).

Попытка обоснования концепции происхождения религии от самого человека. Страх перед явлениями природы, бессилие перед судьбой вынуждают человека «выдумывать» богов.

Психологическая (У.Джемс, З.Фрейд, К.Г.Юнг).

Данная школа представлена различными психологическими интерпретациями религии – от понимания религии как комплекса Эдипа до понимания сущности религии как бытия мировых архетипов.

Историческая (И.Я.Бахофен, Ф.Х.Баур, Э.Ренан).

Сторонники данной школы считают, что религия должна исследоваться и интерпретироваться на основании совокупности всех исторических источников, свидетельствующих о ней.

Социологическая (И.Кант, О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, К.Маркс, М.Вебер, Э.Трельч, Б.Малиновский, П.Сорокин).

Религия есть общественный феномен. Чтобы понять, что происходит в сфере экономики и политики, в сфере человеческих отношений, нужно подняться на уровень культурных установок, опосредованных религией.

Феноменологическая (Р.Отто, Г. ван дер Леува, М.Элиаде).

Религии следует изучать, учитывая дихотомию «вещь-в-себе» – «вещь-для-нас».

Традиционалистская (Р.Генон, А.Мень).

Изучение религиозного опыта учеными-богословами.

Следует отметить, что религиоведение придерживается базовых принципов, основными из которых являются:

– строгая объективность и конкретно-историческое рассмотрение материала;

– изучение религии, религиозной философии, свободомыслия в контексте развития духовной культуры;

– анализ мировоззренческих вопросов под углом зрения философской антропологии;

– изложение вопросов на языке толерантности (терпимости).

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что изучает религиоведение?

  2. Каковы основные методы изучения религии?

  3. В чем заключается необходимость изучения религиоведения?

  4. Из каких основных разделов состоит наука о религии?

  5. Назовите основные этапы формирования религиоведения.

^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Роль и значение религиозного фактора в жизни народов мира.

  2. Развитие представлений о религии.

  3. Основные проблемы современного религиоведения.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический университет 2009 Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Учебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический университет 2009 Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Афедры химии. Контрольные вопросы для защиты лабораторных работ по химии: Методическое пособие / Государственное образовательное...
Учебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический университет 2009 Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет» iconРефератов по дисциплине «Правоведение»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский...
Учебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический университет 2009 Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет» iconТесты по дисциплине «Правоведение»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский...
Учебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический университет 2009 Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Учебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический университет 2009 Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет» iconКомплект ситуационных задач по дисциплине «Правоведение» Критерии оценки ситуационной задачи
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский...
Учебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический университет 2009 Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет» iconЮридические документы по дисциплине «Правоведение» Критерии оценки...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский...
Учебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический университет 2009 Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Му к контрольной работе студентов рассмотрены и одобрены на заседании кафедры-разработчика фбуаиА 11. 12. 2008г протокол №6
Учебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический университет 2009 Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет» iconГосударственное образвательное учреждение высшего профессионального образования
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева”
Учебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический университет 2009 Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет» iconПрограмма по Истории и методологии науки Тема 1
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Балтийский государственный технический университет...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница